Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа»





НазваниеПрезентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа»
страница1/7
Дата публикации19.03.2015
Размер0.77 Mb.
ТипПрезентация
100-bal.ru > Право > Презентация
  1   2   3   4   5   6   7
Мастер-класс по теме «Технология проблемного обучения и

формирование ключевых образовательных компетенций»

Первый признак мыслящего человека – это умение видеть

проблему там, где она есть.

С.Л.. Рубенштейн

1. Теоретическая часть

Презентация педагогического опыта учителя:

- краткое обоснование основных идей опыта

Орлова Г.Я.. учитель истории, обществознания, географии МОУ

« Мари- Куптинская основная общеобразовательная школа» МО

«Мари- Турекский муниципальный район» Республики Марий Эл.
2. Практическая часть: «Богатство страны».
3. Рефлексия участников мастер – класса.


  1. Теоретическая часть. Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, таким образом, есть системы формальных критериев, характеризующих не просто умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа должна научить учится всю жизнь.

В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества, то есть реализовать ключевые компетенции?

Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным – уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция рискует так и остается скрытой возможностью. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающихся.

Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Заметим, что образовательные компетенции включают в себя компоненты функциональной грамотности ученика, но и не ограничиваются только ими.

Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использова­ния этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Образовательная компетенция предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладе­ние комплексной процедурой, в которой для каждого выделенного направления присутствует соответствующая совокупность образо­вательных компонентов, имеющих личностно- деятельностный ха­рактер.

В комплексности образовательных компетенций заложена до­полнительная возможность представления образовательных стан­дартов в системном виде, допускающем построение четких изме­рителей по проверке успешности их освоения учениками. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образова­тельные компетенции представляют собой интегральные характе­ристики качества подготовки учащихся, связанные с их способно­стью целевого осмысленного применения комплекса знаний, уме­ний и способов деятельности в отношении определенного междис­циплинарного круга вопросов.

Образовательная компетенция - это совокупность смысло­вых ориентации, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно- и социально значимой продуктивной деятельности.

Определив понятие образовательных компетенций, следует вы­яснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), меж­предметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета) выделяется трех­уровневая иерархия компетенций:

1) ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;

2) общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

3) предметные компетенции — частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описа­ние и возможность формирования в рамках учебных предметов.

Таким образом, ключевые образовательные компетенции кон­кретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Перечень ключевых образовательных компетенций определя­ется нами на основе главных целей общего образования, структур­ного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладе­вать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми образовательными компетен­циями являются следующие:

1. Ценностно-смысловая компетенция. Это компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами уче­ника, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ори­ентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная тра­ектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отноше­нию к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это - особенности националь­ной и общечеловеческой культуры, духовно-нравстренные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологи­ческие основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, напри­мер, владение эффективными способами организации свободного времени, сюда же относится опыт освоения учеником научной кар­тины мира, расширяющейся до культурологического и всечелове­ческого понимания/мира.

3. Учебно-познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологиче­ской, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценка учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компе­тенции определяются требования соответствующей функциональ­ной грамотности: умение отличать факты от домыслов. Владение измерительными навыками, использование вероятностных, стати­стических и иных методов познания.

4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необхо­димую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки дея­тельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окру­жающем мире.

5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необхо­димых языков, способов взаимодействия с окружающими и уда­ленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными полями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное коли­чество реальных объектов коммуникации и способов работы с ни­ми для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изу­чаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовая компетенция означает владение зна­ниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, предста­вителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупа­теля, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обя­занностей, в вопросах экономики и права, в области профессио­нального самоопределения. В данную компетенцию входят, на­пример, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладе­вает минимально необходимыми для жизни в современном обще­стве навыками социальной активности и функциональной грамот­ности.

7. Компетенция личностного самосовершенствования на­правлена на освоение способов физического, духовного и интел­лектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и са­моподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его не­прерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данной компе­тенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культу­ра. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безо­пасной жизнедеятельности личности.

Образовательные компетенции ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, прояв­ляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в бу­дущих производственных отношениях.

Современные условия развития общества указывают на то, что умения выявлять, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т. д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте определены ключевые образовательные компетенции.

Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. С одной из них, технологией проблемного обучения, мы познакомимся сегодня.

Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой проблемных задач и заданий различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и. что крайне важно с позиций компетентностного обучения, способами действия. В результате этого формируются продуктивное мышление обучающихся, их воображение и творческие способности. По содержанию решаемых проблем различают три вида проблемного обучения:

- решение научных проблем, то есть поиск и открытие обучаемым нового правила, закона, доказательства;

-решение практических проблем, т.е. способа применения известного знания в новой ситуации, изобретение, конструирование, модулирование;

- создание художественных решений на основе творческого воображения, включающее рисование, игру, музицирование и т.д.

Проблемное обучение как образовательная технология основывается на теоретических положениях Д. Дьюи, основавшего в 1894 г. в Чикаго опытную школу, в которой традиционный учебный план был заменен игровой и трудовой деятельностью. Занятия же чтением, письмом, счетом проводились только в связи со спонтанно возникшими у детей потребностями. Д. Дьюи выделял четыре важнейших потребности: социальную, конструирования, художественного выражения и исследовательскую.

