Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урдалинская основная общеобразовательная школа»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
“Рассмотрено”
Руководитель МО учителей
гуманитарного цикла МБОУ ”Ур-
далинская ООШ” МО “ЛМР” РТ
_________/Миндиярова Х.М../
Протокол №1 от “29” августа 2012 г.
| “Согласовано”
Заместитель директора по УВР
МБОУ “Урдалинская ООШ”
МО “ЛМР” РТ
__________/Хайруллина Р.З.
“29” августа 2012 г.
| “Утверждено”
Директор МБОУ “Урдалин-
ская ООШ” МО “ЛМР” РТ
__________/Минахметов А.З.
Приказ №1от “1 “сентября 2012 г.
| Рабочая программа по музыке для 5 класса
учителя II квалификационной категории
Сабировой Миляуши Марсельевны
2012-2013 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по музыке для 5 класса разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования, утвержденного приказом Минобразования России, инструктивно-методического письма Министерства образования и науки РТ от 18.01.07 № 252/7 «Об особенностях преподавания учебного предмета «Музыка» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», примерной программы для основной школы, авторской программы по музыке для общеобразовательных учреждений «Музыка 5-8 классы», авторы программы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак Москва, Дрофа, 2007 г.
Рабочая программа в 5 классе рассчитана на 1 час в неделю, 35 часов в год.
Изучение музыки как вида искусства направлено на достижение следующих целей:
становление музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
воспитание эмоционально-ценностного отношения к музыке; устойчивого интереса к музыке и музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности в самостоятельном общении с высокохудожественной музыкой и музыкальном самообразовании; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Задачи:
обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям;
усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);
обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.
Контроль осуществляется в следующих видах:
- входной, текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля:
При организации учебно-воспитательного процесса для реализации программы «Музыка» 5 класс предпочтительными формами организации учебного предмета считаю: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, наблюдение, самостоятельная работа, тест.
Виды организации учебной деятельности:
- конкурс
- викторина
- самостоятельная работа
- творческая работа
Содержание программы
Тема года: «Музыка и другие виды искусства» I четверть 1. Музыка рассказывает обо всем - 1 ч
Древний союз (3 ч)
2. Истоки - 1 ч
3. Искусство открывает мир - 1 ч
4. Искусства различны, тема едина - 1 ч
Музыка и литература
Слово и музыка (3 ч)
5. Два великих начала искусства - 1 ч
6. «Стань музыкою, слово!» - 1 ч
7. Музыка «дружит» не только с поэзией - 1 ч
Песня (2ч)
8. Песня – верный друг человека - 1 ч
9. Заключительный урок-концерт - 1 ч IIчетверть
Народная музыка(2ч)
10.Музыка и литература - 1 ч
11. Песни народов мира - 1 ч
Романс (2 ч)
12. Романса трепетные звуки - 1 ч
13. Преобразующая сила музыки в татарской народной
песне - 1 ч
Хоровая музыка (3 ч)
14. Народная хоровая музыка. - 1 ч
15. Народная фольклорная музыка - 1 ч
16. Заключительный урок - 1 ч III четверть
Музыка звучит и в литературе (10 ч) 17.Взаимовлияние музыки и литературы - 1 ч
18. Мелодия- душа музыки 2ч
19.Музыка и Г.Тукай - 2 ч
20. ТворчествоЖ.Файзи.Музыкальная комедия
«Башмагым» - 1 ч
21. Музыкальность слова - 1 ч
22. Музыкальные сюжеты в литературе - 2ч.
23.Заключительный урок - 1 ч
IVчетверть Музыкальная живопись сказок и былин (4 ч)
28. Волшебная красочность музыкальных сказок - 1 ч
29. Сказочные герои в музыке - 1 ч
30.Взаимосвязь музыки и художественной литературы -1ч
31. Тема богатырей в музыке - 1 ч
Музыка в произведениях изобразительного искусства (5 ч)
32. «Хорошая живопись – это музыка, это мелодия» - 2 ч
33. Образы природы в творчестве музыкантов -1ч
34. Подводим итоги - 1 ч
35.Заключительный урок -1ч
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Обучение музыкальному искусству в 5кл. основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
- понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства;
- находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;
- размышлять о знакомом музыкальном произведении;
- различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки;
- творчески интерпретировать содержание музыкального произведения;
- участвовать в коллективной исполнительской деятельности;
- передавать свои музыкальные впечатления;
- развивать умения и навыки музыкально-эстетического самообразования;
- проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы. Используемая методическая литература:
1. Батыр Булгари Л.С. Лето с песней (Җырлы җәй). На татарском и русском языках.-Казань.: Магариф. 2004.-5,0 л.
2.Батыр Булгари Л.С.«Сайра, моңлы сандугач» (Балалар өчен җырлар) — Казань 2000.
3.Евсеев Б. Русские композиторы
4.Зарипов Э.Я. Портреты татарских композиторов (Татар композиторларыныңпортретлары.) На татарском и русском языках. Казань.: Магариф, 2002г.
5.Мухутдинова Р.Ш. Песенка родника (Чишмә җыры). Песни для детей. На татарском языке.-Казань.: Магариф, 200.-2,3 л.
6..Нигметзянов М.Н. Татарская Народная музыка. На русском языке.-Казань.: Магариф, 2004.-13,0 л.
7.Портреты татарских, русских, зарубежных и советских композиторов.
8.Программы по музыке для общеобразовательных учреждений / авторы В.В.Алеев, Т.И.Науменко, Т.Н.Кичак – Москва: Дрофа, 2007
9.Слово о музыке
10.Татар халык иҗаты Мультимедиа – поддержка курса
Энциклопедия классической музыки. «Интерактивный мир»
Энциклопедия популярной музыки. Кирилла и Мефодия.
Аудиокассеты, СД – диски с записями муз.произведений композиторов.
Аудиокассеты, СД – диски с фонограммами
Полезные сайты для учителей музыки
http://www.mp3complete.net
http://istoriyamuziki.narod.ru (история музыки)
http://www.karaoke.ru
http://muza-live.ucoz.ru
http://www.classic-music.ru/index.html (классическая музыка)
http://www.classicmp3.ru (мир классики)
11.http://www.classic-music.ru/index.html (классическая музыка)
http://www.classicmp3.ru (мир классики)
Учебно-тематическое планирование
№
5кл
| Тема года:
«Музыка и другие виды искусства»
ТЕМА УРОКА
| Кол.
часов
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
1-ая четверть
| Виды контроля,
измерители
| Планируемые результаты
усвоения материала
| Домашнее задание
| Дата про
ведения
| Примечания
| план
| факт
| 1
| Музыка рассказывает обо
всем
| 1
| Комбинированный
| Слушание, пение, анализ музыкальных произведений
Хоровое пение
| . Учащиеся должны владеть знаниями и иметь представления о приемах и способах поиска, переработки и усвоения учебного материала
| Знать и уметь применять навыки самоанализа и самооценки знаний о музыке. Петь в характере, эмоционально, легко.
| Учить
« Гимн
Татарстана»
| 6.09
|
|
| 2
| Истоки
| 1
| Комбинированный
| Следить за развитием музыки.
Слушание, пение
| проверочная
| Знать и умело применять знания о музыке при анализе музыкальных произведений. Петь звонко, легко.
| Учить песню: «Игенче»
М.Хаертдинов.
| 13.09.
|
|
| 3
| Искусство открывает
мир
| 1
| Комбинированный
| Развитие интереса к музыкальному искусству.
Анализ музыкальных произведений. Пение соло, коллективно
| Периодический
| Анализировать музыкальные произведения вокального и инструментального жанра. Петь при помощи ручных знаков.
| Учить песню на татарском языке: « Дуслык жыры»
Репродукц
ия
Б.Урманче
«Юкәләр саргая»:
| 20.09
|
|
| 4
| Искусства различны, тема едина.
| 1
| Интегрированный. Музыка и Литература
| Обобщать ответы Анализировать, сопоставлять.
Слушание и пение
| Текущий
| Раскрывать замысел художественного произведения и его связи с музыкой. Эмоционально рассказывать и петь знакомые музыкальные произведения.
| Учить песню на татарском языке: « Уңыш жыры»
(Ф.Ахметов,
Х.Жалалов.)
Репродукция:В.Маков
ский«Кич утыру»
| 27.09
|
|
| 5
| Два великих начала
искусства
| 1
| Комбинированный
| Слушание. Анализ музыкальных произведений. Пение с аккомпанементом
| Периодический
| Знать и называть музыкальные произведения героического характера. Петь с любовью, нежно, легко.
| Подготовить выступ
ление.
М.Джалил:
«Жырларым»Учить пеню.
| 4.10
|
|
| 6
| Стань музыкою, слово!
| 1
| Урок комплексного применения ЗУН учащихся
| Презентации учащихся.
Слушание. Пение.
| Итоговый
| Находить общее в средствах выразительности. Петь усиливая и ослабляя звучание.
| Захид
Хабибуллин«Каз канаты»
Учить песню
| 11.10
|
|
| 7
| Музыка «дружит»
не только с поэзией
| 1
| Комбинированный
| Слушание. Пение. Анализ музыкальных произведений
| Контрольно - диагностический
| Различать музыку полифоническую и гомофоническую. Петь в ансамбле.
| Повторить все песни.
«Кичке уен»
Такмаклар.
| 18.10
|
|
| 8
| Песня- верный спутник человека
| 1
| Комбинированный
| Пение под фонограмму
| текущий
| Анализ выступлений о жизни и творчестве С.Садыковой
| Подготовить рефераты
| 01.11
|
|
| 2-ая четверть
№
5кл
| Тема года:
«Музыка и другие виды искусства»
ТЕМА УРОКА
| Кол
.час
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля,
измерители
| Планируемые результаты
усвоения материала
| Домашнее задание
| Дата
проведения
| Примечания
| план
| факт
| 9.
| Музыка и литература
| 1
| Комбинированный
| Слушание, пение, анализ музыкальных произведений
Хоровое пение
| Учащиеся должны владеть знаниями, иметь представления о приемах и способах поиска, переработки и усвоения учебного материала
| Знать и уметь применять навыки самоанализа и самооценки знаний о музыке. Петь в характере, эмоционально, легко.
| Слушание арии Булата из спектакля К.Тинчурина «Зәңгәр шәл”
| 15.11
|
|
| 10.
| Песни народов мира
| 1
| Видео урок
| следить за развитием музыки.
Слушание, пение
| проверочная
| Знать и умело применять знания о музыке при анализе музыкальных произведений. Петь звонко, легко.
| «Висла» .Польская народная песня.
| 22.11
|
|
| 11.
| Романса трепетные
звуки
| 1
| Комбинированный
| Развитие интереса к музыкальному искусству.
Анализ музыкальных произведений. Пение соло, коллективно
| Периодический
| Анализировать музыкальные произведения вокального и инструментального жанра. Петь при помощи ручных знаков.
| Слушание музыки.
С.Рахманинов «Ночь печальна»
| 29..11
|
|
| 12.
| Преобразующая сила музыки в татарской народной песне
| 1
| Интегрированный. Музыка и Литература
| Обобщать ответы Анализировать, сопоставлять.
Слушание и пение
| Текущий
| Раскрывать замысел художественного произведения и его связи с музыкой. Эмоционально рассказывать и петь знакомые музыкальные произведения.
| Подготовить бтографию
Сары Садыковой
| 06.12
|
|
| 13.
| Народная хоровая музыка
| 1
| Комбинированный
| Слушание. Анализ музыкальных произведений. Пение с аккомпанементом
| Периодический
| Знать и называть музыкальные произведения героического характера. Петь с любовью, нежно, легко.
| Слушание музыки С.Садыковой.
Учить песню.
| 13.12
|
|
| 14.
| Народная фольклорная музыка
| 1
| Урок комплексного применения ЗУН учащихся
| Презентации учащихся.
Слушание. Пение.
| Периодический
| Находить общее в средствах выразительности. Петь усиливая и ослабляя звучание.
| Подготовить выступление:
народный фольклор(легенды).
| 20.12
|
|
| 15.
| Заключительный урок
| 1
| Урок комплексного применения ЗУН учащихся
| Презентации учащихся.
Слушание. Пение.
| Итоговый
| Вслушиваться в музыку .Знать опорные знания, умения, навыки Петь под фонограмму, слушая друг друга.
| Подготовить выступление:
народный фольклор(песни)
| 27.12
|
|
| 3-я четверть
№
5кл
| Тема года:
«Музыка и другие виды искусства»
ТЕМА УРОКА
| Кол
час
| Тип урока
| Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности
| Виды контроля,
измерители
| Планируемые результаты
усвоения материала
| Домашнее задание
| Дата
проведения
| Примечание
| план
| факт
| 16.
| Взаимовлияние музыки и литературы
| 1
| Комбинированный
| Слушание, пение, анализ музыкальных произведений
Хоровое пение
| Учащиеся должны владеть знаниями, иметь представления о приемах и способах поиска, переработки и усвоения учебного материала
| Знать и уметь применять навыки самоанализа и самооценки знаний о музыке. Петь в характере, эмоционально, легко.
| Учить песню: «Зиләйлүк»-
сл. Г.Тукая,
тат.народная песня
| 17.01
|
|
| 17.
| Мелодия-душа музыки
| 1
| Видео урок
| следить за развитием музыки.
Слушание, пение
| проверочная
| Знать и умело применять знания о музыке при анализе музыкальных произведений. Петь звонко, легко.
| Слушание музыки «Салкын чишмә».
«Ай былбылым»-
Учить песню.
| 24.01
|
|
| 18.
| Продолжение темы
| 1
| Комбинированный
| Развитие интереса к музыкальному искусству.
Анализ музыкальных произведений. Пение соло, коллективно
| Периодический
| Анализировать музыкальные произведения вокального и инструментального жанра. Петь при помощи ручных знаков.
| Слушание музыки: произведения С.Сайда
шева.»Туган жирем»Ж.
Файзи учить
| 31.01
|
|
| 19
| Музыка и Г.Тукай.
| 1
| Интегрированный. Музыка и Литература
| Обобщать ответы Анализировать, сопоставлять.
Слушание и пение
| Текущий
| Раскрывать замысел художественного произведения и его связи с музыкой. Эмоционально рассказывать и петь знакомые музыкальные произведения.
| Слушание музыки: «Әллүки» сл.
Г.Тукая.
«Пар ат»-учить песню
| 07.02
|
|
| 20.
| Продолжение темы
| 1
| Комбинированный
| Слушание. Анализ музыкальных произведений. Пение с аккомпанементом
| Периодический
| Знать и называть музыкальные произведения героического характера. Петь с любовью, нежно, легко.
| . Слушание музыки: «Туган тел»
«Татар теле –туган тел»-
Учить песню.
| 14.02
|
|
| 21.
| Творчество Ж.Файзи
Музыкальная комедия
«Башмагым»
| 1
| Урок комплексного применения ЗУН учащихся
| Слушание. Пение.
| Периодический
| Находить общее в средствах выразительности. Петь усиливая и ослабляя звучание.
| Слушание музыки:
«Дүдәк».
| 21.02
|
|
| 22
| Музыкальность слова
| 1
| Урок комплексного применения ЗУН учащихся
| .
Слушание. Пение.
| Текущий
| Давать эмоциональную оценку своих знаний о музыке
| К.В.Глюк Жалоба Эвридики Из
оперы »Орфей и Эвридика»
| 28.02
|
|
| 23,
24
| Музыкальные сюжеты в литературе
| 2
| Комбинированный
| Анализ музыкальных произведений. Пение соло, коллективно
| Текущий
| Анализировать музыкальное произведение, умение говорить о характере, выразительных средствах, петь в ансамбле.
| “Ай йолдызым”-учить слова татарской народной песни.
| 7.03 14.03
|
|
| 25.
| Заключительный урок
| 1
| Урок комплексного применения ЗУН учащихся
| Пение соло, коллективно
| Итоговый
| Размышлять о роли музыки в изобразительном искусстве и литературе. Исполнять песни воодушевленно, легко.
| Учить слова песни «Коләсе килеп тора”(сл.Р.Миңнуллина,
муз. Р.Салахова )
| 21.03
|
|
|
4-ая четверть
№
5кл
| ТЕМА УРОКА
| Кол.час
| ТИП УРОКА
| Характеристика деятельности
учащихся или виды
учебной деятельности
| Виды контроля,
измерители
| Планируемые результаты освоения материала
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
| план
| факт
|
| 26.
| Волшебная красочность
музыкальных
сказок
| 1
| Изучение нового материала
| Слушание. Анализ музыкальных произведений. Пение коллективно
| текущий
| Анализировать музыкальное произведение, умение говорить о характере, выразительных средствах, петь в ансамбле.
| «Песенка друзей» -учить 1 и 2 куплеты
| 04.04
|
|
| 27.
| Сказочные герои в музыке
| 1
| Видео урок
| Слушание. Анализ музыкальных произведений. Пение под фонограмму.
| текущий
| Вслушиваться в музыку .Знать опорные знания, умения, навыки Петь под фонограмму, слушая друг друга.
| «Песенка друзей» - учить песню
| 11.04
|
|
| 28.
| Взаимосвязь
музыки и худ. литературы
| 1
| Комбинированный
| Пение караоке. Слушание. Видеосюжеты.
| текущий
| Различать классическую музыку, сравнивать, обобщать. Петь соло.
| Учить-«Чишмә җыры» муз. Р.Курамшина
| 18.04
|
|
| 29.
| Тема богатырей
В музыке
| 1
| Интегрированный. Музыка и Изо
| Слушание. Анализ. Игра на музыкальных инструментах
| периодический
| Говорить о музыке ее воздействии на окружающий мир. Петь легко, звонко, с солистами и коллективно
| П.А.Чайковский
Балет «Щелкунчик»
| 25.04
|
|
| 30.
| Хорошая живопись-это
музыка, это мелодия
| 1
| Интегрированный .Музыка и искусство
| Слушание. Анализ презентаций
| текущий
| Говорить о музыке ее выразительности и изобразительности. Петь не отставая, правильно пропеватьмелодию.
| Репродукция Р.Загидуллина
«Яз моңнары»
«Яз җыры»-учить песню
| 16.05
|
|
| 31.
| Хорошая живопись-это
музыка, это мелодия
| 1
| Мультимедиа урок
| Анализ презентаций
| текущий
| Размышлять о роли музыки в изобразительном искусстве и литературе. Исполнять песни воодушевленно, легко.
| Иллюстрации:
К.Тинчурин «Зэңгэр шәл»;
М.Файзи драма «Галиябану»
Подготовить выступление.
«Буразналар»(муз.Җ.Файзи,сл.Г.Зайнашевой)Учить песню.
| 23.05
|
|
| 32.
| Искусство прекрасного пения.
| 1
| Музыка и живопись. Интегрированный урок.
| Слушание. Рассказ. Видеосюжеты. Пение
| текущий
| Найти пути сенсибилизации(повышение чувствительности) в восприятии искусства.
| Слушание музыки:» Времена года» П.Чайковский.
| 24.05
|
|
| 33.
| Искусство прекрасного пения.
Подводим итоги.
| 1
| Урок письменного контроля знаний
| Музыкальный ринг. Пение.
| периодический
| Знать средства музыкальной выразительности, умение применять знания на практике.
| Творческие портреты композиторов.
| 24.05
|
|
| 34
| Искусство прекрасного пения.
Подводим итоги.
| 1
| Интегрированный
| Пение
| текущий
| Исполнять песни воодушевленно, легко.
| Подготовить сообщение о народных песнях.
| 24.05
|
|
| 35.
| Заключительный урок.
| 1
| Закрепления ЗУН
| Слушание. Пение. Беседа.
| итоговый
| Давать эмоциональную оценку своих знаний о музыке.
| Повторить материал.
| 30.05
|
|
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Урдалинская основная общеобразовательная школа»
муниципального образования «Лениногорский муниципальный район» Республики Татарстан
“Рассмотрено”
Руководитель МО учителей
гуманитарного цикла МБОУ ”Ур-
далинская ООШ” МО “ЛМР” РТ
_________/Миндиярова Х.М../
Протокол №1 от “29” августа 2012 г.
| “Согласовано”
Заместитель директора по УВР
МБОУ “Урдалинская ООШ”
МО “ЛМР” РТ
__________/Хайруллина Р.З.
“29” августа 2012 г.
| “Утверждено”
Директор МБОУ “Урдалин-
ская ООШ” МО “ЛМР” РТ
__________/Минахметов А.З.
Приказ №1от “1 “сентября 2012 г.
|
|