Скачать 490.26 Kb.
|
Пояснительная записка. Рабочая программа по предмету « Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, с учетом авторской программы «Музыка» под редакцией Алеева В.В. Науменко Т.И. Кичак Т.Н. (8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. 90, [6] с.). примерных программ «Музыка» «Искусство» (2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.), основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. - 90, [6] с.) Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса: - Искусство. Музыка. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – М.: Дрофа, 2012г. - Музыка. Дневник музыкальных наблюдений. 6класс / Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 10-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г. - Музыка. 6 класс. Нотная хрестоматия и методические рекомендации для учителя: учебно-методическое пособие /Т.И. Науменко, В.В. Алеев. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010г. -Музыка. 6 класс. Фонохрестоматия, 2 CD / Т.И. Науменко, В. Алеев – М.: Дрофа, 2010. Данную программу характеризует глубинная взаимосвязь с программой для 1—4 классов, проявляющаяся в единстве и развитии методологических и методических подходов, в координации тематического и музыкального материала. Как и программа для начальной школы, настоящая программа опирается на позитивные традиции в области музыкально-эстетического развития школьников, сложившиеся в отечественной педагогике. Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д. Б. Кабалевского, в частности тот важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. Кроме того, задействуются некоторые идеи и выводы, содержащиеся в учебно-методических материалах и научных трудах виднейших отечественных педагогов-музыкантов— Ю. Б. Алиева, О. А. Апраксиной, Б. В. Асафьева, Н. Л. Гродзенской, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, Г. П. Стуловой, Г. М. Цыпина, В. Н. Шацкой, Б. Л. Яворского. Другие отличительные особенности программы отразились:
ЦЕЛЬ предмета «Музыка» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармонического формирования личности. ЗАДАЧИ музыкального образования направлены на реализацию цели программы и состоят в следующем: — научить школьников воспринимать музыку как неотъ емлемую часть жизни каждого человека («Без музыки-земля пустой, недостроенный дом, в котором никто не живет»); —содействовать развитию внимательного и доброго отношения к окружающему миру; —воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
Столь серьезный подход к музыкальному образованию потребовал адекватного методологического обоснования. Основной методологической характеристикой программы является комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов: - метод междисциплинарных взаимодействий, (Важнейшим методом программы, во многом определяющим ее содержание, является метод междисциплинарных взаимодействий. Границы его распространения на область учебных дисциплин, равно как и его смысловое развитие по сравнению с программой для начальной школы, значительно расширяются и углубляются. Расширение «междисциплинарного поля» позволяет включить в его пределы значительный круг учебных дисциплин—таких, как литература, изобразительное искусство, история, мировая художественная культура, русский язык, природоведение.) - стилевой подход, (Несмотря на то что авторы специально не вводят стилевых тем (как, например, это делается в ряде программ по музыке и мировой художественной культуре), присутствие данного подхода со всей очевидностью заметно во многих разделах программы. Обозначив составляющие уровни стилевой системы, применяемой в программе, внимание на то, что все эти уровни объединяет одно важнейшее свойство стиля. Оно заключается в выявлении характерно-типологических особенностей, присущих произведениям искусства, —независимо оттого, задействуется ли«стиль времени»или «стиль элемента произведения». -системный подход, (как и в программе для 1—4 классов, выполняет роль главного «координатора»в целостном методологическом пространстве. Его использование помогает организовать важнейшие компоненты программы — ее тематизм, музыкальный и фоновый (литературно-изобразительный) материал, виды практической деятельности. Широкая познавательная панорама, отличающая системный подход и наглядно воплощенная в содержательной концепции курса «Музыка», позволяет выявить внутри настоящей программы (макросистемы) ее этапные уровни (подсистемы) - метод проблемного обучения (позволяющий сочетать традиционное изложение материала с включением проблемных ситуаций. Важно отметить, что авторы подразумевают реализацию проблемного обучения не только посредством взаимодействия «учитель—ученик», но и при помощи целенаправленного проблемного выстраивания содержания, представленного в учебно-методических материалах. Содержание 6 класса отражает проблему художественного воздействия музыки (тема года« В чем сила музыки»). Содержание, художественный материал, разбор музыкальных произведений нацелены на общую задачу: раскрыть значение музыки как феномена, обладающего огромной силой воздействия на человека, способного оказывать облагораживающее и возвышающее влияние на формирование человеческой личности. В отличие от предыдущего класса, представляющего попытку построения стройной картины содружества искусств, программа 6 класса обращена главным образом к музыке, ее специфике, воплощенной в средствах музыкальной выразительности. Ритм, мелодия, гармония, полифонические жанры и приемы, фактура, тембры, динамика предстают не просто как средства музыкального языка, но и как выразители многообразного мира чувств, настроений и характеров. В какой музыке господствует мелодия? В чем смысл музыкальной гармонии? Мир какой образности заключает в себе полифоническая музыка? Какие выразительные возможности таятся в музыкальной динамике? Все эти и другие вопросы, отраженные в программе и УМК для 6 класса, нацелены на выявление природы музыкальной выразительности, ее смысла, тайны воздействия на человека. В программе широко используется метод проблемного обучения, позволяющий сочетать традиционное изложжение материала с включением проблемных ситуаций. Важно отметить, что авторы подразумевают реализацию проблемного обучения не только посредством взаимодействия «учитель—ученик», но и при помощи целенаправленного проблемного выстраивания содержания, представленного в учебно-методических материалах. Среди наиболее часто используемых авторами методических приемов создания проблемных ситуаций укажем следующие. В учебниках:
— постановка конкретных вопросов: На конкретизацию (6 класс. Тема«Тонкая палитра оттенков». Вопрос: «Как динамические оттенки проявляют себя в«Пробуждении птиц»О. Мессиана?»); — побуждение школьников использовать метод сравнения(6класс)Тема «Музыка объединяет людей».Вопрос: «В чём ты видишь силу музыки в двух разных произведениях-Симфонии №9 Л.Бетховена и ноктюрне «Сирены»К.Дебюсси? С учетом слушательского восприятия учащихся основной школы продолжительность музыкальных фрагментов в фонохрестоматии составляет от двух до пяти минут в 5 и 6 классах . Ценностные ориентиры содержания курса Ценностные ориентиры содержания курса заключаются:
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса В области личностных результатов:
В области метапредметных результатов:
В области предметных результатов:
Программа рассчитана на 35 часов (1 час в неделю), в том числе контрольных работ - 4. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме теста При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются: I – слушание музыки (восприятие, расширение представлений, оценка изучаемых музыкальных произведений, размышление о воздействии музыки на человека, её взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью), II – выполнение проблемно-творческих заданий (инструментальная импровизация и сочинение, создание музыкально-пластических композиций, театрализованные формы музыкально-творческой деятельности), III – пение (творческое самовыражение учащегося в хоровом и ансамблевом исполнении различных образцов вокальной музыки, воплощение различных музыкальных образов, совершенствование вокально-хоровых умений и навыков, вокально-творческое развитие), IV - музыкально-творческая практика с применением информационно-коммуникационных технологий. Организация видов деятельности предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 6 КЛАСС (35 ч) Тема года: «В ЧЕМ СИЛА МУЗЫКИ? Музыка души. «Тысяча миров» музыки Наш вечный спутник. Искусство и фантазия. Искусство—память человечества. В чем сила музыки. Волшебная сила музыки. Волшебная сила музыки. Музыка объединяет людей. Как создается музыкальное произведение Единство музыкального произведения. Ритм «В начале был ритм». О чем рассказывает музыкальный ритм. Диалог метра и ритма. От адажио к престо. Мелодия «Мелодия –душа музыки». «Мелодией одной звучат печаль и радость». Мелодия «угадывает»нас самих. Гармония Что такое гармония в музыке. Два начала гармонии. Как могут проявляться выразительные возможности гармонии. Красочность музыкальной гармонии. Полифония Мир образов полифонической музыки. Философия фуги. Фактура Какой бывает музыкальная фактура. Пространство фактуры. Тембры Тембры —музыкальные краски. Соло и тутти. Динамика Громкость и тишина в музыке. Тонкая палитра оттенков. Чудесная тайна музыки По законам красоты. Подводим итоги (обсуждение с учителем). Календарно-тематический план |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе федерального... Данная рабочая программа разработана на основе 3-го издания авторской программы Кабалевского Д. Б. «Музыка» (Программы общеобразовательных... | Рассмотрено согласовано утверждаю Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на... Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | Рабочая программа по музыке составлена на основе авторской программы... «Музыка», «Искусство» основного общего образования. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений». 2-е издание, переработанное.... | ||
Кабалевского Д. Б. «Музыка» Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-8 классы Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данная рабочая программа разработана... | Пояснительная записка рабочая программа разработана на основе федерального... «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,... | ||
Рабочая программа по музыке для 2 класса составлена на основе: федерального... «Музыка» для 1-4 к.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип.... | Рабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного... Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта... | ||
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5 класса разработана на... М.: Просвещение, 2011 г и авторской программы «Музыка» 5-7 классы, авторов Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина, М.: Просвещение,... | Рабочая программа по технологии для 2 класса разработана на основе... Примерной программы начального общего образования, авторской программы по музыке: «Музыка. Начальные классы» Е. Д. Критской, в соответствии... | ||
Рабочая программа по музыке 7 класса составлена на основе: федерального... «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,... | Рабочая программа по музыке 5 класса составлена на основе: федерального... «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак. – 6-е изд.,... | ||
Пояснительная записка рабочая программа «Музыка» Рабочая программа «Музыка» для 4 класса составлена на основе фк гос (2004), фбуп, авторской программы Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой,... | Рабочая программа по предмету «музыка» Федерального государственного образовательного стандарта ноо, примерной программы по музыке. – М.: Просвещение, 2010 с учетом авторской... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» 6 «А», 6 «Б», 6 «В» классы (базовый уровень) «Музыка» для 6»А». 6 «Б», 6 «В» классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка, 5-7 классы». Критской... | Пояснительная записка рабочая программа учебного курса по геометрии... Примерной программы основного общего образования (базовый уровень) с учетом требований федерального компонента государственного стандарта... |