Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис»





Скачать 180.27 Kb.
НазваниеРабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис»
Дата публикации25.05.2015
Размер180.27 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > География > Рабочая программа
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»

Проректор по учебной работе

_________________ Л. В. Волосникова

_________________ 2010 г.

ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 100100.62 «Сервис»

очной формы обучения


«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _______________Л.Н. Вдовюк

« » ______________ 2010 г.


Рассмотрено на заседании кафедры физической географии и экологии от 2010 №.

Соответствует требованию к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем стр.

Завкафедрой _________________Т.В. Попова

« » 2010 г.


Рассмотрено на заседании УМК (ЭГФ ТюмГУ, 2010, № )

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы.

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК________________________С. И. Ларин

« » 2010 г.


«СОГЛАСОВАНО»

Зав.методическим отделом УМУ_______________ /С.А. Федорова/

« »___________________ 2010 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Эколого-географический факультет

Кафедра физической географии и экологии

Л.Н. Вдовюк
ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов направления 100100.62-Сервис.

очной формы обучения

Тюменский государственный университет

2010


Л.Н Вдовюк. «Ландшафтный дизайн»: учебно-методический комплекс для студентов направления «Сервис». Издательство ТюмГУ, 2010.

Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» (100100)

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте Тюменского государственного университета: Ландшафтный дизайн [электронный ресурс]/ Режим доступа http// www.umk.utmn.ru, свободный.

Рекомендовано к печати кафедрой физической географии и экологии ТюмГУ. Утверждено учебно-методической секцией Ученого совета Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Попова Т.В., доцент

кафедры физической

географии и экологии, к. б. н.

© ГОУ ВПО Тюменский государственный университет,2009
© Л.Н. Вдовюк, 2009
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

При изучении курса «Ландшафтный дизайн» используются знания студентов по курсам «Культурология», «Страноведение», «Рекреационная география» и др.

Рассмотрены факторы и особенности эстетического восприятия ландшафта в соответствии с пейзажным направлением в географии. Охарактеризованы принципы культурного ландшафтного строительства по законам красоты, а также основы ландшафтного дизайна на примере архитектурного и садово-паркового ландшафтного искусства. Уделено внимание вопросам создания объектов ландшафтной архитектуры и благоустройства территории.
Основная цель курса – показать важность взаимосвязи науки и искусства в создании культурных ландшафтов, гармонически сочетающих участки зеленых зон, архитектурных сооружений и коммуникаций.

В задачи курса «Ландшафтный дизайн» входит:

- познакомить студентов с гуманитарным (пейзажным) направлением в географии и эстетическими требованиями к культурному ландшафту;

- изучить гармонические каноны и их проявления в природе;

- показать закономерности композиционного устройства пейзажа – визуально воспринимаемого внешнего облика ландшафта;

- познакомиться с методами эстетической оценки ландшафтов;

- изучить некоторые приемы ландшафтного дизайна;

-рассмотреть законы гармонической связи объектов архитектуры с окружающим природным ландшафтом;

-ознакомиться с основными аспектами озеленения объектов ландшафтной архитектуры и благоустройства территории.
Курс изучается в 8 семестре. Общее количество часов – 80.


2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.




Темы

Лекции

(часы)

Практические занятия (часы)

Самостоя тельная работа

Общее количество часов

1. Предмет и задачи курса – изучение методов оптимизации ландшафтов. Сложившиеся представления о ландшафте как объекте исследования.

2




2

4

2.Красота и гармония – исходные понятия эстетики. Сущность эстетического восприятия окружающего мира человеком.

2

2

2

6

3.Гармонические каноны природы, их отражение в природных объектах и процессах

2

4

4

10

4. Представления о культурном ландшафте. Требования к культурному ландшафту. Моделирование структуры ландшафтов.

2

2

2

6

5.Пейзажное направление в отечественном и зарубежном ландшафтоведении. Классификация пейзажей.

2

4

2

8

6.Эстетическая оценка пейзажей: приёмы и методы.

2

4

2

8

7.Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.

4

4

4

12

8.Основные средства ландшафтного дизайна

4

2

2

8

9. Дизайн городского ландшафта

4

2

2

8

10.Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.

4

4

2

10

Итого:

28

28

24

80



3. РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНОК.


Темы

Формы текущего контроля

Контрольная работа (теория)

Семинар

Практическая работа

Коллоквиум, собеседование

Тест

Реферат

Итого, балл.

Модуль 1























1.Предмет и задачи курса – изучение методов оптимизации ландшафтов. Сложившиеся представления о ландшафте как объекте исследования.




0-2







0-1




0-3

2.Красота и гармония – исходные понятия эстетики. Сущность эстетического восприятия мира человеком.

0-3










0-1

0-5

0-9

3.Гармонические каноны природы, их отражение в природных объектах и процессах

0-5




0-5




0-1




0-11

.Всего по модулю 1


0-8

0-2

0-5




0-3

0-5

0-23

Модуль 2























4.Представления о культурном ландшафте. Требования к культурному ландшафту. Моделирование структуры ландшафтов.




0-2

0-5




0-1




0-8

5.Пейзажное направление в отечественном и зарубежном ландшафтоведении. Классификация пейзажей.

0-5




0-5




0-1




0-11

6.Приемы и методы эстетической оценки пейзажей




0-2

0-5




0-2

0-5

0-14

Всего по модулю 2


0-5

0-4

0-15




0-4

0-5

0-33

Модуль 3






















7.Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.

0-5




0-5




0-2




0-12

8.Основные средства ландшафтного дизайна

0-5







0-2







0-7

9. Дизайн городского ландшафта




0-3

0-5

0-2




0-5

0-15

10.Озеленение объектов ландшафтной архитектуры

0-5




0-5










0-10

Всего по модулю 3

0-15

0-3

0-15

0-4

0-2

0-5

0-44

Итого

0-28

0-9

0-35

0-4

0-9

0-15

100


Таблица 3.

Планирование самостоятельной работы студентов



Модули и темы

Виды СРС

Неделя семестра

Объем часов

Кол-во баллов

Обязательные

Дополнительные

Модуль 1
















1.

1. Предмет и задачи курса – изучение методов оптимизации ландшафтов. Сложившиеся представления о ландшафте как объекте исследования.

Работа с литературой,

конспект лекций

Составление таблицы по этапам развития эстетики

1

2

0-3

2.

2.Красота и гармония – исходные понятия эстетики. Сущность эстетического восприятия окружающего мира человеком.

Работа с литературой,

конспект лекций

Знакомство с иллюстрациями художественных произведений

2

2

0 - 9

3

3.Гармонические каноны природы, их отражение в природных объектах и процессах

Конспекты лекций, работа с литературой

Анализ изображений различных объектов природы с целью выявления гармонических канонов

3,4

4

0-11




Всего по модулю 1










8

0 – 23

Модуль 2





































1.

. Представления о культурном ландшафте. Требования к культурному ландшафту. Моделирование структуры ландшафтов.

Конспекты лекций

Изучение дополнительной литературы.

5

2

0 – 8






















2.

Пейзажное направление в отечественном и зарубежном ландшафтоведении. Классификация пейзажей.

Анализ учебного материала

Подготовка презентации по заданной теме

6

2

0 – 11






















3.

Эстетическая оценка пейзажей: приёмы и методы.







7

2

0-14




Всего по модулю 2










6

0-33

Модуль 3
















1

Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.

Работа с литературой и схемами

Тренинг по классификации пейзажей

8

4

0-12

2

Основные средства ландшафтного дизайна

Работа с литературой и схемами

Составление презентации по элементам содержания темы

9,10

2

0-7

3.

Дизайн городского ландшафта

Работа с литературой, картами

Анализ научных статей, фондовых материалов

11,12

2

0-15

4.

Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.

Конспект лекции, материалы Интернета

Презентации стилей садово-паркового искусства

13,14

2

0-10




Всего по модулю 3










10

0-44




ИТОГО:

24

0-100



4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

Тема 1. Предмет и задачи курса – изучение методов оптимизации ландшафтов. Сложившиеся представления о ландшафте как объекте исследования. Естественно-научная и гуманитарная составляющие целостного постижения ландшафта. Понятие об эстетических ресурсах ландшафта. Сущность эстетического направления в ландшафтной географии. Значение изучения природы для духовного развития личности.

Тема 2.Красота и гармония – исходные понятия эстетики. Сущность эстетического восприятия мира человеком. Значение эстетики в созидательной деятельности человеческого общества. Природа как средство воспитания чувства прекрасного у человека. Гармония – свойство упорядоченного мира, красота – форма восприятия человеком упорядоченного мира. Эстетика ландшафта как особое направление ландшафтоведения. Связь эстетического направления в ландшафтоведении с пейзажной живописью, ландшафтной архитектурой, садово-парковым ландшафтным искусством.

Тема 3. Гармонические каноны природы, их отражение в природных объектах и процессах. Понятие о гармонических канонах природы. Золотое сечение в природе, архитектуре, произведениях искусства. Симметрия, категории симметричности. Проявление различных видов симметрии в природе. Влияние представлений о симметрии на развитие научной мысли. Спиралевидные структуры. Нуклеарность как один из характерных организационных стандартов окружающего мира, ее проявление. Ландшафтные хорионы с ядрами-скоплениями и ядрами-потоками (примеры). Нуклеарные геосистемы центробежные (рассеивающие) и центростремительные (стягивающие), особенности их функционирования. Фрактальность и ее проявление в природе. Ритм.

Тема 4. Представления о культурном ландшафте. Требования к культурному ландшафту. Моделирование структуры ландшафтов. Исторические корни современного понимания культурного ландшафта. Сложившиеся подходы к изучению культурных ландшафтов: а) конструктивно-рациональный; б) историко-культурный; в) экологический. Проблема разработки понятийно-терминологического аппарата в концепции культурного ландшафта. Направления оптимизации ландшафтов: активное воздействие с использованием мелиорации, «уход за ландшафтом», консервация.

Тема 5. Пейзажное направление в отечественном и зарубежном ландшафтоведении. Классификация пейзажей. Понятие о пейзаже. Пейзаж как объект изобразительного искусства, музыки, художественной литературы. Особенности географического изучения пейзажа, пейзажное ландшафтоведение. Соотношение понятий «ландшафт» и «пейзаж». Субъект-объектная трактовка термина «пейзаж» в отечественной географической науке. Композиционное устройство пейзажа как отражение его пространственно-временной структуры. Элементы пейзажной композиции, их связь с единицами морфологической структуры ландшафта. Виды пейзажной композиции: фронтальная, объемная, глубинно-пространственная. Аттрактивные (притягательные) пейзажные структуры - композиционные узлы и оси. Пейзажные фоны, пейзажные кулисы, их значение в восприятии пейзажей. Точки пейзажного обзора и видовые маршруты. Классификация пейзажей и ее структурно-физиономические критерии. Проблемы пейзажного картографирования.

Тема 6. Приемы и методы эстетической оценки пейзажей.

Особенности экспертной оценки. Приемы массового анкетирования. Структурно-информационный анализ и балльная оценка эстетических достоинств пейзажей. Накопленный опыт картографирования эстетических достоинств ландшафтов и его критический анализ. Эмоциональность пейзажа, аттрактивный эффект экотонов. Психологическое воздействие цветовых характеристик пейзажа.

Тема 7. Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.

Ландшафтный дизайн – прикладной аспект эстетики ландшафта, его значение для культурного ландшафтного строительства. Истоки и развитие ландшафтного дизайна. Роль дизайна в ландшафтной архитектуре. Объекты ландшафтного проектирования. Ландшафтные стилевые направления: регулярный, пейзажный, модерный. Садово-парковое искусство Востока, Западной Европы, России.

Тема 8. Основные средства ландшафтного дизайна.

Растительные группировки. Водные устройства (источники, ручьи, водопады, каскады, фонтаны, декоративные бассейны). Малые архитектурные формы, геопластика, элементы декоративно-прикладного искусства и т.д.

Тема 9. Дизайн городского ландшафта.

Задачи ландшафтного дизайна города. Районная планировка. Функциональное зонирование городской среды. Экологический каркас городского ландшафта. Историко-культурное наследие города и его эстетическое значение. Дизайн жилых кварталов. Система озеленения города. Городские парки и скверы. Планировка и убранство садовых участков в соответствии с требованиями эстетики.

Тема 10. Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.

Подготовка территории для озеленительных работ, Правила проведения посадочных работ. Устройство и содержание газонов, Декоративные устройства для оформления объектов. Специфика формирования малого сада. Зимние сады, Сады на крышах, Фитодизайн интерьера.
5. ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Тема 1. Красота и гармония – исходные понятия эстетики. Сущность эстетического восприятия мира человеком. Понятие об эстетике, ее место в научном познании мира.

Семинар.

Тема 2. Гармонические каноны природы, их отражение в природных объектах и процессах. Изучение по рисункам и фотографиям объектов природы элементов симметрии, спиралевидных структур, нуклеарных систем, фрактальности и ритмов. Подготовка презентаций.

Тема 3. Представления о культурном ландшафте. Требования к культурному ландшафту. Моделирование структуры ландшафтов. Знакомство со способами оптимизации культурных ландшафтов. Выполнение практической работы по моделированию структуры ландшафта.

Тема 4. Пейзажное направление в отечественном и зарубежном ландшафтоведении. Классификация пейзажей. Семинар, практическая работа по описанию пейзажей на фотографиях и иллюстрациях. Изучение композиционного устройства пейзажа, виды композиций.

Тема 5. Приемы и методы эстетической оценки пейзажей. Знакомство с методическими приемами оценки эстетических достоинств ландшафта. Практическая работа.

Тема 6. Развитие ландшафтного дизайна. Садово-парковое искусство.

Знакомство с ландшафтными стилевыми направлениями на примере садово-парковых объектов.

Тема 7. Основные средства ландшафтного дизайна.

Анализ средств ландшафтного дизайна с точки зрения их применения в практике ландшафтного дизайна.

Тема 8. Дизайн городского ландшафта.

Изучение функциональных зон и экологического каркаса города.

Тема 9. Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.

Знакомство с декоративными устройствами объектов ландшафтной архитектуры.
6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

1. Естественно-научная и гуманитарная составляющие целостного постижения ландшафта. Понятие о красоте как универсальной форме существования мира.

2. Понятие об эстетических ресурсах ландшафта.

3. Сущность эстетического направления в ландшафтной географии.

4. Значение изучения природы для духовного развития личности.

5. Значение эстетики в созидательной деятельности человеческого общества..

6. Связь эстетического направления в ландшафтоведении с пейзажной живописью, ландшафтной архитектурой, садово-парковым ландшафтным искусством.

7. Гармонические каноны природы и их проявление в природе и искусстве (золотое сечение, симметрия, спиралевидные структуры, нуклеарные системы, фрактальность, ритм).

8. Географическая эстетика и развитие ее представлений в трудах зарубежных и отечественных ученых (работы А.Гумбольдта, А.Геттнера, В.В.Докучаева, В.П.Семенова-Тяншанского, Д.Л.Арманда и др.).

9. Понятие о культурном ландшафте. Требования к культурному ландшафту.

10. Моделирование культурных ландшафтов.

11. Роль культуры в эстетическом восприятии ландшафта.

12. Представление об эстетических ресурсах природного и культурного ландшафта.

13. Представление о пейзаже как ключевом понятии в эстетике ландшафта. Соотношение понятий «ландшафт» и «пейзаж».

14. Понятие о композиционном устройстве пейзажа (блочно-мозаичный характер строения). Соотношение морфологии ландшафта и композиционного устройства пейзажа.

15. Визуальный анализ пейзажа (композиционные узлы и оси, пейзажные кулисы, фокальные точки и др.). Точки пейзажного обзора (видовые точки и видовые маршруты).

16. Подходы к классификации природных пейзажей. Иерархия таксонов типологической классификации пейзажей.

17. Проблема эмоционального воздействия пейзажа: влияние композиционного устройства, цветовой гаммы и др.

18. Подходы к эстетической оценке пейзажей: экспертная оценка, анкетирование и опрос, структурно-информационный анализ и др.

19. Ландшафтный дизайн – прикладной аспект эстетики ландшафта, его значение для культурного ландшафтного строительства.

20. Истоки и развитие ландшафтного дизайна.

21. Роль дизайна в ландшафтной архитектуре.

22. Принцип природно-антропогенной адаптивности в ландшафтной архитектуре.

23. Объекты ландшафтного проектирования.

24. Ландшафтные стилевые направления: регулярный, пейзажный, модерный. Садово-парковое искусство Востока, Западной Европы, России

25. Традиции Востока (Китая, Японии) в создании садово-парковых композиций.

