Скачать 154.88 Kb.
|
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей № 6 Октябрьского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Рабочая программа Наименование учебного предмета технология Класс 1в Срок реализации программы, учебный год 2013-2014 уч. г. Планирование составлено на основе примерной программы по технологии Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения Учебник Прекрасное рядом с тобой. Учебник-тетрадь для 1 класса/Куревина О. А., Лутцева Е. А..-М.: Баласс, 2012 рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Рабочую программу составила Пашина Наталья Вячеславовна Уфа-2013 Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по технологии, Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения, с учетом основных идей и положений программы развития и формирования универсальных учебных действий для начального общего образования, межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться. Рабочая программа предназначена для обучения обучающихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования и обеспечена учебниками «Технология» для 1-4 кл., авторы О.А. Куревина, Е.А. Лутцева. Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность. Задачи курса: расширение общекультурного кругозора обучающихся; развитие качеств творческой личности, умеющей:
общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах; формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла. Задачи курса реализуются через культурологические и технико-технологические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка. Специфика программы Программный материал для 1-4-го классов отражает требования обязательного минимума содержания образования по технологии. Предлагаемые в курсе «Технология» виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, с натуры, на свободные темы и т.п. Уроки художественного труда, построенные в контексте искусства, - это уроки творчества, целью которых является развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла. Эстетика пронизывает все этапы уроков. Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное воплощение задуманного в реальный материальный объект с соблюдением требований эстетического вкуса.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства. Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье. Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания. Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества. Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования. Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек. Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям. Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства. Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству. Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, всего - 33 часа
В процессе изучения курса обучающиеся должны вести наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментировать с использованием лабораторного оборудования, выполнять практические работы, учиться работать с различными видами материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), знать их свойства и названия; создавать конструкции однодетальные и многодетальные, неподвижное соединение деталей; знать названия и назначение ручных инструментов и приспособления - шаблон, правила работы ими; выполнять технологическую последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка; различать способы разметки: сгибанием, по шаблону; различать способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА; знать виды отделки: раскрашиванием, аппликацией, прямой строчкой и ее вариантами; называть особенности материалов (изобразительных и графических), используемых обучающимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; компоненты изобразительной деятельности: линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент; плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика. Формированию универсальных учебных умений способствует проектная деятельность обучающихся, осуществляемая в урочное и во внеурочное время. Учебно-познавательная деятельность обучающихся на уроке может быть индивидуальной, в парах, в проектной группе и фронтальной. В целом, формы организации познавательной деятельности ориентированы на обеспечение мотивационного и волевого, ориентировочного и содержательно-операционного, оценочного компонентов учения и создание условий для самопознания и самоанализа личности ученика. Основное содержание предмета учебного плана Основные содержательные линии курса Основные содержательные линии курса «Технология» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе содержательными блоками «Жизнь и искусство», «Гармония во всём», «Давным-давно...» Жизнь и искусство Человек и жизнь. Отношение человека к природе. Разные люди - разные культуры. Мудрость народа. Идеал в жизни и в искусстве. Мой идеал. Художественная мастерская. Человек - художник Предметы и их признаки. Признаки общие с другими предметами и своеобразные. Различение предметов по признакам. Сравнение признаков данного предмета с другими. Свойства предметов, их части и действия с ними позволяют различать предметы. Сочетания предметов. Признаки сочетаний: предметы в качестве признаков; предметы с определенными признаками. Гармония во всём Человек - художник. Природа и изделие. Художественное изделие. Гармония. Симметрия. Орнамент. Плоскость и объём. Художественная мастерская. Часть и целое. Мозаика. Сюжет. Разыгрываем сказку! Давным-давно Человек изобразил мир. Родилась живопись. Родилась скульптура. Родилась музыка. Родился театр. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной учебной программе (предметные, метапредметные и личностные) Предметным результатом изучения курса «Технология» в 1-м классе является сформированность следующих умений:
Метапредметным результатом изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): Регулятивные УУД: Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Личностным результатом изучения курса «Технология» в 1-м классе является формирование следующих умений:
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы НАЧАЛЬНЫЙ уровень использования системы оценки. На этом этапе вводятся только два правила, которые составляют основу оценивания и, без опоры на которые невозможно реализовать все прочие правила и элементы системы оценки. 1-е правило (Различие оценки и отметки). Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной). В первом классе вместо балльных отметок допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию: учитель у себя в таблице результатов ставит «+», ученик у себя в дневнике или тетради также ставит «+» или закрашивает кружок (см. «Личный еженедельник первоклассника», издательство «Баласс»). В последующих классах при появлении балльных отметок правило используется целиком: отметка может быть поставлена не за «общую активность», не за отдельные реплики, а только за самостоятельное решение учеником учебной задачи (выполнение задания). 2-е правило (Самооценка). Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки». В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов: 1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.) 2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.) 3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.) 4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.) В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?» и т.д. Итоговый контроль Программа предусматривает многоуровневую систему контроля. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся Типы уроков и их сокращения, принятые в данном тематическом планировании: УИПЗЗ - урок изучения и первичного закрепления знаний; УЗЗВУ - урок закрепления знаний и выработки умений; УКИЗ - урок комплексного использования знаний; УОСЗ - урок обобщения и систематизации знаний; УПОКЗ - урок проверки, оценки и контроля знаний.
Перечень учебно-методического и материаль-технического обеспечения образовательного процесса Для реализации программного содержания используются следующие учебно-методические пособия:
Рекомендуем для использования учебно-методическую литературу:
|
Рабочая программа по технологии пояснительная записка Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы, соответствует... | Программа по математике (для четырехлетней начальной школы) Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Математика»... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы... Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких, рекомендованная Министерством образования и науки РФ. Программа соответствует федеральному... | Программа «окружающий мир» (для четырёхлетней начальной школы) А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов Федерации» от 29. 12. 2012г. №273-фз, федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2009 г и обеспечена учебниками... | ||
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» Рабочая программа предназначена для изучения курса «Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы рабочая программа составлена... | Рабочая программа Наименование учебного предмета окружающий мир Класс... Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 1-го класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы и составлена... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Детская... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Литературное... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Литературное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Окружающий... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена учебниками «Окружающий... | Пояснительная записка рабочая программа по предмету «Музыка» для... «Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,... | ||
Пояснительная записка по информатике и икт рабочая программа составлена... Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям... | Рабочая программа учебного курса «Литература» Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования... | ||
Пояснительная записка Содержание программы 1-й класс Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена рабочими тетрадями... | Пояснительная записка Содержание программы 1-й класс Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г и обеспечена рабочими тетрадями... |