Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся





Скачать 97.83 Kb.
НазваниеСамостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся
Дата публикации10.04.2015
Размер97.83 Kb.
ТипСамостоятельная работа
100-bal.ru > Биология > Самостоятельная работа
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся.

Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы не старался учитель, если школьники не работают – процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно/

Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников?

Народная мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь». Только в результате деятельности самого ребенка происходит овладение им знаниями, умениями и навыками – писал А. Н. Леонтьев.

Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ. Они занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

В течение нескольких лет я работаю над методической темой по самообразованию «Самостоятельная работа на уроках биологии». Соответственно важное место в своей работе я уделяю использованию на уроках различных форм самостоятельной работы.

Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.

Самостоятельная работа может быть:

- индивидуальной;

- в парах;

- групповой.

Содержание предмета биологии позволяет применять разнообразные формы самостоятельных работ. Это и:

- проведение биологического эксперимента (опыты и лабораторные работы);

- работа с учебной литературой и наглядностью;

работа со средствами ИКТ и др.
Работа с учебной литературой и наглядностью

Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Органической частью учебника являются рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению учащимися основного содержания параграфа, дополняют текст, расширяют учебную информацию. Работа с иллюстрациями весьма разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.

Самостоятельная работа на уроках обобщения

и систематизации знаний

В последнее время, когда большое внимание уделяется повышению качества знаний, возросла роль обобщающих уроков. Им принадлежит главная роль в повторении и систематизации знаний. На обобщающем уроке выявляется степень сформированности у учащихся различных умений, например, умение ставить опыты, умение их заложить, готовить микропрепараты. То есть на этих уроках имеется возможность использовать различные виды самостоятельной работы: задания, связанные с описанием органов, определение по карточкам (определителю). На этих уроках использую и письменные проверочные работы, в которых использую разнообразные задания: тестовые задания с выбором правильного ответа, слепой текст (вставить в текст пропущенные слова), «найти соответствие», составить опорный конспект, ответить на предложенные вопросы, заполнить схему, таблицу, решение биологических задач и др.

Тест «Эволюционное учение.  Развитие органического мира»

1. Эволюция - это:
А - представление об изменении и превращении форм организмов;
Б - объяснение исторических смен форм живых организмов глобальными катастрофами;
В - необратимое и в известной мере направленное историческое развитие живой природы;
Г –  раздел биологии, дающий описание всех существующих и вымерших организмов.

2. Движущей и направляющей силой эволюции является:
А - дивергенция признаков;
Б - разнообразие условий среды;
В - приспособленность к условиям среды; 
Г - естественный отбор наследственных изменений.

3. Единицей эволюционного процесса является:
А - особь;
Б - популяция;
В - мутация;
Г - вид

4. Материалом для эволюционных процессов служит:
А - генетическая разнородность популяции;
В - благоприобретенные признаки;

5. Начало биологической эволюции связывают с появлением на Земле:
А - доклеточных форм жизни - вирусов;
В - биополимеров;
Г - фазовообособленных систем.

6. При стабилизирующем отборе признаки организмов не изменяются, так как:
А - не меняются гены, определяющие эти признаки; Б - не изменяются условия среды;
В - отбор сохраняет полезные и устраняет вредные в данных условиях признаки;
Г - сохраняются «живые ископаемые».

7. Любая приспособленность организмов носит относительный характер, потому что:
А - жизнь завершается смертью;
В - идет борьба за существование;
Г - приспособления могут не привести к образованию нового вида.

8. Примером ароморфоза может служить:
А - покровительственная окраска;
В - уплощение тела придонных рыб;
Г - приспособление цветков к опылению.

9. Биологический прогресс подразумевает:
А - повышение общей организации;
В - увеличение численности вида; 
Г - высокий уровень обмена веществ.

Ответьте на вопросы

.

1. Дайте определение понятия «биологическая система». Можно ли считать биологической системой «вид», «популяцию», «особь»?

2. У многих видов животных наблюдается строгий ритуал поведения для скрещивания. Объясните, почему такие ритуалы связывают с одной из важных характеристик вида - его репродуктивной изоляцией.

3. Кратко охарактеризуйте основные положения теории Ч. Дарвина. Назовите:
а) материал для эволюции;
б) движущую силу эволюции;
в) результат эволюции.

4. Почему избыточную численность потомства диких видов растений и животных связывают с естественным отбором и борьбой за существование? Какая форма борьбы за существование имеет наибольшее значение для эволюции?

5. Определите, какая форма эволюции привела к возникновению сходства планирующих форм животных:
а) сумчатой белки; б) шерстокрыла;  в) белки-летяги. Объясните причину этого явления.

6.Выявите принципы филогенетического изменения органов и их функций на следующих объектах: а) стебель кактуса;
б) конечности яванской летающей лягушки;
в) ласты пингвина;
г) изменение сердца позвоночных животных в процессе эволюции.

7.Выясните происхождение колючек у следующих видов растений:
а)барбариса ;
б)акации ;
в)боярышника;
г) ежевики. Как можно назвать эти органы?

«С помощью букв»

Задания на выявление последовательности происходящих в живой природе событий позволяют проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами. Выполнение этих заданий требует сложных мыслительных операций: нахождения нужных элементов, определения их последовательности, конструирования ответа в целом. Школьникам дается 5 правильных элементов ответа на вопрос, а они должны сконструировать из них один ответ. Приведу некоторые примеры подобных заданий.

С помощью букв запишите ответ из предложенных элементов для обоснования вывода, что популяция представляет собой единицу эволюции.

А. В популяции происходит борьба за существование и естественный отбор.
Б. У особей популяции постоянно возникают наследственные изменения.
В. Наследственные изменения распространяются в популяции в результате скрещивания, и она становится неоднородной.
Г. В популяции выживают и оставляют потомство лишь особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями.
Д. Постепенно  под  влиянием движущих  сил эволюции популяция  изменяется, становится родоначальником нового вида.

Из предложенных элементов с помощью букв составьте ответ на вопрос: как формируется приспособленность к среде обитания?
А. Благодаря неоднородности особей в популяции происходит борьба за существование.
Б. Благодаря наследственной изменчивости и размножению популяция неоднородна.
В. В неоднородной популяции действует естественный отбор.
Г. Без наследственной изменчивости не может идти отбор.
Д. В  популяции  выживают  и  оставляют потомство особи с наследственными изменениями, полезными в конкретных условиях.

Из предложенных элементов с помощью букв составьте ответ на вопрос: как происходит образование новых видов в природе?
А. В результате борьбы за существование и естественного отбора сохраняются особи с полезными в данных условиях среды наследственными изменениями.
Б. В популяциях накапливаются наследственные изменения.
В. Через множество поколений популяции изменяются, их особи не скрещиваются с особями других популяций.
Г. Популяции могут оказаться географически или экологически изолированными.
Д. Возникает новый вид.

Терминологический диктант

Трудно запоминают учащиеся термины, используемые для характеристики направлений эволюции, поэтому целесообразно проведение диктантов на эту тему. Например, даются небольшие диктанты для запоминания терминов и усвоения понятий ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс, биологический регресс.

Эволюционные изменения, которые вызывают общий подъем организации, увеличение интенсивности жизнедеятельности, дают значительные преимущества в борьбе за существование, делают возможным переход в новую среду обитания, называются ………
Сокращение численности популяции, сужение ее ареала, уменьшение числа видов характерно для  …………. 
Древние папоротники, древние пресмыкающиеся вымерли много миллионов лет назад, вступив на путь …………..

Мелкие эволюционные изменения, которые приводят к возникновению приспособлений у популяций к определенным условиям обитания, называются ………….
В противоположность ароморфозу идиоадаптация не сопровождается изменение основных черт организации, общим подъемом ее уровня, а характеризуется частными ..............

Возрастание численности особей в популяции, расширение ее ареала, образование новых популяций, ускорение формирования новых видов характерно для...............

Исключите лишнее

Вариант № 1
Примеры дегенерации: а) приспособления птиц к полету, б) отсутствие органов передвижения у паразитических червей, в) утрата листьев и корня у повилики -паразита клевера, г) отсутствие пищеварительной системы у бычьего цепня.

Вариант № 2
Примеры идиоадаптаций у растений: а) возникновение фотосинтеза, б) приспособления цветка к перекрестному опылению, в) приспособления плодов и семян к рассеиванию, г) листовая мозаика.

Вариант № 3
Примеры ароморфозов: а) возникновение теплокровности у птиц, б) формирование покровительственной окраски у насекомых, в) возникновение фотосинтеза, г) возникновение легочного дыхания.

Вариант № 4
Примеры идиоадаптаций у животных: а) формирование белой окраски у полярных животных, б) редукция пищеварительной системы у ряда паразитических червей, в) уплощение тела у придонных рыб, г) мимикрия.

Вариант № 5
Примеры идиоадаптаций: а) окраска тела под цвет грунта у придонных рыб, б) различные виды клюва у птиц в связи с разными способами добывания пищи, в) возникновение теплокровности у млекопитающих.

Поскольку степень сложности заданий различна, их можно использовать для индивидуальной работы с учащимися в соответствии с их подготовленностью.
Задания, для выполнения которых нужна дополнительная литература или большое количество времени, целесообразно использовать для самостоятельной работы дома.

Экскурсии

Важной формой организации обучения биологии, которую использую в своей работе, являются проведение экскурсий, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям. На экскурсиях учащиеся не только приобретают новые знания, но и получают навыки самостоятельной работы.

Одним из этапов проведения экскурсии является самостоятельная работа (чаще всего групповая) по карточкам-заданиям, а основным методом получения новых знаний – наблюдение. Живое общение с природой стимулирует интерес школьников, которые должны не только смотреть, но и делать выводы из увиденного. Наблюдения в природе дают хорошую подготовку и возможность определиться в выборе профессии.
Домашние задания

Домашние задания также являются одним из видов самостоятельных работ. Здесь возможны не только задания типа «Прочитать параграф, ответить на вопросы», а есть возможность давать задания творческие, по выбору: подготовка сообщений, рефератов, составление кроссвордов и т. д. Учащимся, интересующимся биологией, предлагаю во внеурочное время поставить опыты, провести наблюдения за жизнью растений, ответить на вопросы повышенной трудности. Это позволяет использовать дифференцированный подход, вести углубленное изучение биологии, строить обучение с учетом интересов учащихся.

Доклады

Формируя у школьников навыки работы с учебником, огромное значение придается дополнительной литературе. Я рекомендую учащимся чтение популярной и художественной литературы о растениях, о животных, об организме человека.

Привлекает их внимание к научно-популярным журналам. На основе научно – популярной литературы учащиеся делают доклады. Тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из дополнительной литературы. Находят нужный материал, в классе, в школьной и сельской библиотеках. Иного пути нет. Ведь жизнь постоянно ставит нас перед фактом: объем необходимых знаний быстро растет и уже невозможно делать ставку лишь на усвоение определенной суммы положений и фактов. И только умение школьников самостоятельно получать новые знания, ориентироваться в стремительном потоке научной, да и другой информации, способствует успеху. Привить это умение – наша задача.

Формирование навыков самоанализа и взаимоконтроля

Важное педагогическое условие организации самостоятельных работ – необходимость контроля и оценка ее результатов. При этом создаются условия для формирования навыков самоанализа и взаимоконтроля. Для этого даю детям возможность самим оценивать свою работу, ее результаты или использую взаимоконтроль, когда ребята оценивают работу своих товарищей.
Заключение

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др.
_______________________________________________________

  1. Биологический эксперимент в школе: Кн. Для учителя/ А. В. Бинас, Р. Д. Маш, А. И. Никишов и др. – М.: Просвещение, 1990.

  2. Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М., 1961.

  3. Петрищева Г. С. Системное использование учебника на уроках биологии – один из путей подготовки учащихся к самообразованию/ Педагог, - 1997. - № 3

  4. Самостоятельные работы по биологии: Пособие для учителя/ Е. П. Бруновт, А. Е. Богоявленская, Е. Т. Бровкина и др. – М.: Просвещение, 1984.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconМетодическая разработка
«Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии»
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся icon«Практические работы на уроках права как средство активизации познавательной...
Теоретические основы организации практических работ для развития познавательной активности старшеклассников на уроках права 6
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconПрограмма районного семинара учителей трудового обучения по теме:...
«Информационные технологии как средство развития познавательной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время»
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
...
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconМетодическая разработка «Самостоятельная работа как фактор активизирующий...
«Самостоятельная работа как фактор активизирующий мыслительную деятельность учащихся 10-х классов на уроках биологии»
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconПрименение игровых технологий на урок
Применение игровых технологий на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconИспользование игровых технологий как средство активизации познавательной деятельности учащихся
Ательными и запоминающимися и дающими положительные результаты. Этому способствуют современные инновационные технологии. Говоря о...
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconВиды деятельности
«Организация исследовательской деятельности как средство развития познавательной активности учащихся»
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconДоклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
...
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconУроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
Интерактивная доска на уроках математики как средство повышения познавательной активности учащихся
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconМетодическая разработка на тему: «Проектная деятельность на уроках...

Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconУроках биологии
...
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconРабота мо учителей биологии и химии над проблемой: Развитие познавательной...
«Развитие познавательной активности учащихся на уроках биологии и химии на основе личностно-ориентированного обучения»
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconСамостоятельная работа 20 часов
Легкоатлетические упражнения как средство развития физических качеств и средство оздоровления
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconСамостоятельная работа 20 часов
Легкоатлетические упражнения как средство развития физических качеств и средство оздоровления
Самостоятельная работа на уроках биологии как средство развития познавательной деятельности учащихся iconИгровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках химии
Мбоу «Тайсугановская оош». Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск