Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий





Скачать 46.84 Kb.
НазваниеУчитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий
Дата публикации08.08.2014
Размер46.84 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
Малькова Тамара Александровна,

почетный работник Министерства образования и науки РФ,

учитель биологии МОУ СОШ № 1 г. Тобольска

Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий.

Перед тем, как начинать познавать природу с детьми, давайте задумаемся о нас как об учителях. Каковы основные принципы, позволяющие организовать обучение так, чтобы оно стало веселым и полезным для детей и для нас самих? Дж. Корнуэлл советует применять пять основных правил обучения [1]: меньше учите, больше делитесь; будьте открытыми к восприятиям; сразу же сосредоточьте внимание ребенка; сначала наблюдайте, потом говорите; познание природы должно быть пронизано радостью. В основе этих правил лежит два основных чувства – уважение к детям и благоговейное отношение к природе. Познавательные интерактивные занятия дадут различные знания на уровне конкретного восприятия и на уровне чувства. Занятия могут проходить фронтальные, парные, групповые, в зависимости от цели и задач, поставленных на конкретном этапе урока. Можно подобрать игры, которые способны поддерживать нужную атмосферу на уроке, изменить настрой и активность обучающихся в классе. Эти игры можно найти в сборнике « Экологическая библиотека «ИСАР - Сибирь» [4].

Апробирование этих игр на уроках биологии показало повышение мотивации к обучению, коммуникативности, креативности и толерантности обучающихся. Особенно в 6 классе при одночасовой программе обучения. Для того чтобы ребенку понять, как устроен цветок и для чего служат отдельные его части нужно заучить названия частей цветка, их значение, для этого производить записи в тетради, зарисовки с подписями, а можно использовать сценарий сказки «Цветы» и разыграть ее по ролям прямо на уроке, с использованием нескольких вариантов актерских групп. Подобные сказки можно сочинить самим и использовать при изучении различных тем.

Другой прием «Построим организм», например дерево. Для обобщения значения различных частей растения разбить обучающихся на группы, построить их по местонахождению частей дерева. Дать задание каждой группе, при этом закрепляются знания по значению этих отделов. Затем выкрикивая команды каждой группе, например: «Будь твердой кора», «Луб отправляй пищу вниз», « Листья, сделайте пищу» и т.д. Давая команды, не называть части растения. Когда заканчивается игра, участники пожимают друг другу руки, за то, что они были все вместе таким замечательным деревом. Эти игры можно использовать при изучении животных, особенно при изучении систем органов, в том числе человека. В изучении значения частей растения и особенно для более яркого восприятия растения как живого организма может помочь игра «Представь себя деревом», где каждый участник представляет себя деревом. В ходе рассказа учителя они представляют, где и что происходит в растении. Здесь, в зависимости от цели проведения игры, можно включать влияние условий среды, например, подул ветер или началась буря, наступили холода. Особенно сильно реагируют участники игры на предложение почувствовать, что происходит с растением, если у него обрывают ветку или цветок.

При изучении систематики живых организмов во всех классах хорошо показала себя игра «Узнай меня», в которой участникам на спину прикрепляется рисунок того или иного организма. Участник задает всем присутствующим признаки, по которым можно определить принадлежность к той или иной систематической категории. По правилам вопросы должны задаваться от наибольшей категории к наименьшей. В ходе игры повторяются и систематические категории, и признаки им соответствующие.

В старших классах при изучении темы «Места обитания, среды жизни, экологическая ниша, приспособленность, взаимоотношения между живыми организмами и др.» хорошо работает игра «Место обитания» которую можно использовать по-разному. Можно выбрать по желанию несколько участников – актеров, они будут изображать мест обитания, остальные учащиеся предлагают, кто там может обитать и почему. Или разделить участников на группы по местам обитания, которые в ходе игры выбирают из предложенных живых организмов тех, которые могут обитать в данных условиях. Очень нравиться старшеклассникам «Экологическое лото» однажды подготовленное, оно служит несколько лет и в разных параллелях классов.

Программа изучения биологии в 6-7 классах предусматривает не только кабинетное обучение, но и экскурсии. Мастерству проведения экскурсий учителя обучаются не один год. У каждого свой стиль. Я в течение многих лет меняла этот стиль, начав с обзорных экскурсий, где главным действующим лицом выступает учитель. Затем пришла к тому, что обучающие, чтобы запомнить материал, могут выполнять в ходе экскурсии соответствующие задания, получая самостоятельно те знания, которые я до этого давала сама. Задания получали на уроке перед экскурсией. Но когда задания даются с целью получения оценки, не все обучающиеся с равной долей усердия их готовят. После того как я познакомилась с методикой проведения экскурсий с применением интерактивных игр, я перестала тревожиться за качество проведенного занятия [3].

Игры на природе позволяют всем участникам занятий полностью расслабиться и получать только положительные эмоции. Достаточно только подобрать последовательность игр для решения соответствующих задач и в зависимости от времени года и погодных условий. Очень хорошо работает игра «Фотограф и фотоаппарат» для поиска характерных условий для данного сезона. Игра «Животное, животное!» в которой каждому участнику предлагается показать, то животное, которое они увидели на экскурсии, а другие должны его узнать. «Карта звуков», игра, позволяющая услышать природные звуки, которые в какофонии современной жизни не каждый может услышать. Игра «Путь домой», в которой участники разбиваются на группы и описывают свой путь до условленного места, позволяет сосредоточить свое внимание на природных объектах, относительно которых можно ориентироваться. «Плетение паутины» позволяет вспомнить видовой состав в данный момент времени [4]. Игра «Определение предмета», где учитель называет природный объект, а участники должны его определить и подбежать к объекту, увеличивает двигательную активность и обеспечивает ознакомление с видами растительных организмов в данной местности [2].

Уникальной игрой является «Воронья охота». Во время этой игры учащиеся по охотничьему листу приносят учителю предметы, которые можно найти в местности, где проходит экскурсия. Кроме повторения объектов природы, участники с удивлением узнают, что во время учебного занятия, они прочистили окружающую территорию [4].

Удачное применение игр зависит от того, насколько тонко учитель реагирует на настроение обучающихся. Следует заготовить несколько вариантов игр.

Слово «образование» в английском языке произошло от греческого слова, обозначающего «порождать, вызывать». Когда дети получают знания через посредство собственного опыта, а не пассивного слушания, тогда занятия действительно становятся полезными, а знания приобретаются с легкостью.


Список используемой литературы:


  1. Дж. Корнелл. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми. Владивосток: ИСАР-ДВ, 1999.

  2. Ердаков Л.Н. , Чубыкина Н.Л. Методические рекомендации для преподавания экологии в 5-8 классах. Новосибирск, 1995.

  3. Приходько О.Б. Уроки будущего.Тюмень. Вектор, 2001.

  4. Экологическая библиотека «ИСАР-Сибирь». Играя обучаемся. Выпуски 1-5. Новосибирск. «ООО Ревик К», 2001.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconУниверсальных учебных действий у обучающихся на ступени основного общего образования
Цель формирования универсальных учебных действий обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию универсальных...
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconМастер-класс «Картина-пейзаж» Огаркова Е. Ю. Учитель изобразительного...
Формирование предметных и универсальных учебных действий на основе применения знаний о художественном жанре – басня
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconПолат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е.; /под ред. Е. С. Полат
Икт как средство развития познавательных универсальных учебных действий на уроках иностранного языка в начальной школе
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconУ обучающихся на ступени начального общего образования моу «сош №1»...
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью...
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий моу «Гимназия №8»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconПрограмма развития универсальных учебных действий составлена для обучающихся мбоу унош «Садко»
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconЧухрий Ольга Юрьевна, учитель биологии высшей квалификационной категории...
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, программы развития и формирования универсальных...
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconДоклад Иваненко О. А., учитель русского языка и литературы мбоу «Чистогорская сош»
«Формирование универсальных учебных действий школьников как ресурс повышения качества образования в условиях перехода на фгос нового...
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Программы развития универсальных учебных действий для начального образования позволяет спланировать результаты образовательного процесса,...
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconСамостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной...
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают...
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Дидактическая игра, как средство формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках математики
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся...
Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconРабочая программа по биологии 6 класс
России, программы формирования универсальных учебных действий (ууд), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования,...
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Независимый мониторинг – эффективное средство формирования универсальных учебных действий
Учитель биологии моу сош №1 г. Тобольска Интерактивное обучение как средство развития универсальных учебных действий icon«Реализация принципов системно деятельностного подхода в формировании...
Целью проекта является: методическое обеспечение работы учителя английского языка в соответствии с образовательными стандартами второго...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск