Скачать 167.69 Kb.
|
Программа кружка эколого-географического направления "геоэкология" На основе . Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983: Пояснительная записка К 2-году обучения Кружок “геоэкология” рассчитан на обучающихся среднего и старшего звена (6- 11кл.), т.к. в начальной школе обучающиеся не имеют достаточных знаний в области географии, биологии, экологии и других дисциплин, необходимых для занятий исследовательской деятельностью. Цель кружка: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач. Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием. Задача кружка: последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности. Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках. Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов: I. Введение II. Оформление исследовательских работ III. Исследования в области экологии IV. Исследовательская работа в природе V. Изучение своего края На занятиях кружка используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края. Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии. Программа кружка рассчитана на 68часов (2 часа в неделю). Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно- методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I. Введение (4 ч.) Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Чтение- просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы. Экскурсия в библиотеку. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
2. Оформление исследовательских работ (11 ч.) Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”. Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу. Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения. Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление. Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”. Практические работы: 1. Оформление исследовательских работ для участия в школьной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своего класса. 3.Конспектирование научно- популярной статьи. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
3. Исследования в области экологии (18 ч.) Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук. Краткая характеристика экологической ситуации в России, Московской области, Воскресенском районе. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование. Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Московской области. Охрана редких растений, животных и мест их обитания. Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера. Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха. Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению. Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы. Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований. Практические работы: 1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.2. Сбор материалов по охране природы своего края.3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта. 4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками. 5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха. 6. Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”. 7. Обработка результатов исследований. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
3. Исследовательская работа в природе (22 ч.) Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система. Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований. Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения. Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края. Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды. Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы. Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года. Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений. Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы. Практические работы: 1. Гидрологические исследования на водоемах своего края. 2. Изучение физических и химических свойств воды.3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений. 4. Изучение режима реки по сезонам года. 5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.7. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.8. Сбор образцов полезных ископаемых. Экскурсии на местный водоем; на метеостанцию своего района, на производства по добыче и переработке горных пород. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
5. Изучение своего края (13 ч.) Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика. Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране. Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время. Практические работы: 1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.2. Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).3.Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея. 4.Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий). Экскурсия в краеведческий музей. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Используемая литература. Для учителя. 1. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983: 2. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001. 3. Демина Л.А., Гухман Г.А. Земля. Руководство- справочник для учителя.- МИРОС, М., 1994. 4. Колокольников А.Н. Самодельные наглядные пособия по географии. Пособие для учителя.- Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961. 5. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001. Для обучающихся.
Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН кружка «геоэкология…» 2 год обучения
|
Геоэкология Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета,... | Рабочая учебная программа для студентов специальности 020804. 65-... Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 12. 2009, №6 | ||
Рабочая учебная программа для студентов специальности 020804. 65-... Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 12. 2009, №6 | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рабочая программа предназначена для студентов 3, 4 курсов эколого-географического факультета, обучающихся на очном отделении по специальности... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология» Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся... | Московский городской педагогический университет В основу курса положен принцип сравнительно-географического и эколого-географического анализа ареалов, флор, фаун, растительного... | ||
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов... Л. н вдовюк. «Ландшафтный дизайн»: учебно-методический комплекс для студентов направления «Сервис». Издательство ТюмГУ, 2010 | Экология и природопользование В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета... | ||
Тюменский государственный университет Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009, №6 | Рабочая учебная программа для студентов специальности 020306. 65... Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009 г. №6 | ||
Эколого-хозяйственная сбалансированность и устойчивое развитие Ростовской области Работа выполнена на кафедре социально-экономической географии и природопользования геолого-географического факультета | Геоэкология нефти и газа Т. А. Барнёва Технология добычи, транспортировки и хранения нефти и газа. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | ||
Природопользование ... | Программа для кружковых занятий «Геоэкология» ( 8-9 классы ) Курс кружка геоэкологии направлен на развитие и совершенствование системы непрерывного и всестороннего экологического просвещения,... | ||
Методическое пособие для студентов геолого-географического факультета... Учебно-методическое пособие разработано доцентом кафедры общей географии, краеведения и туризма В. Г. Еременко | Вопросы к экзамену по курсу «геоэкология» 15 Геоэкология. Учебно-методический комплекс. Ставрополь: Ставропольский государственный аграрный университет, 2010. – с |