Природопользование





Скачать 213.1 Kb.
НазваниеПриродопользование
Дата публикации29.10.2014
Размер213.1 Kb.
ТипУчебно-методические указания
100-bal.ru > География > Учебно-методические указания

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Эколого-географический факультет

КАФЕДРА социально-экономической географии и природопользования



В.А. Осипов, Е.А. Полушина

основы природопользования, ч. 1


Учебно-методический комплекс

Методические указания и индивидуальные задания

для студентов очной формы обучения эколого-географического факультета

специальность «Природопользование»


Издательство


Тюменского государственного университета

2008
Печатается по решению учебно-методического совета эколого-географического факультета
Учебно-методические указания по дисциплине “Основы природопользования, ч. 1” для студентов ОДО специальности “Природопользование”
Авторы: Осипов В.А., доктор географических наук, профессор,

Полушина Е. А., ст. преподаватель

Рецензенты: к.г.н., доцент Ахмедова И.Д.

к.г.н., доцент Добрякова В.А.
Ответственный за выпуск: д.г.н., профессор Осипов В.А.

В учебно-методических указаниях представлены основные разделы теоретической части курса “Основы природопользования, ч. 1” объемом 32 лекционных часа и приведен перечень семинарских и практических занятий объемом 32 часа.

Учебно-методические указания предназначены для студентов эколого-географического факультета, обучающихся по специальности “Природопользование”.
Учебно-методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования протокол № _____________________ 2008 года.

Зав. кафедрой _________________ В.А. Осипов
1. Пояснительная записка

В результате изучения дисциплины “Основы природопользования, ч. 1” студенты должны знать: предмет, цель, задачи и структуру науки «Природопользование», её биологические, географические, экологические, экономические, ресурсные, социальные и гуманитарные основы. Студенты обязаны научиться системному мышлению при синтезе знаний разных наук в процессе подготовки и принятия решений в области хозяйственной деятельности, связанной с преобразованием природы. Учебно-методические указания по дисциплине «Основы природопользования, ч. 1” составлены в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Изучение дисциплины “Основы природопользования, ч. 1” базируется на знании студентами курсов “Экономика”, “Биология”, «География», «Социология», «Этнология», “Общая экология”, «Ресурсоведение».

Целью дисциплины “ Основы природопользования, ч. 1” является формирование представлений о системном подходе к принятию решений в области хозяйственной деятельности, связанной с преобразованием природы.

Задачи курса:

1. Рассмотреть предмет, цель, задачи и структуру науки.

2. Изучить биологические, географические, экономические, ресурсные, социальные и гуманитарные основы «Природопользования».

3. Дать представление о системном подходе и междисциплинарной сущности принятия решений в области природопользования.

В процессе изучения дисциплины “ Основы природопользования, ч. 1” предусмотрена работа студентов с литературными источниками и компьютерными программами.

Общая трудоемкость дисциплины “ Основы природопользования, ч. 1” составляет 100 часов, в том числе лекций – 32 часа, практических занятий – 32 часа, индивидуальная и самостоятельная работа студентов – 36 часов. После изучения курса сдается экзамен.
2. Тематический план изучения дисциплины



Наименование темы

Количество часов

Формы контроля

Лек-ции

Прак-тичес-кие занятия

Индивиду-альная и самосто-ятельная работа студентов

1

Предмет, цели и задачи курса «Основы природопользования»

2

-

2

экзамен

2

Структура природопользования

4

2

4

реферат,

3

Биологические основы природопользования

4

2

4

Собеседование, реферат,

4

Географические основы природопользования

16

4

18

Собеседование, реферат,

5

Социологические основы природопользования

2

4

2

Собеседование, реферат,

6

Этика и эстетика природопользования

4

2

6

Реферат,




Итого

32

32

36

Экзамен



3. Лекционные занятия

Тема 1. Предмет, цели и задачи курса «Основы природопользования».

Место курса в системе наук о рациональном природопользовании. Формирование природопользования как междисциплинарной науки. Предмет, цель и задачи науки. Биология и география как базовые науки для Природопользования.

Тема 2. Структура природопользования.

Экология, как исходная наука природопользования. Развитие экологических представлений: экология человека, социальная экология, геоэкология. Эконология. Экономика природопользования. Энвайронментализм – общая теория формирования среды жизни человека. Основные теории энвайронментализма. Энвайронметалогия (охрана природы). Энвайронменталистика (промышленная экология). Ресурсоведение. Общее понятие и классификация ресурсов как факторов производства. Природные ресурсы.

Тема 3. Биологические основы природопользования.

Биосферная теория В.И. Вернадского. Цикличность природных процессов (кругообороты вещества и энергии – воды, углерода, биомассы и др.), автотрофы и гетеротрофы, трофические связи. Природные равновесия. Динамическое равновесие и флуктуации. Формирование природных комплексов. Перемещения вещества и энергии, геохимические барьеры. Роль человека в биосферных процессах. Включение социумов в биологические процессы. Сдвиги природных равновесий, глобальные, региональные и локальные экологические проблемы. Понятие ноосферы. Экологический кризис и устойчивое развитие.

Тема 4. Географические основы природопользования.

Древние и современные взгляды на географию и ее роль в обществе, их связь. География как синтетическая наука. Географический императив. Геософия и ее связь с географией. География Древних Греции и Рима. Классическая география, труды А. Гумбольдта и К. Риттера, М.В. Ломоносова. Понятие о географическом пространстве. Новая география. Труды Ф. Ратцеля, Э. Реклю, В. де ла Бланша, А. Геттнера, Макиндера, К. Хаусхофера и др. Понятие геополитики и ее значение для природопользования. Отечественные географические исследования. Работы П.И. Рычкова, К.И. Арсентьева, Д.Н. Анучина, Д.И. Менделеева, П.П. Семенова Тянь-Шаньского. Новейшая география и ее основные направления. Немецкая экономическая география (А. Вебер, А. Леш, В. Кристаллер). Англо-американская география. Неопозитивизм, его особенности, достижения и недостатки. Рационализм и «количественная революция» (В. Бунге). «Матрица Бери» и геоинформационные системы. Социофизическая школа Стьюарта. «Ментальные карты» Лоуэнталя. Поведенческая география (бихевиоризм). Исследования последовательности освоения территории. Чикагская школа. Школа Бристольского университета и труды П. Хаггета. Школа Лундского университета и теория пространственных перемещений (Т. Хёгерстрандт).

Новейшая география России. Географический детерминизм и индетерменизм. Антропогеографическая школа. Социодетерминизм В.И. Ленина. Сталинский план преобразования природы СССР. Районная школа в экономической географии. Труды Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского, В.М. Четыркина. Учение о ТПК и ЭПЦ, их значение для рационального природопользования. Развитие отраслевых направлений в экономической географии в послевоенный период. Труды Ю.Г. Саушкина, А.Т. Хрущева, Б.Н. Семевского, С.Б. Лаврова, М.Д. Шарыгина. Концепция общей географии. Создание геоэкологии и природопользования.

Тема 5. Социологические основы природопользования.

Классификация человеческого действия М. Вебера. Основы поведения субъекта при выборе управленческих альтернатив. Чикагская школа социологии.

Тема 6. Этика и эстетика природопользования.

Понятие этики. Нормативная и социальная этика. Этическая концепция И. Канта. Понятия свободы, воли, необходимости. Категорический императив и его значение для природопользования. Эстетическая концепция И. Канта и её значение для природопользования.
4. Темы практических занятий

1. Природная среда и ее загрязнения.

2. Научно-технический прогресс и его воздействие на природу.

3. Качество окружающей природной среды и его нормирование.

4. Сущность и основные виды природопользования.

5. Эколого-экономические проблемы современности.

6. Биологические основы природопользования.

7. Географические основы природопользования.

8. Этнологические основы природопользования.

9. Основы ресурсоведения.

10. Экономические основы природопользования.

11. Общие принципы рационального природопользования

12. Природозащитные мероприятия, роль технического прогресса в защите окружающей среды.

13. Основы управления природопользованием.

14. Экономика и финансирование охраны окружающей среды и рационального природопользования

15. Организационные и правовые основы охраны окружающей среды и рационального природопользования

16. Этика природопользования.
5. Литература

  1. Вернадский В.И. Биосфера. М., 1967.

  2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики // Энциклопедия философских наук. Т. 1. М.: Мысль, 1974, - 452 с.

  3. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии. М.: Экопрос, 1993а. 576 с.

  4. Гумилев Л.Н. Этносфера: История людей и история природы. М.: Экопрос, 1993б. - 544 с.

  5. Данилова Н.В. Экологическое право России \ Учебно-методический комплекс. Тюмень, изд-во Тюменского ун-та, ИГИП, 2002. 210 с.

  6. Джонстон Р. Дж. География и географы. М.: Прогресс, 1987. 368 с.

  7. Кант И. Критика чистого разума. Симферополь: Реноме, 1998. 528 с.

  8. Козин В.В., Маршинин А.В. Экология \ Учебно-методический комплекс. Тюмень, изд-во Тюменского ун-та, МИФУБ, 2001. 136 с.

  9. Осипов В.А. Социально-экономические проблемы управления природопользованием. Тюмень, изд-во Тюменского ун-та, 1999. 245 с.

  10. Осипов В.А. Природопользование. Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. Тюмень, изд-во Тюменского ун-та, 2003. 102 с.

  11. Петров В.В. Экологическое право России. М.: БЕК, 1996, 557 с.

  12. Протасов В.Ф., Молчанов А.В. Экология, здоровье и природопользование в России. М.: Финансы и статистика, 1995.

  13. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. М.: Просвещение, 1992.

  14. Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. - 637 с.

  15. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1965.

  16. Ткачев Ю.А. Плата за недра. СПб.: Наука, 1998. 168 с.

  17. Тюрюканов А.Н., Федоров В.М. Н.В. Тимофеев-Ресовский: биосферные раздумья. М.: изд-во РАЕН, 1996.

  18. Хаггет П. География: синтез современных знаний. М.: Прогресс, 1979. 684 с.

  19. Шилов И.А. Экология. М.: Высшая школа, 2000.

  20. Экологическое законодательство Российской Федерации \ сборник законов. М.-СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 1998. 410 с.


6. Вопросы к экзамену

  1. Предмет, цели и задачи природопользования.

  2. Формирование природопользования как междисциплинарной науки.

  3. Биология и география как базовые науки для Природопользования.

  4. Экология, как исходная наука природопользования. Развитие экологических представлений: экология человека, социальная экология, геоэкология.

  5. Эконология и Экономика природопользования. Предмет, цель и задачи этих наук.

  6. Энвайронментализм – общая теория формирования среды жизни человека.

  7. Энвайронметалогия (охрана природы). Предмет, цель и задачи этой науки.

  8. Энвайронменталистика (промышленная экология). Предмет, цель и задачи этой науки.

  9. Ресурсоведение. Общее понятие и классификация ресурсов как факторов производства. Природные ресурсы.

  10. Биосферная теория В.И. Вернадского. Цикличность природных процессов.

  11. Биосферная теория В.И. Вернадского. Природные равновесия. Динамическое равновесие и флуктуации. Формирование природных комплексов.

  12. Перемещения вещества и энергии, геохимические барьеры. Роль человека в биосферных процессах.

  13. Сдвиги природных равновесий, глобальные, региональные и локальные экологические проблемы.

  14. Понятие ноосферы. Различие трактовок Леруа, Т. де Шардена и В.И. Вернадского.

  15. Экологический кризис, его проявления и устойчивое развитие.

  16. Древние и современные взгляды на географию и ее роль в обществе, их связь.

  17. География как синтетическая наука. Географический императив. Геософия и ее связь с географией.

  18. География Древних Греции и Рима. Классическая география, труды А. Гумбольдта и К. Риттера, М.В. Ломоносова. Понятие о географическом пространстве.

  19. Новая география. Труды Ф. Ратцеля, Э. Реклю, В. де ла Бланша, А. Геттнера, Макиндера, К. Хаусхофера и др. Понятие геополитики и ее значение для природопользования.

  20. Отечественные географические исследования. Работы П.И. Рычкова, К.И. Арсентьева, Д.Н. Анучина, Д.И. Менделеева, П.П. Семенова Тянь-Шаньского.

  21. Немецкая новейшая экономическая география (А. Вебер, А. Леш, В. Кристаллер).

  22. Англо-американская география. Неопозитивизм, его особенности, достижения и недостатки. Рационализм и «количественная революция» (В. Бунге).

  23. Англо-американская география. «Матрица Бери» и геоинформационные системы. Социофизическая школа Стьюарта. «Ментальные карты» Лоуэнталя.

  24. Англо-американская география. Поведенческая география (бихевиоризм). Исследования последовательности освоения территории. Чикагская школа. Школа Бристольского университета и труды П. Хаггета.

  25. Школа Лундского университета и теория пространственных перемещений (Т. Хёгерстрандт). Теория «полюсов роста» Ф. Перу.

  26. Новейшая география России. Географический детерминизм и индетерменизм. Антропогеографическая школа. Социодетерминизм В.И. Ленина. Сталинский план преобразования природы СССР.

  27. Районная школа в экономической географии. Труды Н.Н. Баранского, Н.Н. Колосовского, В.М. Четыркина. Учение о ТПК и ЭПЦ, их значение для рационального природопользования.

  28. Развитие отраслевых направлений в советской экономической географии в послевоенный период. Труды Ю.Г. Саушкина, А.Т. Хрущева, Б.Н. Семевского, С.Б. Лаврова, М.Д. Шарыгина. Концепция общей географии.

  29. Классификация человеческого действия М. Вебера. Основы поведения субъекта при выборе управленческих альтернатив.

  30. Чикагская школа социологии.

  31. Понятие этики. Нормативная и социальная этика.

  32. Этическая концепция И. Канта. Понятия свободы, воли, необходимости.

  33. Категорический императив и его значение для природопользования.

  34. Эстетическая концепция И. Канта и её значение для природопользования.


7. Контрольные тесты

1. Что изучает природопользование, понимаемое как научная дисциплина?

а) природу;

б) совокупность воздействий человечества на географическую оболочку Земли;

в) общие принципы рационального использования природных ресурсов человеческим обществом.

2. В чем состоит разница между практическим природопользованием и наукой природопользования?

а) это одно и то же, разницы нет;

б) практическое природопользование существовало всегда, а наука природопользования появилась недавно;

в) наука природопользования должна ориентировать практическое природопользование в условиях надвигающегося экологического и ресурсного кризисов.

3. К каким наукам относится природопользование – естественным, общественным, техническим или комплексным?

а) к естественным;

б) к комплексным;

в) к техническим;

4. Экология является частью природопользования или природопользование - частью экологии?

а) экология является частью природопользования;

б) это одно и то же;

в) природопользование является частью экологии.

5. Какая наука изучает экономический механизм взаимодействия природы и общества?

а) эконология;

б) экономика природопользования;

в) экология.

6. Что является предметом эконологии?

а) некая значимую для центрального члена анализа совокупность природных и отчасти социальных явлений и предметов с точки зрения интересов этого центрального субъекта;

б) экономия природы;

в) эколого-экономические системы разного уровня иерархии, пределы допустимых нагрузок на природную среду и комплексные пути преодоления возникающих объективных лимитов в природопользовании.

7. Чем вызвано появление энвайроментализма?

а) необходимостью проводить осмысленную экономическую политику в области природопользования;

б) необходимостью защищать диких животных;

в) это стихийный протест людей против уничтожения природы.

8. Может ли решить современные экологические проблемы человечества охрана природы?

а) да;

б) нет;

в) только отчасти, поскольку всю землю нельзя превратить в заповедник.

9. Чем занимается энвайроменталистика?

а) это техническое приложение энвайроментологии, изучающее способы и методы очистки отходящих газов, сточных вод, утилизации отходов;

б) изучает экономию природы;

в) защитой диких животных.

10. Какие виды ресурсов Вы знаете?

а) сырье, деньги, технологии, информацию и человека;

б) сырье и деньги;

в) природные ресурсы.

11. Почему метафизические представления являются основой религиозных и нравственных учений?

а) потому, что они не являются материальными и относятся к духовной стороне жизни людей;

б) потому, что с их помощью люди пытаются объединить духовный и материальный мир;

в) потому, что с их помощью люди пытаются объяснить материальное духовным.

12. Прав ли Платон, разделивший мир вещей и мир идей?

а) прав;

б) не прав;

в) идея существует в каждой вещи, поэтому мир вещей и мир идей – одно и то же.

13. Прав ли немецкий философ Г. Гегель, считавший все идеи спекулятивными?

а) прав;

б) не прав;

в) идея спекулятивна, поскольку практически ее реализовать невозможно.

14. Можем ли мы, решая локальные проблемы забывать о глобальных?

а) да;

б) нет;

в) глобальные проблемы важны, но «своя рубашка ближе к телу».

15. Чем отличается рассуждение и разум?

