Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2





Скачать 106.52 Kb.
НазваниеПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2
Дата публикации04.04.2014
Размер106.52 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Локшина Анна Михайловна

к.г.н., учитель географии, ГОУ Гимназия № 1522, г. Москва

Урок «Атмосферное давление и ветер»

Курс «Начальный курс географии. 6 класс»

Цель урока: называть понятия «атмосферное давление», «ветер»; определять давление и причины его изменения; определять причины возникновения ветра, его роль, знакомство с мировой системой ветров и местными ветрами.

Задачи:

  1. сформировать понятия «атмосферное давление», «ветер»;

  2. сформировать представление об основных типах барометров, анемометров, шкале Бофорта;

  3. формирование умения заполнять таблицы, выделять главное из текста и устного рассказа для написания конспектов и заполнения таблиц.

Основные термины и понятия: «атмосферное давление», «ветер», «циклоны», «антициклоны», «атмосферный фронт», «постоянные ветры», «пассаты», «муссоны», «ветры западного переноса», «стоковые ветры», «местные ветры», «бризы»

Оборудование: презентация урока, демонстрируемая на интерактивной доске (включает в себя схемы, рисунки, фото), атлас по географии 6 класс

Тип урока: смешанный (повторение пройденного материала, изучение новой темы)

Используемая литература:

  1. Герасимова Т.П., Неклюдова Н.П. Начальный курс географии. 6 класс, М.: Дрофа, 2005

  2. Нагорная И.И. География. 6 класс. Поурочные планы, Волгоград: Учитель, 2008

  3. Бахчиева О.А., Богомаз Л.С., Николаенко Е.В. Планета Земля: методические рекомендации, М.: Просвещение, 2008

  4. Сайты http://www.geoglobus.ru, http://www.ecosystema.ru/, http://ru.wikipedia.org

Структура урока:

Слайд презентации

Ход урока

Слайд 1c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_1.jpeg

Организационный момент

Добрый день! Сегодня мы с Вами продолжим изучать атмосферу и познакомимся с такими понятиями, как «атмосферное давление» и «ветер».

Слайд 2

c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_2.jpeg

Прежде, чем мы приступим к изучению новой темы, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке и проверим домашнее задание. Вы будете по очереди выходить к доске и отвечать на вопросы, написанные на разноцветных квадратах. Проверить правильность ответ можно, нажав на квадрат – на обратной стороне написан правильный ответ.

Вопрос 1. Как происходит нагревание воздуха в тропосфере?

Вопрос 2. Какая зависимость между температурой воздуха и высотой?

Вопрос 3. Как нагревается воздух над сушей и над морем?

Вопрос 4. Какая температура воздуха за бортом самолета, который летит на высоте 8000 м, а на поврехности Земли под ним температура +15° С?

Вопрос 5. Имеется ли на врешине горы Килиманджаро льды и снега, если температура у подножия горы +25° С?

Слайд 3c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_3.jpeg

Посмотрите на карту полушарий. Какая закономерность существует между географическим положением и годовым ходом температуры?

Как должны быть нарисованы изотермы на карте, отражающей изменение температуры в январе, июле и в целом за год?

Слайд 4c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_4.jpeg

Теперь мы приступаем к изучению новой темы.

Хотя мы с вами не видим воздух, который нас окружает, тем не менее воздух, как и любое вещество на Земле, имеет определенный вес. Его вес у поверхности Земли составляет 1,3 кг на 1 м³.

Давайте посчитаем, какова масса воздуха в нашем классе. Что нужно сделать, чтоб узнать объем фигуры?

Данные о длине, ширине и высоте нашего класса представлены в таблице. Таким образом, масса воздуха в нашем классе составляет почти 220 кг. И вся эта масса давит на нас с вами.

Атмосферное давление – это сила, с которой воздух давит на земную поверхность и все находящиеся на ней предметы.

На каждый см² на поверхности Земли воздух давит с силой 1 кг. Таким образом, например, на вашу тетрадь, в которую вы записали определение «атмосферное давление» давит 300 кг воздуха.

Слайд 5c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_5.jpeg

Атмосферное давление измеряется с помощью специального прибора – барометра. Существует 2 основных типа барометров:

  1. Ртутный барометр – его действие основано на том, что давление атмосферы способно уравновесить столбик ртути определенной длины в зависимости от той массы воздуха, которая будет давить на вытекающую в специальную чашечку ртуть.

  2. Барометр-анероид – внутри этого барометра расположена специальная герметичная металлическая коробка (сильфон), которая разжимается или сжимается в зависимости от атмосферного давления

Слайд 6c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_6.jpeg

Далее мы поговорим с вами о движении воздуха. Встречалось ли вам в быту (в помещении) замечать перемещение воздуха? С чем это было связано? (Возможные ответы: сквозняк, свежий воздух поступает из открытого окна, от батарей и обогревательных приборов теплый воздух перемещается вверх и т.д.)

В природе Солнце нагревает Землю, которая, отдавая тепло, нагревает воздух. Так как угол падения солнечных лучей зависит от географической широты и времени года, то температура нагрева поверхности Земли и атмосферного воздуха может очень сильно различаться в разных частях нашей планеты. Как вы знаете, теплый воздух легче, чем холодный, поэтому он поднимается вверх, а на его место перемещается более тяжелый холодный воздух.

Это является причиной очень важного природного явления. Ответ загадки, написанной на слайде, как раз и есть то явление, о котором мы будем говорить.

Записываем определение понятия «ветер» в тетрадь.

Слайд 7c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_9.jpeg

Ветер характеризуется различными показателями и имеет ряд очень важных свойств.

Записываем в тетрадь основные характеристики ветра:

1. Всегда дует из области ВД в область НД (ВД→НД)

2. Обладает определенной скоростью (обычно измеряется в м\с, реже в км\ч) и направлением

3. Чем больше разница в давлении, тем сильнее дует ветер.

4. Скорость ветра измеряется с помощью прибора АНЕМОМЕТРА

5. Имеет большое значение для человека:

  • ветер перегоняет тучи, облака, воздушные массы

  • очищает воздух

  • вырабатывает электроэнергию

  • изменяет рельеф (сглаживает горы, перемещает дюны)

  • переносит семена растений

  • использование ветра в мореплавании




Слайд 8c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_10.jpeg

Показатели ветра:

  • Направление ветра - это направление, откуда дует ветер

  • Скорость ветра - измеряется в м\с, км\ч

  • Сила ветра – определяется по шкале баллов (шкала Бофорта) от 0 до 12 баллов. Эту шкалу предложил британский адмирал Бофорт в 1805 году. Но лишь в 1874 году она была принята Международным метеорологическим комитетом для всеобщего применения на телеграфе.

В таблице показана зависимость между скоростью ветра, его силой и баллами по шкале Бофорта


Слайд 9c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_9.jpeg

На этом и следующем слайдах шкала Бофорта проиллюстрирована. По этим картинкам можно понять, как определить силу ветра, ориентируясь на внешние признаки на суше или море (дым из трубы, водная гладь, колыхание ветвей деревьев, паруса на кораблях и т.д.)

Слайд 10c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_12.jpeg

На метеорологических станциях направление и скорость ветра определяется анемометром или флюгером, которые устанавливают на высоте 10м. флюгер состоит металлической пластинки. Вращающейся на вертикальной оси по его направлению. Скорость ветра измеряется по отклонению второй пластинки от отвесного положения.

Слайд 11c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_13.jpeg

Ветры у земной поверхности очень разнообразны. Обычно их делят на 3 основные группы:

  1. местные ветры - вызваны местными условиями (температурой, рельефом)

  2. ветры циклонов и антициклонов

  3. постоянные ветры

Слайд 12c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_14.jpeg

Рассмотрим основные виды ветров более подробно.

На данной карте представлены местные ветры, т.е. перемещения воздуха, связанные с местными условиями. Во многих странах и у многих народов местные ветры имеют свои специальные названия.

Бора (итал. bora от греч. boreas - прим. от geoglobus.ru) — сильный порывистый холодный ветер, дующий с гор на побережье морей или крупных озёр. Он образуется, если невысокие горные хребты отделяют холодный воздух над сушей от тёплого воздуха над водой. Этот ветер наиболее опасен в морозную погоду, когда с большой скоростью скатывается с горных хребтов к ещё не замёрзшему морю или озеру. Над тёплой водной поверхностью контраст температур между потоком холодного воздуха и тёплым морем значительно увеличивается, и скорость боры возрастает. Шквалистый ветер приносит сильное похолодание, поднимает высокие волны, а брызги воды намерзают на корпуса кораблей. Бора продолжается от нескольких суток до недели.

На озере Байкал бора имеет местное название — сарма. Этот ветер образуется при переваливании холодного арктического воздуха через прибрежные горные хребты. Он назван по имени реки Сармы, через долину которой холодный ветер из Якутии прорывается к Байкалу. В 1912 году этот ледяной ветер оторвал от буксира огромную баржу и выбросил её на скалистый берег. В результате погибло более 200 человек.

На средиземноморском побережье Франции холодный северо-западный ветер, формирующийся подобно новороссийской боре, называется мистраль, а похожий ветер на побережье Каспийского моря в районе Баку именуется норд.
Памперо — холодный штормовой ветер южного или юго-западного направления в Аргентине и Уругвае связан с вторжениями антарктического воздуха.

Фён — тёплый сильный ветер, дующий с высоких гор в долины. Он часто образуется на Кавказе и в горах Средней Азии. Сухой воздух устремляется в долину, и при опускании его температура повышается — на один градус на каждые 100 м спуска. Чем больше высота, с которой спускается фён, тем выше поднимается температура принесённого им воздуха. Скорость фёна может достигать 20—25 м/с. Зимой и весной он вызывает бурное таяние снегов, повышение уровня горных рек. Летом его иссушающее дыхание губительно для растений; иногда в Закавказье летний фён приводит к тому, что листва на деревьях высыхает и опадает.

В степях, пустынях и полупустынях летом часто дуют суховеи. Эти жаркие сухие ветры образуются по краям антициклонов и продолжаются несколько суток, усиливая испарение, иссушая почву и растения. Суховеи характерны для степных районов России и Украины, для Казахстана и Прикаспия.

Самум — знойный ветер в пустынях Северной Африки и Аравийского полуострова — формируется при сильном нагреве воздуха в циклонах. Он несёт раскалённый песок и пыль и иногда сопровождается грозой. Температура воздуха при этом может подняться до +50 °С. Обычно перед налетающим шквалом самума пески начинают «петь» — слышен звук трущихся друг о друга песчинок.


Слайд 13c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_15.jpeg

Еще одним местным ветром является бриз.

Название «бриз» образовано от фр. La brise, досл. «лёгкий ветерок». Его скорость небольшая — до 4 м/с. Бриз дует с суточной периодичностью на побережье морей, больших озёр и некоторых крупных рек. Этот ветер меняет своё направление дважды в сутки, что вызвано неравномерным нагреванием поверхности суши и водоёма. Дневной, или морской бриз, движется с водной поверхности на сушу, так как температура воздуха над сушей выше, горячий воздух поднимается вверх, давление понижается. Воздух над водой имеет меньшую температуру (т.к. вода нагревается медленнее), а атмосферное давление над водой выше.

Слайд 14c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_16.jpeg

Ночью происходит обратная ситуация: суша и вместе с ней воздух остывает быстрее, чем вода и воздух над водой, давление повышается. Вода остывает медленнее, воздух над водой продолжает оставаться теплым и поднимается вверх. Таким образом, ночной, или береговой бриз дует с остывшего побережья к водоёму. Бриз чаще бывает летом, когда разница температур между сушей и водоёмом достигает наибольших значений.

Слайд 15c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_7.jpeg

Следующий тип ветра – ветры циклонов и антициклонов.

Антициклон (греч. anti — против и Kuklоn — кружащийся, вращающийся) — область высокого атмосферного давления в тропосфере с постепенным его понижением от центральной части к периферии. Охлажденный в верхней тропосфере воздух опускается вниз, становясь более сухим при прогревании, что исключает образование дождевых облаков в центральной части антициклона. Наступает сухая солнечная погода, жаркая летом и морозная зимой.


Слайд 16c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_8.jpeg

Циклон (греч. kyklon — крутящийся, вращающийся) — область пониженного атмосферного давления, возникающая в теплой воздушной массе при столкновении ее с холодной, то есть при возникновении атмосферного фронта. При неровной границе фронта плотный холодный воздух на каком-то участке оттесняет часть теплого назад. Повернув вспять и противостоя общему движению теплой воздушной массы, эта часть с повышением атмосферного давления вынуждена отклоняться в сторону и завихряться. Возникает элипсовидное вращение воздуха, уплотненного по периферии, во внутренней части с повышенной температурой. Этот вихрь охватывает всю прифронтовую часть теплой воздушной массы, постепенно втягивая всю ее во вращение и занимая пространство в 1000-3000 км в диаметре.

Слайд 17c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_17.jpeg

На слайде показаны циклоны и антициклоны, а также проиллюстрированы погодные явления, связанные с ними. Записываем определения «циклон» и «антициклон».

Циклон - ветер дует от периферии к центру. Из-за действия силы Кориолиса воздух в северном полушарии отклоняется вправо, т.е. воздух в циклоне закручивается против часовой стрелки, в южном - по часовой стрелке. Погода пасмурная, часто сопровождается дождями, грозами, ливнями.

Антициклон - ветер дует от центра к периферии. Также на него воздействует сила Кориолиса, которая в северном полушарии отклоняет воздух вправо - по часовой стрелке, в южном - против часовой стрелки. Погода солнечная, небо безоблачное.


Слайд 18c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_18.jpeg

Кроме местных ветров, а также ветров циклонов и антициклоном существуют и постоянные ветры. На картосхеме стрелками показаны главные направления и районы распространения этих ветров. Записываем в тетрадь данные об этих ветрах.

  1. Пассаты – распространены в тропиках, дуют с северо-востока (в северном полушарии) и с юго-востока (в южном полушарии)

  2. Ветры западного переноса – распространены в умеренных широтах, дуют с запада и северо-запада

  3. Муссоны – распространены у восточного побережья Евразии и Северной Америки, меняют свое направление дважды в год: летом дуют с океана на материки, а зимой – с материка на океан

  4. Стоковые ветры – в основном наблюдаются в Антарктиде и дуют от центра материка к периферии. Антарктида является самым ветреным местом на Земле.

Слайд 19c:\documents and settings\анна локшина\мои документы\школа\уроки география\новая папка\урок 30 давление ветер_19.jpeg

Записываем домашнее задание: читать §§ 38 и 39


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Проектно-образовательная деятельность по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Создание условий для формирования у школьников устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Организация воспитательно- образовательного процесса по формированию и развитию у дошкольников умений и навыков безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: формировать у учащихся устойчивые навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, способствующие сокращению количества дорожно-...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Конечно, главная роль в привитии навыков безопасного поведения на проезжей части отводится родителям. Но я считаю, что процесс воспитания...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспитывать у детей чувство дисциплинированности и организованности, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Всероссийский конкур сочинений «Пусть помнит мир спасённый» (проводит газета «Добрая дорога детства»)
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Поэтому очень важно воспиты­вать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения...
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...

Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах и улицах «Добрая дорога детства» 2 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск