Скачать 91.48 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБОИКИ БАШКОРТОСТАН РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ГЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «Ветер. Причины его образования» Разработал Учитель географии МОУ СОШ № 130 Хасанова Г.Ш. Уфа – 2009 г. Тема: «Ветер. Причины его образования». Цели: продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об атмосфере; разработать с ними новые понятия и термины; познакомить учащихся с причинами образования ветра, некоторыми видами ветров, приборами, позволяющими измерить направление и скорость ветра; показать учащимся значение ветра и возможности его использования человеком; научить учащихся выполнять практические задания по определению направления и скорости ветра. Задачи урока:
Оборудование:
Ход урока.
Приветствие, психологический настрой.
Вопрос: Какую оболочку вы сейчас изучаете? Ответ: Атмосферу. Вопрос: Что такое атмосфера? Ответ: Воздушная оболочка Земли. Вопрос: Каковы свойства воздуха? Ответ: Температура, влажность. Вопрос: От чего зависит температура воздуха? Ответ: от нагревания земной поверхности. Вопрос: Что такое атмосферное давление? Ответ: Это сила, с которой воздух давит на земную поверхность, на все находящиеся предметы. Вопрос: От чего она зависит? Ответ: От разницы в температуре воздуха. Вопрос: Как изменяется АД с высотой? Ответ: АД понижается на 1 мм.рт.ст. на каждые 10,5 метров. Молодцы. Вы ответили правильно (выставление оценок за ответы).
В годы Великой отечественной войны над городом, временно оккупированном фашистами, несколько дней подряд в воздухе кружились листовки. Они медленно опускались на землю и люди узнавали из листовок правду. Три дня фашистские дозорные наблюдали за небом, пытаясь обнаружить там самолет, но безуспешно. Самолета не было видно, а листовки продолжали опускаться на землю. Как потом выяснилось, один мальчик по имени Саша, очень захотел помочь партизанам в борьбе с ненавистными гитлеровцами. Он пришел к ним и предложил свою помощь, рассказал, что он придумал, как можно распространять листовки. Партизаны дали добро! И вот Саша взял листовки, сложил их стопкой в потухшей топке заводской трубы. А она имела высоту 30 метров. (Слайд 1-труба). Вопрос: Если у поверхности Земли давление воздуха 760 мм.рт.ст. (нормальное), то на верхнем конце трубы сколько? Ответ: 757 мм.рт.ст. (низкое). Вопрос: И что же вы видите? Где воздух испытывал большее давление? Ответ: У основания трубы внизу. Вопрос: А на верхнем конце трубы какое давление? Ответ: Меньшее давление. Вопрос: А как это движение воздуха можно назвать? Почему же летали листовки? Что их распространяло по воздуху? Ответ: Ветер. Учитель: Вот мы и подошли к теме нашего урока: «Ветер. Причины его образования». (слайд 2 – запись в тетрадях, целеполагание). Вопрос: Итак, какое самое главное условие необходимо для того, чтобы возникло движение воздуха? Ответ: Разница в атмосферном давлении. Вопрос: Теперь вам понятно, почему заводские трубы делают очень высокими? Ответ: Да! Чем выше труба, тем больше разница в давлении, тем сильнее движение воздуха. Вредные загрязняющие вещества будут разноситься высоко, не загрязняя воздух у земной поверхности в городе, что является экологической проблемой. Учитель: Движение воздуха ребята, бывает не только вертикальным, но и горизонтальным. И так, что такое ветер? Попробуйте сами сформулировать определение. Ответ: Ветер – это движение воздуха в горизонтальном направлении. Учитель: А теперь давайте проверим, правильно ли вы сказали. (слайд 3. Запись в тетрадях). Учитель: А теперь ребята мы с вами выясним, как же образуется ветер? Рассмотрим это на примере ветра, образующегося на берегу моря (слайд 4). Учитель: Днем солнце нагревает земную поверхность, но при этом суша нагревается быстрее, чем вода. Воздух над сушей становится легким и устремляется вверх до 1-2 км, где растекается в стороны. Воздуха над сушей становится меньше и давление понижается. А над морем, воздух охлаждается, становится тяжелым и здесь давление понижается. Как нам известно, воздух движется из области высокого давления в область низкого давления, поэтому воздух с моря устремляется в сторону нагретой суши. Так образуется несущий прохладу ветер, который называется дневной бриз. А что же происходит ночью? (слайд 5). Ночью наоборот: суша остывает быстрее, чем вода. Над сушей атмосферное давление повышается, а над морем, так как там воздух теплый, давление понижается. И ветер устремляется в сторону моря. Так образуется ночной бриз. Учитель: Что такое бриз? Попробуйте дать определение. (слайд 6. Запись в тетрадях). Учитель: Почему бриз меняет свое направление? Ответ: Из-за разницы в нагревании суши и воды в течение суток. Учитель: А в течение года нагрев одинаковый? Ответ: Разный. Учитель: Как отличается нагрев суши и воды в течение года? Ответ: Суша нагревается летом, зимой теплее вода. Учитель: Как будет меняться давление по сезонам года над сушей и водой? Ответ: Летом над океаном давление выше, чем над сушей и воздух будет двигаться со стороны океана на сушу, а зимой – наоборот: с суши на океан. (слайд 7). Учитель: Правильно. И такой ветер будет называться муссон. Что же такое муссон, ребята? Ответ: Муссон – это ветер, который меняет свое направление по сезонам года: летом с моря на сушу, зимой с суши на море. (слайд 8. Запись в тетрадях). Такие ветра характерны для России на Дальнем Востоке. Учитель: А как вы думаете, в чем заключается значение ветра для человечества? Ответ на этот вопрос вы найдете на странице 129 учебника. Ответ: Переносят тепло и влагу, вызывают волны, течения, способствуют перемешиванию вод Океана, ветряные мельницы, парусные суда, ветровые двигатели – электрический ток для небольших населенных пунктов. Учитель: Ветер приносит не только пользу человеку, но и вред. Об этом нам расскажет ваш товарищ. (слайд 9. Сообщение учащегося о смерче). Учитель: (слайд 10) Люди издавна наблюдали и изучали особенности ветров своей местности. Но так как не было приборов, о силе, скорости и направлении ветра они судили только по местным признакам, например: по деревьям, по дыму, по парусу. По мере накопления знаний была разработана 12 бальная шкала, которая позволяет определить скорость ветра в метрах в секунду и его силу в баллах. Откройте форзац 2 учебника. Смотрим в нижней части страницы. (анализ рисунка). Точные измерения скорости ветра получают с помощью прибора анемометр. (слайд 11). А название ветру дают по той стороне горизонта, откуда он дует, например: с севера – северный, с юга – южный и т.д. О господствующем направлении ветров в той или иной местности можно узнать по графику, которая называется розой ветров. (слайд 12). Как его строят: 1) вычерчивают линию С-Ю, З-В, СЗ – ЮВ, и все остальные промежуточные стороны горизонта. Условно принимают за один день, например, 0,5 см. «) подсчитывают, сколько дней в течение месяца ветер дул с севера, с юга, с запада и т.д. (слайд 13). 3) на линиях соответствующих направлений откладывают от центра число дней с ветрами этого направления и ставят точку. Например, если северный ветер дул 4 дня, то на линии севера откладывают 2 см (0,5 см* 4), если юго-западный ветер дул 2 дня, то 1 см, и т.д. А потом все точки соединяют последовательно между собой. А в центре рисуют кружочек, в котором записывают число дней без ветра. (слайд 14). Учитель: Какие выводы можно сделать по данной розе ветров? Ответ: Преобладающее направление ветров было западное. Учитель: В каких случаях необходимо учитывать преобладающее направление ветров? Ответ: Например, при строительстве заводов. Учитель: А теперь ребята внимательно посмотрите на слайд, прочтите текст и запомните основные понятия нашего урока (слайд 15). Учитель: А сейчас мы с вами проверим усвоение нового материала (слайд 16). Учитель: Спасибо за урок! Хорошо поработали! (Выставление оценок за работу на уроке). Тест 1.Ветер – это перемещение воздуха в _____________ направлении А) в горизонтальном и вертикальном; Б) в вертикальном; В) в горизонтальном. 2. С какими причинами связано образование бриза? А) с нагревом и охлаждением поверхности суши в течение суток; Б) с разницей в нагреве суши и воды в течение суши; В) с нагревом и охлаждением воды в течение года. 3. Каковы главные характеристики ветра? А) влажность; Б) сила; В) температура; Г) скорость; Д) нагревание. 4.С помощью какого прибора определяется скорость ветра? А) анемометр; Б) гидрометр; В) термометр; Г) барометр. 5.Какова главная причина возникновения ветра? А) различия в рельефе; Б) различия в давлении; В) различия во влажности; Г) различия в географическом положении. Описание конкурсных материалов
|
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: называть понятия «атмосферное давление», «ветер»; определять давление и причины его изменения; определять причины возникновения... | Урока по географии по теме «Ветер». География. 6 класс. Тема «Ветер» Цель урока: Учащиеся формируют понятие «ветер» на основе знаний о температуре воздуха и атмосферном давлении при выявлении причинно-следственных... | ||
Урока Тема урока Дата А. С. Пушкин «Ветер, ветер», «Ветер по морю гуляет», «Белка песенки поет», «Петух и собака» | План конспект урока по географии в 6 классе. Тема урока: Ветер. 2012 год Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Нугуш | ||
Урок географии в 6-м классе с использованием презентации, выполненной... «ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,... | Конспект открытого урока по географии. Тема урока: Ветер Ребята, сегодня мы будем путешествовать по стране Геознания на материке Атмосфера,узнаем о причинно-следственных связях, возникающих... | ||
Конспект урока «Ветер» (Тема урока) фио (полностью) Авдусь Валентина Евгеньевна «ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,... | Конспект урока по курсу «Окружающий мир» в 1 классе. Тема урока:... «ветер», познакомиться с условиями образования ветра, использовать научные методы познания, ставить цели и планировать свою деятельность,... | ||
Разработка урока по географии на тему: «Океанические течения» для учащихся 6 класса Оборудование: компьютер, проектор, экран, атласы, контурные карты, настенная физическая карта мира, тесты | Конспект интегрированного урока (география + литература) в 6-м классе по теме "Ветер" Автор: учитель географии Лапшанова Светлана Викторовна, первая квалификационная категория | ||
Урока в учреждениях общего среднего образования на тему «Экстремизму Нет!» Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и терроризма; кто составляет его социальную базу; ответить на вопрос,... | Реферат на тему: «Молодежный жаргон. Способы образования молодежного... «Молодежный жаргон. Способы образования молодежного жаргона. Причины его распространения.» | ||
Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» Разработка урока на тему «Как правильно мечтать?» по повести Ф. М. Достоевского «Белые ночи» | Методическая разработка урока географии в 8 классе тема: «Байкал жемчужина Сибири» Цель: познакомить учащихся с уникальным водоемом нашей планеты, его географическими, биологическими, экологическими характеристиками,... | ||
План урока географии в 7-ом классе на тему «Климат Южной Америки и факторы его формирования» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение Вышневолоцкого района Тверской области «Есеновичская сош» | Методическая разработка урока во 2 классе по русскому языку на тему «Суффикс как часть слова» Цели урока: создать условия для ознакомления с суффиксом как частью слова и его основным признаком: имеет значение, служит для образования... |