Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Бехтеревская средняя общеобразовательная школа
Елабужского муниципального района Республики Татарстан
ПРОЕКТ ШКОЛЬНОГО ЦВЕТНИКА
«Райская птица»
Авторы проекта:
ученица 6 класса
Ермолаева О.
ученицы 5 класса:
Вилисова Д.,
Фазлутдинова Р.
Руководители:
учитель биологии
первой квалификационной категории
Вилисова Г.П.,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
Раимжанова Г. К.,
учитель русского языка
первой квалификационной категории
Гольцева А.А.
с.Бехтерево, 2013 год
Содержание:
Выбор и обоснование проекта………………………………………………….3
Глава 1. Содержание проекта…………………………………………………..4
Глава 1.1. Создание проекта-макета цветника «Райская птица»…….5
Глава 1.2. Этапы моделирования макета – проекта……………………6-9
Глава 2 .Осуществление проекта «Райская птица»
на пришкольном учебно-опытном участке
в МБОУ «Бехтеревская СОШ»………………………………………………9
Глава 3. Нормативно-правовые основы разработки проекта………………10
Глава 4. Участники проекта…………………………………………………..10
Глава 5. Реализация проекта…………………………………………………11
Глава 6. Результаты…………………………………………………………...12
Список литературы и интернет -ресурсов …..………………………………13
Приложение…………………………………………………………………...14
Выбор и обоснование проекта
В настоящее время огромное внимание в Республике Татарстан уделяется озеленению территорий пришкольных учебно-опытных участков. Площади земельных участков различны. Кроме учебно-опытного участка на территории разбивают различные цветники, на которых выращиваются однолетние, двулетние и многолетние декоративные цветочные культуры.
Практические работы на пришкольных участках играют огромную роль в трудовом воспитании учащихся. С малых лет у школьников формируется представление о растительном организме как об основном источнике жизни на земле. Во время работы на пришкольном участке учащиеся обучаются проектной деятельности и элементам ландшафтного дизайна. У ребят формируются навыки исследовательской деятельности, развивается умение работать с посадочным материалом, садовым инвентарем, воспитывается чувство любви ко всему живому; для учащихся предоставляется возможность применить на практике теоретические знания, полученные на уроках географии, химии, биологии. Учащиеся создают и реализовывают собственные проекты; организовывают и самостоятельно участвуют в различных конференциях и мероприятиях.
Учебно - опытный участок является местом для выращивания и заготовки лабораторного и наглядного материала, без которого невозможно вести уроки биологии и сбор выращенного материала.
Данная тема актуальна, так как особое внимание в Республике Татарстан уделяется оформлению цветников. А в Елабужском муниципальном районе Республики Татарстан на базе МБОУ ДОД "Детский эколого-биологический центр" Елабужского муниципального района РТ ежегодно проводится конкурс «Цвети, мой школьный двор», где учащиеся выступают с защитой вновь созданных проектов цветников и проектов обустройства пришкольных учебно-опытных участков. С ранней весны до поздней осени наш пришкольный участок утопает в зелени цветов деревьев. Цель проекта – создание условий для осуществления проекта цветника «Райская птица» с элементами ландшафтного дизайна на пришкольном учебно-опытном участке МБОУ «Бехтеревская СОШ» и закладка новых цветников на территории пришкольного учебно-опытного участка.
Задачи:
- изучение культур цветочно - декоративных растений на различных цветниках городов родного края, особенностей ландшафтного проектирования местности;
-обеспечение доступности цветочного биоматериала для различных категорий граждан;
- создание разработок ландшафтного проектирования села Бехтерево и их применения различными категориями граждан (многодетными семьями, студентами, лицами пожилого возраста и др.) Гипотеза исследования. Благоустройство пришкольного участка и территории школы через проектную деятельность развивает у учащихся приобщение учащихся к ландшафтному проектированию различных территорий.
В МБОУ «Бехтеревская СОШ» школьники участвуют в проектной деятельности, проводят различные научные исследования. Именно исследовательская деятельность помогает школьникам выявить местные экологические проблемы, получить более точные, аргументированные данные по антропогенному воздействию на местную экосистему. Одним из интереснейших направлений в исследовательской деятельности школьников является организация проектной деятельности.
Глава 1. Содержание проекта Климат Республики Татарстан позволяет в течение всего года выращивать цветочно - декоративные культуры (в теплицах, на открытом грунте).
На территории нашей школы имеются спортивные сооружения под открытым небом. На спортивной площадке занимаются целыми семьями: ребята после школы, а взрослые после работы. Поэтому участники образовательного процесса решили озеленить цветочно-декоративными культурами (декоративными поделками, сделанными своими руками).
Ландшафт пришкольной территории позволяет это сделать с минимальными затратами в различных уголках. Позволит превратить нашу школу в красивое место для активного отдыха. В нашей школе имеется стационарная теплица, где весной производится посев семян однолетних, двулетних и многолетних культур цветочно – декоративных растений. Глава 1.1. Создание проекта-макета цветника «Райская птица» Проектная деятельность является одним из направлений научно – исследовательской деятельности учащихся.
Цель создания макета «Райская птица»:
Создание цветника «Райская птица» с различными цветочно-декоративными культурами, способствующий воспитанию у обучающихся любви и уважения, нравственной и гражданской ответственности перед природой.
Для реализации цели выдвинуты следующие задачи:
изучить литературу о ландшафтном дизайне территории;
провести изучение семенного материала различных однолетних, двулетних и многолетних цветочно-декоративных культур, выявить биологические особенности выращивания цветочно-декоративных культур;
проанализировать полученные результаты и на их основании разработать проект - макет цветника «Райская птица»
Объект исследования – пришкольный учебно-опытный участок.
Нам хочется, чтобы наш цветник радовал жителей села Бехтерево и являлся местом отдыха в свободное время.
Глава 1.2. Этапы моделирования макета – проекта «Райская птица»
Используемые материалы: лобзик, ножницы, ножовка по дереву, гипс, цветные пряжа, деревянные рейки, алюминиевая проволока, лист пенопласт, ватман, простой карандаш, ластик, клей «Момент», гуашь и масляные краски .
Создание эскиза на ватмане А3 простым карандашом.
Подготовка пенопластового листа к работе. Обрезка его по размеру. Разметка пенопластового листа по функциональному назначению предметов (беседка, место для скульптуры топиарной птицы), скамейки, урны для мусора, цветочные клумбы.
1.2.Выполнение беседки, птицы, цветочных клумб.
-подготовка к работе гипса. Лепка фигур из гипса ( 2 лебедя, жар -птица, дорожка из щебня;
- соединить клеем «момент» детали проекта-макета в единую структуру. Очень важно, чтобы при склеивании деталей клеем «Момент» пенопластовая поверхность макета была чистой
-выполнение беседки из алюминиевой проволки и цветной пряжи;
-из деревянной рейки выполняются скамейки.
1.3 Заключительная часть работы над проектом:
-покраска всех деталей макета-проекта и доведение его до художественного совершенства;
-подкрашивание фона макета масляными красками или гуашью.
1.4 Работа завершена . Наш макет-проект смоделирован!
Учащиеся школы МБОУ «Бехтеревская общеобразовательная школа»,
осуществлявшие реализацию макета – проекта «Райская птица»
Фазлутдинова Римма – ученица 5 класса
Вилисова Дарья – ученица 5 класса
Ермалаева Олеся – ученица 6 класса
Глава 2 .Осуществление проекта «Райская птица» на пришкольном учебно-опытном участке в МБОУ «Бехтеревская СОШ» Проект «Райская птица» охватывает несколько направлений:
Центральный цветник
состоит из каркасного цветника в виде птицы фазана. Каркасный цветник для топиари планируется сделать силами педагогов самостоятельно. Для этой скульптуры надо использовать стальную проволоку диаметром 6 – 7 мм. В этом случае составные элементы фигуры нужно скрепить при помощи сварки или связывать проволокой по тоньше – диаметром 1.0 – 1.5 мм.
Готовый каркас окрашивается в необходимый цвет распылением краски из баллончика.
Для придания формы каркас дополнен мелкоячеистой топиарной сеткой. Подобное топиари нуждается в регулярном обильном поливе.
Высаживаться в заполненные субстратом каркасы могут суккулентные, почвопокровные цветущие или травянистые, так и вьющиеся растения. Технология посадки довольно проста – в субстрате проделывается углубление, в которое вместе с комом земли помещаются корни растения, оставшееся после этого пространство аккуратно «затрамбовывается» мхом. Высаживая растение необходимо помнить, что они будут расти и из этого факта рассчитывать плотность посадки. Вьющиеся растения следует высаживать в самую объемную часть фигуры, а отрастающие побеги укладываются на голое место и закрепляются U-образными булавками. После окончательного формирования скульптуры лишние побеги следует обрезать.
Тело райской птицы состоит из вьющихся цветов ипомеи.
Хвост фазана состоит из низкорослых цветочно – декоративных культур, которые при цветении имеют разнообразную окраску: агератум, петуния, циния, лен, анютины глазки, портулак, бархатцы, эшшольция.
В центре цветника имеется топиарная фигура - беседка, которая имеет каркас для оплетения вьющегося растения. Для создания такой скульптуры будем использовать плющ обыкновенный, ипомея, горошек. К беседке выкладывается тропинка из бутового камня.
По периметру цветника «Райская птица» располагаются «лебеди» из резиновых шин машин. Внутри «лебедей» располагаются цветы физалис и целозия.
Наличие деревянных скамеек (3 штуки) дополняет цветник. [1,2]
Отдел начальных классов располагается перед школой. Этот цветник представлен в форме «бабочки» из различных цветочно –декоративных культур.
Использование на территории пришкольного учебно-опытного участка декоративных поделок своими руками различных форм.
Глава 3. Нормативно-правовые основы разработки проекта:
♦ Конвенция о правах ребенка (от 20 ноября 1989 г.);
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ (от 30.03.1999);
Программа «Образование и здоровье школьников РТ» и «Дети Татарстана»
Глава 4. Участники проекта:
рабочие группы - создаются для решения конкретных задач проекта;
администрация школы, на базе которой реализуется проект;
целевые группы – учащиеся, их родители, жители села Бехтерево.
Совет местного самоуправления (СМС) – составление договоров аренды земельных участков на территории сельского поселения, договор о финансовой поддержке благоустройства цветников, договор о систематическом поливе с водонапорной башни, находящейся на территории пришкольного учебно- опытного участка и установке ландшафтных декораций на спроектируемых ландшафтах территории местности.
Организация участия детей в озеленении.
МБОУ «Бехтеревская СОШ» - проведение субботников, проектирование простого ландшафтного дизайна и их реализация. Организация участия детей в озеленении.
Глава 5. Реализация проекта
Рассчитана на три года (2013-2015г.г.) и включает:
разработка ландшафтного проектирования цветников в различных участках пришкольного учебно – опытного участка;
создание макета – проекта «Райская птица»;
3. нахождение дополнительных спонсоров для оказания финансовой помощи в приобретение семян цветочно – декоративных растений;
4. озеленение цветников согласно правилам их оформления;
5. строительство различных типов цветников на территории Бехтеревской школы и за ее пределами;
6. пропагандирование здорового образа жизни, проявление интереса к цветочно – декоративным растениям, регулярное участие в озеленении территорий.
Этапы и сроки реализации проекта: I –этап (подготовительный) – февраль 2013 года.
-создание проектной группы, исходная оценка ситуации, подбор инициативной группы, определение направления и содержания деятельности;
-разработка ландшафтного проектирования местности для создания цветников;
- приобретение семян цветочных культур;
- подготовка семян, ящиков, почвы и посев цветочно - декоративных культур в стационарной теплице Бехтеревской СОШ;
-создание макета цветника «Райская птица» . II-этап (основной) март - сентябрь 2013 года.
- отвод земельных участков, с учетом условий местного ландшафта;
- подготовка почвы цветников, посев цветочно - декоративных культур;
- обеспечение декоративными материалами цветники;
-установка скамеек на территории пришкольного учебно – опытного участка,
- сбор семян однолетних, двулетних и многолетних цветов;
- закупка и выращивание сортовых цветочных растений;
- реализация проекта «Райская птица» на территории пришкольного учебно-опытного участка МБОУ «Бехтеревская СОШ» III-этап (заключительный) - 2014 год.
- уборка территории пришкольного учебно-опытного участка;
- посадка деревьев и кустарников, не нарушающих деятельность биологического развития различных отделов пришкольного участка, рядом со спортивными сооружениями;
- проведение первых конкурсов цветников «Цвети, мой школьный двор».
Глава 6. Результаты
В МБОУ «Бехтеревская СОШ» данный проект реализован. В осуществлении этого проекта приняли активное участие все учащиеся школы, учителя, родители, администрация школы. В течении вегетационного периода цветочно-декоративные растения радовали глаз всех жителей села Бехтерева.
В результате проделанной работы, ученики с гордостью говорят о данном цветнике. В течении всего времени наблюдалось пробуждение интереса и желание у людей помочь природе, сохранить и приумножить красоту растений, доставшуюся от предков. Увидев эту красоту и совершенство цветов, человек должен преобразиться и нести всю ответственность перед хрупкими, но прекрасными созданиями.
Кроме того были затронуты проблемы привлечения внимания общественности к проблемам озеленения села, досуга молодежи, отдыха взрослого населения.
Для ознакомления с элементами ландшафтного дизайна были организованы поездки в близлежащие города - Елабуга и Набережные Челны.
Повысился престиж села и МБОУ «Бехтеревская средняя общеобразовательная школа» как самой красивой и озелененной территории.
Вывод: Хотелось бы данным проектом подчеркнуть, что цветники – чудеса живой природы, и обидно думать, что, пережив миллионы лет эволюции, десятки видов цветочно – декоративных культур могут погибнуть из-за неграмотного и варварского отношения человека к природе.
Список литературы: 1.Анашина, А. Висячий цветник / А.Анашина // Сад и огород-2010-№4-2010
2. Вонг, Е. Фен-шуй консультант / Е. Вонг.- М.: Эксмо, 2003.-272., ил.
3. Воронова, О. История моего сада / О. Воронова // Домашний очаг.-2011. - №7
4. ЛОУ, С./ С. ЛОУ Дизайн и планировка участка и сада. М.: АСТ: Астрель, 2010.
Список интернет-ресурсов:
[1] http://agrosazhenec.com.ua/catalog/?id=423
[2] http://komfortnyj-dom.info/karkasnoe-topiari.html
[3] http://www.liveinternet.ru/users/maxi68/post225499536
ПРИЛОЖЕНИЕ
План реализации проекта отдела начальные классы
Ландшафтный дизайн цветника «Райская птица»
(отдел начальные классы) на территории МБОУ «Бехтеревская СОШ»
Элементы ландшафтного дизайна «Райская птица»
Цветник «Райская птица»
(вверху - в мае 2013 года, внизу- в июле 2013 года)
|