Для удовлетворения этих потребностей ребенку предоставлялись в качестве источника познания слово (книги), произведения искусства (репродукция картин, картинки), технические устройства (игрушки), а в более старшем возрасте – загадки, задачи, проблемы и ситуации для решения. Д. Дьюи предложил следующее концептуальное обоснование своего педагогического опыта:

- ребенок повторяет путь человечество в познании;

- усвоение знаний носит спонтанный характер;

- ребенок усваивает учебный материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у него потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего учения;

- условиями успешности обучения являются проблематизация учебного материала, активность ученика и связь обучения с жизнью ребенка игрой, трудом. Сегодня под проблемным обучением понимается, по определению Г.Селевако, такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Целевыми ориентациями технологии проблемного обучения являются:

- приобретение учащимися знаний, умений и навыков;

- повышение прочности знаний;

- формирование исследовательских и поисковых умений и навыков;

- развитие познавательных и творческих способностей.

Фундаментальным вопросом практики является вопрос «Как достичь обозначенных целей»? Ответ на первый взгляд прост: «Путем применения проблемных методов». Проблемные методы – это методы, основанные на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами и явлениями их сущность, управляющие ими закономерности.

Проблемные ситуации как основа функционирования проблемных методов делятся на педагогические и психологические.

Педагогическая проблемная ситуация создается с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчеркивающих противоречия, новизну и другие отличительные качества объекта познания.

Психологическая проблемная ситуация представляет собой индивидуальное явление: это так называемое «вопросное состояние», поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт».

Многообразие проблемных ситуаций ведет к необходимости их классификации по разным параметрам:

1. По уровню проблемности:

- возникающие независимо от приемов;

- вызываемые и разрешаемые учителем;

- вызываемые учителем и разрешаемые учеником;

- самостоятельное формирование проблемы и решения;

2. По виду разногласия информации:

- ситуации неожиданности;

- ситуация – конфликт;

- ситуация – предположение;

- ситуация опровержение;

- ситуация – несоответствие;

- ситуация – неопределенности;

3. По методическим особенностям:

- проблемное изложение;

- эвристическая беседа;

- проблемная демонстрация;

- исследовательская лабораторная работа;

- мысленный проблемный эксперимент;

- проблемное решение проблем;

- проблемные задания;

- игровые проблемные ситуации;

4. По типу действий, требующих для их решения:

- действия выбора;

- действия сравнения, сопоставления;

- устранения рассогласованности;

- творческого подхода;

- принятия решения;

- установления связи;

- изменения взгляда на вещи;

- поиска, исследования.

Технологический цикл проблемного обучения представлен шестью этапами:

1) постановка педагогической проблемной ситуации, организация появления у обучающегося вопроса;

2) перед педагогически организационной проблемой ситуации в психологическую: начало активного поиска ответа на вопрос, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного;

3) поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия;

4) появление идеи решения, приращение нового знания у обучающихся;

5) реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта;

6) контроль результатов.

Мастерство учителя проявляется во владении им методическими приемами создания проблемных ситуаций (вот почему ответ «Путем применения проблемных ситуаций на первый взгляд прост) Рассмотрим некоторые из них:

- учитель подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает рассмотреть явление с разных позиций;

- побуждает учеников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации;

- формулирует проблемные задания и задачи;

- побуждает к выдвижению гипотез.
  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconЭлективный курс «Основы демократии» Автор -составитель Орлова Галина...
...
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconПрограмма развития моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная школа»
Программа развития моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики...
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconПубличный отчет моу «Мари Куптинская основная общеобразовательная...
Моу «Мари – Куптинская основная общеобразовательная школа» мо «Мари – Турекский муниципальный район» Республики Марий Эл на 2010...
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconМоу «Целинная №2 средняя (полная) общеобразовательная школа» икт...
...
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconЭлективного курса
Моу «Мари-Куптинская основная общеобразовательная школа» Мари-Турекского района Республики Марий Эл
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconИз опыта работы учителя истории, обществознания и права моу сош №8...
Учитель истории, обществознания и права, Заслуженный учитель чр, Почетный работник общего обра­зования рф, заместитель руководи­теля...
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconТема опыта: «Историческое краеведение как средство повышения качества...
Автор опыта: Сошенко Светлана Викторовна, учитель истории и обществознания муниципального общеобразовательного учреждения «Подолешенская...
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconАктуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя эрзянского языка моу «Средняя общеобразовательная...
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» icon«Информационные технологии в процессе обучения географии» Проблема над которой работает учитель
Обобщение опыта работы Гудковой Анастасии Николаевны, учителя географии моу «Белогорская средняя общеобразовательная школа» Беляевского...
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconОпыта
Автор опыта: Дуркина Светлана Евгеньевна, учитель географии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconПротокол № моу «Мари Куптинская 2011г основная общеобразовательная
Программы общеобразовательных учреждений. Черчение. 7-8 кл./Под руководством А. Д. Ботвинникова. М.: Просвещение, 2007
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconТема опыта
Автор опыта: Дудкина Людмила Григорьевна, учитель географии моу сош с уиоп №3 г. Алексеевки Белгородской области
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» icon“ Презентация педагогического опыта”
Васильева Лидия Николаевна, учитель начальных классов моу павловская сош №1 мо «Павловский район»
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconТема обобщения и демонстрации педагогического опыта
Инновационные методы в обучении учащихся истории и обществознания. Августовская конференция учителей истории и обществознания города...
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconУчебника истории», «Клуб любителей истории и обществознания (клио)», предметные недели
Борщева Наталья Александровна, учитель истории и обществознания моу «Средняя общеобразовательная школа №67» г. Кургана
Презентация педагогического опыта учителя: краткое обоснование основных идей опыта Орлова Г. Я учитель истории, обществознания, географии моу «Мари- куптинская основная общеобразовательная школа» iconПоложение об обобщении инновационного и передового педагогического...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Холмска муниципального образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск