Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И.





Скачать 139.19 Kb.
НазваниеРабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И.
Дата публикации10.04.2015
Размер139.19 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Биология > Рабочая программа





Согласована

Зам. директора по УВР

Средней школы №7 ______________________О.А.Елисеева

«_____»________________20___г.


Утверждена

Директор

Средней школы №7 _________________Л. Н. Сидоркина
 приказ № _______ от__________20___г.


Комитет по образованию администрации МО Щекинский район

Муниципальное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»
 
 


Рабочая программа


по предмету биология

(среднее (полное) общее образование)

 
 
Рассмотрена на заседании

ШМО учителей естественнонаучных дисциплин,

протокол №_____ от «____» ___________ 20__ года

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И.Н. Пономаревой.

Рабочая программа рассчитана на 70часов в течение двух лет обучения (по 1ч в неделю).

Цели обучения биологии на ступени основного общего образования:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, использование полученных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для сохранения собственного здоровья, охраны окружающей среды, то есть воспитания экологической, генетической и гигиенической грамотности школьника.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:

-обеспечить понимание научной картины мира;

-обеспечить знание и понимание учащимися основных положений биологической науки о системе органического мира, о строении, жизнедеятельности живых организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании экологических систем, об их изменениях под действием деятельности человека;

-добиться понимания практического значения биологических знаний как научной основы мясной, рыбной промышленности, сельского хозяйства, медицины, здравоохранения и природоохранной деятельности;

-формировать экологическое образование и воспитание, ответственное отношение к природе и готовность к активным действиям по её охране на основе знаний об организации и эволюции органического мира;

-формировать умения учебного труда как важного условия нормализации учебной нагрузки учащихся, прочности усвоения ими основных знаний.
Система биологических знаний и умений сгруппирована в следующие содержательные линии:

  • организм - биологическая система; главные признаки живого организма ;

  • особенности строения и жизнедеятельности живого организма;

  • формирование системы знаний о строении и жизнедеятельности организмов всех царств живой природы, о клетке как о единице строения и жизнедеятельности организма, о строении и функциях тканей, органов и систем органов, о вирусах.

Внесенные изменения в авторскую программу и их обоснование:

В связи с тем, что количество учебных недель по годовому календарному учебному графику составляет- 35, а по авторским программам. И.Н.Пономаревой и Н.М. Черновой – 34 недели, внесены изменения в изучение следующих тем:



класс

Тема, раздел

По авторской программе

По рабочей программе

1

10

Биосферный уровень жизни

8

9




10

Биоценотический уровень жизни

9

8




10

Популяционно-видовой уровень жизни

12

13

2

11

Заключение

2

3

Увеличение количество часов на 1 час в 10 классе по теме «Биосферный уровень жизни»

и «Популяционно-видовой уровень жизни» запланировано для осуществления повторения изученного материала. В теме «Биоценотический уровень жизни» объединила последние темы.

Система биологических знаний и умений сгруппирована в три взаимосвязанные содержательные линии:

- организм - биологическая система;

- надорганизменные системы;

- многообразие и эволюция органического мира.
Особенности содержания учебной деятельности школьников:

Раскрытие учебного содержания в курсе «Общая биология» для 10-11 классов проводится по разделам и темам, характеризующим особенности свойств живой природы на разных уровнях организации жизни: молекулярном, клеточном, организменном, популяционно-видовом, биогеоценотическом и биосферном.

Изложение учебного материала в 10 классе начинается с раскрытия свойств биосферного уровня жизни и завершается в 11 классе изложением свойств молекулярного уровня жизни. Такая последовательность изучения содержания биологии обеспечивает в 10 классе более тесную преемственную связь с курсом биологии 9 класса и курсом географии 9-10 классов, а изучение в 11 классе биохимических процессов и явлений — тесную связь с курсом химии.

Программа по биологии для 10-11 классов построена на принципиально важной содержательной основе — гуманизме, биоцентризме и полицентризме в раскрытии свойств живой природы и ее закономерностей, многомерности разнообразия уровней организации жизни; историзме явлений в природе и открытий в биологической области знаний; понимании биологии как науки и как явления культуры. Программа предусматривает отражение современных задач, стоящих перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека. Особое внимание уделено развитию экологической и валеологической культуры молодежи.

Программа ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности, развитие индивидуальных способностей, формирование современной картины мира в мировоззрении учащихся.

Данная программа является непосредственным продолжением программы по биологии для 6-9 классов, составленной авторским коллективом под руководством профессора И.Н. Пономаревой, где биологическое образование завершается в 9 классе курсом «Основы общей биологии». Программа для 10-11 классов представляет содержание курса «Общая биология» как материалы более высокого уровня обучения.

В курсе «Общая биология» для 10-11 классов программа осуществляет интегрирование общебиологических знаний в соответствии с процессами жизни того или иного структурного уровня живой материи. При этом в программу еще раз, но в другом виде (в новой ситуации) включаются рассмотренные в предшествующих классах основополагающие материалы о закономерностях живой природы как с целью актуализации ранее приобретенных знаний, так и для их углубления в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования.

Формы организации учебной деятельности школьников

Изучение учебного материала; фронтальные, индивидуальные, групповые, коллективные, самостоятельные и практические работы; беседы; наблюдения; исследовательские работы; сообщения с использованием дополнительной литературы. Для выполнения используются гербарии, микроскоп, коллекции, таблицы, географические карты, глобус, муляжи. Кабинет оборудован также телевизором, DVD, документ-камерой, ноутбуком.

Образовательные технологии:

  • Личностно-ориентированные ;

  • Дифференцированного обучения;

  • Здоровьесберегающие;

  • Информационно-коммуникационные;

  • Проблемного обучения;

  • Поисковые и исследовательские технологии;

  • Проектного обучения;

  • Модульного обучения;

  • Развивающего обучения .

Методы обучения:

  • Словесные методы (рассказ, беседа, лекция);

  • Наглядные (показ, демонстрация.);

  • Практические (лабораторные работы, творческие сочинения)

  • Объяснительно-иллюстративный метод,




  • Репродуктивный метод,

  • Метод проблемного изложения,

  • Частично-поисковый,

  • Исследовательский метод.




Формы обучения:

  • Экскурсии,

  • Традиционные уроки,

  • Комбинированные уроки,

  • Уроки-семинары,




  • Лабораторные и практические занятия,

  • Лекции,

  • Зачеты.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.10 класс
Введение в курс общей биологии (5ч).

Основные свойства жизни. Отличительные признаки живого. Биосистема как структурная единица живой материи. Уровни организации живой природы. Биологические методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, описание и определение видов как биологические методы изучения природы. Значение практической биологии. Отрасли биологии, ее связи с другими науками.

Лабораторная работа

1.Морфологическое описание одного вида растений.

Экскурсия. Многообразие видов. Сезонные изменения в природе.
.Биосферный уровень организации жизни (9ч).

Учение В.И. Вернадского о биосфере. Учение В.И. Вернадского о живом веществе. Функции живого вещества в биосфере. Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле. Физико-химическая эволюция в развитии биосферы. Этапы биологической эволюции в развитии биосферы. Хронология развития жизни на Земле. Эволюция биосферы. Круговорот веществ и потоки энергии в биосфере. Биологический круговорот. Биосфера как глобальная биосистема и экосистема. Механизмы устойчивости биосферы. Человек как житель биосферы. Глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Особенности биосферного уровня живой природы.

Лабораторная работа.

2.Оценка состояния условий окружающей среды.
Биогеоценотический уровень организации жизни (8ч).

Биогеоценоз как биосистема и особый уровень организации жизни. Биогеоценоз, биоценоз и экосистема. Пространственная и видовая структура биогеоценоза. Типы связей и зависимостей в биогеоценозе. Приспособление организмов к совместной жизни в биогеоценозах. Строение и свойства экосистем. Правило экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в биогеоценозе. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Зарождение и смена биогеоценозов. Многообразие биогеоценозов. Агроэкосистема. Сохранение разнообразия биогеоценозов. Влияние деятельности человека на биогеоценозы. Экологические законы природопользования.

Лабораторная работа.

3.Исследование черт приспособленности растений и животных к условиям жизни в лесном биогеоценозе.
Популяционно-видовой уровень организации жизни.(12).

Вид, его характеристика и структура. Критерии вида. Популяция как форма существования вида. История эволюционных идей. Учение Ч. Дарвина об эволюции..Популяция как основная единица эволюции. Факторы эволюции и результаты эволюции. Видоообразование и его формы. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Человек как уникальный вид живой природы. Происхождение и эволюция человека. Человеческие расы. Система живых организмов на Земле. Приспособленность к среде обитания. Основные закономерности эволюции. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация, биологический прогресс и биологический регресс. Биологическое разнообразия — современная проблема науки и общества. Проблема сохранения биоразноообразия. Генофонд и охрана редких и исчезающих видов. Всемирная стратегия сохранения природных видов. Особенности популяционно-видового уровня жизни.

Лабораторная работа.

4.Изучение морфологических свойств вида.
Требования к уровню подготовки выпускников средней (полной) школы (общеобразовательный уровень)

В результате обучения учащиеся должны:

характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы, их компоненты, процессы и значение в природе; понятие «биосистема»; учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере; возникновение жизни на Земле и эволюцию органического мира; значение живого вещества в биологическом круговороте веществ и потоке энергии; биосферу как глобальную биосистему и экосистему; влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу и меры, направленные на ее сохранение; биогеоценозы как биосистему и экосистему; агроэкосистемы и их структурные компоненты, их значение в круговороте веществ и потоке энергии в экосистеме; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в биогеоценозе, их значение; правило экологической пирамиды, правило 10 % в экосистеме; саморегуляцию; причины устойчивости и смены экосистем; роль биологического разнообразия в устойчивости биогеоценоза (экосистемы); регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; видообразование как процесс увеличения видов; происхождение человека и движущие силы антропогенеза; основные направления эволюции, ароморфозы и идиоадаптации в растительном и животном мире; закономерности эволюции; основные царства органического мира, бактерии, растения, животных, грибы, вирусы, их роль в природе; учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных, роль биотехнологии в селекции растений; организм как биосистему; регуляцию процессов жизнедеятельности организмов; половое и бесполое размножение организмов; оплодотворение и его значение; онтогенез, зародышевое и послезародышевое развитие организма; основную генетическую терминологию и символику, методы генетики, особенности методов изучения генетики человека; законы наследственности; изменчивость, ее виды (мутационную, комбинативную и модификационную и причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, мутаций в эволюции, генетики для селекции и здравоохранения; факторы, формирующие здоровье человека; многоклеточные и одноклеточные организмы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки, роль белков, нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды и других неорганических веществ в жизни клетки; основные структурные элементы клетки и ее части, ядро, цитоплазму, органоиды и включения; строение и функции прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; деление клетки, митоз и мейоз; особенности половых клеток; клеточный метаболизм, особенности пластического и энергетического обмена в клетке; строение и функции хромосом, их роль в хранении и передаче наследственной информации; значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом; ген и генетический код; основные биополимерные молекулы; процессы биосинтеза и расщепления биополимеров; роль ферментов как регуляторов биомолекулярных процессов; регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем;

сравнивать (распознавать, узнавать, определять) свойства биосистем разных уровней организации; природные биогеоценозы и агробиоценозы; роль полового и бесполого размножения; наследственную и ненаследственную изменчивость; естественный и искусственный отбор; ароморфозы и идиоадаптации; строение клеток прокариот и эукариот; митоз и мейоз; биосинтез белка и фотосинтез; РНК и ДНК; кислородный и бескислородный способы энергетического обмена;

обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение уровней организации жизни в природе; роль биологического круговорота в устойчивости биосферы; роль многообразия популяций и видов в сохранении равновесия в экосистемах; регулирование численности популяций для сохранения устойчивости экосистем; роль продуцентов, консументов, редуцентов, абиотического окружения и человека в экосистемах и агроэкосистемах; значение биологического разнообразия в устойчивом развитии природы; меры охраны живой природы; роль эволюции в развитии живой природы; значение мутаций и естественного отбора для эволюции; роль законов генетики в селекции; роль хромосом и генов в передаче наследственности;

применять знания по биологии для формирования картины мира; доказательства единства органического мира; оценки состояния окружающей среды; объяснения функций живого вещества, происхождения жизни и этапов эволюции, типов связей и зависимостей в биогеоценозе; гуманного, этического поведения в природе; охраны природы и редких, исчезающих видов; доказательства уникальной ценности жизни, всего живого; сохранения своего здоровья;

владеть умениями сравнивать, доказывать; вычленять основные идеи в учебном материале; пользоваться предметным и именным указателями при работе с определителями растений и животных; составлять тезисы текста, конспектировать текст, готовить рефераты, составлять схемы на основе работы с текстом учебника и литературой для дополнительного чтения по биологии.

Список литературы

Анастасова Л.П. Общая биология: дидактический материал 10-11классы. - М: Вентана-Граф.2005.

Биологический энциклопедический словарь. – М: Просвещение.1997.

Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии. Методическое пособие. – М: Вако. 2006.

Полянский Ю.И. Общая биология: 10-11классы. – М:2006.

Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Т.Е. , Ижевский П.В. Общая биология. 11класс: учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Вентана-Граф.2006.

Пономарёва И.Н. Общая биология. Программы 10-11 классы М: Вентана-Граф.2007.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconПояснительная записка рабочая программа по предмету «Музыка» для...
«Музыка» для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования,...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconПояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы В. Б....
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа по информатике и икт в 8 классе составлена на основе...
Стандарта основного общего образования, Примерной программы, составленной на основе федерального компонента государственного стандарта...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента...
Рабочая программа по музыке составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, примерной программы основного...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа по предмету «история и культура санкт-петербурга»...
Составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа по предмету «Русский язык» Класс
Рабочая программа создана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования второго поколения,...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа по обществознанию, 8 класс
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента Госу­дарственного стандарта среднего (полного) общего образования,...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа по обществознанию 10 класс пояснительная записка...
Муниципальное образовательное учреждение «Далисичская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconОбразовательная программа по предмету биология для 7 б, в, г
План составлен на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, Программы основного...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы по биологии авторов. В соответствии...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа по технологии 10 класс
Рабочая программа предназначена для 10 класса и составлена на основе примерной программы основного общего образования по направлению...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (5-9 кл.)...
Рабочая программа по предмету «биология» 10-11 класс составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и авторской программы И. iconРабочая программа по немецкому языку для 11 класса средней (полной)...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по немецкому языку (базовый уро­вень) и авторской программы Г. И. Ворониной,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск