Природопользование





Скачать 219.37 Kb.
НазваниеПриродопользование
Дата публикации18.04.2015
Размер219.37 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > География > Рабочая учебная программа

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ



Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Эколого-географический факультет

КАФЕДРА социально-экономической географии и природопользования



Д.М. Марьинских
ландшафтно-экологическое картографирование

Учебно-методический комплекс

для студентов ОДО специальности 020802.65 «Природопользование»

Издательство


Тюменского государственного университета

2009

Д.М. Марьинских. Ландшафтно-экологическое картографирование: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 020802.65 «Природопользование».

Учебно-методический комплекс включает темы и основные понятия лекционного курса, темы лабораторных занятий, перечень тем рефератов, вопросы для зачета, список основной и дополнительной литературы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Ландшафтно-экологическое картографирование (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .....................................................4

II. СТРУКТУРА КУРСА .....................................................................7

III. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС .................................................................8

IV. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ ........................................15

V. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ………………………. ................................. 16

VI. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ....................................17

VII. ЛИТЕРАТУРА .............................................................................20
I. Пояснительная записка

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины “Ландшафтно-экологическое картографирование” студенты должны знать основные направления и методики комплексного ландшафтно-экологического картографирования. Студенты должны иметь представление о применении методов и инструментов ландшафтно-экологического картографирования в практике природопользования. Учебно-методический комплекс по курсу “Ландшафтно-экологическое картографирование” составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта.

Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины

Курс базируется на знаниях системного единства природы, населения и хозяйства, имеющихся навыках извлечения ландшафтно-экологической информации из топографических и тематических карт, материалов дистанционного зондирования и фондовых источников.

Учебный курс “Ландшафтно-экологическое картографирование” связан по блочно-модульному принципу со многими дисциплинами ландшафтного профиля эколого-географического цикла, изучаемыми по времени до и после данного курса. К числу таких дисциплин относятся “Экология ландшафта”, “Ландшафтное планирование”, “Ландшафтная индикация”. Изучение дисциплины базируется также на знании студентами курсов “Основы природопользования”, “Ландшафтоведение”, “Почвоведение”, “Биогеография”, “Экология”, “Картография”, “Геоинформационные системы”, “Дистанционное зондирование”, “Техногенные системы и экологический риск”.

Цель преподавания дисциплины

Цель курса – изучить теоретические основы и проблематику ландшафтно-экологического картографирования в системе общего экологического картографирования, дать целостное представление о ландшафтно-экологическом картографировании как методе исследования и оценки природно-экологического потенциала (функций, ценности, устойчивости ландшафтов) и средстве пространственного отображения экологически значимых факторов, экологических проблем и экологических ситуаций, привить студентам практические навыки составления и редактирования ландшафтно-экологических карт.

Задачи преподавания дисциплины

Учебная дисциплина ориентирована на приобретения знаний и навыков анализа и авторского составления экологических карт различного содержания и направленности. Особое внимание уделено комплексному ландшафтно-экологическому картографированию для обеспечения проектно-планировочной деятельности, подготовке оценок воздействия на окружающую среду, проведения экологической экспертизы и создания информационной базы проведения инженерно-экологических изысканий, экологического мониторинга и разработки природоохранных мероприятий.

Учебный курс “Ландшафтно-экологическое картографирование” решает задачи рассмотрения процедуры ландшафтно-экологического анализа территории для целей природопользования, адаптированных к природно-экологическим условиям и хозяйственно-экономической специфике Тюменского региона. Тематика курса соответствует современному уровню развития науки и практики.

Основные задачи курса:

– изучить общие вопросы экологического картографирования (основные понятия, принципы и направления, классификация карт, информационная база картографирования и др.);

– ознакомить с содержанием и методикой составления основных тематических групп экологических карт;

– изучить основные принципы и методы комплексного ландшафтно-экологического картографирования с оценкой функций, ценности и устойчивости ландшафтов;

– дать представление о методике разработки карт экологических ситуаций;

– раскрыть особенности атласного экологического картографирования;

– ознакомить с принципами ландшафтно-экологического районирования на основе учета экологически значимых факторов;

– осветить прикладные аспекты ландшафтно-экологического картографирования, вопросы использования ландшафтно-экологических карт;

– привить практические навыки составления различных по тематике экологических карт, и прежде всего комплексных ландшафтно-экологических.

Трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины “Ландшафтно-экологическое картографирование” составляет 102 часа, в том числе лекций – 34 часа, лабораторных занятий – 34 часа, самостоятельная работа студентов – 34 часа. Предмет изучается в течение одного семестра, в конце семестра сдается зачет. Курс читается студентам 4 курса очной формы обучения специальности 020802.65 «Природопользование»в 8 семестре и разработан в соответствии:

- с требованиями государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов;

- с учебным планом специальности 020802.65 «Природопользование»;

- с рабочей программой дисциплины.

II. СТРУКТУРА КУРСА



Наименование темы

Количество часов

Формы

контроля

Лекции

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа студентов




Вводная лекция: предмет, цели и задачи курса.

2




1

собеседование, реферат

1

Теоретические и методические основы ландшафтно-экологического картографирования в системе общего экологического картографирования.

10




4

собеседование, реферат

2

Обзор тематических групп экологических карт

6




6

собеседование, реферат

3

Основные направления и методики комплексного экологического картографирования

6

34

17

лабораторные работы

4

Обзор картографических произведений комплексного эколого-географического содержания

6

3

6

собеседование, реферат




Итого

34

34

34

зачет

III. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС

Лекция 1 (Вводная): предмет, цели и задачи курса.

Предмет, цели и задачи учебной дисциплины “Ландшафтно-экологическое картографирование”. Актуальность ландшафтно-экологического картографирования. Ландшафтно-экологическое картографирование в природопользовании. Структура курса. Обзор литературы.

Тема 1. Теоретические и методические основы ландшафтно-экологического картографирования в системе общего экологического картографирования.

Лекция 2. Общие положения экологического картографирования.

Основные понятия и определения. Роль и место экологического картографирования в природопользовании, геоэкологии и тематическом картографировании. Основные направления экологического картографирования, его принципы. Тематические группы экологических карт.

Критерии оценки качества среды; особенности информационного обеспечения экологическими параметрами; нормативная база экологической оценки территории. Основные принципы картографических методов оценки современного экологического состояния территории и прогноза последствий хозяйственной деятельности. Основные этапы в картографическом обеспечении экологических исследований. Общие методические подходы к составлению карт экологического содержания.

Лекция 3. История и современное состояние экологического картографирования. Классификация экологических карт.

История становления экологического картографирования. Фитоэкологические и медико-географические карты, карты охраны природы и природопользования как предшественники ландшафтно-экологических (геоэкологических) карт. Появление комплексных геоэкологических карт. Современное состояние ландшафтно-экологического картографирования и проблемы, стоящие перед ним.

Классификация экологических карт по тематике, приемам исследований, степени объективности, назначению. Функциональное деление карт. Интегральная (обобщающая) классификация экологических карт по Л.М. Корытному.

Лекция 4. Источники информации в экологическом картографировании.

Принципы классификации источников информации. Картографические источники (топографические, общегеографические и тематические карты). Материалы дистанционного зондирования Земли (космические и аэрофотоснимки). Особенности информации в МДЗЗ. Системы дистанционного зондирования. Цифровая обработка геоизображения. Статистические источники (информация о загрязнении окружающей среды, состоянии здоровья населения, социально-экономических показателях). Справочно-литературные источники (научные публикации, материалы органов государственной власти, научных и учебных учреждений, сообщения СМИ). Достоинства и недостатки различных источников информации и области их применения.

Лекция 5. Компьютерные технологии составления карт.

Цифровые, электронные и компьютерные карты. Преимущества электронных карт. Технология компьютерного ландшафтно-экологического картографирования. Использование геоинформационных систем (ГИС) в ландшафтно-экологическом картографировании. Ландшафтно-информационные системы (ЛИС). Экологические и ландшафтно-экологические ГИС. Структура и функции. Принципы построения. Сферы применения. Электронные версии экологических атласов.

Тема 2. Обзор тематических групп экологических карт.

Лекция 6. Карты антропогенных воздействий и изменений природной среды. Карты устойчивости природной среды к антропогенным воздействиям. Карты охраны природы.

Карты использования земель и источников антропогенного воздействия. Приемы картографирования антропогенной нагрузки. Карты химического и физического загрязнения, нарушения и деградации природной среды.

Понятие об устойчивости природной среды. Схема определения и картографирования устойчивости. Карты устойчивости ландшафта и его компонентов (литогенной основы, почв, биоты и т.д.).

Карты охраняемых природных территорий и карты природоохранных мероприятий: содержание и принципы составления.

Лекция 7. Карты оценки природных условий и ресурсов для жизни и деятельности человека. Медико-географические карты.

Понятие об эколого-ресурсном потенциале. Картографирование показателя биологической эффективности климата. Карта оценки природных условий жизни населения по О.Р. Назаревскому. Картографирование степени комфортности территории по Б.Б. Прохорову. Картографирование природных условий в целях определения пригодности территории для расселения. Карты ресурсного потенциала.

Понятие о медико-географических картах и их классификация. Собственно медико-географические карты (природных и социальных факторов, медико-географического районирования), нозогеографические карты и карты здоровья населения. Медико-географические атласы. Медико-экологические и демоэкологические карты.

Лекция 8. Эколого-геологические и эколого-геохимические карты.

Место эколого-геологических карт в системе геоэкологического картографирова­ния. Классификация экогеологических карт и методика их составления. Легенды экогеологической карты и карты экологической оценки состояния геологической среды. Основные и вспомогательные карты. Основы экологической оценки геологической среды. Принципы балльной оценки. Группы экогеологических показателей.

Классификация эколого-геохимических карг по масштабу, содержанию, изучае­мому компоненту окружающей среды. Принципы составления моно- и полиэлемент­ных карт и карт оценки эколого-геохимической ситуации. Использование эколого-геохимических карт для оценки динамики загрязнения территории. Многоцелевое гео­химическое картирование (МГХК): задачи и требования. Последовательность опера­ций при составлении эколого-геохимической карты.

Тема 3. Основные направления и методики комплексного экологического картографирования.

Лекция 9. Основные направления комплексного экологического картографирования.

Виды комплексных картографических произведений (карты, атласы, серии карт), их сравнительная характеристика. Ландшафтно-экологическое, административно-экологическое, информационно-экологическое и проблемно-экологическое направления в комплексном картографировании, их особенности и области применения.

Лекция 10. Методика экодиагностики территории Б.И. Кочурова и составление карт экологических ситуаций.

Система оценки экологических проблем и ситуаций в проблемно-экологическом картографировании: блоки, критерии и показатели. Нормативная база экологической оценки территорий. Интегральная типология экологического состояния регионов. Диагностика экологических ситуаций различной степени остроты.

Основные этапы разработки карт экологических ситуаций. Использование метода географических экспертных оценок и метода формализованных оценок. Последовательность проведения операций при составлении карты экологических ситуаций.

Лекция 11. Сравнительная характеристика карт экологических ситуаций.

Картографирование удовлетворительных, конфликтных, кризисных, катастрофических экологических ситуаций. Обзор карт экологических ситуаций: «Наиболее острые экологические ситуации СССР», «Карта экологических ситуаций северных территорий России», «Карта экологических ситуаций центра европейской части России», «Амурская область. Экологические ситуации», «Экологические ситуации Северо-Кавказского региона», «Состояние окружающей природной среды Российской Федерации», «Геоэкологическая карта Астраханской области».

Лекция 12. Ландшафтно-экологическое направление комплексного экологического картографирования.

Принципы ландшафтно-экологического картографирования. Развитие подходов ландшафтно-экологического картографирования на различных уровнях географической размерности. Современное состояние и перспективы развития ландшафтно-экологического картографирования в отечественной и зарубежной географии и ландшафтной экологии.

Лекция 13. Методика ландшафтно-экологического картографирования В.В. Козина (ТюмГУ).

Методика сопряженного геоэкологического картографирования Тюменского государственного университета. Методика составления и интерпретации эколого-географических карт на ландшафтной основе. Методика ландшафтно-экологического картографирования для оценки функций, ценности и устойчивости ландшафтов, а также картографирования степени изменения состояния окружающей среды. 6. Методика географов Тюменского госуниверситета по созданию карты политики природопользования Тюменской области.

Лекция 14. Методика картографирования природно-хозяйственных конфликтов экологического значения (конфликтов природопользования).

Анализ ландшафтной структуры территории, устойчивости к антропогенным нагрузкам, емкости и потенциала природных сред. Оценка хозяйственной освоенности. Оценка экологической обстановки с учётом последствий деятельности промышленности с точки зрения человека.

Тема 3. Обзор основных картографических произведений комплексного эколого-географического содержания.