26. Парки Античного мира. Регулярные и пейзажные европейские парки.

Русские традиции в создании садово-парковых ансамблей.

27. Законы эстетического обустройства лесопарковых ландшафтов. Экологические функции этих ландшафтов.

28. Дизайн городского ландшафта. Городские парки, их функции и стили.

23. Садовые участки, их многообразие. Подходы к дизайну садовых участков.

24. Эстетические аспекты ландшафтного планирования.

25. Основные средства ландшафтного дизайна. Растительные группировки.

26. Водные устройства (источники, ручьи, водопады, каскады, фонтаны, декоративные бассейны).

27. Малые архитектурные формы, геопластика, элементы декоративно-прикладного искусства и т.д.

28. Задачи ландшафтного дизайна города.

29. Районная планировка. Функциональное зонирование городской среды. 30. Экологический каркас городского ландшафта.

31. Историко-культурное наследие города и его эстетическое значение. 32.Дизайн жилых кварталов.

33. Система озеленения города. Городские парки и скверы.

34. Планировка и убранство садовых участков в соответствии с требованиями эстетики.

35. Озеленение объектов ландшафтной архитектуры.

36. Подготовка территории для озеленительных работ,

37. Правила проведения посадочных работ. Устройство и содержание газонов,

38. Декоративные устройства для оформления объектов.

39. Специфика формирования малого сада. Зимние сады, Сады на крышах, 40.Фитодизайн интерьера.
7. ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна. Ростов-на-Дону.: «Феникс».2005.

Ландшафтное планирование с элементами инженерной биологии. Отв. редактор А.В. Дроздов. М.: Т-во научных изданий КМК, 2006, 239с.

Николаев В.А. Ландшафтоведение. Эстетика и дизайн. Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2003. 175с.

Теодоронский В.С., Сабо Е.Д., Фролова В.А. Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры. Учебник М.: Издательский центр «Академия». 2007.

Дополнительная:

Николаев В.А. Культурный ландшафт – геоэкологическая система //Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2000, № 6, с. 3-8.

Николаев В.А. Гармонические каноны природы // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 2002. № 2 . С.3-10.

Николаев В.А. Феномен пейзажа // Вестн. Моск. ун-та. Сер.5. Геогр. 2002. № 6. С.12-19.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconПриродопользование
...
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рабочая программа предназначена для студентов эколого-географического факультета, специальности «Социально-культурный сервис и туризм»....
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconМетодические указания по самостоятельной подготовке, выполнению контрольных...
По учебному плану специальности 10. 01. 03 «Социально-культурный сервис и туризм», специализация «Ресторанный сервис» изучение дисциплины...
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconРабочая учебная программа для студентов специальности 020804. 65-...
Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 12. 2009, №6
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconРабочая учебная программа для студентов специальности 020804. 65-...
Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 12. 2009, №6
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconРабочая учебная программа для студентов специальности 020306. 65...
Рассмотрено на заседании умк эколого-географического факультета от 16. 02. 2009 г. №6
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconПрограмма для студентов специальности 020601. 65 «Гидрология»
Н. Г. Осипова. Информатика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов эколого-географического факультета,...
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рабочая программа предназначена для студентов 3, 4 курсов эколого-географического факультета, обучающихся на очном отделении по специальности...
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconН. В. Войтик речевая коммуникация
Программа предназначена для студентов 2 курса эколого-географического факультета, обучающихся на одо и озо по специальности 100103....
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconТюменский государственный университет
Градостроительство и планировка населенных мест" Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов эколого-географического...
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
В. В. Иванова. Кадастр и оценка объектов недвижимости: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов эколого-географического...
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Государственный кадастр земель населенных пунктов: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов эколого-географического...
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconМетодические указания обсуждены и утверждены на заседании кафедры...
Методические указания предназначены для студентов 3 курса кафедры романо-германской филологии, факультета филологии и журналистики...
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология»
Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся...
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconГеоэкология
Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета,...
Рабочая программа и методические материалы предназначены для студентов эколого-географического факультета, занимающихся по учебному плану специальности «Сервис» iconГеография
В. Д. Старков. Минеральные ресурсы России: Учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета специальности...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск