Скачать 0.77 Mb.
|
Мастер-класс по теме «Технология проблемного обучения и формирование ключевых образовательных компетенций» Первый признак мыслящего человека – это умение видеть проблему там, где она есть. С.Л.. Рубенштейн 1. Теоретическая часть Презентация педагогического опыта учителя: - краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г.Я.. учитель истории, обществознания, географии МОУ « Мари- Куптинская основная общеобразовательная школа» МО «Мари- Турекский муниципальный район» Республики Марий Эл. 2. Практическая часть: «Богатство страны». 3. Рефлексия участников мастер – класса.
В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества, то есть реализовать ключевые компетенции? Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным – уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция рискует так и остается скрытой возможностью. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающихся. Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но и не ограничиваются только ими. Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов, имеющих личностно- деятельностный характер. В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления образовательных стандартов в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учениками. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов. Образовательная компетенция - это совокупность смысловых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно- и социально значимой продуктивной деятельности. Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) выделяется трехуровневая иерархия компетенций: 1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования; 2) общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей; 3) предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов. Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения. Перечень ключевых образовательных компетенций определяется нами на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе. С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие: 1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом. 2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравстренные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени, сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания/мира. 3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценка учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов. Владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания. 4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. 5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными полями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области. 6. Социально-трудовая компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. 7. Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности. Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях. Современные условия развития общества указывают на то, что умения выявлять, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т. д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте определены ключевые образовательные компетенции. Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. С одной из них, технологией проблемного обучения, мы познакомимся сегодня. Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач и заданий различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и. что крайне важно с позиций компетентностного обучения, способами действия. В результате этого формируются продуктивное мышление обучающихся, их воображение и творческие способности. По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения: - решение научных проблем, то есть поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства; -решение практических проблем, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, изобретение, конструирование, модулирование; - создание художественных решений на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.д. Проблемное обучение как образовательная технология основывается на теоретических положениях Д. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой традиционный учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия же чтением, письмом, счетом проводились только в связи со спонтанно возникшими у детей потребностями. Д. Дьюи выделял четыре важнейших потребности: социальную, конструирования, художественного выражения и исследовательскую. Для удовлетворения этих потребностей ребенку предоставлялись в качестве источника познания слово (книги), произведения искусства (репродукция картин, картинки), технические устройства (игрушки), а в более старшем возрасте – загадки, задачи, проблемы и ситуации для решения. Д. Дьюи предложил следующее концептуальное обоснование своего педагогического опыта: - ребенок повторяет путь человечество в познании; - усвоение знаний носит спонтанный характер; - ребенок усваивает учебный материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего учения; - условиями успешности обучения являются проблематизация учебного материала, активность ученика и связь обучения с жизнью ребенка игрой, трудом. Сегодня под проблемным обучением понимается, по определению Г.Селевако, такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей. Целевыми ориентациями технологии проблемного обучения являются: - приобретение учащимися знаний, умений и навыков; - повышение прочности знаний; - формирование исследовательских и поисковых умений и навыков; - развитие познавательных и творческих способностей. Фундаментальным вопросом практики является вопрос «Как достичь обозначенных целей»? Ответ на первый взгляд прост: «Путем применения проблемных методов». Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности. Проблемные ситуации как основа функционирования проблемных методов делятся на педагогические и психологические. Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну и другие отличительные качества объекта познания. Психологическая проблемная ситуация представляет собой индивидуальное явление: это так называемое «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт». Многообразие проблемных ситуаций ведет к необходимости их классификации по разным параметрам: 1. По уровню проблемности: - возникающие независимо от приемов; - вызываемые и разрешаемые учителем; - вызываемые учителем и разрешаемые учеником; - самостоятельное формирование проблемы и решения; 2. По виду разногласия информации: - ситуации неожиданности; - ситуация – конфликт; - ситуация – предположение; - ситуация опровержение; - ситуация – несоответствие; - ситуация – неопределенности; 3. По методическим особенностям: - проблемное изложение; - эвристическая беседа; - проблемная демонстрация; - исследовательская лабораторная работа; - мысленный проблемный эксперимент; - проблемное решение проблем; - проблемные задания; - игровые проблемные ситуации; 4. По типу действий, требующих для их решения: - действия выбора; - действия сравнения, сопоставления; - устранения рассогласованности; - творческого подхода; - принятия решения; - установления связи; - изменения взгляда на вещи; - поиска, исследования. Технологический цикл проблемного обучения представлен шестью этапами: 1) постановка педагогической проблемной ситуации, организация появления у обучающегося вопроса; 2) перед педагогически организационной проблемой ситуации в психологическую: начало активного поиска ответа на вопрос, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного; 3) поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия; 4) появление идеи решения, приращение нового знания у обучающихся; 5) реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта; 6) контроль результатов. Мастерство учителя проявляется во владении им методическими приемами создания проблемных ситуаций (вот почему ответ «Путем применения проблемных ситуаций на первый взгляд прост) Рассмотрим некоторые из них: - учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; - сталкивает противоречия практической деятельности; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; - предлагает рассмотреть явление с разных позиций; - побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации; - формулирует проблемные задания и задачи; - побуждает к выдвижению гипотез. |
Элективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина... ... | Программа развития моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная школа» Программа развития моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики... | ||
Публичный отчет моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная... Моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики Марий Эл на 2010... | Моу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт... ... | ||
Элективного курса Моу «Мари-Куптинская основная общеобразовательная школа» Мари-Турекского района Республики Марий Эл | Из опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8... Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего образования рф, заместитель руководителя... | ||
Тема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества... Автор опыта: Сошенко Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Подолешенская... | Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным... Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная... | ||
«Информационные технологии в процессе обучения географии» Проблема над которой работает учитель Обобщение опыта работы Гудковой Анастасии Николаевны, учителя географии моу «Белогорская средняя общеобразовательная школа» Беляевского... | Опыта Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Протокол № моу «Мари Куптинская 2011г основная общеобразовательная Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. 7-8 кл./Под руководством А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 2007 | Тема опыта Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области | ||
“ Презентация педагогического опыта” Васильева Лидия Николаевна, учитель начальных классов моу павловская сош №1 мо «Павловский район» | Тема обобщения и демонстрации педагогического опыта Инновационные методы в обучении учащихся истории и обществознания. Августовская конференция учителей истории и обществознания города... | ||
Учебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана | Положение об обобщении инновационного и передового педагогического... Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования... |