Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа»





Скачать 490.36 Kb.
НазваниеЭлективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа»
страница1/5
Дата публикации18.10.2014
Размер490.36 Kb.
ТипЭлективный курс
100-bal.ru > История > Элективный курс
  1   2   3   4   5
Элективный курс «Основы демократии»

Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания МОУ «Мари – Куптинская основная школа» МО « Мари – Турекский

муниципальный район» Республики Марий Эл
Пояснительная записка.
Предлагаемая программа элективного курса «Основы демократии» направлена на углубленное изучение в старших классах особенностей современной демократии. Содержание курса обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки. Курс «Основы демократии» вызывает повышенное внимание учащихся. Впервые российские граждане получили возможность оказать влияние на жизнь общества и государства. Школу демократии должен пройти каждый в т. ч. и тот, кто только вступает в жизнь, потому что стремление к свободе может быть врожденным, а практику демократии нужно изучать. Тема курса полностью соответствует современным тенденциям социально- политического развития нашей страны (демократизация, становление гражданского общества и правового государства).
Курс рассчитан на 34 часа. В качестве опорных знаний используется материал, полученный на занятиях учебного предмета «Обществознание». Освоение нового осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами обществознания, истории, права, географии, экономики и др. Для обучающихся программа дает возможность формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной деятельности, поможет стать свободной и независимой личностью в участии построения демократического общества.
К сожалению, в школьных курсах недостаточно раскрывается вопрос о демократии. Актуальность программы состоит в том что, многие фундаментальные основы демократии нелегко объяснить на уровне курса общеобразовательной школы. Этот недостаток признана исправить данная программа. Главным ее отличием от других программ подобного профиля является использование международного опыта. Демократические принципы успешно развиваются во многих государствах. Примеры Великобритании, США, Франции, Канады и других стран позволяют выделить лучшие образцы демократии и предостерегают от возможных ошибок. За последние десятилетия демократия стала всемирным явлением, она укрепляется на различных континентах, побеждает в странах Восточной Европы, Латинской Америки, Азии, Африки.
Для организации творческого процесса в программе предусмотрена система теоретических и проблемных вопросов, творческих заданий, открываются широкие возможности для исследования, дискуссии. Занятия проводятся в форме коллективной работы, что способствует сплочению группы, развитию дружеских отношений среди ребят. Проводится индивидуальная работа. Это имеет большое значение при подготовке к олимпиадам, конференциям, для совершенствования знаний в области демократии, учредить в России демократию.
На занятиях по программе элективного курса организованы как теоретическое изучение особенностей демократии ...

В перечень основных теоретических тем входят правовое государство, гражданское общество, права человека в демократическом обществе, федерализм и другие формы государственного устройства. Большое влияние уделяется культуре при демократии.
1

Практические работы представляют собой изучение конкретных объектов, иллюстрирующих данный теоретический раздел. В ходе большинства практических работ учащиеся имеют дело с документами (такими как: «Всеобщая декларация прав человека, ООН 10 декабря 1948 года», «Конституция Российской Федерации, 12 декабря 1993 года»). Учащиеся участвуют в лабораторной работе «Разнообразие государственно-политических форм в современном мире», в игре «Избирательная компания» и др.

Кроме того, программа элективного курса предусматривает творческие работы по решению проблемных задач, написание эссе, выдвижение гипотез по осуществлению их проверки, владению приемами исследовательской работы, элементарным умением прогнозировать/умение отвечать на вопрос: «Что произойдет если...?».

Занятия дают широкие возможности для рождения правового самосознания, т.е. появление у учащихся правовой защиты, возможность найти опору, когда учащийся ищет свой жизненный путь в мире.

Изучение элективного курса направлено на достижение цели:

— формирование гражданина для жизни в демократическом государстве;

— развитие личности, ее социального мышления;

Задачи курса:

— обучающая: изучение демократии, как форма общественной власти, государства, основанной на признании народа источником власти, его права участвовать в решении дел в соответствии с широким кругом гражданских прав и свобод; освоение системы знаний составляющих основу демократии, необходимые для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования.

— воспитательная: воспитание гражданственности, социальной ответственности; приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации.

— развивающая: развитие умения развернуто обосновать суждения, давать определения, приводить доказательства, в том числе от противного, объяснять изученные положения на самостоятельно приобретенных конкретных примерах, поиск нужной информации в источниках различного типа и извлечение необходимой информации.

Развитие навыков, презентация результатов познавательной и практической деятельности, владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия), передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).

Ожидаемые результаты: Обучающие должны знать материал, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися:

— суть демократии

— необходимость гражданского и правового государства, правовое государство, основные черты правового государства, предпосылки создания правового государства

— гражданское общество

— права человека, принцип осуществления прав человека

— политические, гражданские, экономические и культурные права

— политическая система

— формы государственного правления

— политические режимы

— типы демократического государства

— демократические выборы, система избирательной практики: пропорциональная система, мажоритарная система, система абсолютного большинства

— межнациональные отношения, этнос, нация, национализм

— формы государственного устройства
2

—-черты политических партий, классификация партий, многопартийная и однопартийная системы, правящие и оппозиционные партии

— политическая культура в условиях демократии.

Обучающиеся должны уметь, овладеть навыками, основанные на более

сложных видах деятельности, в том числе и творческой:

— характеризовать, осуществлять комплексный поиск социальной информации

— анализировать, классифицировать информацию

— сравнивать, объяснять, раскрывать на примерах демократические принципы, основы существования демократии

— формировать собственные суждения и дать аргументы

— осуществлять индивидуальные и групповые учебные работы.

В конечном итоге использовать приобретенные знания, умения и навыки в практической деятельности и в повседневной жизни, выходящие за рамки учебного курса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач в условиях демократии.

Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками.

Оценка знаний обучающихся проводиться в процессе собеседования. При этом учитывается правильность изложения материала, полнота раскрытия темы, умение применять полученные знания на практике. В особенности это касается знаний о демократических выборах, систем избирательной практики, условий участия партий в выборах, правил подсчета голосов.

В процессе эвристической беседы выявляется как знание предыдущего материала, так и создается условие для активизации мышления. На практических занятиях проверяются умения и навыки работы по данной проблеме, определяется уровень овладения теоретической частью.

Входной контроль осуществляется в виде собеседования, текущий контроль идет в виде бесед, практических работ, в ходе выполнения самостоятельных работ, в виде решения тестов, проблемно-познавательных задач.

Итоговый контроль проводится по результатам прохождения курса в виде докладов, рефератов, эссе.

Одним из важнейших заинтересованности обучающихся и успешного освоения ими программы учебного курса является выступление на конференции.

В целом, содержание программы соответствует целям образования и действующим образовательным стандартам. В программу включены прогрессивные научные знания, позволяющие достичь запланированных целей и задач. Следует отметить инвариантный характер содержания программы. Степень обобщенности включенных в программу знаний соответствует развития абстрактного мышления старшеклассников. Курс имеет практическую направленность: он нацелен на решение разнообразных жизненных задач в условиях демократии. В этом должны помочь активные методы, обучения, предусмотренные программой: практические и лабораторные работы, деловые игры, эссе, решение проблемных задач, выдвижение гипотез последующей их проверкой, проведение исследовательской работы и т.д. Учебный материал в программе характеризуется связностью и систематичностью. Промежуточные и итоговые результаты реализации программы контролируемы, возможные сбои в программе могут быть выявлены в любой момент обучения. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения учащимися и получения запланированных результатов.


3
Учебно-тематический план


Название разделов и тем

Теоретическая часть

Практическая, часть

Контрольные работы

Всего

Введение




1




1

Раздел 1. Демократия. Правовое государство. История демократии.













Тема 1. Что такое демократия.

1







1

Тема 2. Правовое государство.

1







1

Тема 3. из истории демократии.

1

1




2

Раздел 2. общество и демократические ценности.













Тема 1.социально-экономические условия демократии.

1







1

Тема 2. Гражданское общество.

1




1

2

Тема 3. Нравственные ценности демократии.

1







1

Раздел 3. Права человека в

демократическом

обществе.













Тема 1. Права человека. Принцип существования прав человека.

1







1

Тема 2. Политические и гражданские права.

1







1

Тема 3. Экономические, социальные, культурные права.

1







1

Тема 4. Права, свободы человека и гражданина в Конституции Российской Федерации.




1

1

2

Раздел 4. Государство и политическая власть.













Тема 1. Политическая система и государство. Формы государственного правления и политические режимы.

2

1







Тема 2. Основные типы

демократического

устройства.

1

1




2
















Раздел 5. Выборы -важный механизм осуществления власти.













Тема 1. Что такое выборы.

2

1







Раздел 6. Федерализм и государственного устройства.













Тема 1. Межнациональные отношения и проблемы государственного устройства.

1




1

2




Тема 2. Основные формы

государственного

устройства.

1

1




2




Раздел 7. Политические партии и общественные организации.
















Тема 1. Партии в демократическом обществе.

2







2




Тема 2. Группа интересов, роль элиты в обществе.

1







1




Раздел 8. Культура и образование, средства массовой информации в условиях демократии.
















Тема 1. Что такое политическая культура.

1













Тема2. Демократия и образование.

1













Тема 3. Роль СМИ в условиях демократии.

1




..







Тема 4. Культура власти.

1













Итоговый контроль




1










Итого

23

8




34



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconПрограмма развития моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная школа»
Программа развития моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики...
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconПубличный отчет моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная...
Моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики Марий Эл на 2010...
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconПрезентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных...
Теоретическая часть. Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким...
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconЭлективного курса
Моу «Мари-Куптинская основная общеобразовательная школа» Мари-Турекского района Республики Марий Эл
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconЭлективный курс 9 кл. Мир профессий Составитель курса Шааф О. В.,...
Назначение документа – руководители спецкурсов, классные руководители, учителя, желающие вести элективный курс
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconЭлективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»
Приложение Элективный курс предпрофильной подготовки «Государственные символы России»/ Автор – составитель Рыбакова Н. А., учитель...
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconЭлективный курс «Основы проектирования». 10 класс. Составитель программы...
Курс «Основы проектной деятельности» изучается в старшей ступени обучения в средней школе
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconЭлективный курс. Страницы религиозной жизни Стародубского края (34...
Автор: Пусь В. М., учитель истории и общественных дисциплин моу «Шкрябинская средняя общеобразовательная школа»
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconМоу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт...
...
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconЭлективный курс. Математика. 8-9 классы» Автор-составитель: Л. Н....
Рабочая программа практикума «Самый простой способ решения непростых неравенств» для учащихся 9 класса составлена на основе методического...
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconПротокол № моу «Мари Куптинская 2011г основная общеобразовательная
Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. 7-8 кл./Под руководством А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 2007
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconУрок по теме: «Пути возникновения, становления и развития»
Судос Галина Ивановна, учитель истории и обществознания моу «Хабарская средняя общеобразовательная школа №2»
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconУчебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели
Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconИкт на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания моу «Вечерняя сменная общеобразовательная школа №1» г о. Электросталь- островская Л. Т
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Мари-Куптинская основная общеобразовательная школа»
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина Яковлевна учитель истории, обществознания моу «Мари Куптинская основная школа» iconАвтор-составитель А. Н. Павлов, учитель истории моу «Верхнеачакская...
Попытки модернизации России можно представить в циклическом развитии с разделением на реформы, контрреформы и революции. Важным представляется...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск