Пояснительная записка Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (заключения РАО (от 28.06.2005) и МПГУ (от 20.07.200 Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
1) формирование техники чтения и приемов понимания текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
2) введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;
3) приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;
4) развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Развитие умений:
– самостоятельно осмысливать заглавие произведения;
– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;
– проводить «диалог с автором» в процессе чтения текста (этапы: самостоятельное формулирование вопросов по ходу чтения текста, прогнозирование возможных ответов, самоконтроль);
– самостоятельно формулировать главную мысль прочитанного;
– устанавливать смысловые связи частей текста и самостоятельно составлять простой план в разных его вариантах, составлять сложный план с помощью учителя и самостоятельно;
– находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему.
Дети, заканчивая начальную школу, должны при чтении доступных им художественных текстов овладеть правильным типом читательской деятельности, а именно:
– прогнозировать содержание текста на основе заглавия, иллюстраций, ключевых слов;
– самостоятельно выделять ключевые слова в тексте;
– проводить «диалог с автором»: по ходу чтения самостоятельно формулировать вопросы, прогнозировать ответы, контролировать себя;
– формулировать главную мысль, соотносить ее с заглавием текста;
– составлять простой и сложный планы;
Пересказывать текст по плану.
Таблица требований
к умениям учащихся по чтению (программный минимум)
осознанное, правильное, выразительное чтение;
• самостоятельное прогнозирование содержания текста до чтения;
• самостоятельное нахождение ключевых слов;
• самостоятельное освоение незнакомого текста (чтение про себя, задавание вопросов автору по ходу чтения, поиск ответов, самоконтроль; словарная работа по ходу чтения);
• вычитывание разных уровней текстовой информации: актуальной, подтекстовой, концептуальной;
• формулирование основной мысли текста;
• составление простого и сложного плана текста;
• написание сочинения на материале прочитанного с предварительной подготовкой
• умение аргументировано высказывать свое отношение к прочитанному, к героям, понимать и определять свои эмоции;
• понимать и формулировать свое отношение к авторской манере письма;
• иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других
• самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою);
• относить прочитанное произведение к определенному периоду (XVII в., XVIII в., XIX в., XX в.); соотносить автора, его произведения со временем их создания; с тематикой детской литературы;
• относить произведения к жанру басни, фантастической повести по определенным признакам
• видеть языковые средства, использованные автором
№
п/п
| Тема
урока
| Дата
| Тип
урока
| Вид
контроля
| Элементы дополнительного
содержания
| Оборудование
| Домашнее
задание
| Дата проведения
| план
| факт
| 1
| Введение в курс литературного чтения. Понятие о прологе.
|
| Урок повторения
|
| Пролог в худ. произведении
| Таблица»Книги, книги, книги»
| Устное сочинение «Мое путешествие в …век»
| 1
неделя
|
| Произведения современной детской литературы разных жанров ( 4 часов)
| 1
| Г.Сапгир «Сегодня, завтра и вчера»
|
| Урок повторения
| Текущий контроль: устный рассказ
| Характер героя, его поступки и мотивы
|
| наизусть
| 2
неделя
|
| Е.Велтистов «Приключения Электроника»
| Урок повторения
| наизусть
| Характер героя, его поступки и мотивы
|
| Нарисовать свой город будущего
|
| 2
| Е.Велтистов «Приключения Электроника
|
| Урок обобщения изученного
| Выразительное чтение 4 части
| Фантастическая повесть, ее отличие от сказочной повести
|
| Творческий пересказ на тему «Урок математики»
|
|
3
| Ю.Мориц «Баллада о фокусах шоколада»
|
| Урок введения новых знаний
| Творческий пересказ
| Самостоятельно осмысливать заглавие произведения
| http://school-collection.edu.ru/
| Выучить самый смешной отрывок
| 3
неделя
|
| Обобщающий урок
| Урок обобщения и контроля изученного
| Проверочная работа
| Различие жанров произведений: повесть.
|
|
|
| 4
| Внеклассное чтение. Книги о ребятах-сверстниках
|
| Урок обобщения изученного
| Краткий пересказ
| Ознакомление с историей создания литературного произведения.
|
| Продолжить чтение понравившихся произведений
|
| У истоков русской детской литературы (7 часов)
|
| Зарождение литературы. Летопись.
|
| Урок введения новых знаний
|
| История детской литературы
| Таблица «Страницы старины седой»
| наизусть
| 4
неделя
|
| 5
| Расселение славян
|
| Урок введения новых знаний
| Чтение текста наизусть
| Русская летопись
| Таблица «Страницы старины седой»
| Составить летопись о своем крае
|
| Изобретение славянской азбуки
| Урок развития умений и навыков
| Выразительное чтение
| Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
| http://school-collection.edu.ru/
|
|
| « Похвала книгам» Ярослава Мудрого
| Урок закрепления изученного
| Выразительное чтение
| Справочники, энциклопедии,
| Таблица «Страницы старины седой»
|
| 5
неделя
|
| В.Мономах « Поучение»
| Урок закрепления изученного
| Чтение наизусть
| Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
| Таблица «Страницы старины седой»
| Стр.45
|
| 6
| Стихи Савватия
Стихи Симеона Полоцкого
|
| Урок развития умений и навыков
| Выразительное чтение
| Стихи для детей Савватия
|
| Выразительно читать
|
| 7
| ХVIII век. Сон незнакомого мальчика.
|
| Урок развития умений и навыков
| Чтение наизусть
| Справочники, энциклопедии, периодические издания для детей
| http://school-collection.edu.ru/
| Стр.57-59
| 6
неделя
|
| 8
| Конец XVIII века. Усадьба Аксаковых.
|
| Урок повторения изученного
| Выразительное чтение
|
|
| Стр.59-63
|
| Обобщение по разделу « У истоков русской детской литературы»
| Урок обобщения и контроля изученного
| Проверочная работа
| Отрывки из русских летописей
|
|
|
| 9
| С.Аксаков « Детские годы Багрова –внука»
|
| Урок повторения изученного
| Рассказ о герое книги
| Автобиографическое произведение
|
| 1-3 глава выразит. чтение
| 7
неделя
|
| 10
| А.Болотов « Жизнь и приключения А.Болотова»
|
| Урок введения новых знаний
| Самостоятельное чтение
| Автобиографическое произведение
|
|
|
| «Детское чтение для сердца и разума»
| Урок развития умений и навыков
| Выразительное чтение
| Периодическая печать
|
| Выразит. чтение
|
| 11
| А.Шишкова детские стихи
|
| Урок введения новых знаний
| Пересказ по плану
| Характер героя. Его поступки и их мотивы
| http://school-collection.edu.ru
| Стр.84-85
| 8
неделя
|
| Внеклассное чтение. Писатели о себе.
|
| Урок обобщения и контроля изученного
| Краткий пересказ
| Характер героя. Его поступки и их мотивы
|
| Продолжить чтение
|
| Детская литература XIX века (22 часа)
| 12
| И.Крылов « Квартет»
|
| Урок введения новых знаний
| Текущий контроль
| Басня, ее особенности
| Таблица»Басни и баснописцы»
| Выучить басню
|
|
| Басни И. Крылова
| Урок обобщения и контроля изученного
| Чтение басни наизусть
| Место произведения в истории русской детской литературы
| http://school-collection.edu.ru/
| Проиллюстрировать басню Крылова
| 9
неделя
|
| 13
| А.Погорельский
« Черная курица»
|
| Урок развития умений и навыков
|
| Характер героя, его поступки и их мотивы
| Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»
| Дочитать 1 часть
|
| 14
| А.Погорельский
« Черная курица
|
| Урок закрепления изученного
| Выразительное чтение
| Характер героя, его поступки и их мотивы
|
| Найти другие сказки этого автора
|
| 15
| Путешествие 5. Лето 1831года. Как писать для детей
|
| Урок введения новых знаний
| Краткий пересказ
| Н.В.Гоголь
| Электронное приложение «Кирилл и Мефодий»
| Подготовить рассказ об А.С.Пушкине
| 10
неделя
|
| 16
| А.С.Пушкин « Сказка о царе Салтане»
|
| Урок развития умений и навыков
| Краткий пересказ
| Характер героя, его поступки и их мотивы
|
| Стр.118-126
|
| |