РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОБЖ»
для 5, 8, 9 классов КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
5 класс Всего 34 часа, в неделю 1 час
8 класс Всего 34 часа, в неделю 1 час
9 класс Всего 34 часа, в неделю 1 час РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ
ПРОГРАММА разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и примерной учебной программы курса «Основы Безопасности Жизнедеятельности» для образовательных учреждений среднего (полного) общего образования. Под редакцией Ю.Л. Воробьева – Дрофа -2010 УЧЕБНИК
ОБЖ. 5 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 174 с.: ил.
ОБЖ. 8 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 190 с.: ил.
ОБЖ. 9 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений /М.П. Фролов. Е.Н. Литвинов. А.Т.Смирнов и др ; под. Ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: Астрель , 2008. – 318 с.: ил.
1. Пояснительная записка Рабочая программа по курсу ОБЖ составлена в соответствии с Государственным стандартом общего образования, включающего в себя три компонента (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 г.).
1. Федеральный компонент – устанавливается Российской Федерацией.
2. Региональный компонент (национально-региональный) – устанавливается субъектом Российской Федерации (№ 1089 от 06.12.2004 г.).
3. Компонент образовательного учреждения – устанавливается образовательным учреждением.
При составлении рабочей программы учитывались Федеральный и Региональный базисные учебные планы по курсу ОБЖ, в соответствие с которыми, на изучение курса ОБЖ в 5 классах отводиться 18 часов в год (0.5 часа в неделю), 6 – 9 классах отводится по 35 часа в год (1 час в неделю), и в 10 - 11 классах по 34 часа в год (1 час в неделю). Основными целями изучения курса являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1МП пострадавшим. 2. Структура образовательного процесса по курсу ОБЖ. На современном этапе концепция образования по курсу ОБЖ состоит из четырех ступеней обучения, содержащих несколько уровней подготовки и получения знаний:
-I ступень (уровень 0) - семья, детские дошкольные учреждения;
-II ступень (уровни 1 – 1-4-й классы; 2 – 5-9-й классы; 3 – 10-11-й классы) – средняя общеобразовательная школа;
-III ступень (уровни 4,5,6,7) – профессиональные учебные заведения;
-IV ступень (уровни 8,9,10) – ВУЗы.
Рабочая программа посвящена обучению детей по курсу ОБЖ на 2-ом и 3-ем уровнях, т.е. в 5-11-х классах.
Учебный план.
Наименование раздела
| Количество часов по классам
| 5 класс
| 7 класс
| 8 класс
| 9 класс
| Раздел 1
Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.
Отработка практических навыков.
|
24
|
18
|
18
|
14
| Раздел 2
Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.
Отработка практических навыков.
|
5
|
8
|
8
|
6
| Раздел 3
Основы здорового образа жизни.
|
4
|
9
|
4
|
13
| Основы безлопастного поведения в чрезвычайных ситуациях
| 2
| -
| 12
| 2
| Всего часов
| 35
| 35
| 35
| 35
|
Основное содержание программы 5 класс
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№
| Название темы/раздела
| содержание
| Кол-во
часов
| 1
| Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
| Дорожная разметка, дорожные знаки. Сигналы светофора и регулировщика. Современный транспорт-зона повышенной опасности.
Город - как источник опасности; опасные ситуации в доме, подъезде, на улице;
Затопление жилища, причины его возникновения.
Криминогенная опасность.
Пожарная опасность.
| 24 час.
| 2
| Оказание первой медицинской помощи
| Характеристика ранений, оказание первой медицинской помощи пострадавшему; общая характеристика кровотечений; первая медицинская помощь при кровотечениях.
| 5 час.
| 3
| Основы здорового образа жизни
| Движение и здоровье; различные виды неправильной осанки и причины её нарушения;
Вредные привычки и их негативное влияние на здоровье и жизнь человека. Профилактика вредных привычек.
| 4 час.
| 4
| Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
| ЧС в природе; производственные аварии и катастрофы.
Порядок оповещения населения о ЧС в городах, населенных пунктах и на объектах экономики. Сигнал «Внимание всем!»
| 2 час.
|
8 класс
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю в течение года)
№
| Название темы/раздела
| содержание
| Кол-во
часов
| 1
| Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни
| Культура поведения на дороге. Оказание первой медицинской помощи при ДТП. Решение задач по ПДД.
Правила безопасного поведения в быту. Индивидуальные и коллективные действия при пожаре. Эвакуация учащихся при пожаре из здания школы.
Правила профилактики и самозащиты от нападения насильников и хулиганов.
Понятия преступление и виды преступлений.
| 2 час.
| 2
| Оказание первой медицинской помощи
| Воздействие химических веществ на организм человека; первая медицинская помощь при поражении ядовитых веществ удушающего действия; при поражении сильно ядовитых веществ обще ядовитого действия; при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка; при отравлении бытовыми минеральными удобрениями.
Техника наложения стерильных повязок.
Перевязочные и лекарственные средства.
| 8 час.
| 3
| Основы здорового образа жизни
| Занятия спортом, закаливание организма.
| 4 час.
| 4
| Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
| Производственные аварии и катастрофы; аварии на пожарно и взрывоопасных объектах; виды аварий; общие сведения о взрыве, пожаре; опасные, аварийно-химические вещества.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ, правила безопасности, защита населения.
Гидродинамические аварии; виды, причины, последствия.
Характеристика возможных ЧС на объектах народного хозяйства РХ.
| 12 час.
|
9 класс
Программа рассчитана на 35 часа (1 час в неделю в течение года)
№
| Название темы/раздела
| содержание
| Кол.
часов
| 1
| Опасные ситуации и условия жизнедеятельности человека
| Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов.
Безопасное поведение в криминогенных ситуациях. Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни Личная гигиена. Физиологические и психологические особенности организма подростка.
Роль взаимоотношений подростков в формировании репродуктивной функции.
Факторы, разрушающие здоровье человека. Влияние на организм человека вредных привычек. Болезни, передаваемые половым путём. СПИД.
| 13 час.
| 2
| Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей
| Профилактика травм в старшем школьном возрасте.
Первая медицинская помощь при травмах
Экстренная реанимационная помощь (оживление человека после внезапной остановки сердца и дыхания).
| 6 час.
| 3
| Правила безопасного поведения в повседневной жизни
| Факторы отрицательного воздействия компьютера на организм человека. Организация рабочего места у компьютера. Приемы защиты от электромагнитных полей. Требования к освящению помещения. Правила безопасности при работе с компьютером. Правила безопасности на уроках химии, физики. Физкультуры, ОБЖ. Безопасность при работе с колющими режущими инструментами и металлорежущим оборудованием.
| 2 час.
| 4
| Основы безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях
| Безлопастное пользование компьютером. Организация рабочего места у компьютера Меры безопасности на уроках в школе. Правила безопасности на уроках химии. Правила безопасности на уроках физкультуры
| 5 час.
|
| «Школа безопасности» составная часть подготовки населения к действиям в ЧС
| Этапы проведения соревнований. Правила формирования команд. Программа соревнований. Места проведения соревнований.
Условное обозначение. Техника чтения карт. Ориентирование на местности.
Определение сторон горизонта по Солнцу и с помощью часов. Определение сторон горизонта по луне. Определение по полярной звезде. Ориентирование по местности по признакам и предметам
Маршруты движения в зависимости от положения их начальных и конечных пунктов. Ориентирование по туристической маркировке. Движение без четких ориентиров. Действие при потере ориентировки.
Необходимое снаряжение и имущество. Групповые снаряжения. Туристическая палатка, ее установка. Специальные снаряжения. Оборудование бивака или укрытия.
Специальные снаряжения. Используемые для страховки и преодоления препятствий Техника вязания узлов.
Естественные препятствия и способы их преодоления. Основные принципы безопасности в ходе преодоления препятствий
| 9 час.
|
Требования к уровню подготовки выпускников по курсу ОБЖ.
Требования разработаны на основании Госстандарта по ОБЖ в соответствии с обязательным минимумом и служат основой для разработки и осуществления контроля качества образования по ОБЖ для государственной аттестации выпускников образовательных учреждений.
Выпускник должен:
Знать (помнить):
основы формирования ЗОЖ;
основные положения российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
требования, предъявленные военной службой к уровню подготовки призывника;
порядок первоначальной постановки на воинский учет;
особенности прохождения в/службы по призыву, контракту, альтернативной гражданской службы;
задачи РСЧС и ГО.
Уметь:
владеть способами защиты населения от ЧС природного и техногенного характера;
пользоваться СИЗ и СКЗ;
оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе;
выполнять неполную разбору и сборку АК;
вести стрельбу из автомата по неподвижным целям;
владеть навыками безопасного обращения с оружием;
ориентироваться на местности;
обращаться с приборами РХР и доз. контроля;
выполнять элементы строевой и тактической подготовки;
выполнять физические упражнения (подъем силой, подтягивание, бег, прыжок через козла, метание гранаты в цель).
Использовать приобретенные знания и умения для:
ведения ЗОЖ;
оказания 1МП;
развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы.
Контроль качества образования по курсу ОБЖ. Для 5, 8 классов.
проведение тестирования по пройденному материалу;
летучки, самостоятельные работы;
семинары, круглые столы;
зачеты по практическим вопросам с выходом на природу;
сообщения учащихся по тематике.
Для 9, классов.
тестирование ;
рефераты и их защита ;
самостоятельные работы, семинары
уметь проводить диагностику простых заболеваний, оказывать ПМП, ЭРП и ИВЛ пострадавшим .
Контрольные и проверочные работы
5 класс
№
| Тема
| Вид работы
| Дата
| №1
| «Город- как источник опасности»
| К/Р
|
| №2
| «ЧС на транспорте»
| К/Р
|
| №3
| «Ситуации криминогенного характера»
| К/Р
|
| №4
| «Основы здорового образа жизни»
| К/Р
|
|
8 класс
№
| Тема
| Вид работы
| Дата
| №1
| Производственные аварии и катастрофы.
| П/Р
|
| №2
| Пожары и взрывы.
| К/Р
|
| №3
| Аварии с выбросом радиоактивных веществ.
| К/Р
|
| №4
| Нарушение экологического равновесия.
| Тест
|
| №5
| ПМП при отравлениях
| тест
|
| №6
| Физическая культура и закаливание.
| П/р
|
| №7
| Основы репродуктивного здоровья подростков.
| К/р
|
|
9 класс
№
| Тема
| Вид работы
| Дата
| 1
| Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
| к/р
|
| 2
| Международное гуманитарное право. Защита жертв вооруженных конфликтов
| к/р
|
| 3
| Безопасное поведение в криминогенных ситуациях
| к/р
|
| 4
| Меры профилактики травм в старшем школьном возрасте
| к/р
|
| 5
| Первая медицинская помощь при травмах
| к/р
|
| 6
| Экстренная реанимационная помощь
| к/р
|
| 7
| Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни» и «Личная гигиена
| к/р
|
| 8
| Физиологические и психологические особенности организма подростка
| к/р
|
| 9
| Факторы, разрушающие здоровье человека
| к/р
|
|
Учебно- методический комплекс
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного образования (утвержден приказом Минобрнауки от 05.03.2004г. №1089)
Примерная программа по ОБЖ (письмо Департамента государственной политики в образования Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263)
Программы для учащихся общеобразовательных учреждений «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-11классы. Под ред Ю.Л. Воробьева М.: Дрофа 2007
Методическая литература
УМК (Учебники, методические пособия к учебникам) 5 - 7 классы /Латчук В.Н., Марков В.В.. Маслов А.Г. М.: Дрофа, 2005, 2009, 2010.
8-9 классы /Вангородский С.Н, Кузнецов М.И, Латчук В.Н.М.:Дрофа, 2004,2010.
ОБЖ. Терроризм и безопасность человека: учебно-методическое пособие. Миронов С.К., Латчук В.Н.,
Игровые занятия в курсе «ОБЖ» 5-9 кл. Маслов А.Г.
ОБЖ. Алкоголь, табак и наркотики - главные враги здоровья человека. Соловьев С.С.
Основы медицинских знаний. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. М.: АСТ ЛТД, 1997
Медицинская помощь в ЧС. Виноградов А.В. М., 1996.
Действие населения в ЧС. Пособие. – М.: Зеркало, 1995
Правила и безопасность дорожного движения. Жульнев Н.Я. – М.: Ливр, 1997
Помощь при травмах и несчастных случаях. Мейсон Эндрю. – М.: Аргументы факты, 1998.
Основы пожароопасного поведения. Шаров О.Е. – СПб., 1997.
Учебное пособие для преподавателей. Топоров И.К. - СПб., 1992.
Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. М: Просвещение, 1989
Учебники
ОБЖ: 5-й кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений;/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов и др.;под ред. Ю.Л. Воробьева. – М.: АСТ: Астрель, 2008 – 174, [2], с.: ил. НОВЫЙ. (основной учебник).
ОБЖ: 6-й кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.:АСТ:Астрель, 208. – 189,[3] с.: ил. НОВЫЙ(основной учебник).
ОБЖ: 7-й кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008. - 143 с., [1] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)
ОБЖ: 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008 - 190, [2] с.: ил. НОВЫЙ (основной учебник)
ОБЖ: 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учр./М.П. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т.Смирнов и др.; под ред. Ю.Л. Воробъева. – М.: АСТ:Астрель, 2008 - 253, [3] с. НОВЫЙ (основной учебник)
Оборудование и приборы
1. Стенд «Действия при стихийных бедствиях».
2. Стенд «Средства и способы защиты в зоне поражения».
3. Комплект плакатов «Оказание первой медицинской помощи».
4. Компас.
5. Аптечка первой медицинской помощи, шины, бинты, резиновый жгут.
6. Персональный компьютер.
Сайты, используемые при подготовке и проведении занятий
Название сайта
| Электронный адрес
| Совет безопасности РФ
| http://www.scrf.gov.ru
| Министерство внутренних дел РФ
| http://www.mvd.ru
| МЧС России
| http://www.emercom.gov.ru
| Министерство здравоохранения и соцразвития РФ
| http://www.minzdrav-rf.ru
| Министерство обороны РФ
| http://www.mil.ru
| Министерство образования и науки РФ
| http://mon.gov.ru/
| Министерство природных ресурсов РФ
| http://www.mnr.gov.ru
| Федеральная служба железнодорожных войск РФ
| http://www.fsgv.ru
| Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
| http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm
| Федеральная пограничная служба
| http://www.fps.gov.ru
| Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности
| http://www.gan.ru
| Русский образовательный портал
| http://www.gov.ed.ru
| Департамент образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области
| http://www.beluno.ru
| Белгородский региональный институт ПКППС
| http://ipkps.bsu.edu.ru/
| Академия повышения квалификации работников образования
| http://www.apkro.ru
| Федеральный российский общеобразовательный портал
| http://www.school.edu.ru
| Федеральный портал «Российское образование»
| http://www.edu.ru
| Портал компании «Кирилл и Мефодий»
| http://www.km.ru
| Образовательный портал «Учеба»
| http://www.uroki.ru
| Журнал «Курьер образования»
| http://www.courier.com.ru
| Журнал «Вестник образования»
| http://www.vestnik.edu.ru
| Издательский дом «Профкнига»
| http://www.profkniga.ru
| Издательский дом «1 сентября»
| http://www.1september.ru
| Издательский дом «Армпресс»
| http://www.armpress.info
| Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября»)
| http://festival.1september.ru
| Энциклопедия безопасности
| http://www.opasno.net
| Личная безопасность
| http://personal-safety.redut-7.ru
| Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности
| http://www.alleng.ru
| «Мой компас» (безопасность ребёнка)
| http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det
| |