Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования»





Скачать 91.48 Kb.
НазваниеРазработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования»
Дата публикации05.08.2014
Размер91.48 Kb.
ТипРазработка урока
100-bal.ru > География > Разработка урока
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБОИКИ БАШКОРТОСТАН

РАЗРАБОТКА УРОКА

ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ:

«Ветер. Причины его образования»

Разработал

Учитель географии

МОУ СОШ № 130

Хасанова Г.Ш.

Уфа – 2009 г.

Тема: «Ветер. Причины его образования».

Цели:

продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере; разработать с ними новые понятия и термины; познакомить учащихся с причинами образования ветра, некоторыми видами ветров, приборами, позволяющими измерить направление и скорость ветра; показать учащимся значение ветра и возможности его использования человеком; научить учащихся выполнять практические задания по определению направления и скорости ветра.

Задачи урока:

  1. Сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон»;

  2. Продолжить формировать умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллективной работы учащихся (их поисковая деятельность);

  3. Активизация познавательной деятельности путем применения информационных технологий;

  4. Способствовать формированию у учащихся экологического сознания.

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;

  • Учебники по географии для 6-го класса;

  • Программное обеспечение.

Ход урока.

  1. Организационный момент

Приветствие, психологический настрой.

  1. Проверка знаний.

Вопрос: Какую оболочку вы сейчас изучаете?

Ответ: Атмосферу.

Вопрос: Что такое атмосфера?

Ответ: Воздушная оболочка Земли.

Вопрос: Каковы свойства воздуха?

Ответ: Температура, влажность.

Вопрос: От чего зависит температура воздуха?

Ответ: от нагревания земной поверхности.

Вопрос: Что такое атмосферное давление?

Ответ: Это сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся предметы.

Вопрос: От чего она зависит?

Ответ: От разницы в температуре воздуха.

Вопрос: Как изменяется АД с высотой?

Ответ: АД понижается на 1 мм.рт.ст. на каждые 10,5 метров.

Молодцы. Вы ответили правильно (выставление оценок за ответы).

  1. Изучение новой темы.

В годы Великой отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд в воздухе кружились листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные наблюдали за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров. (Слайд 1-труба).

Вопрос: Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм.рт.ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько?

Ответ: 757 мм.рт.ст. (низкое).

Вопрос: И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление?

Ответ: У основания трубы внизу.

Вопрос: А на верхнем конце трубы какое давление?

Ответ: Меньшее давление.

Вопрос: А как это движение воздуха можно назвать? Почему же летали листовки? Что их распространяло по воздуху?

Ответ: Ветер.

Учитель: Вот мы и подошли к теме нашего урока: «Ветер. Причины его образования». (слайд 2 – запись в тетрадях, целеполагание).

Вопрос: Итак, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха?

Ответ: Разница в атмосферном давлении.

Вопрос: Теперь вам понятно, почему заводские трубы делают очень высокими?

Ответ: Да! Чем выше труба, тем больше разница в давлении, тем сильнее движение воздуха. Вредные загрязняющие вещества будут разноситься высоко, не загрязняя воздух у земной поверхности в городе, что является экологической проблемой.

Учитель: Движение воздуха ребята, бывает не только вертикальным, но и горизонтальным. И так, что такое ветер? Попробуйте сами сформулировать определение.

Ответ: Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении.

Учитель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы сказали. (слайд 3. Запись в тетрадях).

Учитель: А теперь ребята мы с вами выясним, как же образуется ветер? Рассмотрим это на примере ветра, образующегося на берегу моря (слайд 4).

Учитель: Днем солнце нагревает земную поверхность, но при этом суша нагревается быстрее, чем вода. Воздух над сушей становится легким и устремляется вверх до 1-2 км, где растекается в стороны. Воздуха над сушей становится меньше и давление понижается. А над морем, воздух охлаждается, становится тяжелым и здесь давление понижается. Как нам известно, воздух движется из области высокого давления в область низкого давления, поэтому воздух с моря устремляется в сторону нагретой суши. Так образуется несущий прохладу ветер, который называется дневной бриз.

А что же происходит ночью? (слайд 5). Ночью наоборот: суша остывает быстрее, чем вода. Над сушей атмосферное давление повышается, а над морем, так как там воздух теплый, давление понижается. И ветер устремляется в сторону моря. Так образуется ночной бриз.

Учитель: Что такое бриз? Попробуйте дать определение. (слайд 6. Запись в тетрадях).

Учитель: Почему бриз меняет свое направление?

Ответ: Из-за разницы в нагревании суши и воды в течение суток.

Учитель: А в течение года нагрев одинаковый?

Ответ: Разный.

Учитель: Как отличается нагрев суши и воды в течение года?

Ответ: Суша нагревается летом, зимой теплее вода.

Учитель: Как будет меняться давление по сезонам года над сушей и водой?

Ответ: Летом над океаном давление выше, чем над сушей и воздух будет двигаться со стороны океана на сушу, а зимой – наоборот: с суши на океан. (слайд 7).

Учитель: Правильно. И такой ветер будет называться муссон. Что же такое муссон, ребята?

Ответ: Муссон – это ветер, который меняет свое направление по сезонам года: летом с моря на сушу, зимой с суши на море. (слайд 8. Запись в тетрадях). Такие ветра характерны для России на Дальнем Востоке.

Учитель: А как вы думаете, в чем заключается значение ветра для человечества? Ответ на этот вопрос вы найдете на странице 129 учебника.

Ответ: Переносят тепло и влагу, вызывают волны, течения, способствуют перемешиванию вод Океана, ветряные мельницы, парусные суда, ветровые двигатели – электрический ток для небольших населенных пунктов.

Учитель: Ветер приносит не только пользу человеку, но и вред. Об этом нам расскажет ваш товарищ. (слайд 9. Сообщение учащегося о смерче).

Учитель: (слайд 10) Люди издавна наблюдали и изучали особенности ветров своей местности. Но так как не было приборов, о силе, скорости и направлении ветра они судили только по местным признакам, например: по деревьям, по дыму, по парусу. По мере накопления знаний была разработана 12 бальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду и его силу в баллах. Откройте форзац 2 учебника. Смотрим в нижней части страницы. (анализ рисунка). Точные измерения скорости ветра получают с помощью прибора анемометр. (слайд 11). А название ветру дают по той стороне горизонта, откуда он дует, например: с севера – северный, с юга – южный и т.д. О господствующем направлении ветров в той или иной местности можно узнать по графику, которая называется розой ветров. (слайд 12). Как его строят: 1) вычерчивают линию С-Ю, З-В, СЗ – ЮВ, и все остальные промежуточные стороны горизонта. Условно принимают за один день, например, 0,5 см. «) подсчитывают, сколько дней в течение месяца ветер дул с севера, с юга, с запада и т.д. (слайд 13). 3) на линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку. Например, если северный ветер дул 4 дня, то на линии севера откладывают 2 см (0,5 см* 4), если юго-западный ветер дул 2 дня, то 1 см, и т.д. А потом все точки соединяют последовательно между собой. А в центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра. (слайд 14).

Учитель: Какие выводы можно сделать по данной розе ветров?

Ответ: Преобладающее направление ветров было западное.

Учитель: В каких случаях необходимо учитывать преобладающее направление ветров?

Ответ: Например, при строительстве заводов.

Учитель: А теперь ребята внимательно посмотрите на слайд, прочтите текст и запомните основные понятия нашего урока (слайд 15).

Учитель: А сейчас мы с вами проверим усвоение нового материала (слайд 16).

Учитель: Спасибо за урок! Хорошо поработали! (Выставление оценок за работу на уроке).

Тест

1.Ветер – это перемещение воздуха в _____________ направлении

А) в горизонтальном и вертикальном;

Б) в вертикальном;

В) в горизонтальном.

2. С какими причинами связано образование бриза?

А) с нагревом и охлаждением поверхности суши в течение суток;

Б) с разницей в нагреве суши и воды в течение суши;

В) с нагревом и охлаждением воды в течение года.

3. Каковы главные характеристики ветра?

А) влажность;

Б) сила;

В) температура;

Г) скорость;

Д) нагревание.

4.С помощью какого прибора определяется скорость ветра?

А) анемометр;

Б) гидрометр;

В) термометр;

Г) барометр.

5.Какова главная причина возникновения ветра?

А) различия в рельефе;

Б) различия в давлении;

В) различия во влажности;

Г) различия в географическом положении.

Описание конкурсных материалов

Автор (ФИО, ОУ,должность)

Хасанова Гузял Шаехнуровна

Название

Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования»

Форма

Презентация, тест

Учебный предмет, класс

География. 6 класс

Название темы или раздела учебного курса

Разработка урока по географии по разделу «Атмосфера».

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал

Оборудование:

  • Мультимедийный проектор;

  • Учебники по географии для 6-го класса;

  • Программное обеспечение.




Цели, задачи дидактического материала

Задачи урока:

  1. Сформировать понятия «ветер», «бриз», «муссон»;

  2. Продолжить формировать умения выявлять причинно-следственные связи в процессе самостоятельной и коллек5тивной работы учащихся (их поисковая деятельность);

  3. Активизация познавательной деятельности путем применения информационных технологий;

  4. Способствовать формированию у учащихся экологического сознания.




Содержание дидактического материала (раскрыть подробно)

Презентации, слайды.

Ресурсы дидактического материала (видео-фото, графические изображения, звуковые файлы, ссылки, анимационные и другие эффекты и т.п.)

Видео, фото, графические изображения, звуковые файлы, анимационные и другие эффекты.

Используемые источники информации (литература, интернет, ЦОР и др.)

Литература–Физическая география, автор Г.Н.Элькин; Н.А.Никитина; журнал география в школе №2 2005г.; учебник географии 6 класс; Интернет; Виртуальная школа Кирилла и Мефодия за 6 класс

Возможности использования дидактического материала:

-педагогом на уроке (указать этапы урока);

-учащимися

На протяжении всего урока.

На протяжении всего урока.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель урока: называть понятия «атмосферное давление», «ветер»; определять давление и причины его изменения; определять причины возникновения...
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconУрока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер»
Цель урока: Учащиеся формируют понятие «ветер» на основе знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных...
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconУрока Тема урока Дата
А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет», «Белка песенки поет», «Петух и собака»
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconПлан конспект урока по географии в 6 классе. Тема урока: Ветер. 2012 год
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Нугуш
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconУрок географии в 6-м классе с использованием презентации, выполненной...
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconКонспект открытого урока по географии. Тема урока: Ветер
Ребята, сегодня мы будем путешествовать по стране Геознания на материке Атмосфера,узнаем о причинно-следственных связях, возникающих...
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconКонспект урока «Ветер» (Тема урока) фио (полностью) Авдусь Валентина Евгеньевна
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconКонспект урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема урока:...
«ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,...
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconРазработка урока по географии на тему: «Океанические течения» для учащихся 6 класса
Оборудование: компьютер, проектор, экран, атласы, контурные карты, настенная физическая карта мира, тесты
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconКонспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер"
Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconУрока в учреждениях общего среднего образования на тему «Экстремизму Нет!»
Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма; кто составляет его социальную базу; ответить на вопрос,...
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconРеферат на тему: «Молодежный жаргон. Способы образования молодежного...
«Молодежный жаргон. Способы образования молодежного жаргона. Причины его распространения.»
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconРазработка урока на тему «Как правильно мечтать?»
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи»
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconМетодическая разработка урока географии в 8 классе тема: «Байкал жемчужина Сибири»
Цель: познакомить учащихся с уникальным водоемом нашей планеты, его географическими, биологическими, экологическими характеристиками,...
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconПлан урока географии в 7-ом классе на тему «Климат Южной Америки и факторы его формирования»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района Тверской области «Есеновичская сош»
Разработка урока по географии на тему: «Ветер. Причины его образования» iconМетодическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова»
Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск