Скачать 216.07 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №895 Согласовано: Утверждаю: от _________________2013 Директор ГБОУ СКОШ №895 Приказ № ___________ _____________С.А. Гурина Руководитель МО ________Фатина Л.А. Приказ № ___________ от «____»__________ 2013г. от «____»__________ 2013г Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи» для 3 класса на 2013 – 2014 учебный год Составитель: Л.А. Фатина учитель начальных классов Москва 2013 Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» разработана на основе:
Программа рассчитана на 34 часа, по 1 ч в неделю. Цель: создание условий для направленного исправления дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. Задачи преподавания предмета состоят в том, чтобы:
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием детей с ограниченными возможностями здоровья в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности. У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта. Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь. Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д. Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин. Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию. На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся. Планируемые результаты освоения курса: Учащиеся должны знать: - названия и свойства изученных предметов, - правила дорожного движения. Учащиеся должны уметь: -называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, - участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей; - связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов; - ухаживать за одеждой и обувью; - соблюдать правила личной гигиены, - соблюдать правила дорожного движения, - поддерживать порядок в классе, интернате, дома. Основные виды организации учебного процесса:
Основные методы организации учебного процесса:
Основные технологии:
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Учебно - тематическое планирование.
Календарно – тематическое планирование. I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Способы и формы оценки образовательных результатов Специфичность содержания предметов, составляющих образовательную область "Развитие устной речи", оказывает влияние на содержание и формы контроля. Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания детей по предмету оцениваются по их активному участию в работе класса, по правильности ответов на вопросы, по умению составлять словосочетания и предложения, по умению находить связь между предметами и явлениями, по умению составлять рассказы по серии картинок, по плану – вопроснику, по схематическому плану. Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки: Ошибки: - неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной; - нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
Недочеты:
Используемые формы оценивания результатов обучения:
Перечень учебно–методического обеспечения образовательного процесса: Основная литература: 1. Программы для подготовительного, 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой - М.: Просвещение, 2001. 192 с. 2. Учебник Е. Д. Худенко, И. А. Терехова «Знакомство с окружающим миром».: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида. – М.: Аркти, 2004 Дополнительная литература 1. Ткаченко Т. А. Совершенствование связной речи. Логопедическая тетрадь.- Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2000 2. Шипицына Л. М., Защиринская О. В. Азбука общения. Развитие личности ребёнка, навыков общения со взрослыми и сверстниками - Санкт – Петербург: Детство – Пресс, 2000 3.Е. Д. Худенко, Д. И. Барышникова « Планирование уроков развития речи на основе знакомства с окружающим миром» -Москва, 2004 |
Рабочая программа по предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления... Приказа Министерства Образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. №29/2065 – п «Об утверждении учебных планов специальных... | Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями... ... | ||
Рабочая программа по курсу «Развитие речи на основе ознакомления... «естествознание» и «обществознание» в средней школе. Программа разработана для обучающегося, переведенного с 24. 09. 2012 на индивидуальное... | Сведения о программном и учебно-методическом Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | Программа факультативного курса (кружка) по предмету Данная программа разработана на основе Приложения к письму Министерства образования Российской Федерации органам управления образования... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» (5 кл.) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Рекомендовано Министерством... | Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура» для... «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» | ||
Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и... | Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании | ||
Презентация на тему «Дикие и домашние животные. Заяц и кролик» Конспект урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | План урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений... План урока развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности в 1 и в 3 классах, обучающихся... | ||
Тема: Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение Урок развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности | Рабочая программа по чтению и развитию речи для 7 класса специальной... «Грамматика, правописание и развитие речи 5 – 9 классы» по ред. А. К. Аксенова,А. П. Антропова, допущенной Министерством образования... | ||
Рабочая программа по учебному предмету "Литература" Настоящая программа разработана на основе примерной программы Министерства образования РФ для 10- 11 классов общеобразовательных... | Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» (9 кл.) Настоящая программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В. В. Воронковой «Русский (родной) язык»... |