"У кого нет памяти, нет жизни"





Скачать 99.97 Kb.
Название"У кого нет памяти, нет жизни"
Дата публикации30.07.2014
Размер99.97 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Фотоматериалы к уроку

«У кого нет памяти, нет жизни»

по повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой»

c:\users\алсу\desktop\dcim\dsc06517.jpg

c:\users\алсу\desktop\dcim\dsc06519.jpg

c:\users\алсу\desktop\dcim\dsc06515.jpg

c:\users\алсу\desktop\dcim\dsc06522.jpg

c:\users\алсу\desktop\dcim\dsc06524.jpg

c:\users\алсу\desktop\dcim\dsc06521.jpg

«Мастер-класс». План-конспект конкурсного урока.

Урок-взгляд по повести В.Г. Распутина "Прощание с Матёрой»
Тема: "У кого нет памяти, нет жизни".
Эпиграф: "Прости нам, господи, что слабы мы ,непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится».

Цели:1) на материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой" содействовать формированию у ребят умения разбираться в психологии личности (на образе бабки Дарьи);

2) продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;

3) способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем информативно - проблемных вопросов;

4) ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;

- способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;

5)воспитание чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

Оборудование: текст повести «Прощание с Матерой» ,эпиграф на доске, портрет писателя, презентация к уроку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Игра - разминка "Черты характера".

III. Беседа - установка на восприятие темы.

IV. Беседа по содержанию.

V. Работа со словарной статьёй.

VI. Подведение итогов

VII. Домашнее задание.
1.Актуализация урока.

1.Проверка домашнего задания(составить рассказ на тему «Судьба малой родины в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой»).

2.Объявление темы и цели урока.

2. Формирование новых ЗУН учащихся.

1.Слово учителя.

Сегодня мы продолжим разговор о замечательном русском советском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР - В. Распутине и о его произведении "Прощание с Матёрой". Земляк Распутина, писатель М. Сергеев рассказывает: "Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть - Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её - лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…

В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного горожанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров".

2.Вопросы по психологии.

- О каких общечеловеческих ценностях говорит нам В. Распутин?

-(О совести, о родине, о смысле человеческой жизни, о душе, о памяти).

- Каждый из нас выбирает ценностные ориентации из наличной культуры. Но это не означает вовсе, будто наши предпочтения жестоко сопряжены с тем, что принято в данной культуре. Напротив, многие люди обращаются к арсеналу общечеловеческих идеалов, радикально отличаются ценности, принятые, скажем, сегодня.

- Как вы понимаете ценности современного человека? Что означает понятие ценность?

Ценность - представление о том, что свято для человека, его убеждений и предпочтения, выраженные в поведении. Незыблемую, сокровенную жизненную ориентацию философы назвали ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни.

Каждый человек не только выбирает ценности. Он придаёт им различную значимость, т.е. выстраивает в определенной иерархической системе.

Ценности определяют наше поведение…

3.Проведём игру - разминку "Нравственные ценности личности".

(Участники игры становятся в круг. Один из участников называет своё качество. С помощью рукопожатия передаёт очерёдность. В результате - все участники группы должны назвать те нравственные качества, которыми они обладают и затем показать это в триаде).

- Какие ценности вам ближе по духу, мы посмотрим по вашим триадам.

- (Истина. Добро. Красота. Вера. Надежда. Любовь. Равенство. Братство. Человеческое достоинство).

- Ценности - родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжёлых жизненных испытаний.

3.Вопросы по литературе.

- Как вы считаете, если писатель постоянно думает о совести, о душе человека, о нравственности, вправе мы ожидать выражения этих забот в его творчестве?

- Давайте вдумаемся в слова В. Распутина: "Какие беспокоящие вопросы писателя, он доверяет своим героям?" (Покажите на примерах).(Слайды презентации).

Писателя волнуют такие вопросы: "Для чего живёт человек? Зачем? Для какой пользы?"

Старая Дарья из "Прощание с Матёрой" спрашивала себя и не могла ответить: "Кто знает правду о человеке: зачем он живёт? Ради жизни самой, ради детей, чтобы и дети оставили детей, и дети детей оставили детей, или ради того чего - то ещё? Вечным ли будет это движение?"

Герой очерка "Вверх и вниз по течению", наслаждаясь, красотой вечера у реки недоумевает: "Почему так много времени мы проводили в хлопотах о хлебе едином, и так редко поднимаем глаза вокруг себя, и останавливаемся в удивлении и тревоге: отчего я раньше не понимал, что это моё, что без этого нельзя жить? и почему забываем, что именно в такие минуты рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?"

- В чём мы убеждаемся, вслушиваясь в эти вопросы, волнующие В. Распутина?

- (В том, что каждый нормальный человек не может не ставить эти вопросы и не задумываться над ними).

- Мы видим Матёру глазами автора, Дарьи, Хозяина острова. А какой вы запомнили распутинскую Матёру? (Ответы учащихся).

-мне видится Матёра такой. Вот он остров, надёжно, "утюгом" стоит на Ангаре. -- "Лучше этой земли не сыскать, - решил тот, кто первым открыл для людей Матеру…

-вот мы с Дарьей на макушке острова, видим, как на ладони, Ангара; словно причаливший к Матёре другой остров - Подмогу. На высоком чистом небе хорошо видна церквушка, старая мельница на протоке, кладбище за деревней на песчаном возвышении. А ещё видится мне поля, за ним лес, ближе, у дороги царь - дерево, могучий в три обхвата, листвень.(чтение по тексту описание царского лиственя)

-мне запомнилась Матёра в ночной час, когда погасли звёзды, и вышел оглядеть свои владения хозяин острова…

- мы видим приметы времени, которые показывают неразрывную связь прошлого и настоящего, грандиозные перемены. В чём они?

Бородатые казаки оставили на Ангаре Иркутский острог.

Матёра - свидетель жестокого боя между колчаковцами и партизанами.

Посылала защищать Родину в годы войны, и осиротела, не дождавшись многих.

Масштабы новостроек коснулись и острова: при строительстве ГЭС Матёра подлежит затоплению.

- Ребята, ну а если остров должен быть затоплен, зачем же автору нужно рассказывать читателю, откуда есть и пришла Матёринская земля? Мы видим деревню в последнее лето её существования. Почему именно это время заинтересовало писателя?

- Почему он считает, что мы, читатели, должны знать об этом?

Автор хотел показать, что НТР связана с такими переменами, которые глубоко переживаются старшим поколением. Нелегко расставаться со своей землёй, но мы то понимаем, что нужно. Мне кажется что, мы должны знать и хранить память о Матёре.

- Гибель Матёры - это время испытаний для человека, характеры и души обнажаются и сразу видно кто есть кто.

4.Вопросы по психологии.

- А что же такое душа?

- Есть ли душа у человека?

- Где она?

- Под душой с древних времён понимают явления, связанные с феноменом жизни - то, что отличает живое от неживого и делает материю одухотворенной.

- А сейчас мы проверим ваше умение работать со словарем дома. Вам необходимо было найти значение понятия души.

Душа, понятие, выражавшее исторически менявшиеся воззрения на внутренний мир человека; в религии и идеалистической философии особая нематериальная субстанция, независимая от тела. (Советский энциклопедический словарь под редакцией А.М. Прохорова стр. 423).

Душа - термин, употребляемый иногда в качестве синонима термина психика. Этим понятием в истории философии выражалось воззрение на внутренний мир человека, отождествляемый в идеализме с особой нематериальной субстанцией, в представлениях первобытных людей душа рассматривалась как нечто материальное (кровь, дыхание). В религии под душой понимается некая бестелесная, бессмертная нематериальная сила, имеющая самостоятельное независимое от тела существование в "потустороннем" мире. В идеалистической философии душа отождествляется с тем или иным элементом сознания. У Платона это вечная идея, у Гегеля - низшее, чувственное проявление духа в его связи с материей. В дуалистических учениях душа понимается как нечто изначальное и существующее наряду с телом. (Философский словарь под редакцией И. Т. Фролова издание четвертое стр. 106).

Душевность - характеристика человека, проявляющаяся в сердечности, открытости, в способности сопереживать другому, понимать его и принимать как самоценность. (Атлас по психологии под редакцией М.В. Гамезо, И.А. Домашенко стр. 13).

Под душой с древних времён понимают явления, связанные с феноменом жизни - то, что отличает живое от неживого и делает материю одухотворенной.

Душа - понятие, которое отражает внутренний мир человека, независимое от тела животворящее и познающее начало.

Вывод: Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его сознания и самосознания.

5.Вопросы по литературе.
- Что конкретно выявляет: кто есть кто? (Отношение к Родине, к родной земле, к малой родине).

- Давайте попробуем вместе с автором разрешить изначальный вопрос: необходимо ли затопление Матёры? Ради кого и чего это делается? (Необходимо. ГЭС возводят ради блага людей).

- А вы уверены, что надо было затапливать Матёру? (Отношение к этому автора, Дарьи, Павла).

- Если это делается для блага людей, в интересах государства, а государство - это люди, то могут ли быть оправданы любые средства достижения благородной цели? Как вы считаете?

- А что бы разрешить наш вопрос обратимся к сцене разорения кладбища? (Учащиеся инсценируют сцену разорения кладбища).
- Как к этому относитесь?

- Так поступать можно?

- Да, ГЭС создается для блага, во имя лучшего, во имя народа. Ну, а жители острова - не тот же народ?

- Как вы думаете, благо для миллионов и кощунство над десятками - вещи совместимые?

- Чем страшна позиция таких исполнителей как Жук и Воронцов?

- Чем является Матёра для них?

Критик Ю. Селезнёв говорит о земле - Родине и о земле - территории. "Если земля территория и только, то, и отношение к ней соответственное". Землю - родную землю, Родину - освобождают. Территорию - захватывают. Хозяин - на земле, на территории - завоеватель, покоритель. О земле, которая "всем принадлежит - кто до нас был, и кто после нас прейдёт" не скажешь: "После нас хоть потоп…". Человека, видящего в земле только территорию, не слишком интересует, что было до него, что останется после него…".

- Для кого в повести земля - Родина, а для кого земля - территория?

Так кто же нам с вами эта земля, земля тысяч Матёр, земля или территория? Кто мы на этой земле - хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли и ушли сами по себе - ни прошлое нам не нужно, ни будущего у нас нет? Взяли что могли, а там хоть конец света?

В повести “Прощание с Матёрой” Распутин касается многих нравственных вопросов, но все же ведущая тема этого произведения - судьба Матёры. У каждого человека есть своя маленькая родина, тот кусочек Земли, который остается на вечную память в сердце человека. Такой "кусочек" есть и у Распутина - это родная его деревня Аталанка, которую писатель воплотил в повести "Прощание с Матёрой", где легко прочитывается ее судьба в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления. Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит и душа этого мира. Но однажды случилось печальное событие не только для жителей этой деревеньки, но и для самой Матёры. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Но как это не парадоксально, остров попал в зону затопления, и всю деревню надо было переселять в новый поселок на

берегу реки Ангара. Какое же это горе для стариков .Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит, что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”.

Продолжая вопрос о земле, о малой родине мы вновь вернемся к образу бабки Дарьи, стариков, старух и тех, кто старается как можно быстрее уехать с острова.

- Как в чувствах, в поступках героев проявляется отношение к малой родине? К памяти?

- На сколько эти чувства понятны вам?

6.Работа по группам.

I группа анализирует эпизод отъезда Настасьи и Егора

II группа анализирует эпизод прощания бабки Дарьи с избой.
- Анализируя эпизод прощания бабки Дарьи с избой, о чём вы думали, к какому выводу пришли?

Деревенский неграмотный человек, бабка Дарья думает о том, что должно беспокоить всех людей в мире: ради чего мы живём? Что должен чувствовать человек, ради которого жили поколения. Дарья понимает, что предшествующая матёринская рать отдала для неё всё, что правда в памяти. Она уверена: "У кого нет памяти, нет жизни". Разговаривая о повести Распутина, каждый из нас выявил высокий уровень нравственных требований к самим себе.

- А как же нам оценивать Петруху, Клавку Стригунову, Андрея, Павла?

7.Подведение итогов урока.

Завершая сегодняшний урок по повести В. Распутина "Прощание с Матёрой", попытаемся, каждый для себя, выделить главное: что нам дала встреча с Матёрой? Заставила ли задуматься над вопросами нравственности, о бережном отношении к малой родине, Родине.

8.Комментирование оценок за урок.
9.Домашнее задание.
1.Подготовить устное сочинение на тему «В чем видят смысл жизни герои Распутина и сам писатель?».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Задание 12 (8-14) отвечает 1 ученик на оценку. Учащиеся должны были отметить вопросы, на которые можно ответить да или нет. Котята...
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconУроков: нет Зачёты: нет Тест: нет
Примерной программы курса "История России"для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) (М; Просвещение). Предлагаемая программа...
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«В некотором царстве, в некотором государстве…» Нет-нет «Однажды в далекие-предалекие времена…» Нет, не то… «Жили-были старик со...
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconРеферат на тему: «Из семейного альбома»
Память… Настоящее вырастает из прошлого. Без неё нет будущего. В жизни каждого человека есть события, которые навечно остаются в...
\"У кого нет памяти, нет жизни\" icon«Легко ли быть молодым учителем».
Учитель это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем...
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconПлан по самообразованию учителя истории и обществознания
Учитель это не профессия, это образ жизни. Нет профессии почетнее, чем профессия учителя, нет труда сложнее и ответственнее, чем...
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconШаге, превращая детские вопросы в неразрешимые загадки. Почему религии...
Вас сегодня о самом лучшем, чему Вы научились в жизни, что бы Вы ему рассказали? И что бы Вы
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconБ лекции библиотекаря о зож, организация выставки книг. Конференция...
...
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
О, как прекрасно это слово – мама! Всё на земле от материнских рук! М. Горький писал: без солнца не цветут цветы, без любви нет счастья,...
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconРеферат по дисциплине «Философия» на тему: «Роль философии в жизни общества»
«свести на нет» арифметику, на которой зиждится вся алгебра, геометрия и высшая математика. Казалось бы, что более «приземленной»...
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconУж прошло 140 лет… а ума всё нет и нет!
«Межмуниципальная методическая Интернет-конференция «О, урок!- ты солнце! Мой самый необычный урок»
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент...
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconРазложение на множители суммы и разности кубов
Приветствие учеников. Учитель задает вопрос дежурному: «Кого нет?». Объявляет тему сегодняшнего нового материала
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Не знаю, – ответило Чучело, – но те, у кого нет мозгов, очень любят разговаривать
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconРеализация информационных технологий на уроках литературы в старших классах
В образе Наташи Ростовой воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды
\"У кого нет памяти, нет жизни\" iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный урок. И вниманья, и памяти нет


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск