Скачать 208.84 Kb.
|
Департамент образования города Москвы Юго-Восточное окружное управление образования Государственное бюджетное образовательное учреждение Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №895 Согласовано: Утверждаю: протокол заседания МО школы Директор ГБОУ СКОШ № 895 №________ _____________ С.А. Гурина от _________________ 2013 Приказ № ___________ Руководитель МО _________ Миркушова Ю.Е. от «____»__________ 2013г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение и развитие речи» (9 кл.) Составитель: Миркушова Ю.Е. учитель-дефектолог Москва 2013 г. Пояснительная записка. Настоящая программа по «Чтению и развитию речи» для 9 класса составлена на основе программы В.В. Воронковой «Русский (родной) язык» для специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида, допущенной Министерством образования РФ. Рабочая программа по «Чтению и развитию речи» представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; учебно-тематический план; содержание программы; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, литература. Предмет «Чтение и развитие речи» основывается на принципах связи искусства с жизнью, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирование умений анализировать художественные произведения, овладения выразительными средствами русского литературного языка. Изучение предмета «Чтение и развитие речи» направлено на достижение следующих целей:
Основные задачи:
Методы и приемы, используемые на уроках «Чтение и развитие речи», имеют широкий спектр: комментирование, анализ содержания, выразительное чтение и чтение по ролям. Широко привлекаются практические действия учащихся (подчеркивание, пометы), изобразительная деятельность (рисование), игровые приемы (работа с кроссвордами, дидактические литературные игры), письмо (дописывание), различные формы устной речи (составление высказываний, описаний, сравнительных характеристик, пересказов, отзывов о книгах), разнообразные виды самостоятельной работы (составление плана, самостоятельный анализ текста, составление отзыва о книге). При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, в парах, деловые игры. Особенности организации контроля. Проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение. При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов. Кроме техники чтения контролируется и собственно читательская деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.). Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы (небольшие по объему): ответы на вопросы, тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.) Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и проходит как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Итоговый контроль по проверке техники чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста задается после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, всего 68 часов в год. Раздел II. Учебно-тематический план.
Раздел III. Содержание программы I УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Виды устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Народная песня. Былина. Сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Русская народная песня. «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила …» Былина. «На заставе богатырской» (в сокращении). События на краю родной земли. Герои былины — атаман Илья Муромец, податаман Добрыня Никитич и есаул Алеша Попович на заставе богатырской. Поединок Ильи Муромца с «бахвальщиком». Связь героя с родной землей и его победа. Подвиг богатыря – основа сюжета былины. Сочинение по картине В. М. Васнецова «Богатыри». Сказки. «Сказка про Василису Премудрую» (в сокращении). «Лиса и тетерев» II РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА Василий Андреевич Жуковский «Три пояса» Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Кот и повар» Рассказ и мораль в басне. Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения). «Руслан и Людмила» «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Тучи» Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. «Баллада» «Морская царевна» Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Майская ночь, или Утопленница» Реальное и фантастическое в повести. Элементы фольклора в повести. Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Рыцарь на час» тема покаяния» в творчестве Некрасова. «Саша» Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. «На заре ты её не буди» «Помню я: старушка няня…» «Это утро, радость эта…» Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Злоумышленник». «Пересолил» (в сокращении). Авторская позиция. Юмор в рассказе. III РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Песня о Соколе» как романтическое произведение как притча о смысле жизни. (В чём заключается подвиг Сокола? Смысл противопоставления Ужа и Сокола? Что понимает под "безумством" и "правдой" Уж и что значит "безумство храбрых", провозглашаемое в "Песне..."?) "Безумство храбрых - вот мудрость жизни - лейтмотив "Песни...". Активная, мужественная, дерзновенная поэзия, исполненная жажды подвига. Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте, его работе в РОСТА. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэта и поэзии в жизни человека и общества. Разъяснение учащимся неологизмов Маяковского: взорим (от слова заря), занежен, вспоём, донце и др. Марина Ивановна Цветаева. Краткий рассказ о поэте. «Красной кистью рябина зажглась…», «Вчера ещё в глаза глядел» Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе. «Стекольный мастер» Сергей Александрович Есенин Краткий рассказ о поэте. «Нивы сжаты, рощи голы» Настроение человека через картины природы. «Собаке Кочалова» Шолохов Михаил Александрович. Краткий рассказ о писателе. «Судьба человека» Творческая история рассказа. Тема, идея. Главный герой А. Соколов. Судьба страны в биографии главного героя. Путь главного героя на дорогах войны. Судьба Андрея Соколова после войны. Истоки героизма и непреклонности героя Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Трудный хлеб» Любой человек, каким бы он ни был, заслуживает уважительного отношения, признания за ним права на жизнь, на нормальные условия существования. для человека важно оказывать помощь, не унижая человеческого достоинства того, кому помогаешь. Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте. «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня» Юрий Иосифович Коваль. Краткий рассказ о писателе. «Приключения Васи Куролесова» Юмористический детектив, рассказывающий о том, как простой деревенский парень Вася Куролесов помог милиции города Карманова поймать шайку мошенников. IV ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Роберт Льюис Стивенсон. Жизнь, творчество писателя. «Вересковый мед». Подвиг героя. Эрнест Сетон-Томпсон. Краткий рассказ о писателе. «Снап» История бультерьера. Человек и собака. Взаимоотношения. Различные стороны характера этого животного, его бескорыстная любовь и привязанность к человеку. Джеральд Даррел. Краткий рассказ о писателе. «Живописный жираф» ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение прочитанного. Составление отзыва о прочитанной книге, статье из газеты или журнала. Ведение дневника внеклассного чтения. Произведения для заучивания наизусть.
Список литературы для самостоятельного чтения.
Основные виды деятельности по освоению содержания художественных произведений
Календарно-тематическое планирование уроков «Чтение и развитие речи»
Основные требования к знаниям и умениям учащихся: Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны знать:
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения. Рабочая программа имеет следующие обеспечение.
Раздел VI Список литературы
|
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» для 5, 6, 7, 8 класс комплекта разработана на основании | Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» составлена... ... | ||
Рабочая программа по учебному предмету «Чтение и развитие речи» (7 кл.) Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Рабочая программа по чтению... | Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы | ||
Урок по предмету «чтение и развитие речи» (внеклассное чтение) Мкскоу каширская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида | Рабочая программа учебного курса «Чтение и развитие речи» Программа курса «Чтение и развитие речи» составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8... | ||
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» 7 класс Рабочая программа составлена на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.... | Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 «В» класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской... | Рабочая программа по учебному предмету «Письмо и развитие речи» (5 кл.) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Рекомендовано Министерством... | ||
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год Муниципальное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа | Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» L класса гуо составлена на основании «Программы обучения глубоко умственно отсталых... | ||
Рабочая программа по предмету «Чтение и развитие речи» Сб /под ред. Воронковой В. В./М.: «Владос», 2010/ и учебником чтения для 7 класса скоу VIII вида автора-составителя А. К. Аксёновой... | Рабочая программа по учебному предмету «Литература» Рабочая программа по учебному предмету «Литература» на уровень среднего общего образования составлена на основе | ||
Рабочая программа по учебному предмету "литература" Рабочая программа по учебному предмету «Литература» для 7 класса составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов... | Рабочая программа по учебному предмету «Технология» Рабочая программа по учебному предмету «Технология» составлена на основе авторской программы «Технология»1-4 классы /. Лутцевой Е.... |