Лекция 15. Карты федерального и регионального уровней по вопросам экологической безопасности. Геоэкологическое районирование.

Комплексное эколого-географическое картографирование. Особенности составления и использования карт. Основные отечественные картографические произведения. Карты федерального и регионального уровней по вопросам экологической безопасности. Комплексная оценка факторов экологического воздействия, риска и опасности. Серия эколого-тематических карт России. Серия эколого-тематических карт Арктики.

Антропоэкологическое районирование России по природной, эколого-гигиенической, социально-экономической ситуациям. Районирование России по степени экологической напряженности. Комплексное районирование территории по экологической и социально-экономической ситуациям. Понятие об экорегионе. Двойная блоковая система районирования.

Лекция 16. Атласное геоэкологическое картографирование. Требования к экологическим атласам. Общие принципы составления, структура, тематика и классификация атласов. Национальные и региональные атласы («Экологический атлас России», «Окружающая среда и здоровье населения России», «Экологический атлас Иркутской области»).

Принципы геоэкологического картографирования городской среды. Блоки природно-экологических, техногенно-экологических и социально-экологических карт. Последовательность составления геоэкологического атласа города.

Лекция 17. Прикладное экологическое картографирование.

Роль экологических карт в выявлении зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия. Картографическое обеспечение инженерно-экологических изысканий. Экологические карты в градостроительном проектировании и кадастровой оценке урбанизированных территорий.

IV. ТЕМЫ ЛАБОРАТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Лабораторные занятия предусматривают подготовку авторских макетов ландшафтно-экологических карт на проблемные регионы Тюменской области на базе интерпретации содержания топографических карт и комплексирования дистанционных и статистических материалов. Подготовка ландшафтно-экологических карт состоит из последовательного выполнения следующих лабораторных работ:

  1. Подготовка картографической основы (2 часа).

  2. Изучение способов картографического изображения, используемых в экологическом картографировании (2 часа).

  3. Картографирование типов местности и видов урочищ (8 часов).

  4. Картографирование функций ландшафтов (2 часа).

  5. Картографирование природоохранной и хозяйственно-ресурсной ценности ландшафтов (2 часа).

  6. Картографирование устойчивости ландшафтов (2 часа).

  7. Картографирование экологического риска (2 часа).

  8. Картографирование источников антропогенного воздействия (2 часа).

  9. Определение и картографирование антропогенной нагрузки (2 часа).

  10. Определение и картографирование коэффициента относительной напряженности эколого-хозяйственного состояния территории (2 часа).

  11. Картографирование экологических ситуаций (2 часа).

  12. Оформление ландшафтно-экологической карты (2 часа).

  13. Разработка легенды к ландшафтно-экологической карте (2 часа).

  14. Анализ ландшафтно-экологической карты (2 часа).

V. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Классификация геоэкологических карт.

  2. Территориальные единицы экологического картографирования.

  3. Экологизация тематической картографии.

  4. Экологические карты акваторий.

  5. Картографирование источников и уровней загрязнения атмосферы.

  6. Картографирование загрязнения поверхностных вод.

  7. Картографирование антропогенной нагрузки.

  8. Картографирование конфликтов в природопользовании.

  9. Картографирование экологического риска.

  10. Экологические атласы и карты городов: сравнительная характеристика.

  11. ГИС экологического сопровождения проектов в нефтегазовой отрасли.

  12. ГИС для целей предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситу­аций.

  13. Характеристика карты «Наиболее острые экологические ситуации СССР».

  14. Характеристика карты «Экологические ситуации Северо-Кавказского региона».

  15. Характеристика карты «Состояние окружающей природной среды Российской Федерации».

  16. Характеристика «Геоэкологической карты Астраханской области».

  17. Характеристика «Экологического атласа России».

  18. Характеристика атласа «Окружающая среда и здоровье населения России».

  19. Характеристика регионального экологического атласа.

  20. Антропоэкологическое районирование России.

VI. Контрольные вопросы к зачету

  1. Понятие о геоэкологической карте и геоэкологическом картографировании. Объек­ты и принципы геоэкологического картографирования.

  2. Направления экологического картографирования. Тематические группы экологи­ческих карт.

  3. Современное состояние и проблемы экологического картографирования.

  4. Критерии классификации экологических карт.

  5. Классификация экологических карт по тематике.

  6. Классификация экологических карт по функциям и назначению.

  7. Интегральная классификация экологических карт (по Л. М. Корытному).

  8. Классификация источников информации для геоэкологического картографиро­вания.

  9. Картографические источники информации.

  10. Аэрокосмические источники информации.

  11. Статистические источники информации.

  12. Справочно-литературные источники информации.

  13. Экологические ГИС.

  14. Карты антропогенного воздействия на окружающую среду.

  15. Карты изменений природной среды (нарушения, загрязнения, деградации).

  16. Карты устойчивости атмосферы и поверхностных вод.

  17. Карты устойчивости почв и морфолитогенной основы ландшафтов.

  18. Карты устойчивости ландшафтов.

  19. Карты размещения ООПТ и ОПТ.

  20. Карты природоохранных мероприятий.

  21. Карты оценки природных условий и ресурсов для жизни и деятельности чело­века.

  22. Понятие о медико-географической карте. Кпассификация медико-географиче­ских карт.

  23. Характеристика собственно медико-географических карт.

  24. Характеристика нозогеографических карт и карт здоровья населения.

  25. Понятие об экогеологической карте и эколого-геологическом картографирова­нии. Классификация эколого-геологических карт.

  26. Карта оценки экологического состояния геологической среды. Методика состав­ления экогеологических карт.

  27. Моно- и полиэлементные эколого-геохимические карты.

  28. Карты оценки эколого-геохимической ситуации.

  29. Эколого-геоморфологические карты.

  30. Понятие о комплексном экологическом картографировании.

  31. Ландшафтно-экологическое и административно-экологическое направления комплексного картографирования.

  32. Информационно-экологическое и проблемно-экологическое направления ком­плексного картографирования.

  33. Критерии оценки экологических проблем и ситуаций: блок «антропогенное воз­действие».

  34. Критерии оценки экологических проблем и ситуаций: блок «природа».

  35. Критерии оценки экологических проблем и ситуаций: блок «изменения в при­роде».

  36. Критерии оценки экологических проблем и ситуаций: блок «последствия».

  37. Интегральная типология экологического состояния регионов.

  38. Составление карт экологических ситуаций (общие положения).

  39. Составление карт экологических ситуаций методом географических экспертных оценок.

  40. Составление карт экологических ситуаций методом формализованных оценок.

  41. Методика составления карты экологических ситуаций.

  42. Экологические атласы: требования, структура, классификация.

  43. Экологическое картографирование городов: принципы и задачи.

  44. Основные блоки атласа города и последовательность его составления.

  45. Районирование России по степени экологической напряженности.

  46. Понятие об экорегионе и двойной блоковой системе районирования.

  47. Роль экологических карт в выявлении зон чрезвычайной экологической ситуа­ции и зон экологического бедствия.

  48. Картографическое обеспечение инженерно-экологических изысканий.

  49. Экологические карты как инструмент градостроительного проектирования.

  50. Использование геоэкологических карт при кадастровой оценке урбанизирован­ных территорий.


VIi. Литература

Основная:

  1. Геоэкологическое картографирование: учебное пособие для студентов ВУЗов [Б.И. Кочуров, Д.Ю. Шишкина, А.В. Антипова, С.К. Костовска]; под ред. Б.И. Кочурова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.

  2. Козин В.В. Ландшафтно-экологическая среда Западной Сибири. Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007.

  3. Стурман В.И. Экологическое картографирование. М., 2003.

  4. Комплексное экологическое картографирование (географический аспект) / Под ред. Н.С. Касимова. — М.: МГУ, 1997. — 147 с.

  5. Экологическое картографирование Сибири / В.В. Воробьев и др. Новосибирск, 1996.

  6. Природопользование на северо-западе Сибири. Опыт решения проблем. / В.В. Козин, В.А. Осипов и др. Тюмень, 1996.

  7. Экологический атлас России. — М.: ЗАО «Карта», 2002. — 128 с.

Дополнительная:

  1. Ландшафтно-интерпретационное картографирование. – Новосибирск: Наука, 2005. – 424 с.

  2. Оценка качества окружающей среды и экологическое картографирование / Н.Ф Глазовский и др. - М., 1995.

  3. Кочуров Б. И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. — М.; Смоленск: Маджента, 2003.

  4. Эколого-геологические карты. Теоретические основы и методика составления / В.Т.Трофимов [и др. 1; под ред. В.Т.Трофимова. — М.: Высшая школа, 2007. — 407 с.

  5. Макаров В.З. Эколого-географическое картографирование городов/В. З.Макаров, Б. А. Новаковский, А. Н.Чумаченко. — М.: Научный мир, 2002.

  6. Исаченко А.Г. Введение в экологическую географию. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

  7. Aнтипoвa А.В. География России. Эколого-географический анализ территории. — М.: МНЭПУ, 2001.

  8. Жуков В. Т. Компьютерное геоэкологическое картографирование / В.Т.Жуков, Б. А. Новаковский, А. Н.Чумаченко. — М.: Научный мир, 1999.

  9. Экологический атлас Ростовской области / Под ред. В.Е. Закруткина. — Ростов н/Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2000. - 120 с.

  10. Пузаченко Ю.Г., Дьяконов К.Н., Алещенко Г.М. Разнообразие ландшафтов и методы его измерения / География и мониторинг биоразнообразия. М.: НУМЦ, 2002. 432 с.

  11. Методические установки по созданию эколого-географической карты масштаба 1:2500000. М., 1992.

  12. Картографирование по космическим снимкам и охрана окружающей среды / Е.А.. Востокова и др. М., 1982.

  13. Development and Perspectives of Landscape Ecology (Ed. by O.Bastian and U.Steinhardt). Dordrecht, Boston, London: Kluwer Academic Publishers 2002. – 498 p.

  14. Analyse und ökologische Bewertung der Landschaft / hrsg. von O. Bastian und K.-F. Schreiber. - 2. Aufl. Heidelberg, Berlin: Spektrum, 1999. – 564 S.


ландшафтно-экологическое картографирование

Учебно-методический комплекс для студентов ОДО специальности 020802.65 «Природопользование»

Автор: Д. М. Марьинских

Ответственный за выпуск: В.А. Осипов
Подписано в печать _____________________ заказ № _________

Объём _______ п.л. Тираж ________ экз. Бесплатно

Издательство Тюменского государственного университета

625000, г. Тюмень, Семакова, 10

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
“УТВЕРЖДАЮ”:

Проректор по учебной работе

______________ Л.М. Волосникова

«___» _________ 200 __ г.

ландшафтно-экологическое картографирование

Учебно-методический комплекс

для студентов ОДО специальности 020802.65

«Природопользование»



“ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ”:

Автор работы: _________________ /Д.М. Марьинских/

“10” октября 2009 г.
Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

“РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ”:

Объем 22 стр.

Зав. кафедрой: ________________ / В.А. Осипов /

“___” ____________ 200 г.
Рассмотрено на заседании УМК эколого-географического факультета «___» ____________ 200 г., протокол № ___

Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.
“СОГЛАСОВАНО”:

Председатель УМК ____________________/С.И. Ларин/

«___» ___________ 200 г.
“СОГЛАСОВАНО”:

Главный специалист методического отдела УМУ_____/С.А. Федорова/

«___» __________ 200 г.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Природопользование iconЭкология и природопользование
В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета...
Природопользование iconПриродопользование
...
Природопользование iconПриродопользование
И. Д. Ахмедова. Экономика природопользования: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 020802....
Природопользование iconПриродопользование
...
Природопользование iconПриродопользование
...
Природопользование iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62
«Экология и природопользование» очной формы обучения, профили подготовки: Геоэкология; Природопользование
Природопользование iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование». Профили подготовки...
Природопользование iconРабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование»
Пинигина Е. П. География. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование»....
Природопользование iconЭкология и природопользование
Д. М. Марьинских. Ландшафтное планирование: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления подготовки...
Природопользование iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Природопользование iconРоссийской Федерации Югорский государственный университет Факультет природопользования
Методические указания предназначены для выполнения и оформления вкр, курсовых, контрольных работ, рефератов и отчетов по учебным...
Природопользование iconУчебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Геоэкология и природопользование...
В соответствии с требованиями Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «География...
Природопользование iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо...
Учебно методический комплекс для студентов одо направление 022000. 62 "Экология и природопользование" базовая часть
Природопользование iconОбразовательная программа (ОП) бакалавриата, реализуемая вузом по...
...
Природопользование iconПинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический...
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления...
Природопользование iconТематика реферативных работ по предмету «Экология и рациональное природопользование»



Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск