№ ур п/п
| № ур
п/т
| Раздел и тема урока
| Практическая, лабораторная, контрольная и пр. работа
| Тип урока
| Элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Д/з
| Дата
|
1
| 1
| Удивительный мир музыкальных образов.
| Слушание музыки. Беседа. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.
| вводный
| Определение классификации жанров. Слушание и анализ знакомых музыкальных произведений.
| Знать:
-что такое музыкальный жанр;
-что такое художественный образ;
-уметь понимать выразительно-смысловую сущность музыкального произведения.
| Запись в тетрадь самых важных понятий и определений музыкального образа.
|
|
2
| 2
| Образы романсов и песен русских композиторов. Старинный русский романс.
| Слушание музыки. Беседа. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.
| Изучение и первичное закрепление новых знаний.
| Очень важно создать особый эмоциональный настрой, чтобы дети пережили то многообразие чувств, которое воплощено в романсах. Слушание романсов"Колоколчик" А.Гурилева, "Я вас любил"Б.Шереметева.
| Знать:
-что такое романс;
Что такое песня;
-чем романс отличается от песни;
Уметь:
-уметь называть основные особенности романсов;
-находить сходство и различия в этих романсах;
-высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
| Запись в тетрадь известных романсов композиторов.
Работа над интонацией.
|
|
3
| 3
| Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и живописи.
| Слушание музыки. Беседа. Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.
| Познакомить учащихся с музыкальным шедеврами М.Глинки и А.Пушкина.
| Романс М.Глинки на слова А.С.Пушкина»Я помню чудное мгновенье..»
М.Глинка»Вальс –фантазия».
| Уметь:
-находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и литературы;
-определять музыкальную форму, соответствующую содержанию стихотворения, высказываться о средствах и формах ее воплощения;
-проявлять навыки вокально-хоровой работы.
| Запись в тетрадь характера романса и анализ средств музыкальной выразительности.
|
|
4
| 4
| Уноси мое сердце в звенящую даль.
| Знакомство с творческой биографией С.В.Рахманинова на примере его музыки.
Слушание музыки.
Хоровое пение.
| Расширение и углубление знаний о жанре романса.
| С.Рахманинов романс «Островок»; романс «Сирень».
| Уметь:
-передавать свои музыкальные впечатления в устной форме;
-учиться сравнивать и сопоставлять романсы;
-находить выразительные и изобразительные моменты в музыке;
-участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
| Прочитать отрывок рассказа Ю.Нагибина «Сирень».
|
|
5
| 5
| Музыкальный образ и мастерство исполнителя.
| Знакомство с творчеством великого русского актера и певца Ф.И.Шаляпина.
| Расширение и углубление знаний
| М.Глинка.Ария Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя»; «Рондо Фарлафа».
| Знать:
-основные мужские певческие голоса;
.характерные выразительные свойства мужского низкого певческого голоса;
выразительно исполнять знакомые песни.
| Запись в тетрадь известных фамилий известных оперных певцов и дирижеров.
|
|
6
| 6
| Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
| Проникновение в мир духовно-эстетических ценностей отечественной культуры. Знакомство с обычаями и укладом русского народа.
| Сообщение и усвоение новых знаний
| М.Матвеев «Матушка, матушка, что во поле пыльно» в исполнении Ж.Бичевской и Л.Зыкиной. Свадебные песни – слушание и разучивание.
| Знать:
-основные жанры русских народных песен;
Уметь
-сравнивать разные песни, написанные на народные слова;
-определять эмоциональное содержание песен;
-анализировать составляющие средств выразительности: мелодию, ритм, темп, динамику, лад.
| Выписать в тетрадь названия русских народных песен различных жанров.
|
|
7
| 7
| Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения.
| Беседа по теме.
Усвоение новых знаний.
| Знакомство с вокальным стилем бельканто.
| Ф.Шуберт «Авэ Мария»; «Фореллен квинтет»;М.Глинка «Венецианская ночь».
| Знать понятия: вокальных жанров – баркаролы, серенады, баллады.
-закрепление представлений о форме вариаций;
-уметь наблюдать за развитием музыки.
-уметь выявлять средства музыкальной выразительности.
| Выписать в тетрадь музыкальные формы прослушанных произведений.
Прочитать текст в учебнике.
|
|
8
| 8
| Старинной песни мир. Баллада "Лесной царь".
| Беседа по теме.