а) рассудок ищет основания в практике, а разум – нет;

б) разум вечен, а основания рассудка зыбки и меняются;

в) и то, и другое хорошо, главное, чтобы люди думали, прежде чем действовать.

16. Применим ли морально-нравственный императив И. Канта в нашем отношении к природе?

а) нет, поскольку практика постоянно опровергает его догмы;

б) да, поскольку он не всегда выполняется в краткосрочном, но справедлив в долгосрочном периоде;

в) в раночной экономике он не применим.

17. Что такое ноосфера?

а) это область за пределами атмосферы;

б) это сфера разума, объединяющая всех людей, сумевших возвыситься над частными обстоятельствами;

в) это идея, которая не может реализоваться на практике.

18. Является ли природопользование этничным?

а) да, поскольку группы людей, приспосабливаясь к определенной экологической нише ландшафта, дают начало этносам;

б) нет, поскольку для этноса основное – это общие язык, территория, самосознание и национальный рынок, а не тип природопользования;

в) этнос складывается в момент перехода на новый тип природопользования, который закрепляется в этническом самосознании и национальной идее.

19. В каком соотношении находится культура в целом и культура природопользования?

а) культура природопользования составляет фундамент этнической культуры, определяя менти- и социофакты;

б) культура – результат влияния правительства и природопользование здесь ни при чем;

в) культура – это живопись, эстрада, кино. При чем здесь природопользование?

20. Какие фазы проходит этнос в процессе своего исторического развития?

а) рабовладение, феодализм, капитализм, социализм;

б) подъем, акматическая, надлом, инерционная, обскурации, мемориальная;

в) фазы этногенеза – выдумка Л.Н. Гумилева. Этнос всегда один и тот же, не меняется.

21. Являются стабильные этносы «дикими», «недозрелыми» или, наоборот, «перезрелыми»?

а) конечно «дикие», ведь их тип хозяйства и уровень жизни примитивны;

б) они умнее исторических этносов, так как их тип хозяйства полностью экологичен;

в) стабильный этнос является результатом эволюции исторического этноса, поэтому он скорее «перезрел», чем «недозрел».

22. Чем отличаются этнические взаимоотношения внутри суперэтноса от отношений этносов, входящие в разные суперэтнические системы?

а) внутри суперэтноса вырабатывается общее мировоззрение, а в разные суперэтнических системах оно сильно различается;

б) внутри суперэтноса господствуют отношения симбиоза и ксении, а между разными суперэтническими системами – отношения химеры;

в) внутри суперэтноса господствуют отношения химеры, а между разными суперэтническими системами – отношения ксении.

23. Когда отдельные виды контактов вызывают межнациональную неприязнь?

а) когда традиции одного народа рассматриваются с позиций культуры другого народа;

б) когда осуществляются культурные заимствования, не имеющие базы для своей реализации в ином культурном пространстве и времени;

в) когда одни народы живут лучше других.

24. Какие виды этнических контактов Вы предпочтете для выработки межнациональной политики внутри России?

а) симбиоз и ксению;

б) ксению и химеру;

в) симбиоз и химеру.

25. Вмешательство человека в цикличные природные процессы:

а) позитивно;

б) негативно;

в) человек просто не отдает себе в этом отчета.

26. Растения, синтезирующие углеводы, являются:

а) автотрофами; +

б) гетеротрофами;

в) консументами.

27. Трофическая цепь может насчитывать:

а) не более двух звеньев;

б) от трех до пяти звеньев;

в) сколько угодно звеньев.

28. Устойчивость природных экосистем - результат проявления:

а) эндогенных сил природы;

б) экзогенных сил природы;

в) равновесия этих сил.

29. Природные равновесия:

а) статичны;

б) динамичны;

в) иногда статичны, иногда – динамичны.

30. Флуктуации, это:

а) отклонения от равновесного состояния без изменения качества системы;

б) переход системы из одного качества в другое;

в) стабильные состояния экосистемы.

31. Изменения, вызываемые человеком в природных процессах:

а) позитивны;

б) негативны;

в) имеют смысл, если завершаются созданием относительно устойчивых антропогенных экосистем.

32. Глобальные изменения климата вызваны:

а) усилением солнечной активности;

б) усилением эндогенных геологических процессов;

в) деятельностью человека;

г) совместным наложением этих процессов.

33. География – это:

а) описательная наука;

б) конструктивная наука;

в) и то, и другое одновременно, раскрываемое в приложениях географии.

34. География – это:

а) аналитическая наука;

б) синтетическая наука;

в) естественная наука;

г) общественная наука.

35. Геософия – это:

а) философское приложение географии;

б) совокупность взглядов людей на окружающий мир;

в) раздел философии изучающий географические процессы.

36. География Древних Греции и Рима была:

а) аналитической;

б) синтетической;

в) описательной.

37. Классический период в развитии географии закончился:

а) в Древней Греции;

б) в Древнем Риме;

в) трудами Гумбольдта;

г) трудами Э. Реклю.

38. Пространства по К. Риттеру – это:

а) однородный природный ландшафт;

б) территория проживания этноса;

в) результат симбиоза природы и человека.

39. Ф Ратцель был основателем:

а) социал-экономизма;

б) социал-детерминизма;

в) социал-дарвинизма. +

40. М.В. Ломоносов:

а) открыл Аляску;

б) открыл Шпицберген;

в) возглавил работу Великой Северной экспедиции;

г) написал первую Географию Российской империи.

41. Географический императив изложен в трудах:

а) Ф. Ратцеля;

б) Э. Реклю;

в) Видаль де ла Бланша;

г) А Геттнера.

42. Основным содержанием геополитики является:

а) борьба за жизненное пространство;

б) борьба за ресурсы;

в) борьба за территорию;

г) стремление к мировому господству.

43. В противостоянии хартландов и коустландов конечная победа останется за:

а) хартландами;

б) коустландами;

в) ни за кем из них.

44. Сердцевинный регион мира находится:

а) в районе Лондона;

б) в районе Москвы;

в) в районе Иерусалима.

45. Первое районирование России произведено:

а) М.В. Ломоносовым;

б) К.И. Арсентьевым;

в) ПП. Семеновым Тянь-Шаньским;

г) Д.И. Менделеевым.

46. Кто из перечисленных ученых возглавлял Русское географическое общество:

а) М.В. Ломоносов;

б) К.И. Арсентьев;

в) ПП. Семенов Тянь-Шаньский;

г) Д.И. Менделеев.

47. Какой ученый ввел понятие «штандорт»:

а) А. Вебер;

б) А. Леш;

в) В. Кристаллер.

48. Теория «штандорта» основана на учете действия следующих факторов;

а) транспортные, рабочие издержки, эффект агломерации;

б) экономии сырья и энергии;

в) технологической реконструкции и дешевой рабочей силе.

49. Что такое «технопарк»?

а) подготовленный к освоению участок с развитой инфраструктурой;

б) совокупность взаимосвязанных производств;

в) конгломерат банков, предприятий и конструкторских бюро.

50. ГИС – это:

а) географические информационные системы;

б) геологические информационные системы;

в) глобальные информационные системы.

52. Основанием ГИС стала:

а) теория «штандорта»;

б) матрица Берри;

в) теория полюсов роста;

г) теория пространственных перемещений.

53. Географическое моделирование получило развитие в период:

а) классической географии;

б) новой географии;

в) неопозитивизма;

г) бихевиоризма.

54. Стьюард выделял:

а) один социофизический принцип;

б) два социофизических принципа;

в) три социофизических принципа;

г) четыре социофизических принципа.

55. Согласно выводам Кейтса:

а) люди полностью рациональны в своем поведении;

б) люди полностью иррациональны в своем поведении;

в) люди ограниченно рациональны в своем поведении.

56. Теория пространственных перемещений создана трудами:

а) Т. Хёгерстрандта;

б) В. Бунге:

в) А. Лёша;

г) Ф. Перу.

57. Теория полюсов роста создана трудами:

а) Т. Хёгерстрандта;

б) В. Бунге;

в) А. Лёша;

г) Ф. Перу.

58. Диффузия перемещения новаций происходит:

а) скачком;

б) через контакт;

в) через энтропию.

59. Сколько фаз развития насчитывает полюс роста:

а) две;

б) три;

в) четыре;

г) пять.

60. Климат успеха в теории полюсов роста это:

а) возможность поехать отдыхать в Турцию;

б) благоприятная предпринимательская среда развития бизнеса;

в) развитие инфраструктуры предпринимательства;

г) распространение новаций из центра.

61. Географическая поляризация в теории полюсов роста это:

а) эффект агломерации;

б) распространение новаций из центра.

в) благоприятная среда развития бизнеса;

г. развитие инфраструктуры в географической точке роста.

62. Географический детерминизм это:

а) зависимость развития общества от природы;

б) независимость развития общества от природы;

в) зависимость развития природы от общества.

63. Антропогеографы были:

а) географическими детерминистами;

б) географическими индетерминистами.

64. Коммунисты были:

а) географическими детерминистами;

б) географическими индетерминистами.

65. Сталинский план преобразования природы предполагал:

а) гармонию с природой;

б) насилие над природой;

в) вообще игнорировал природу.

66. Учение о ТПК было создано:

а) В.И. Лениным;

б) Н.Н. Колосовским;

в) И.Г. Александровым;

г) В.М. Четыркиным.

67. Понятие территориальных социально-экономических систем было введено:

а) Н.Н. Баранским;

б) М.Д. Шарыгиным;

в) Ю.Г. Саушкиным;

г) С.Б. Лавровым.

68. Наибольший вклад в развитие теории ТСЭС был внесен:

а) Н.Н. Баранским;

б) М.Д. Шарыгиным;

в) Ю.Г. Саушкиным;

г) С.Б. Лавровым.

69. Основные положения современной географии сформулированы:

а) Н.Н. Баранским;

б) М.Д. Шарыгиным;

в) Ю.Г. Саушкиным;

г) С.Б. Лавровым.

70. Сколько типов человеческого действия выделил М. Вебер?

а) две;

б) три;

в) четыре;

г) пять.

71. В целерациональном типе поведения:

а) ценности определяют поведение;

б) цель определяет поведение;

в) традиции определяют поведение;

г) эмоции определяют поведение.

72. В эффективном типе поведения:

а) ценности определяют поведение;

б) цель определяет поведение;

в) традиции определяют поведение;

г) эмоции определяют поведение.

73. Нормативная этика Канта это:

а) следование общечеловеческим моральным нормам;

б) следование моральным нормам класса;

в) следование моральным нормам этноса;

г) следование моральным нормам коллектива.

74. Свобода действия по И. Канту это:

а) необходимость учитывать свободу другого человека;

б) проявление воли в достижении цели;

в) независимость от чужой воли;

г) установка делать «что хочу».

75. Категорический императив И. Канта:

а) является трансцендентальным;

б) обусловлен воспитанием;

в) обусловлен образованием;

г) обусловлен происхождением.

76. Гармония это:

а) соответствие внешней среды вашей цели;

б) соразмерность частей и явлений в окружающей природе и человеке;

в) чувство удовлетворения.

77. Человек, осуществляющий действие, обладает достоинством (по И. Канту) когда:

а) знает о негативных последствиях, но игнорирует их;

б) знает о негативных последствиях и учитывает их;

в) ищет информацию о неизвестных негативных последствиях.

78. Целесообразность без цели (по И. Канту) это:

а) полное безделие;

б) ощущение целесообразности в предмете без цели обладать им;

в) ощущение гармонии в предмете.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Природопользование iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...
Природопользование iconПриродопользование
И. Д. Ахмедова. Экономика природопользования: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 020802....
Природопользование iconПриродопользование
...
Природопользование iconПриродопользование
...
Природопользование iconПриродопользование
Д. М. Марьинских. Ландшафтно-экологическое картографирование: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности...
Природопользование iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62
«Экология и природопользование» очной формы обучения, профили подготовки: Геоэкология; Природопользование
Природопользование iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование». Профили подготовки...
Природопользование iconРабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование»
Пинигина Е. П. География. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование»....
Природопользование iconЭкология и природопользование
Д. М. Марьинских. Ландшафтное планирование: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления подготовки...
Природопользование iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Природопользование iconРоссийской Федерации Югорский государственный университет Факультет природопользования
Методические указания предназначены для выполнения и оформления вкр, курсовых, контрольных работ, рефератов и отчетов по учебным...
Природопользование iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Геоэкология и природопользование...
В соответствии с требованиями Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «География...
Природопользование iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Учебно методический комплекс для студентов одо направление 022000. 62 "Экология и природопользование" базовая часть
Природопользование iconОбразовательная программа (ОП) бакалавриата, реализуемая вузом по...
...
Природопользование iconПинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический...
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Природопользование iconТематика реферативных работ по предмету «Экология и рациональное природопользование»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск