Скачать 236.64 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Эколого-географический факультетКАФЕДРА социально-экономической географии и природопользованияД.М. Марьинских Экология ландшафта Учебно-методический комплекс для студентов ОДО специальности 020802.65 «Природопользование» ИздательствоТюменского государственного университета 2009 Д.М. Марьинских. Экология ландшафта: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 020802.65 «Природопользование». Учебно-методический комплекс включает темы и основные понятия лекционного курса, темы семинарских и практических занятий, перечень тем рефератов, перечень тем курсовых работ, вопросы для зачета, список основной и дополнительной литературы. Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Экология ландшафта (электронный ресурс) / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2009 ОГЛАВЛЕНИЕ I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .....................................................4 II. СТРУКТУРА КУРСА .....................................................................6 III. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС .................................................................7 IV. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ..........................................11 V. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ...................................................................12 VI. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ .......................................................14 VII. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ .................................15 VIII. ЛИТЕРАТУРА ............................................................................18 I. Пояснительная записка Требования к уровню освоения содержания дисциплины В результате изучения дисциплины “Экология ландшафта” студенты должны знать теоретические основы и концепции ландшафтной экологии, методы ландшафтно-экологических исследований, методы оценки ландшафтов. Студенты должны иметь представления о теории ландшафтной экологии и ее прикладном применении в практике природопользования. Учебно-методический комплекс по курсу “Экология ландшафта” составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта. Требования к уровню подготовки для освоения дисциплины Учебный курс “Экология ландшафта” связан по блочно-модульному принципу со многими дисциплинами ландшафтного профиля эколого-географического цикла, изучаемыми по времени до и после данного курса. К числу таких дисциплин относятся “Ландшафтное планирование”, “Экология города”, “Ландшафтная индикация”, “Ландшафтно-экологическое картографирование”, “Районная планировка (территориальное планирование)”. Изучение дисциплины базируется также на знании студентами курсов “Почвоведение”, “Общая экология”, “Основы природопользования”, “Ландшафтоведение”, “Биогеография”, “Учение об атмосфере”, “Учение о гидросфере”, “Ресурсоведение”, “Техногенные системы и экологический риск. Цель преподавания дисциплины Цель учебной дисциплины “Экология ландшафта” – дать представление о ландшафтной экологии – междисциплинарной науке, важной для решения проблем окружающей среды; познакомить студентов с основными теоретическими положениями и возможностями прикладного применения экологии ландшафта в практике природопользования. Учебная дисциплина сориентирована на студентов специальности «Природопользование» (специализации «Менеджмент и маркетинг в природопользовании» и «Экономика природопользования») для подготовки ландшафтных планировщиков и ландшафтных менеджеров. Задачи преподавания дисциплины Тематика курса соответствует современному уровню развития ландшафтной экологии в отечественной и зарубежной науке. Большое внимание уделяется описанию научно-методических подходов и концепций российской и германской школы экологии ландшафта, которые обсуждаются в международном и междисциплинарном контексте. В процессе изучения дисциплины «Экология ландшафта» предусмотрена работа студентов с картографическими и текстовыми материалами. Трудоемкость дисциплины Общая трудоемкость дисциплины «Экология ландшафта» составляет 80 часов, в том числе лекций – 32 часа, практических и семинарских занятий – 16 часов, самостоятельная работа студентов – 32 часа. Предмет изучается в течение одного семестра, в конце семестра сдается зачет. Курс читается студентам дневного отделения в 6 семестре и разработан в соответствии: - с требованиями государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки специалистов; - с учебным планом специальности 020802.65 «Природопользование»; - с рабочей программой дисциплины. II. СТРУКТУРА КУРСА
III. ЛЕКЦИОННЫЙ КУРС Тема 1. Вводная лекция. Концепция ландшафта. Ландшафты в повседневности. Ландшафт как часть окружающей нас среды. Ландшафт как часть нашего сознания. Психологические аспекты восприятия. Влияние ландшафтов на человека. Воздействие человека на ландшафт. Концепция культурного ландшафта. Ландшафт как объект научного познания. Этимология ландшафта. Исторический абрис развития понятия. Герменевтика ландшафта. Ландшафтный позитивизм и ландшафтная феноменология. Трансдисциплинарная концепция ландшафта. Тема 2. Развитие ландшафтной экологии. Ландшафтная экология: от истоков до современности. Основная терминология. Ландшафтная экология в различных частях мира. Международная ассоциация ландшафтной экологии (IALE). Национальные школы ландшафтной экологии. Развитие ландшафтной экологии в России. Развитие ландшафтной экологии в Германии и континентальной Европе. Развитие ландшафтной экологии в Северной Америке и англоязычных странах. Контраст подходов к ландшафтной экологии. Дисциплинарные и метадисциплинарные подходы в ландшафтной экологии. Позиционирование будущей ландшафтной экологии. Трансдисциплинарная ландшафтная экология как «постмодернистская наука». Развитие исследовательской программы: расширение перспектив. Тема 3. Ландшафт как открытая система. Значение системного подхода. Системные признаки ландшафтов. Значение нелинейности динамики и энтропии для регистрации ландшафтной структуры и процессов. Ландшафты как диссипативные системы. Ландшафт во времени: эволюция и динамика. Самоорганизация ландшафтных структур. Эволюция ландшафтов. Ландшафтное пространство – время. Тема 4. Ландшафтная структура и ландшафтно-экологические процессы. Вертикальная структура ландшафта и функционирование. Ландшафтная сфера. Ландшафтно-экологические процессы. Ландшафтные комплексы различных уровней размерности. Топологическая размерность и концепция экотопа. Ландшафтные комплексы хорологической размерности. Ландшафтные комплексы высших уровней географической размерности. Ландшафтные элементы. Гетерогенность и гомогенность. Пятна, матрица и мозаика. Структура и шкалы. Связанность, коридоры и фрагментация. Ландшафтно-экологические парадигмы (принципы): корреляция – ареальность – полярность – иерархичность. Ландшафтные границы, экотоны. Экотоны в теории и в реальности. Принцип катены. Потоки вещества и энергии в ландшафте. Рассеивание организмов – биогеографические аспекты. Фрагментация и изоляция. Связанность и сети биотопов. Окраинные биотопы. Тема 5. Ландшафтно-экологический анализ, синтез и диагноз. Социально-экономические функции ландшафтов. Подходы и методы ландшафтного диагноза в Германии. Принципы ландшафтного диагноза на основе экологических данных. Аспекты ландшафтного диагноза и методологические подходы. Ландшафтный анализ и синтез в отечественной географии. Прикладной ландшафтный синтез географических знаний. Ландшафтный анализ и синтез в нефтегазопромысловых районах. Ландшафтный анализ: исследование геокомпонентов. Принцип индикаторов. Разнообразие – критерии качества ландшафтов. Ландшафтно-экологический комплексный анализ. Тема 6. Изменение ландшафтов. Ландшафтный мониторинг и прогноз. Смысл изучения ландшафтных изменений. Основные этапы развития ландшафтов. Современные тренды. Изменения ландшафтов в различных регионах мира и в Тюменской области. Научное исследование ландшафтных изменений. Ландшафтный мониторинг. Дистанционное зондирование Земли и другие инструменты. Экологический мониторинг в биосферных резерватах. Эталонирование экологических ареалов (EAS) и другие примеры. Ландшафтный прогноз: ландшафты будущего. От локальной к глобальной шкале. Сценарии. Мониторинг, эксперименты и модели. Тема 7. Оценка ландшафтов. Ландшафтная оценка и экспертиза. Экологическая емкость и нагрузка. Чувствительность, нарушения и стабильность. Ландшафтные функции и природный потенциал. Возможные оценочные процедуры. Оценка гетерогенных пространственных единиц. Смена ландшафтных функций. Оценка ландшафта. Сущность оценивания. Методы оценки. Оценочные шкалы. Требования к методам оценки. Ландшафтная оценка и мультикритериальная оптимизация. Сценарии для выбора землепользования. Оптимизационные задачи для целей консервации. Максимизация и компромиссы. Восприятие и эстетика ландшафта. Эстетика в оценочных процедурах и процессе планирования. Тема 8. Методы и инструменты ландшафтно-экологических исследований. Ландшафтно-экологическое картографирование. Принципы. Развитие подходов ландшафтно-экологического картографирования в различных уровнях размерности и шкалах. Перспективы ландшафтно-экологического картографирования. Ландшафтно-информационные системы. Применение ландшафтно-информационных систем. Дистанционное зондирование и Цифровая обработка геоизображения. Развитие дистанционного зондирования. Информация в данных дистанционного зондирования (ДДЗ). Системы дистанционного зондирования. Применение ДДЗ в ландшафтной экологии. Цифровая спектральная классификация землепользования. Модели в ландшафтной экологии для исследования комплексных задач. Исследовательские секторы, модели и шкалы. Ландшафтные модели. Тема 9. Прикладная ландшафтная экология. Ландшафтная этика и устойчивость. Этические ценности, права и парадигмы. Этические аспекты различных дисциплинарных перспектив. Ландшафтная экспертиза и концепция устойчивости. Культурологические подходы к исследованию ландшафтов. Ориентиры (идеалы) ландшафтного развития. Классификация экологических целей. Ландшафтное планирование. Определение и задачи ландшафтного планирования. Ландшафтное планирование и региональная политика. Научные основы ландшафтного планирования. Основные шаги ландшафтного планирования. Проблемы исполнения. Оценка воздействия на окружающую среду. Основы, принципы и история. Процедура ОВОС. Управление вторжением в природу и ландшафт. Сельское хозяйство и ландшафт. Агрокультура и ландшафт. Структуры органичных и обычных хозяйств. Туризм и ландшафт: взаимоотношения. Цикл «ландшафт-туризм». Развитие туризма. Туризм в эру постмодернизма. Экологическая критика туризма. Планирование и менеджмент туристических ландшафтов. Охрана природы. Консервация природы и шкалы. Сохранение биоразнообразия. SLOSS. Экосети. Экокаркас территории. Конкурирующая ценность. Исторические ландшафты и ландшафтные элементы. Консервация культурных ландшафтов и ландшафтных элементов. Устойчивое развитие городов и урбанизированных регионов. Экологически устойчивое развитие. Менеджмент пространства. Менеджмент ресурсов. Новая культура планирования. Урбоэкология. Урбоэкология как прикладная урболандшафтная экология. Землепользование как методическая основа анализа урболандшафтов. Естественнонаучные подходы к комплексным урбоэкосистемам. Проблемы, перспективы и планировочные приложения. Экологическая реставрация. Термины, цели и задачи. История и объекты реставрации и реставрационной экологии. Научные знания и концепция реставрации. Стратегия и меры реставрации. Ограничения и возможности реставрации. Реставрация в практике: объективность, приемы, мониторинг. Участие различных актеров в ландшафте. Что такое участие? Эпистемологические рассуждения. Поддержка опытов с партиципативными подходами. Изменения, перспективы и ограничения диалектических подходов. Успешные примеры партиципативного планирования. IV. Темы СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ занятий 1. Концепция ландшафта. 2. Развитие ландшафтной экологии. 3. Ландшафтная структура и ландшафтно-экологические процессы 4. Ландшафтно-экологический анализ, синтез и диагноз. 5. Изменение ландшафтов. Ландшафтный мониторинг и прогноз. 6. Оценка ландшафтов. 7. Методы и инструменты ландшафтно-экологических исследований. 8. Прикладная ландшафтная экология. V. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
VI. ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ
VII. Контрольные вопросы к зачету
VIII. Литература Основная:
Дополнительная:
Экология ландшафта Учебно-методический комплекс для студентов ОДО специальности 020802.65 «Природопользование» Автор: Д. М. Марьинских Ответственный за выпуск: В.А. Осипов Подписано в печать _____________________ заказ № _________ Объём _______ п.л. Тираж ________ экз. Бесплатно Издательство Тюменского государственного университета 625000, г. Тюмень, Семакова, 10 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ “УТВЕРЖДАЮ”: Проректор по учебной работе ______________ Л.М. Волосникова «___» _________ 200 __ г. экология ландшафтаУчебно-методический комплексдля студентов ОДО специальности 020802.65«Природопользование»“ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ”: Автор работы: _________________ /Д.М. Марьинских/ “10” октября 2008 г. Рассмотрено на заседании кафедры социально-экономической географии и природопользования Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. “РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ”: Объем 24 стр. Зав. кафедрой: ________________ / В.А. Осипов / “___” ____________ 200 г. Рассмотрено на заседании УМК эколого-географического факультета «___» ____________ 200 г., протокол № ___ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. “СОГЛАСОВАНО”: Председатель УМК ____________________/С.И. Ларин/ «___» ___________ 200 г. “СОГЛАСОВАНО”: Главный специалист методического отдела УМУ_____/С.А. Федорова/ «___» __________ 200 г. |
Экология и природопользование В. А. Ермолаева. Социальная экология: Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения Эколого – географического факультета... | Природопользование ... | ||
Природопользование И. Д. Ахмедова. Экономика природопользования: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 020802.... | Природопользование ... | ||
Природопользование Д. М. Марьинских. Ландшафтно-экологическое картографирование: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование» очной формы обучения, профили подготовки: Геоэкология; Природопользование | ||
Тюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование». Профили подготовки... | Рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование» Пинигина Е. П. География. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование».... | ||
Экология и природопользование Д. М. Марьинских. Ландшафтное планирование: учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления подготовки... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Российской Федерации Югорский государственный университет Факультет природопользования Методические указания предназначены для выполнения и оформления вкр, курсовых, контрольных работ, рефератов и отчетов по учебным... | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Геоэкология и природопользование... В соответствии с требованиями Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности «География... | ||
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо... Учебно методический комплекс для студентов одо направление 022000. 62 "Экология и природопользование" базовая часть | Образовательная программа (ОП) бакалавриата, реализуемая вузом по... ... | ||
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический... Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления... | Тематика реферативных работ по предмету «Экология и рациональное природопользование» |