Слушание музыки.
| Расширение и углубление знаний.
| Ф.Шуберт.Баллада «Лесной царь»;
«Серенада №4».
| Понимать:
-взаимодействие музыки и литературы на основе осознания специфики языка каждого из них;
-размышлять о прослушанном музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее;
-передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме.
| Запись в тетрадь образного содержания прослушанных произведений.
|
|
9
| 9
| Образы русской народной и духовной музыки.
| Изучение особенностей развития народной и духовной музыки в Древней Руси.
| Сообщение и усвоение новых знаний. Хоровое пение.
| «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка»;вокальные импровизации на былинный текст «Возьму гусли звончатые»;Слушание былинных наигрышей;исполнение русских народных шуточных песен «Как у наших у ворот», «Во кузнице».
| Уметь:
-выделять средства музыкальной выразительности;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
-участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
| Закрепление полученных знаний.
|
|
10
| 10
| Образы русской народной духовной музыки. Духовный концерт..
| Интонационно-образный анализ музыкального и художественного произведения. Хоровое пение. Беседа по теме.
| Расширение и углубление знаний.
| Колокольный звон Звучащие картины.
| Знать значение колокольного звона в жизни русского человека.
Уметь выявлять родственные средства выразительности музыки и живописи.
| Закрепление полученных знаний, работа над интонированием.
|
|
11
| 11
| "Фрески Софии Киевской".
| Беседа. Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Слушание концертной симфонии для арфы и симфонического оркестра «Фрески Софии Киевской».Углубить представление учащихся о том, какими средствами в современной музыки раскрываются религиозные сюжеты и образы.
| Знать:
-самостоятельно определять изменение характера звучания в музые;
-пластическое интонирование мелодии;
Анализ эмоционального состояния и средств музыкальной выразительности;
Умение выявлять тембры различных инструментов.
| Запись в тетради основных средств музыкальной выразительности из»Фресок Софии Киевской».
|
|
12
| 12
| "Перезвоны. "Молитва.
| Интонационно-образное сопоставление музыки и литературных произведений.
Хоровое пение.
| Расширение и углубление знаний.
| Продолжение знакомства с симфонией-действом по прочтению В.Шукшина «Перезвон» В.Гаврилина, выявление глубоких связей с русским народным музыкальным творчеством и и осмысление интонационно-жанрового богатства народной музыки.
«Молитва».
| Знать:
-об основных традициях колокольности в русской музыке;
-знать основне колокольные звоны- трезвон, благовест.
| Нарисовать рисунок русского храма и церкви по выбору учащихся..
|
|
13
| 13
| Образы духовной музыки Западной Европы. Небесное и земное в музыке Баха. Полифония. Фуга. Хорал.
| Беседа. Знакомство с органной музыкой Баха.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Помочь учащимся войти в мир музыки И.С.Баха, почувствовать и осознать особенности полифонического изложения музыки.
| Уметь:
- получить представления о стиле барокко;
-знать жанры токкаты, фуги, хорала, представляющих светское и церковное искусство И.С.Баха.
-что такое полифония, контрапункт.
| Запись основных моментов темы в тетрадь.
|
|
14
| 14
| Образы скорби и печали.
| Интонационно-образный анализ музыки. Хоровое пение.
| Беседа. Сообщение и усвоение новых знаний.
| Слушание и анализ: «Реквием» В.А. Моцарта. И «Стабат Матэр» Дж. Перголези.
| Знать:
-понимать особенности языка западноевропейской музыки на примере вокально-инструментальных жанров;
-шедевры скульптуры, картины, стихи эпохи Возрождения; -библейский сюжет , связанный с музыкальным произведением.
| Запись основных моментов темы в тетрадь. Презентация или сообщение (по желанию).
|
|
15
| 15
| Фортуна правит миром. "Кармина Бурана".
| Беседа. Интонационно-образный анализ музыки. Устный контроль.
| Знакомство со сценической кантатой Карла Орфа. Расширение и углубление знаний.
| Знакомство с кантатой К.Орфа «Кармина Бурана», написанной для певцов. Хора, оркестра и представления на сцене.
Знакомство с творчеством вагантов
Д. Тухманов «Из вагантов» - разучивание песни.
| Знать:
-что такое творчество вагантов;
- что такое кантата;
-на какой сюжет написана кантата;
| Сообщения о творчестве композитора .Нарисовать по желанию Колесо Фортуны.
|
|
16
| 16
| Авторская песня: прошлое и настоящее.
| Беседа. Слушание музыки. Хоровое пение.
| Расширение и углубление знаний.
| Слушание и анализ:
-песен В.Высоцкого, Б.Окуджавы, М.Светлова.
| Знать:
-что такое авторская песня;
- кто такие барды;
-называть самых известных исполнителей авторских песен.
| Сообщения и презентации.
|
|
II Мир образов камерной и симфонической музыки.
|
17
| 1
| Вечные темы искусства и жизни
| Вводная беседа по теме занятия.
| Сообщение, расширение и углубление знаний.
| Знакомство с жанрами программной и непрограммной музыки.
| Познакомить учащихся с жанрами камерной музыки, такими как баллада, ноктюрн, инструментальный концерт,симфоническая миниатюра,программная увертюра.
Уметь проводить интонационно-образный анализ музыки.
| Углубление в особенности становления и развития музыкальных образов в симфонической и камерной музыки. Запись в тетрадь основных жанров музыки.
|
|
18
| 2
| Образы камерной музыки.
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Расширение и углубление знаний.
| Познакомить учащихся к осмыслению основного принципа музыкального развития, познакомить с шедеврами фортепианной музыки Ф.Шопена.
| Знать особенности построения различных музыкальных форм.Форма рондо.Узнавать произведения определенного композитора, уметь выявлять особенности и национальную принадлежность музыки.
| Презентация или сообщение о творчестве Ф.Шопена и его музыки (по желанию).
|
|
19
| 3
| Инструментальная баллада.
| Слушание музыки.
Интонационно-образный строй произведения.
| Расширение и углубление знаний.
| Познакомить и проанализировать с учащимися Балладу №1 для ф -но Ф.Шопена.
| Уметь:
-выявлять несколько музыкальных образов в одном произведении;
- этапы развития музыки;
- вычленять основные интонации и музыкальные темы произведения.
| Запись в тетрадь графического изображения, отражающем смену эмоциональных состояний, вызванных звучание тем.
|
|
20
| 4
| Инструментальный концерт
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Слушание и изучение инструментального концерта А.Вивальди "Времена года";джазовой интерпретации его"Итальянского концерта "И.Баха.
| Уметь:
-выявлять стиль композитора и эпохи;
- определять на слух звучание различных инструментов в симфоническом оркестре;
- слышать полифоническое развитие музыки.
| Презентация или сообщение.
|
|
21
| 5
| Космический пейзаж."Быть может вся природа- мозаика цветов?"
| Слушание музыки. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Расширение и углубление знаний.
| Изучение и слушание произведения Ч. Айвза "Космический пейзаж".
| Уметь:
-находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусств;
-размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее.
- уметь размышлять о музыкальных образах произведения, особенности его музыкального изложения.
| Закрепление полученных знаний.
|
|
22
| 6
| Образы симфонической музыки.
| Слушание музыки. Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Связь музыки и литературы. Слушание и анализ музыкальных произведений.
| Знать:
-что роднит музыку с литературой.
Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки и литературы.
- выявлять особенности стиля композитора.
| Записать свои размышления о музыкальном образе.
|
|
23
| 7
| Музыкальные иллюстрации к повести А.Пушкина "Метель".
| Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Связь музыки и литературы. Углубить понимание школьниками русской природы музыки Г.В.Свиридова"Метель";
- развить представление о широких связях музыки и литературы;
- показать возможности симфонического оркестра в раскрытии образов литературного сочинения.
| Уметь:
-выявлять общее в выразительных возможностях музыки и литературы;
-анализировать составляющие средства выразительности: мелодию, ритм, динамику, лад.
| Закрепление полученных знаний.
Сообщение или презентация (по желанию).
|
|
24
| 8
| Симфоническое развитие музыкальных образов.
| Слушание музыки. Рассматривание картин. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Расширение и углубление знаний.
| Научить учащихся находить контрастные образы в музыке, противопоставлять их, находить сходство и различия в музыкальных темах. Слушание знакомых произведений А.Бородина,Л.Бетховена и В.Моцарта.
| Уметь выявлять связи и общие черты в средствах выразительности музыки. Определять музыкальные образы. Взаимодействие образов.
| Запись в тетрадь музыкальных образов прослушанных произведений.
|
|
25
| 9
| "В печали весел. А в веселье печален". Связь времен.
| Беседа. Слушание музыки. Устный контроль.
| Расширение и углубление знаний.
| Слушание симфонии №40 В.Моцарта. Анализ формы произведения. Умение находить контрастные темы в музыкальном произведении, как выражения противоречивых чувств и настроения человека.
| Знать музыкальное творчество Моцарта и уметь определять стиль его музыки.
- уметь размышлять о развитии музыкальных тем;
-сопоставлять различные музыкальные темы экспозиции;
-анализировать, сравнивать произведения.
| Презентации, сообщения.
|
|
26
| 10
| Программная увертюра.
| Устный контроль. Слушание музыки.
| Расширение и углубление знаний.
| Знакомство учащихся с жанром программной увертюры. Л.в.Бетховена "Эгмонт".
| Знать понятия: оркестр, дирижер;жанр;увертюра.
-состав симфонического оркестра.
Уметь:
- вычленять музыкальные темы из ткани музыкального произведения.
-находить контраст и развитие образов в музыке.
| Закрепление полученных знаний.
|
|
27
| 11
| Увертюра "Эгмонт".
| Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Усвоение новых знаний.
| Жизнь и творчество Л.В. Бетховена и М.Глинки. Слушание и сравнение двух увертюр разных композиторов. М.Глинки и Л.Бетховена.
| Уметь:
- определять форму произведений;
- анализировать симфоническое развитие музыкальных образов;
- понимать содержание и смысл произведения;
-проводить интонационно-образный анализ музыки.
| Запись в тетрадь основных этапов развития музыкальных образов увертюры.
|
|
28
| 12
| Увертюра-фантазия"Ромео и Джульетта".
| Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Слушание и анализ увертюры-фантазии П.И.Чайковского"Ромео и Джульетта".Осмысление учащимися проблемы взаимосвязи музыки и литературы на сюжет трагедии У.Шекспира"Ромео и Джульетта".
| Уметь:
- выявлять взаимосвязь музыки и литературы;
- сравнивать литературное произведение и музыку, находить и сравнивать музыкальные и литературные образы.
| Запись в тетрадь основных литературных образов. Презентации или сообщение(по выбору учащихся).
|
|
29
| 13
| Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта"(продолжение темы).
| Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Знакомство с творчеством П.И.Чайковского и анализ музыкальной формы увертюры.
| Знать понятия:
-форма, 3-х частная форма, экспозиция, разработка, реприза;
-уметь выявлять развитие музыкальных тем и образов.
- знать сюжет трагедии Шекспира "Ромео и Джульетта".
| Закрепление полученных знаний, запись в тетрадь основных моментов развития музыкальных образов и их характеристика.
|
|
30
| 14
| Мир музыкального театра.
| Знакомство с музыкой балета "Ромео и Джульетта".Интерпретация литературного произведения в разных жанрах.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Расширение представлений о взаимосвязи и взаимодействии музыки, изобразительного искусства и литературы. Знакомство с балетом С.Прокофьева "Ромео и Джульетта".
| Уметь:
-находить ассоциативные связи между художественными образами литературы, живописи, музыки;
-передавать свои музыкальные впечатления в устной форме;
| Рисунок по теме.
Закрепление полученных знаний.
|
|
31
| 15
| Мир музыкального театра.
| Слушание музыки. Хоровое пение.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Знакомство с мюзиклом Л.Бернстайна "Вестсайдская история".Современная интерпретация трагедии У.Шекспира"Ромео и Джульетта".
| Знать понятия: мюзикл, интерпретация;
Находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и живописи;
-размышлять о музыкальном произведении, высказывать суждения об основной идее, о средствах и формах ее воплощения.
- осознавать взаимопроникновение и смысловое единство слова, музыки. сценического действия. изобразительного искусства.
-взаимосвязь легкой и серьезной музыки
| Презентация или сообщение.
|
|
32
| 16
| Мир музыкального театра.
| Слушание музыки. Хоровое пение. Интонационно-образный анализ музыкальных и художественных произведений.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Знакомство с оперой Х.Глюка "Орфей и Эвридика";рок -оперой А.Рыбникова"Орфей и Эвридика".
| Знать понятия рок- опера и опера. Знать
- строение классической оперы;
- особенности построения рок-оперы. Уметь
- проводить интонационно-образный анализ музыки.
| Кроссворд или тест по пройденным темам.
|
|
33
| 17
| Образы киномузыки.
| Беседа. Слушание музыки, просмотр фрагментов кинофильмов.
| Расширение и углубление знаний.
| Расширение представлений о жанре мюзикла и музыкального фильма. Знакомство с кинофильмом Ф. Дзеффирелли "Ромео и Джульетта".
| Знать:
-историю возникновения мюзикла;
-отличие мюзикла и оперы.
-продолжить тему воплощения сюжета трагедии на примере музыки из кинофильмов.
| Сообщение о мюзикле и кинофильме (по желанию).
|
|
34
| 18
| Образы киномузыки.
| Слушание музыки. Просмотр фрагментов из кинофильмов.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Обобщение представлений о взаимодействии музыки, литературы, кино, изобразительного искусства.
| -Знать:
-названия основных популярных советских и зарубежных мюзиклов и музыкальных фильмов;
-иметь представление и обобщить знания о различных жанрах музыки в фильмах отечественного кинематографа.
| Презентация или сообщения(на выбор учащихся).
|
|
35
| 19
| Джаз – искусство 20 века.
| Беседа. Слушание музыки.
| Сообщение и усвоение новых знаний.
| Познакомить учащихся с истоками джазовой музыки(спиричуэл, блюз), с джазовыми импровизациями и обработками, расширить их представления легкой и серьезной музыки.
| Знать:
- основные направления джазовой музыки;
- историю возникновения джаза;
- слушать и понимать лучших исполнителей джазовой музыки.
| Презентации учащихся. Урок-концерт.
|
|