Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62





Скачать 264.99 Kb.
НазваниеПинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62
Дата публикации16.11.2014
Размер264.99 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > География > Учебно-методический комплекс





Пинигина Е.П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000.62 «Экология и природопользование». Профили подготовки «Геоэкология», «Природопользование», форма обучения очная. Тюмень, 2011, 11 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Геоэкологический мониторинг озер и болот [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой геоэкологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Ларин С.И., к.г.н., доцент



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Пинигина Е.П., 2011.

1. Пояснительная записка


    1. Цель и задачи освоения дисциплины


Цель: усвоение теоретических основ геэкологического мониторинга озер и болот на примере болот Западной Сибири.
Задачи:

  1. Изучение вопросов организации наблюдений на болотах и озерах.

  2. Исследование водного и теплового режима болот и озер.

  3. Анализ функционирования болот, заболоченных территорий и озер в условиях антропогенного воздействия.




    1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Геоэкологический мониторинг озер и болот» входит в блок дисциплин по выбору профессионального цикла по направлению подготовки «Экология и природопользование».

1.3 Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения дисциплины «Геоэкологический мониторинг озер и болот»:

Код компетенции: ПК-7 (часть)

Формулировка компетенции: знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнения окружающей среды; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности

Код компетенции: ПК-12 (часть)

Формулировка компетенции: знать и уметь решать глобальные и региональные геоэкологические проблемы; владеть методами геоэкологического мониторинга и экспертизы

Код компетенции: ПК-14

Формулировка компетенции: владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации и использовать теоретические знания в практике

Резуль-таты обучения в целом

Результаты обучения по уровням освоения материала

Виды работы

Оценочные средства

минимальный

базовый

повышенный

Знает:

характерные черты болот, заболоченных территорий и озер; блоки геоэкологического мониторинга озер и болот;

принципы организации экологических наблюдений на болотах, заболоченных территориях и озерах;

систему геоэкологического мониторинга и основы нормирования и снижения загрязнения для всех типов болот, заболоченных территорий и озер.

Лекции. Самостоятельная работа.

Устный опрос. Контрольные работы. Экзамен.

Умеет:

давать геоэкологическую характеристику водно-болотных угодий, используя литературные и картографические материалы;

организовать наблюдения на болотах и озерах за водным и тепловым режимами, поступлением и распределением и загрязняющих веществ;

анализировать функционирование болот, заболоченных территорий и озер в условиях антропогенного воздействия; нормировать антропогенную нагрузку на водно-болотные угодья.

Практические работы. Самостоятельная работа.

Реферат. Активное резюмирование. Экзамен.

Владеет:

методами сбора обработки, геоэкологической информации;

методами анализа и синтеза полевой и лабораторной геоэкологической информации;

подходами к решению глобальных и региональные геоэкологических проблем всех типов болот, заболоченных территорий и озер

Практические работы.

Самостоятельная работа.

Комплексные ситуационные задания. Решение кейсов. Экзамен.

    2. Структура и трудоемкость дисциплины

    Семестр 7. Форма промежуточной аттестации – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы – 144 часа.

    3. Тематический план

    Таблица 1

    Тематический план



    п/п

    Раздел

    дисциплины

    Неделя семестра

    Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

    Итого часов по теме

    Итого часов в интерактивных формах

    Итого количество баллов

    Лекции

    Семинарские и практические занятия

    Самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Модуль 1

    1

Тема № 1. Введение. Понятие мониторинга болот и озер

    1-3

    6

    6

    10

    22

    3

    0-14

    2

Тема № 2. Общая характеристика и принципы классификации болот

    4-6

    6

    6

    14

    26

    3

    0-16



    Всего



    12

    12

    24

    48

    6

    0-30

    Модуль 2

    3

Тема № 3. Водный и тепловой режимы болот и озер

    7-10

    8

    8

    14

    30

    4

    0-25

    4

Тема № 4. Химический состав болотных и озерных вод

    11-12

    4

    4

    10

    18

    2

    0-10



    Всего



    12

    12

    24

    48

    6

    0-35

    Модуль 3

    5

Тема № 5. Организация наблюдений на болотах и озерах

    13-14

    4

    4

    8

    16

    3

    0-10

    6

Тема № 6. Хозяйственное освоение болот, заболоченных территорий и озер. Устойчивость болотных систем

    15-17

    6

    6

    8

    20

    3

    0-15

    7

Тема № 7. Охрана озерно-болотных угодий

    18

    2

    2

    8

    12

    4

    0-10



    Всего



    12

    12

    24

    48

    10

    0-35



    Итого (часов, баллов)



    36

    36

    72

    144

    -

    0-100



    Итого часов в интерактивных формах



    10

    12

    -

    -

    22

    -



Таблица 2

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля

№ темы

Устный опрос

Письменные работы

Комплексные ситуационные задания

Решение кейсов

Итого количество баллов

Коллоквиумы

Блиц-опрос

Активное резюмирование

Практическая работа

Контрольная работа

Реферат

Модуль 1

1.

-

0-4

-

-

-

0-6

-

-

    0-10

2.

0-6

-

-

0-10

0-4

-

-

-

    0-20

Всего

0-6

0-4

-

0-10

0-4

0-6

-

-

0-30

Модуль 2

3.

0-8

-

-

0-13

0-4

-

-

-

    0-25

4.

0-4

-

0-2

-

0-4

-

-

-

    0-10

Всего

0-12

-

0-2

0-13

0-8

-

-

-

0-35

Модуль 3

5.

-

0-3

-

0-3

0-4

-

-

-

    0-10

6.

-

-

0-4

0-4

0-4

-

-

3

    0-15

7.

-

-

0-2

-

-

0-4

0-4

-

    0-10

Всего

-

0-3

0-6

0-7

0-8

0-4

0-4

3

0-35

Итого

0-18

0-7

0-8

0-30

0-20

0-10

0-4

3

0-100

    Таблица 3

    Планирование самостоятельной работы студентов



    Модули и темы

    Виды СРС

    Неделя семестра

    Объём часов

    Кол-во баллов

    обязательные

    дополнительные

    Модуль 1

    1.1

Тема № 1. Введение. Понятие мониторинга болот и озер

    Активное резюмирование

    Подготовка к опросу

    Подготовка рефера-та, презентации

    1-3

    10

    0-14

    1.2

Тема № 2. Общая характеристика и принципы классификации болот

    Активное резюмирование

    Подготовка к контрольной работе

    Выполнение практического задания

    Подготовка к коллоквиуму

    4-6

    14

    0-16

    Всего по модулю 1

    24

    0-30

    Модуль 2

    2.1

Тема № 3. Водный и тепловой режимы болот и озер

    Активное резюмирование

    Подготовка к контрольной работе

    Выполнение практического задания

    Подготовка к коллоквиуму

    7-10

    14

    0-25

    2.2

Тема № 4. Химический состав болотных и озерных вод

    Активное резюмирование

    Подготовка к контрольной работе

    Подготовка к коллоквиуму

    11-12

    10

    0-10

    Всего по модулю 2

    24

    0-35

    Модуль 3

    3.1

Тема № 5. Организация наблюдений на болотах и озерах

    Активное резюмирование.

    Подготовка к контрольной работе

    Выполнение практического задания

    -

    13-14

    8

    0-10

    3.2

Тема № 6. Хозяйственное освоение болот, заболоченных территорий и озер. Устойчивость болотных систем

    Активное резюмирование.

    Подготовка к контрольной работе

    Выполнение практического задания

    Решение кейса

    15-16

    8

    0-15

    3.3

Тема № 7. Охрана озерно-болотных угодий

    Активное резюмирование.

    Подготовка к проведению круглого стола.

    Подготовка реферата

    Подготовка презентации.



    18

    8

    0-10

    Всего по модулю 3

    24

    0-35

    Итого

    72

    0-100



4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи

с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами


    Преподавание «Геоэкологического мониторинга озер и болот» основывается на усвоение студентами дисциплин «Учение о гидросфере», «Геоэкология», «Охрана окружающей среды», «Метода анализа геоэкологической информации», «Нормирование и снижение загрязнений окружающей среды», «Экологический мониторинг». Обеспечивает восприятие в дальнейшем «Экологической гидрологии», «Глобальной и региональной геоэкологии» и других учебных дисциплин естественнонаучного и профессионального циклов по направлению подготовки «Экология и природопользование».

  1. Содержание дисциплины


Тема № 1. Введение. Понятие мониторинга болот и озер. Предмет и задачи курса. Блоки мониторинга, их взаимосвязи Краткий обзор исследований болот и озер (на примере Западной Сибири). Средообразующие функции болот и озер. Проблемы преобразования заболоченных территорий. Распределение озер и болот по территории Тюменской области, их хозяйственное освоение.

Тема № 2. Общая характеристика и принципы классификации болот. Общие законы и физико-географические факторы, определяющие процесс заболачивания суши и распространение болот. Определение научных понятий «болото», «заболоченные земли», характерные черты болот. Образование торфа, его виды. Болотные микроландшафты. Закономерности распределения растительности по территории болотных массивов. Болотообразовательные процессы на территории Западной Сибири, их зависимость от соотношения тепла и влаги. Зональные особенности болот. Классификация Н.Я. Каца. Болотные зоны Западно-Сибирской равнины: полигональные болота, плоскобугристые, крупнобугристые болота, выпуклые олиготрофные, плоские евтрофные и мезотрофные болота, вогнутые евтрофные (тростниковые) и засоленные (травяные) болота. Основные типы болотных микроландшафтов на территории Тюменской области.

Тема № 3. Водный и тепловой режимы болот и озер. Болотная гидрографическая сеть. Водный баланс болот. Режим уровней болотных вод. Основные закономерности режима уровней. Годовые и сезонные колебания уровней в разных микроландшафтах. Пространственная изменчивость уровней болотных вод в однотипных микроландшафтах. Формирование стока с болот. Поверхностный, подповерхностный и фильтрационный сток. Осушение болот. Влияние осушения на режим уровней и стока с болот. Факторы формирования теплового режима болот. Теплоемкость, тепло- и температуропроводность деятельного слоя торфяной залежи. Температурный режим торфяной залежи. Суточный, сезонный и годовой ход температуры торфяной залежи на поверхности и глубинах в разных микроландшафтах и болотных зонах. Промерзание торфяной залежи. Факторы, определяющие процесс промерзания. Интенсивность нарастания мерзлого слоя. Особенности промерзания болот в зоне многолетней мерзлоты. Оттаивание болот. Влияние хозяйственной деятельности на температурный режим болот и процессы промерзания и оттаивания торфяной залежи. Водный баланс озер. Территориальная изменчивость элементов водного баланса озер. Внутриболотные озера Западно-Сибирской равнины, их общая морфометрическая характеристика по зонам. Термический режим озер. Уравнение теплового баланса озер. Годовой и сезонный характер изменения температуры воды в озерах. Ледовый режим озер. Характеристика фаз ледового режима.

Тема № 4. Химический состав болотных и озерных вод. Факторы формирования химического состава болотных и озерных вод. Особенности химического состава верховых и низинных болот. Гидрохимический режим болотных и озерных вод.

Тема № 5. Организация наблюдений на болотах и озерах. Задачи и программы комплексных наблюдений и исследований на болотах и озерах. Стационарные наблюдения. Принцип выбора объекта исследования и размещение пунктов наблюдений: за уровнями и стоком болотных вод, за атмосферными осадками, снежным покровом, испарением, за элементами водного и теплового баланса болот и озер, химическим составом вод и т.д. Гидрофизические работы на болотных массивах. Экспедиционные исследования. Дешифрирование аэрофотоснимков. Составление типологических карт и сеток линий стекания. Гидрохимические наблюдения.

Тема № 6. Хозяйственное освоение болот, заболоченных территорий и озер. Устойчивость болотных систем. Прогноз изменений водного и теплового режима болот и озер под влиянием антропогенного воздействия. Понятие устойчивости болотных систем. Обратимые и необратимые процессы. Саморегулирование болотных систем. Устойчивость озерно-болотных угодий к механическим нарушениям. Изменение химического состава озерных и болотных вод при антропогенном воздействии. Методы подхода к прогнозу изменения водного и теплового режима болот и озер под влиянием хозяйственной деятельности.

Тема № 7. Охрана озерно-болотных угодий. Нормирование антропогенной нагрузки. Региональные экологические проблемы озер и болот в Тюменском регионе.



  1. План практических занятий




    1. Понятие мониторинга болот и озер

    2. Общая характеристика и принципы классификации болот

    3. Водный и тепловой режимы болот и озер

    4. Химический состав болотных и озерных вод

    5. Организация наблюдений на болотах и озерах

    6. Хозяйственное освоение болот, заболоченных территорий и озер. Устойчивость болотных систем

    7. Охрана озерно-болотных угодий



7. Учебно – методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля)
Основные виды самостоятельной работы студентов – выполнение расчетных заданий и графических работ, также работа с литературными источниками, картографическими материалами. Результаты работы оформляются в специальную тетрадь. По отдельным темам студентам предлагается подготовить реферат.

Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в течение семестра проводится несколько устных опросов, контрольных работ и коллоквиумов.

Зачет по практическим и семинарским занятиям.

Форма итогового контроля – экзамен.

Примерный перечень практических заданий:

  1. Исследование закономерностей в режиме уровней болотных вод.

  2. Построение гидродинамической сетки линий стекания.

  3. Определение морфометрических характеристик озера.

  4. Распределение температуры воды по вертикали в озере.


Примерный перечень тем рефератов:

  1. Гидрологический режим озер и его антропогенное изменение.

  2. Изменение водного режима внутриболотных рек при хозяйственном использовании.

  3. Режим промерзания низинных болот и его изменение при антропогенном воздействии.


Примерный перечень вопросов для итоговой аттестации:
1. Предмет и задачи мониторинга болот и озер.

2. Образование болот.

3. Интенсивность процесса заболачивания.

4. Торфонакопление как физико-географический процесс.

5. Элементы растительного покрова как индикаторы водного режима.

6. Закон заболачивания суши под влиянием климатических факторов.

7. Типы болотных микроландшафтов.

8. Общие принципы классификации болот.

9. Географическая зональность болот.

10. Классификация болот по геоморфологическим условиям залегания.

11. Классификация болот по характеру рельефа, растительного покрова и водному питанию.

12. Характерные черты болот и деятельного горизонта торфяной залежи.

13. Основные закономерности в свойствах болотного массива.

14. Типологическая карта болот.

15. Прямые и косвенные признаки дешифрирования болот.

16. Гидродинамическая сетка линий стекания.

17. Водный баланс естественных и осушаемых болот.

18. Формирование внутриболотного стока .

19. Внутриболотная гидрографическая сеть. Водный режим внутриболотных рек .

20. Устойчивость болотных систем.

21. Обратимые и необратимые процессы.

22. Классификация болот Тюменской области.

23. Охрана болот.

24. Генетические типы озерных котловин.

25. Элементы озерного дна. Морфометрические характеристики озер.

26. Водный баланс озер.

27. Режим уровней озер.

28. Термический режим озер.

29. Термическая классификация озер.

30. Ледовый режим озер.

31. Зарастание озер. Прозрачность, цвет. Озерные отложения.

32. Характеристика озер Тюменской области зоны многолетней мерзлоты.

33. Гидрохимия озер Тюменского региона.

34. Организация наблюдений на болотных ландшафтах.

35. Цель и задачи болотных и озерных станций.

36. Основные положения мониторинга озер и болот

8. Образовательные технологии
Лекционно-практическая система обучения. Методика подбора лекционных тем и практических заданий обусловлена направленностью курса и достигнутым студентами уровнем в ходе предыдущего обучения. Подразумевается работа с картографическими материалами, фотоснимками, статистическими таблицами, нормативными документами. Предлагается сопоставить разные научные позиции относительно средообразующих функций озер и болот.

    9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

  1. Калинин В. М. Мониторинг природных сред: учеб. пособие/ В. М. Калинин. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2007. - 208 с. 100

  2. Новохатин В. В. Мелиорация болотных ландшафтов Западной Сибири: моногр. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2008. - 200 с.


9.2. Дополнительная литература


  1. Беккер А.А., Агаев Т. Охрана и контроль. Загрязнения природной среды. - Л., Гидрометеоиздат, 1989 - 286 с. 14

  2. Болота Западной Сибири: кн.-альбом/ сост. Л. И. Инишева. - Томск: Томский ЦНТИ, 2007. - 62 с. 2

  3. Болотные системы Западной Сибири и их природоохранное значение. - Москва: Гриф и К, 2001. - 584 с. 1

  4. Валеева Э.И., Московченко Д.В. Роль водно-болотных угодий в устойчивом развитии севера Западной Сибири. – Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2001. – 229 с. 2

  5. Денисенков В. П. Основы болотоведения: учеб. пособие/ В. П. Денисенков; С.-Петерб. гос. ун-т. - Санкт-Петербург: Изд-во СПБГУ, 2000. - 224 с. 2

  6. Емельянов А.Г. Комплексный геоэкологический мониторинг - Тверь, 1994 - 89 с. 29

  7. Лезин В. А. Озера Среднего Приобья: [комп. хар-ка]/ В. А. Лезин, Л. А. Тюлькова; Тюм. гос. ун-т, Геогр. фак., Каф. физ. географии. - Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 1994. - 278 с. 3

  8. Лисс О. Л. Болота Западно-Сибирской равнины/ О. Л. Лисс, Н. А. Березина. - Москва: Изд-во МГУ, 1981. - 206 с. 5

  9. Михайлов В.Н., Добровольский А.Д. Общая гидрология. М.: Высшая школа, 1991. - с. 202-240, 255-269.

  10. Телицын В. Л. Болота Восточного Зауралья: Геоэкологические основы оптимизации природопользования. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2002. - 197 с.

  11. Яковлев С.В., Губий И.Г. Комплексное использование водных ресурсов. М.: Высшая школа, 2005. 384 с. 2

  12. Водный кодекс Российской Федерации: Офиц. Текст



10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины



    Учебная аудитория с проекционной техникой для проведения лекционных занятий и практических занятий. Компьютерный класс. Данные ежегодных наблюдений на болотных массивах и озерах. Топографическая основа на территорию Западной Сибири. Фотоснимки. Типологические карты болотных массивов. Нормативные документы экологического направления.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconРабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование»
Пинигина Е. П. География. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование»....
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
...
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62

Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconПояснительная записка Цель и задачи освоения дисциплины Цель: изучить...
Проанализировать уровень хозяйственного освоение болот, заболоченных территорий и озер Тюменского региона
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconРабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»
Пинигина Е. П. Гидрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»....
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconРабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»
Пинигина Е. П. Гидравлика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021600. 62 «Гидрометеорология»....
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Специальность: 020804 – Геоэкология, специализация – Геоэкологический мониторинг, квалификация специалиста Геоэколог
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Землеведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География». Профили...
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconРабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»
Пинигина Е. П. Введение в географию. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 021000. 62 «География»....
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Пинигина Е. П. Гидравлика с основами гидротехники. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020601....
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62
«Экология и природопользование» очной формы обучения, профили подготовки: Геоэкология; Природопользование
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании умк именит отделения географии, экологии, природопользования и туризма от 17. 06. 2011 года
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconМ. Г. Чистякова искусство ХХ века
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления 022000. 62 Экология и природопользование
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconТюменский государственный университет «утверждаю»: Проректор по учебной работе
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 022000. 62 «Экология и природопользование». Профили подготовки...
Пинигина Е. П. Геоэкологический мониторинг озер и болот. Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 022000. 62 iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 032001. 65 «Документоведение и документационное обеспечение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск