Скачать 0.55 Mb.
|
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение лицей № 12»
Образовательная программа дополнительного образования детей «Цветик - Семицветик» Модифицированная Уровень: начальное общее образование Программа рассчитана на детей 7-11 лет Срок реализации 4 года Автор: Баранова Мария Викторовна, учитель начальных классов Красноярск 2012 год 2. Пояснительная записка Общество, находящееся в условиях информационного сдвига, предъявляет к образовательной сфере новые требования, связанные с изменением государственного и социального заказа на образовательные услуги. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» указано, что «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны». В программе развития дополнительного образования Красноярского края «Поколение ХХI: развитие человеческого потенциала» исследование определяется как ведущий тип образовательной деятельности школьников. Региональные требования к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных программ нацеливают на создание условий творческой самореализации личности, овладение способами учебно-исследовательской деятельности. Особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность и художественный труд, которые обладают широким спектром воздействия на развитие ребёнка, наиболее ярко раскрывают все его универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Новизна данной программы состоит в том, что педагог многократно использует зрелищно-игровые приёмы для «подзарядки» детей, чтобы каждый ребёнок, независимо от своих способностей, мог почувствовать себя юным художником. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой. Игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом ребёнке потребность к художественному самовыражению. Образовательная программа МБОУ Лицей №12 дополнительного образования детей «Цветик – Семицветик» Направленность программы художественно-эстетическая, так как программа направлена на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, приобретать и применять знания, умения ставить задачи для разрешения возникающих в жизни проблем, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Актуальность данной образовательной программы: особое место в развитии и воспитании детей занимает изобразительная деятельность и художественный труд, которые обладают широким спектром воздействия на развитие ребёнка, наиболее ярко раскрывают все его универсальные способности. Изобразительное искусство совершенствует органы чувств, развивает мышление, умение наблюдать, анализировать, запоминать и способствует становлению гармонически развитой личности. Цель программы – создание наиболее благоприятных условий для обучения детей основам изобразительной грамоты и развитие творческих способностей детей с учётом их индивидуальности. Добиться реализации этой цели возможно путем решения следующих задач: Образовательные задачи: знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности; развитие колористического видения; овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения; умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра. Воспитательные задачи: формирование уважения к труду; выработка усидчивости, терпения, самостоятельности; развитие коммуникативных навыков; воспитание интереса к искусству, понимания прекрасного. Развивающие задачи: развитие художественного вкуса; улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера; развитие инициативности, любознательности, активности. Программа рассчитана на школьников 7-11 лет, мотивированных к творческой деятельности. Срок реализации программы – 4 года, в течение которого обучающиеся получат базовые знания и умения творческой деятельности, базовую подготовку к организации своего самообразования в будущем. Место реализации программы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение лицей № 12». Режим дополнительных занятий 1 час в неделю по 45 минут. Формы работы. Используются как традиционные формы учебных занятий: урок, лекция, беседа, анализ, дискуссия, концерт, так и нетрадиционные: занятия-соревнования (викторины, эстафеты), занятия-фантазии (сказка, приключение). Формы организации включают как теоретические, так и практические занятия, но больше носят деятельностно-практический характер. Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. В результате изучения программы учащиеся должны знать и уметь: осваивание основ первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов; приобретение первичных навыков художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн, начала архитектуры, декоративно-прикладные и народные формы искусства; развитие своих наблюдательных и познавательных способностей, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека; развитие фантазии, воображения, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности; осваиваивание выразительных возможностей художественных материалов: краски, гуашь, акварель, пастель и мелки, уголь, карандаш, пластилин, бумага для конструирования; приобретение первичных навыков художественного восприятия различных видов искусства; начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли – значение в жизни человека и общества; учатся анализировать произведения искусства; обретают знания конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; учатся активно использовать художественные термины и понятия; овладение начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности; обретение первичных навыков изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме; обретение навыков общения через выражение художественных смыслов, выражения эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей; обретение знаний о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, о роли художника в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира; приобретение представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино); приобретение первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни. 3. Учебно-тематический план 1 год обучения
4. Содержание изучаемого курса 1 класс (30 часов) Ты изображаешь, украшаешь, конструируешь. Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного класса. На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения - сказка «Цветик-семицветик», где у цветика-семицветика, отрывая лепестки, происходили чудеса. Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что "Волшебные лепестки" работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов. Но "Волшебные лепестки" предстают перед детьми не все сразу. Сначала они все являются одним единственным перкрасным цветиком. В первой четверти отрываем первый лепесток, начинает творить чудеса "Лепесток Изображения". Во второй четверти отрываем следующий лепесток - "Лепесток Украшения", в третьей – "Лепесток Конструирования". А в четвертой четверти дети начинают понимать, что друг без друга жить лепестки не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого "Лепестка" связывается детская художественная работа со взрослым искусством, с окружающей действительностью. Тема 1. Ты изображаешь. Знакомство с «Лепестком Изображения» "Лепесток Изображения" учит видеть и изображать. И все последующие годы обучения будет помогать в этом детям – помогать видеть, рассматривать мир. Чтобы видеть, надо не только смотреть, но и рисовать самому. Этому надо учиться. Здесь закладываются только основы понимания огромной роли деятельности изображения в жизни людей, в дальнейшие годы учитель будет развивать это понимание. В открытия четверти входит и то, что в искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Быть хорошим зрителем – тоже нужно учиться, и "Лепесток Изображения" учит нас этому. Задачей "Лепестка Изображения" является и обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами. Опыт этот будет углубляться, и расширяться во всей дальнейшей работе. "Лепесток Изображения" помогает увидеть, учит рассматривать. Фрагменты природы. Животные – чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши, или мелки. Зрительный ряд: слайды с изображением рисунков животных или живых зверей. Литературный ряд: стихи про зверей, про носы и хвосты. Музыкальный ряд: К.Сен-Санс, сюита "Карнавал животных". Изображать можно пятном. Присмотреться к разным пятнам – мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе в метро и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверушки. Пятно, наклеенное или нарисованное, подготовлено учителем. Материалы: карандаш, мелки, черная тушь, черный фломастер. Зрительный ряд: иллюстрации к книгам о животных Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, М.Митурича и других художников, работающих пятном. Изображать можно в объеме Превратим комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке. Материалы: пластилин, стеки, дощечка. Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает. Изображать можно линией. Линией можно рассказывать. "Расскажи нам о себе" – рисунок или ряд последовательных рисунков. Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш. Зрительный ряд: линейные иллюстрации детских книг, рисунки на темы стихов С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса с веселым, озорным развитием сюжета. Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома. Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье. Изображать можно и то, что невидимо (настроение) Изобразить радость и изобразить грусть. Рисуем музыку – задача выразить в изображении образы контрастных по настроению музыкальных пьес. Материалы: белая бумага, цветные фломастеры, цветные карандаши или мелки. Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные. Наши краски. Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Название цвета. Что в жизни напоминает каждый цвет. Игровое изображение красочного многоцветного коврика. Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага. Художники и зрители (обобщение темы) Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием "произведение искусства". Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. Зрительный ряд: В.Ван Гог "Подсолнухи", Н.Рерих "Заморские гости", В.Васнецов "Три богатыря", С.Кончаловский "Сирень", М.Врубель "Царевна Лебедь". |
Урока: урок закрепления знаний Цель урока Шабанова Ирина Сергеевна, учитель английского языка моу «Гимназия №6», г. Алатырь | А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» Тема: «Где живут белые медведи?»... Охватывает основное содержание курса информатики и икт, важнейшие его темы, наиболее значимый в них материал | ||
Образовательная программа мкоу «средняя общеобразовательная школа №28» Образовательная программа школы создана с учетом примерных рекомендаций по формированию образовательной программы общеобразовательного... | Пояснительная записка Данная образовательная программа имеет Данная образовательная программа имеет художественно-эстетическую направленность с элементами культурологической направленности.... | ||
Образовательная программа чем для нас является образовательная программа... «преподаватель студент». Кроме того, в образовательной программе отражается текущее состояние образовательного процесса в техникуме;... | Образовательная программа модифицирована, составлена с учетом возрастных... Образовательная программа рассчитана на 136 учебных часов. Количество часов в неделю – 4 часа | ||
Г. Г. Епанешникова Образовательная Образовательная среда как условие эффективности образовательного процесса | Урока: Образовательная Образовательная: закрепление умения выполнения преобразования выражений, содержащих логарифмы | ||
Образовательная программа по шахматам Образовательная программа по шашкам Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы | Образовательная программа по реализации фгос волгоград Основная образовательная программа учитывает специфику образовательного учреждения | ||
Образовательная программа. Цели и задачи образовательной программы Основная образовательная программа это документ, определяющий образовательную деятельность школы | Образовательная Цель: образовательная сформировать умение определять морфологические признаки существительного и делать морфологический разбор | ||
Образовательная программа /очно-заочная форма обучения/ на 2013 2014... Образовательная программа школы является нормативно-управленческим документом муниципального общеобразовательного учреждения «Толмачевская... | Учебная образовательная программа «Углубленное изучение географии... Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая | ||
Учебная образовательная программа «Углубленное изучение географии... Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая | Учебная образовательная программа «Углубленное изучение географии... Образовательная направленность, в рамках которой реализуется программа — научно-педагогическая |