Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Матышевская средняя общеобразовательная школа
Руднянского района Волгоградской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
на заседании м/о учителей Завуч школы директор школы
начальных классов
_______________ ________________ ________________
Никитина Т.А. Масленникова Н.С. Тестова Н.Н. Рабочая программа по музыке 7 класс
Учитель музыки: Морозова Ю.А.
2013-2014 учебный год Пояснительная записка.
Рабочая программа по музыке 7 класса составлена на основе: федерального компонента государственного стандарта общего образования 2008 года и примерной программы основного общего образования программы «Музыка» для 1-4 кл., 5-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 90, [6] с.
Программа рассчитана на 34 ч. в год (1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Вторая ступень музыкального образования логически развивает идею начальной школы – становление основ музыкальной культуры учащихся. Музыкальное образование в основной школе способствует формированию у учащихся эстетического чувства, сознания, потребностей, вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыкальном искусстве и жизни. Изучение предмета «Музыка» направлено на расширение опыта эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства, опыта музыкально-творческой деятельности, на углубление знаний, умений и навыков, приобретённых в начальной школе в процессе занятий музыкой.
Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально-личностного отношения учащихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном самообразовании.
Данная рабочая образовательная программа по музыке для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009..) Учитываются концептуальные положения программы, разработанной под научным руководством Д.Б. Кабалевского, в частности тот ее важнейший объединяющий момент, который связан с введением темы года. Цель программы: формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной культуры;
Задачи:
- научить школьников воспринимать музыку как неотъемлемую часть жизни каждого человека;
- научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности на основе вновь приобретённых знаний;
- развивать интерес к музыке через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке, собственном творчестве;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость к музыкальным явлениям, потребность в музыкальных переживаниях;
- воспитывать культуру мышления и речи. В 7 классе актуализируется проблема, связанная с взаимодействием содержания и формы в музыке (тема года «Содержание и форма в музыке»).
Подробно разбирается и доказывается, что и содержание и форма в музыке (как и в искусстве в целом) неразрывно связаны между собой, образуя некую «магическую единственность» художественного замысла и его воплощения.
Что такое музыкальное содержание? Из чего оно складывается? Что представляет собой музыкальный образ? Как музыкальные жанры влияют на содержание музыкального произведения? Эти вопросы раскрываются в первой части программы и учебника 7 класса.
Вторая часть посвящена выявлению сущности определения «форма в музыке». Что называть музыкальной формой – только ли разновидности музыкальной композиции – период, двух – и трехчастную формы, рондо, вариации? Что такое музыкальная драматургия и чем она отличается от музыкальной композиции? Как проявляет себя музыкальная драматургия в миниатюре и крупных музыкальных жанрах – опере, симфонии? Все это составляет тему второй части. Рабочая программа ориентирована на использование:
- Музыка. 7 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений / Т.И. Науменко, В.В. Алеев – 8-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2011. – 155, [5] с.: ил.
- Музыка. 7 кл.: Фонохрестоматия / В.В. Алеев – М.: Дрофа, 2011г. Организация всех видов деятельности (слушание музыки, анализ музыкальных фрагментов, выполнение проблемно-творческих заданий, хоровое и сольное пение) предполагает участие всех компонентов учебно-методического комплекта – учебника, дневника музыкальных наблюдений, нотных хрестоматий для учителя, музыкальной фонохрестоматии, каждый из видов деятельности непременно соотносится с содержанием учебника.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, фрагменты из опер, балетов, симфоний, концертов, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен, музыки кино. Богатство идейно-художественного содержания и сложность музыкальной формы музыки, звучащей на уроках в 7 классе, должны непрерывно возрастать. Художественный и жизненный кругозор семиклассников должны расширяться.
Содержание тем учебного курса.
Содержание в музыке (4 часа)
«Магическая единственность» музыкального произведения; Музыку трудно объяснить словами; Что такое музыкальное содержание.
Каким бывает музыкальное содержание (5 часа)
Музыка, которую необходимо объяснить словами; Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского; «Восточная» партитура Н. Римского-Корсакова «Шехеразада»; Когда музыка не нуждается в словах.
Музыкальный образ (3 часа)
Лирические образы в музыке; Драматические образы в музыке; Эпические образы в музыке.
О чем рассказывает музыкальный жанр (4 часа)
«Память жанра»; Такие разные песни, танцы, марши.
Что такое музыкальная форма (3 часа)
«Сюжеты» и герои» музыкальной формы; «Художественная форма – это ставшее зримым содержание»; От целого к деталям.
Музыкальная композиция (8 часов)
Какой бывает музыкальная композиция; Музыкальный шедевр в шестнадцати тактах (период); Два напева в романсе М. Глинке «Венецианская ночь» (двухчастная форма); Трехчастность в «ночной серенаде» Пушкина – Глинки; Многомерность образа в форме рондо; Образ Великой Отечественной войны в «Ленинградской» симфонии Д. Шостаковича (вариации). 7. Музыкальная драматургия (7 часов)
Музыка в развитии; Музыкальный порыв; Движение образов и персонажей в оперной драматургии; Диалог искусств: «Слово о полку Игореве» и «Князь Игорь»; Развитие музыкальных тем в симфонической драматургии. Требования к уровню подготовки учащихся за курс
музыки 7 класса.
По итогам освоения программы 7 класса обучающиеся должны знать/понимать: - главные особенности содержания и формы в музыке, осознание их органического взаимодействия;
- понимание концептуально-содержательных особенностей сонатной формы
уметь:
- определять характерные черты музыкального образа в связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу и отражение этого умения в размышлениях о музыке;
- находить взаимодействия между жизненными явлениями и их художественным воплощением в образах музыкальных произведений
- находить взаимосвязь между художественными образами музыки, литературы и живописи;
- аргументировано рассуждать о роли музыки в жизни человека;
- осмысливать важнейшие категории в музыкальном искусстве. использовать приобретённые знания и умения
в практической деятельности и повседневной жизни для:
- размышления о музыке, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- преломления полученных знаний в эмоционально-личностном отношении к образному миру музыки, которое проявляется в размышлениях о музыке, в выполнении проблемно-творческих заданий;
- певческого и инструментального музицирования на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- самостоятельного знакомства с музыкальной культуры и оценки их эстетической значимости;
- определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности. Контроль осуществляется в следующих видах: текущий, тематический, итоговый, тестирование. Форма контроля:
самостоятельная работа;
устный опрос;
практическая работа,
взаимоопрос;
тест
музыкальные викторины по итогам полугодия
Перечень учебно-методического обеспечения.
Дополнительная литература:
Воспитание музыкой: Из опыта работы / Сост. Т.Е. Вендрова, И.В. Пигарева. – М.: Просвещение, 1991. – 205 с.
Как рассказывать детям о музыке? – 3 – е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 191 с.
Современный урок музыки: методика конструирования, сценарии проведения, тестовый контроль: учебно – методическое пособие /Т.А. Затямина. – 2 –е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – 170 с.
Шедевры мировой классической музыки
Детская энциклопедия.
MULTIMEDIA – поддержка предмета
Музыка. 7 класс. ООО «Дрофа», 2009.
Д.Б Кабалевский 7 класс. Фонохрестоматия.
Примерная тематика рефератов творческих работ:
Творческий проект «Не ручей – море имя ему. Творчество И.С. Баха»
История джаза. Современный джаз
Становление жанра рок-опера
Становление жанра мюзикл
Творчество Родиона Щедрина
Творчество Георгия Свиридова
Творчество Сергея Прокофьева
Календарно-тематическое планирование
Тема года: «Содержание и форма в музыке»
№
п/п
| № урока
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Элементы содержания
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Вид контроля. Измерители.
| Элементы дополнительного содержания
| Домашнее
задание
| Дата
проведения
| План
| Факт
|
Содержание в музыке
| 1
| 1
| «Магическая единственность» музыкального произведения.
| 1ч
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Слушание:
Бетховен «Соната №14»
Хоровое пение:
Ю.Шевчук. «Что такое осень».
| Понимать неповторимость музыкальных произведений.
Развивать вокально-хоровые навыки.
| Устный опрос
| Соната
(смысл, тема, эмоции)
|
| 09.
09.
|
|
| 2
| 2
| Музыку трудно объяснить словами.
| 1ч
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Слушание:
Бетховен В.Мэй «Соната №14». 1 часть *
Хоровое пение:
Я.Дубравин, стихи М.Пляцковского. Когда играет музыкант.
| Знать что такое музыкальное содержание.
Уметь проанализировать музыкальное произведение. Развивать вокально-хоровые навыки.
| Устный опрос
| Интерпретация
Переложение
Ремикс
Аранжировка
Обработка
|
| 16.
09.
|
| 3 4
| 3 4
| Что такое музыкальное содержание? Музыкальное содержание в произведениях.
| 2ч
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Урок закрепления знаний.
| Слушание:
И.Брамс. Симфония № 3. 3 часть. Фрагмент.
М. Таривердиев, стихи Н. Добронравова. Маленький принц.
Хоровое пение:
Ю Мигуля. Быть человеком.
Л. Бетховен, русский текст Э.Александровой. Дружба.
| Знать что такое музыкальное содержание.
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Развивать вокально-хоровые навыки.
| Устный опрос
| Образ, воображение, изображение, безобразие.
(определение в лит., ИЗО).
|
| 23.09.
|
|
Каким бывает музыкальное содержание
| 5
| 5
| Музыка, которую необходимо объяснить словами.
| 1ч
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Слушание:
А. Скрябин «Этюд№12».
Рахманинов «Прелюдия».
Хоровое пение:
В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня.
| Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.
Знать, что может выразить музыка в природе.
Уметь проанализировать музыкальное произведение.
Развивать вокально-хоровые навыки.
| Устный опрос
|
| Привести примеры настроения, чувств, эмоций, движений, характера,
образ природы.
| 30.09.
|
| 6
| 6
| Ноябрьский образ в пьесе П. Чайковского
| 1ч
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Слушание:
П. Чайковский «Ноябрь. На тройке» из ф-го цикла «Времена года».
Хоровое пение:
В. Ребиков, стихи И. Бунина. Осенняя песня.
| Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.
Знать, что может выразить музыка в природе.
Развивать вокально-хоровые навыки.
| Устный опрос
|
|
| 07.10.
|
| 7
| 7
| «Восточная» партитура Н. Римского – Корсакова «Шехеразада».
| 1ч
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
| Слушание:
Н. Римского – Корсакова «Шехеразада». 1 часть.
Хоровое пение:
А.Варламов, стихи м. Лермонтова. Горные вершины.
| Уметь приводить примеры образа человека в музыке, литературе, ИЗО.
Знать, что может выразить музыка в природе.
Развивать вокально-хоровые навыки.
| Устный опрос
|
|
| 14.
10.
|
| |