Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству





Скачать 226.87 Kb.
НазваниеРабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству
страница1/2
Дата публикации13.03.2015
Размер226.87 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Культура > Рабочая программа
  1   2
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Мурмашинская средняя общеобразовательная школа № 1

МО Кольский район Мурманская область
Рассмотрено: Согласовано: Утверждаю:

на заседании методического Заместитель директора по Директор МОУ СОШ

объединения учителей музыки. УВР Данилова О.А. Гашкова И.Ю.

Протокол № 1 от « » сентября 2012 г. от « » сентября 2012 г.

от « 25 » сентября 2012 г.
c:\documents and settings\екатерина\рабочий стол\владимир спиваков-0.jpgc:\documents and settings\екатерина\рабочий стол\ростропович м..jpgc:\documents and settings\екатерина\рабочий стол\бетховен-0.jpg

c:\documents and settings\екатерина\рабочий стол\скрипока на нотах.jpg

Рабочая учебная программа

«Музыка»

9 класс

1 час в две неделю

(всего 17 часов)
Разработчик:

Дорошенко Екатерина Фёдоровна,

учитель музыки МОУ МСОШ № 1

МО Кольский район Мурманской

области

Мурмаши, 2012

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе:

  • федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству ;

  • примерной программы основного основного общего образования по музыке, определяющей содержание, формы и методы музыкального образования в основной школе ОУ.

Данная программа рассчитана на 17 часов в в 8 классе и 17 часов – в 9 классе, из расчёта 1 учебный час в две недели.
Общая характеристика предмета.

Музыкальное образование (воспитание, обучение, развитие) в основной школе способствует дальнейшему развитию у обучающихся эстетического вкуса, сознания, потребностей, художественного вкуса, ощущения и осознания красоты и гармонии в музыке и в жизни, формирования личностной позиции в мире искусства, подготовки обучающихся к музыкальному самообразованию. Общение подростков с музыкой открывает открывает возможность для духовного становления личности и её творческого самовыражения. Изучение предмета «Музыка» призвано формировать у обучающихся художественный способ познания мира, дать систему знаний и ценностных ориентиров на основе собственной музыкально-творческой деятельности и опыта приобщения к выдающимся произведениям русской, советской и зарубежной культуры.

Особое значение в основной школе приобретает развитие индивидуально- личностного отношения обучающихся к музыке, музыкального мышления, формирование представления о музыке как виде искусства, раскрытие целостной музыкальной картины мира, воспитание потребности в музыкальном образовании.
Цели программы:

Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей6

  • становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

  • развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;

  • освоение музыки и знаний о музыке, её интонационно- образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о её взаимодействии с другими видами искусства и жизнью;

  • овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении, инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;

  • воспитании эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса обучающихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры обучающихся.


Основные содержательные линии:

  • обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения обучающихся к музыке и музыкальным занятиям;

  • усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

  • овладение способами музыкальной деятельности(умения и навыки);

  • обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.


Каждая из перечисленных содержательных линий находит своё воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования и требованиях к уровню подготовки оканчивающих основную школу.

Обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке и знаний музыки в период обучения в основной школе осуществляется в первую очередь за счёт расширения диапазона изучаемых произведений в жанрово-стилевом отношении, более широкого представления в музыкальном репертуаре образцов народной и профессиональной (классической и современной) музыка как светской, так и духовной. При этом произведения духовной религиозной музыки рассматриваются в культурологическом аспекте. Важной составляющей изучаемого обучающимися музыкального репертуара становятся образцы современной популярной музыки.

Необходимо особенно обратить внимание на то, что опыт эмоционально- ценностного отношения к музыке и знание обучающимися музыки происходит в первую очередь на основе личностно окрашенного эмоционально-образного общения с художественными образцами музыкального искусства в различных видах музыкальной деятельности; выявления связей музыки с другими видами искусства и жизнью; раскрытия возможностей музыки в преобразовании духовного мира человека, его душевного состояния.

При отборе и выстраивании музыкального репертуара программы предусматривается его ориентация: на развитие эмоциональной отзывчивости обучающихся на музыку и их личностного отношения к искусству; на раскрытие содержания музыки через её интонационную сущность; на последовательное и целенаправленное расширение музыкально-слухового фонда знакомой обучающимся музыки, включая в него музыки различных направлений, стилей и школ.

Большое значение в ряду знаний о музыке имеют знания, приобретаемые в процессе музыкально-творческой деятельности и раскрывающие интонационную, жанровую, стилевую основы музыкального искусства, многогранность связей музыки с другими видами искусства. В число музыкальных знаний входят также знания о творчестве композиторов, исполнителей, способах овладения различными видами музыкальной деятельности. В программе выделяется группа музыкально-исторических знаний, а также знаний о музыкальной жизни нашей страны и других стран мира.

Необходимо предусмотреть в рабочей программе освоение обучающимися музыкальных умений и навыков, приобретаемых в различных видах музыкально-творческой деятельности и способствующих личностному постижению преобразующей силы музыки. При этом музыкальные умения связаны с творческим никогда не повторяющимся процессом. Музыкальные навыки являются базой прежде всего для музыкально-исполнительской деятельности, требующей определённой подготовки и развития психофизического аппарата ребёнка, что является необходимым условием для достижения эстетического, подлинного воплощения музыкального образа исполняемого произведения и самовыражения обучающегося.
Умения и навыки в слушании музыки:

  • интонационно-образно воспринимать музыкальное произведение в единстве его содержания и формы и характеризовать своё внутреннее состояние, свои чувства, переживания и мысли, рождённые этой музыкой;

  • передавать особенности развития музыкальных образов и их взаимодействия в музыкальном произведении, его интонационные, жанровые и стилевые особенности и воплощать своё отношение к музыке в слове, в рисунке, в пластике и т.д.;

  • дифференцированно слышать отдельные компоненты музыкальной такни (звуковысотные, метроритмические и ладовые особенности; гармонию; полифонию; фактуру) и её композиционные функции;

  • понимать значение исполнительской интерпретации в воплощение художественного замысла композитора;

  • сравнивать различные интерпретации музыкального произведения и аргументировано оценивать их; выявлять жизненные истоки музыки, общее и различное между прослушанным произведением и другими музыкальными произведениями того же автора, сочинениями других композиторов, произведениями других видов искусства.



Умения и навыки в исполнении:

  • предлагать свой вариант исполнительской трактовки одного и того же произведения;

  • сравнивать различные интерпретации и обоснованно выбирать из них предпочтительный вариант;

  • оценивать качество воплощения избранной интерпретации в своём исполнении.



Умения и навыки в импровизации и сочинении музыки:

Предусматривается формирование умений воплощать задуманный обучающимися художественный замысел на основе накопленного интонационно-слухового опыта или на основе предлагаемых учителем ритмических, мелодико-ритмических, жанрово-стилевых, фактурных и др. моделей. Во взаимосвязи с этим процессом происходит развитие навыков вариантного повторения заданного мотива, импровизации заключительной каденции мелодии, ритмического рисунка, мелодии в малообъёмных ладах на основе предложенных мелодических оборотов.


Умения и навыки в драматизации музыкальных произведений:

В процессе драматизации музыкальных произведений совершенствуются умения и навыки, необходимые для выбора сценических средств выразительности, поиска вариантов сценического воплощения вокальной и инструментальной музыки, создания на основе художественного замысла и его воплощения сценическими средствами.

Весь учебно-воспитательный процесс на уроке пронизывает опыт музыкально-творческой учебной деятельности, который приобретается обучающимися в процессе слушания музыки, в вокально- хоровом и инструментальном исполнении, в музыкально-пластической деятельности, музыкальных импровизациях и сочинении музыки, в установлении связей музыки с другими видами искусства, с историей, жизнью. Накопление опыта музыкально-творческой деятельности в системе основного общего музыкального образования направлено на дальнейшее развитие творческого потенциала обучающихся, их интереса к процессу и результату музыкальной деятельности. Такой опыт помогает ребёнку глубже познавать природу музыки, пути и способы её создания, исполнения и слушания, сформировать свою личностную позицию по отношению к искусству и найти способы самовыражения в разнообразной музыкально-творческой деятельности.

Особое внимание в программе должно быть обращено на постижение музыки в её взаимосвязях с различными видами искусства и жизнью в целом. Прослеживание этих взаимосвязей способствует выявлению общего и особенного в различных видах искусства, а также ощущению и осознанию обучающимися своего родства с миром и человечеством.

Одной из содержательных линий программы является установка на подготовку обучающихся к музыкальному самообразованию. Без которого невозможно становление музыкальной культуры. Музыкальное самообразование представлено в виде содержательных дидактических единиц (предусматривающих самостоятельное обогащение изучаемого материала) и в виде требований подготовки обучающихся (направленных на приобретение ими знаний, умений, навыков самостоятельной работы).

Содержание и структура учебной программы

по музыке в 9 классе:

Выделяются 2 сквозные линии в содержании и структуре учебной программы по музыке в 9 классе:

  • Музыка в формировании духовной культуры человека.

  • Опыт музыкально-творческой деятельности.

При выстраивании первой из них рассматриваются: специфика музыки и её место в ряду других видов искусств, предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности; своеобразие раскрытия вечных для искусства духовно-нравственных тем в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений; особенности картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока. При этом сохраняется основная направленность изложения учебного материала: раскрытие многообразных связей музыки и жизни, выявление общего и особенного в творчестве отечественных и зарубежных композиторов; изучение музыкального искусства в опоре на жанрово-стилевой подход.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности:

Освоение содержания основного общего образования по предмету «Музыка» способствует

  • формированию у обучающихся представлений о художественной картине мира;

  • овладению ими методами наблюдения, сравнения. Сопоставления, художественного анализа и обобщения получаемых впечатлений об изучаемых явлениях, событиях художественной жизни страны;

  • расширению и обогащению опыта выполнения учебно-творческих задач и нахождению при этом оригинальных решений.



Контроль осуществляется в следующих видах:

  • входной, текущий, тематический и итоговый.



Формы контроля:

В качестве промежуточных форм контроля могут быть использованы:

  • рефераты и доклады по творчеству композиторов;

  • практикум по анализу стилистических особенностей того или иного музыкального направления;

  • самостоятельная работа;

  • устный опрос;

  • взаимоопрос;

  • тест;

  • викторина;

  • творческие задания на развитие ассоциативного мышления.


В качестве итоговой формы контроля можно использовать защиту проектного задания по следующим обобщающим темам:

  • «Вечные темы жизни в классическом музыкальном искусстве прошлого и настоящего».

  • «искусство как система образных языков».

  • «Человек в мире искусства».

  • «спасёт ли мир красота?»

  • «Искусство XXI века».


По форме проектное задание может представлять собой композицию, подготовленную группой обучающихся. В проекте могут быть использованы факты творческой биографии различных композиторов, записки из воспоминаний, фрагменты музыкальных произведений, стихи, философские размышления, творческие работы, личные впечатления и т.д.


Основное содержание

9 класс (16 часов)

Специфика музыки, её место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родство художественных образов разных видов искусств и взаимодействие их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.

Направленность музыкального искусства, его основных функций на духовное совершенствование личности: осознание и принятие личностью социального опыта, выраженного в произведениях искусства; пробуждение душевной отзывчивости; формирование эстетического отношения к музыке и жизни; познание мира в уникальной музыкально-образной форме.

Арттерапевтические возможности музыкального искусства в снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.

Содержание программы реализуется

на основе методов:

  • проблемно-поисковый метод;

  • метод коллективного осмысления;

  • метод обобщения;

  • метод проектов.



В результате изучения музыки обучающиеся должны:
знать / понимать:

  • специфику музыки как вида искусства;

  • значение музыки в художественной культуре и её роль в синтетических видах творчества;

  • возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;

  • основные жанры народной и профессиональной музыки;

  • богатство музыкальных образов и способов их развития;

  • основные формы музыки;

  • характерные черты и образцы творчества крупнейших русских, советских, зарубежных композиторов;

  • виды оркестров, название наиболее известных инструментов;

  • имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;

уметь:

  • эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

  • узнавать на слух изученные произведения русской, зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

  • выразительно исполнять произведения сочинения композиторов-классиков;

  • выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;

  • распознавать на слух мелодии изученных произведений инструментальных и вокальных жанров;

  • выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;

  • различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;

  • устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;

  • размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;

  • выражать свои личные впечатления в форме устных выступлений и высказываний.


Учебно-тематический план

«Музыка в формировании духовной

культуры человека» :




Тема урока

Кол-во

часов

I.

Введение.

1

1.

Предназначение музыкального искусства и его возможности в духовном совершенствовании личности.

1

II.

Отражение вечных проблем жизни в музыкальном искусстве.

4

2.

Философское размышление о жизни в музыке И.С.Баха.

1

3.

Отражение темы жизни и смерти в музыкальном искусстве.

1

4.

Противопоставление личности и общества, иллюзии и реальности в музыке романтиков.

1

5.

Интерпретация темы любви и ненависти в произведениях У.Шекспира, С.С.Прокофьева и П.И.Чайковского.

1

III.

Своеобразие видения картины мира в музыкальных культурах Запада и Востока.

6

6.

Русская духовная музыка в храмовом синтезе искусств.

1

7.

«Золотой век» русского искусства.

1

8.

А.С.Пушкин и русская музыка.

1

9.

Поиски нового видения мира и стилевое многообразие музыки XX века.

1

10-

11.

Западная музыкальная культура.

2

IV.

Специфика музыки и её место в ряду других видов искусств.

5

12.

Единство и специфика музыкального и изобразительного искусства.

1

13.

Родство лирических образов русских композиторов и художников.

1

14.

Роль музыки в театральном искусстве.

1

15.

Роль музыки в киноискусстве.

1

16.

Обобщающий урок.

1




И Т О Г О :

16


  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconРабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе: Федерального...
Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconРабочая программа по музыке для 5 класса составлена на основе: Федерального...
Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconДанная рабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству 2004 год
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconДанная рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по искусству 2004 год
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconРабочая программа по музыке для 7 класса составлена на основе Государственного...
Планирование составлено на основе Примерной программы общего образования по музыке, федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству для 7 класса 1 час в неделю (всего 35 часов)
Рабочая программа по изобразительному искусству для VII класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconРабочая программа по изобразительному искусству в 6 классе на 2012-2013 учебный год
Рабочая программа по изобразительному искусству для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного...
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconПояснительная записка рабочая программа по музыке для 4 класса составлена...
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconПояснительная записка рабочая программа по музыке для 4 класса составлена...
«Музыка» для 1-4 классов, авторы В. В. Алеев, Т. И. Науменко, Т. Н. Кичак (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. 90. [6] с.)
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconРабочая программа по мировой художественной культуре для 10 класса...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобразования России «Об...
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconРабочая программа по биологии для 10 класса составлена на основе...
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного...
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconРабочая программа по изо 7 класса составлена на основе федерального...
Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству применительно к авторской программе Б. М. Неменского...
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconРабочая программа по изо 7 класса составлена на основе федерального...
Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (Издательство «Просвещение» 2011 год)
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconРабочая программа по музыке для 4 класса, разработана на основании...
Рабочая программа по музыке для 4 класса, разработана на основании Примерной программы начального общего образования по музыке, составленной...
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8-х классов составлена на основе Примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по музыке для 9 класса составлена на основе: федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству iconРабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:...
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Виткуловская средняя общеобразовательная школа Сосновского района Нижегородской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск