М. Г. Чистякова искусство ХХ века





Скачать 271.87 Kb.
НазваниеМ. Г. Чистякова искусство ХХ века
страница1/3
Дата публикации10.03.2016
Размер271.87 Kb.
ТипРабочая учебная программа
100-bal.ru > Право > Рабочая учебная программа
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИИСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ЖУРНАЛИСТИКИ

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

М.Г.Чистякова

ИСКУССТВО ХХ ВЕКА

Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления 022000.62 Экология и природопользование

Институт наук о Земле

Тюменский государственный университет

2013

М.Г.Чистякова. Искусство ХХ века: Учебно-методический комплекс для студентов направления  022000.62 – «Экология и природопользование».

Учебно-методический комплекс содержит рабочую учебную программу дисциплины, планы семинарских занятий, контрольные вопросы.

Рабочая учебная программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Философия (электронный ресурс). Режим доступа: http:// www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к печати Учебно-методической комиссией Института Государства и Права. Одобрено Учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: М.Н.Щербинин, д.ф.н., профессор,

зав.каф. философии Тюменского

Государственного Университета

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Т.Ф.Гусакова, к.ф.н., доц. кафедры философии ТюмГУ.

Т.И.Борко, д.ф.н., профессор кафедры зарубежной литературы ТюмГУ

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2013

© М.Г.Чистякова, 2013

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа дисциплины «Искусство ХХ века» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированных специалистов для направления  020800.62 – «Экология и природопользование» по циклу «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования второго поколения.

В программе курса выявляются объективные причины возникновения искусства модернизма и постмодернизма, прослеживается процесс его становления; анализируется состояние современного искусства, исследуются его основные направления; рассматривается творчество наиболее ярких его представителей. Особое внимание уделяется философским, антропологическим и культурологическим контекстам современного искусства.

Основные цели курса:

1) побуждение студентов к творческому осмыслению явлений современной культуры;

2) формирование целостного восприятия современного искусства и современной культуры в целом;

3) формирование культуры гуманитарного мышления.

Задачи курса:

1) изучение основных понятий и принципов современного искусства;

2) исследование новой визуальности, инициированной искусством модернизма и постмодернизма;

3) анализ наиболее значимых закономерностей современного искусства;

4) выявление антропологического содержания современного искусства;

6) обнаружение связи экзистенциальной проблематики человека с состоянием современного ему искусства;

7) развитие способности самостоятельного, творческого мышления, способного к заинтересованному восприятию парадоксов современной культуры.

В программу включены тематический план изучения дисциплины с распределением часов курса по темам, контрольные вопросы, основная и дополнительная литература.

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ, ОТВОДИМОЕ НА ДИСЦИПЛИНУ

Программа курса рассчитана на 100 часов с отчетностью в форме зачета. Аудиторная нагрузка – 32 часа, в том числе: 16 часов лекционных и 16 часов практических занятий. На самостоятельное овладение материалом отво​дится 68 часов

2. Тематический план изучения дисциплины
2.1. Распределение часов курса дисциплины по темам и видам работ



Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Итого количество баллов

Лекции

Практ. занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8




Модуль 1.



















1.1.

Пути искусства в культуре: от мимесиса к пойесису

1-2

2

2

7

11

0-10

1.2.

Теоретические основы модернизма

3-4

2

2

7

11

0-10

1.3.

Тема 3. Основные направления искусства модернизма

(1900-1910-е гг)

5-6

2

2

7

11

0-10




Всего




6

6

21

33

0-30




Модуль 2.



















2.1.

Русский авангард. Утопический проект искусства авангарда.

7-8

2

2

7

11

0-10

2.2.

Основные направления искусства модернизма

(1920-1940-е гг)

9-10

2

2

7

11

0-10

2.3.

Искусство сер.1950-1970-х гг.

11-12

2

2

7

11

0-10




Всего




6

6

21

33

0-30




Модуль 3.



















3.1.

Постмодернизм

13-14

2

2

7

11

0-10

3.2.

Искусство на рубеже тысячелетий

15-16

2

2

19

23

0-30




Всего




4

4

26

34

0-40




Итого (часов, баллов) за семестр:




16

16

68

100

0 – 100


2.2. ОЦЕНКА РАБОТЫ СТУДЕНТОВ В РЕЙТИНГОВЫХ БАЛЛАХ

Распределение рейтинговых баллов по видам работ и нормам контроля

Виды работ и контроля

Максимальное количество баллов

Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

Итого

Тема 1

Тема 2

Тема 3

Тема 4

Тема 5

Тема 6

Тема 7

Тема 8

1

 

 

 

 




Лекции

1

1

1

1

1

1

1

1

0-8

Доклады, презентации

5

5

5

5

5

5

5

5

0-40

Собеседование на семинар-ских занятиях

 1



 1

1

 1

1



1

0-8

Самостоятельная работа

3

3

3

3

3

3

3

3

0-24

Итоговый реферат

 

 

 

 

 

 

 

20

0-20

Итого по дисциплине

0-10

0-10

0-10

0-10

0-10

0-10

0-10

0-10

0-100 

1.3. Виды контроля деятельности студентов, применяемые на аудиторных занятиях, их оценка в рейтинговых баллах

п/п

Вид контроля

Максимальное количество баллов

1.

Посещение лекционных занятий и практических занятий

В случае пропуска лекции без уважительной причины текущий рейтинг снижается на 1 балл

2.

Выполнение индивидуальных заданий в процессе самостоятельной работы

0-4 балла

3.

Доклады , презентации

0-5

4.

Собеседование

0-3

5

Итоговый реферат

0-20

6.

Зачет по дисциплине

0 - 5 баллов за ответ на вопрос

3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Модуль 1.

Тема 1.1. Пути искусства в культуре: от мимесиса к пойесису

Искусство как феномен культуры. Специфика искусства как формы общественного сознания: мышление в художественных образах. Онтологический статус произведения искусства. Способы отражения реальности в искусстве: мимесис (подражание), идеализация, пойесис (создание новых реальностей). Связь между историческим процессом самопознания человека и углублением форм художественной опосредованности.

Основные понятия

Искусство, творчество, художественная культура, художественный образ, картина мира, отражение, мимесис, идеализация, пойесис, репрезентация.

Тема 1.2. Теоретические основы модернизма

Модернизм как отражение кризиса общественного сознания.

Причины возникновения искусства модернизма: кризис рационализма - «невыносимость картезианского мира» (А.Бретон), кризис экзистенции, утрата религиозности, тоска по Абсолюту. Изживание классической традиции в науке, философии, искусстве. Прощание с эпохой Нового времени и присущей ей иерархии ценностей.

Общая характеристика искусства модернизма: стремление к обновлению художественной практики; разрыв с традициями; поиск новых средств выражения. Культ индивидуальной инициативы в искусстве: усиление интереса к субъективному. Основная проблема модернизма – соотношение искусства и реальности. Принципы «дегуманизации» и создания «новых реальностей в искусстве». Интровертивный характер модернизма – искусство устремляется в глубины человеческого духа, сознания. Поиски сути мира и вещей.

Влияние на искусство модернизма учения З.Фрейда о бессознательном. Элитарный характер искусства модернизма (Х.Ортега-и-Гассет). Модернизм как искусство, возрождающее дионисийское начало в культуре (Ф.Ницше), возвращающее ей утраченный игровой характер (Й.Хейзинга). «Философия жизни» (В.Дильтей, А.Бергсон) и модернизм. Модернизм как форма самопознания искусства.

Авангард как радикальная разновидность модернизма: выход за границы искусства, попытка изменить реальность средствами искусства, агрессивность, политизированность. Скандал и нарушения табу как средства репрезентации идей искусства авангарда.

Основные понятия

Модернизм, кризис культуры, кризис рационализма, Абсолют, экзистенция, субъективизм, дегуманизация, массовая и элитарная культура, психоанализ, бессознательное, искусство авангарда.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconМ. Г. Чистякова искусство ХХ века
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 020601. 65 Гидрология
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconМ. Г. Чистякова искусство ХХ века
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения направления 021000. 62 География
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconМ. Г. Чистякова искусство ХХ века
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения специальности 020306. 65 Экологическая геология
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconМ. Г. Чистякова искусство ХХ века
...
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconПлан мероприятий мбоук дод «дхш №1 имени П. П. Чистякова» в рамках...
Выставка лучших работ учащихся 1-3 классов дхш №1 имени П. П. Чистякова «Радость творчества»
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconДоклад профессора Федосюка М. Ю. Опыт трансдисциплинарного подхода...
Концепция В. фон Гумбольдта как возможная методологическая основа лингвистики XXI века
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconКтивный курс п o литературе для 11 класса «Сер e бряный в e к: история, искусство, поэзия»
В течение примернo четверти века – с начала 90 – Х годoв до oктября 1917 года – радикально oбновились все стoрoны жизни Рoссии –...
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изобразительное искусство» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и программы...
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Изобразительное искусство» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и программы...
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconРабочая программа по изобразительному искусству создана на основе...
Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» 3- е изд дораб и доп. – М:...
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Музыкальное искусство- концепция «Начальная школа 21 века», под редакцией Н. Ф. Виноградовой (авторы Усачёва, В. О. Музыкальное...
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconЧистякова Зинаида Витальевна-учитель начальных классов средней школы №14 города Костромы

М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconРабочая программа педагога абасовой Татьяны Александровны 1 квалификационной...
Е. А. Ермолинская, Н. В. Богданова (сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХI века» 3- е изд дораб и доп. – М:...
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconДоклад, презентация или кроссворд по теме «Искусство 17 века»
Презентации, доклады и кроссворды можно представить как в распечатанном так и в электронном
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconРабочая программа предмета «Музыка»
Фгос 2009 г., авторской учебной программы «Музыкальное искусство» В. О. Усачёвой, Л. В. Школяр, В. А. Школяр М.; Вентана – Граф,...
М. Г. Чистякова искусство ХХ века iconРабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому...
О значении искусства в жизни людей прекрасно сказал Н. К. Рерих в своем очерке «Врата в будущее»: «Искусство объединит человечество....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск