Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год





Скачать 117.83 Kb.
НазваниеРабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год
Дата публикации11.07.2014
Размер117.83 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа

Рассмотрено и рекомендовано Утверждено приказом

К утверждению методическим советом МОУ Мучкапской СОШ

Протокол № 1 от 30.08.2010 г. № 126 от 30.08.2010 г.


Рабочая программа

по учебному предмету литературное чтение

для 4 класса

на 2010 -2011 год


с. Троицкое

2010
Литературное чтение

Пояснительная записка

Данная программа разработана по программе Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, рассчитана на 102 часа в 4 классе. Учебник: Родная речь 1,2, 3,4 класс. (2 ч.) В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов

Москва «Просвещение» 2007г.

Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

. Литературное чтение- это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно- эстетическим содержанием способна активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по совей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность.

Художественно- эстетический принцип

определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты.

Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.

Литературоведческий принцип

с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на 1 план художественный образ.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно- художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.

Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по – другому)..

Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств должен помочь почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.

Коммуникативно - речевой принцип

нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.

Развитие навыка чтения предполагает: на 4 году обучения- наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.

Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.

Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведение, они обучаются переносу приемов выразительного устно- речевого общения на чтение текстов.

Коммуникативно - речевой принцип нацелен на проведение уроков- диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе- писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства ( о «Живописании словом, о метафоре, сравнении речи).

Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально- чувственного отношения к деятельности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.

Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.

Учебно-методический комплект, реализующий программу «Литературное чтение» 4классе включает:

- учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова).

-книгу для учителя «Уроки литературного чтения» по учебникам «Родная речь» для 2-4 классов.

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

- учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление уч-ся;

- формировать умение воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение уч-ся и особенно, ассоциативное мышление;

- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

- обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

- формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая к классике художественной литературы;

- обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

- работать с различными типами текстов;

- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.
4 класс. (102 часа).

Продолжается работа с произведениями детского фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.

Былины. Летописи. Жития (8 часов).

О былинах.

«Ильины три поездочки», Летописи, Жития, «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…», «И вспомнил Олег коня своего», «Житие Сергия Радонежского».

В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-знать понятие «летопись»

-уметь читать былины, находить устаревшие слова

Из русской классической литературы (15 часов).

П.Ершов. «Конек- горбунок» (отрывок); А.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; А.Чехов. «Мальчики».

В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-знать наизусть стихи

-уметь анализировать поступки и характер героев, работать с иллюстрацией, прогнозировать текст.
Поэтическая тетрадь ( 8 часов).

Ф.Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот моих лесов…»; А.Плещеев. «Дети и птичка»; И.Никитин. «В синем небе плывут над полями…»; Н.Некрасов. «»Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.Бунин. «Листопад».

В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-познакомить со стихотворениями, образно описывающими явления природы

-уметь находить в тексте образные средства- метафоры, олицетворения, сравнения, создавать словесный портрет
Сказки русских писателей (19 часов).

В.Одоевский. «Городок в табакерке»; П.Бажов. «Серебряное копытце»; С.Аксаков. «Аленький цветочек»; В.Гаршин. «сказка о Жабе и Розе».

Делу время- потехе час.

Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел».

В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-творчество писателей

- уметь анализировать рассказ, делить текст на части, выборочно пересказывать, читать, выразительно читать.
Страна далекого детства (6 часов).

Б.Житков. «Как я ловил человечков»; К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М Зощенко. «Елка».

В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- отрабатывать навык правильного выразительного чтения, анализировать поступки героев, с целью выявления мотивов поступков.
Поэтическая тетрадь (3 часа).

В.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.Есенин. «Бабушкины сказки»; М.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства».

В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- познакомить со стихотворениями, знать понятия рифма, ритм, метафора.

-уметь читать выразительно, развивать чёткую дикцию, уметь переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму.
Природа и мы (11 часов).

Д.Мамин- Сибиряк. «Приемыш»; А.Куприн.»Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»; К.Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е.Чарушин. «Кабан»; В.Астафьев. «Стрижонок Скрип».

В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-познакомить с произведениями писателей и их творчеством

-уметь делить текст на части, составлять план, самостоятельно читать, работать с иллюстрацией, находить главную мысль в произведении.
Поэтическая тетрадь (11 часов)..

Б.Пастернак. «Золотая осень»; С.Клычков. «Весна в лесу»; Д.Кедрин. «Бабье лето»; Н.Рубцов. «Сентябрь»; С.Есенин. «Лебедушка».

Родина.

И.Никитин. «Русь»; С.Дрожжин. «Родине»; А.Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…»; Б.Слуцкий. «Лошади в океане».

В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

- познакомить со стихотворениями, знать понятия рифма, ритм, метафора.

-уметь читать выразительно, развивать чёткую дикцию, уметь переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму.
Страна «Фантазия» (5 часов).

Е.Велтистов. «Приключения Электроника»; К.Булычев. «Путешествия Алисы».

В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-познакомить с жанром литературы «фантазия»

-уметь прогнозировать содержание, составлять характеристику персонажа, переводить словесную информацию в зрительную и наоборот,
Зарубежная литература. (16 часов).

Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера»; Г.Х.Андерсен. «Русалочка»; М.Твен. «Приключения Тома Сойера»; С.Легерлёф. «Святая ночь», «В Назарете».

В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

-познакомить с произведениями зарубежных авторов, их творчеством.

-уметь пересказывать текст от первого лица, работать с иллюстрацией, иллюстрировать прочитанный текст, анализировать поступки героев, делить текст на части, озаглавливать, составлять картинный план.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы.

Обучающиеся должны:

- владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми слова при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;

- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

- передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени 1 из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования и его возможное продолжение и завершение;

- вводить в пересказы- повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

- знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей- классиков;

- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

- знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

- знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассниками произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Учебно-тематическое планирование


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Былины. Летописи. Жития

8

2


Из русской классической литературы

15

3


Поэтическая тетрадь

8

4

Сказки русских писателей вычитание.

19

5

Страна далекого детства

6

6

Поэтическая тетрадь.

3

7

Природа и мы

11

8

Поэтическая тетрадь

11

9

Страна «Фантазия»

5

10

Зарубежная литература

16


Литература:

1. Родная речь 1,2, 3,4 класс. (2 ч.) В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов

Москва «Просвещение» 2007г.

2. О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку. 1, 2, 3, 4 классы»

Москва «ВАКО» 2008г.

3. И.О.Михмель, М.В.Василенко, Е.В.Лагутина «Тесты по русскому языку и математике»

Москва «ВАКО» 2008г.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 «В» класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской...
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа По предмету «Литературное чтение» для 3 класса На 2012 2013 учебный год
«Литературное чтение. 3 класс» реализована концепция развивающего обучения младших школьников литературному чтению (автор — кандидат...
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2012 20132...
В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой...
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» на 2011 2015...
Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В....
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (4 класс) составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф....
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса...
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основании следующих документов
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной...
Примерной программы по предмету «Литературное чтение» для начального общего образования авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого,...
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования...
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа по предмету «литературное чтение»
...
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа курса «Литературное чтение»
Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч....
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа по предмету литературное чтение, икт для 3 класса...
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса на 2013-2014 учебный года
Умк: учебником Литературное чтение 2 класс «Маленькая дверь в большой мир» в 2-х частях, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М.: Баласс,...
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconПояснительная записка рабочая программа «Литературное чтение»
Рабочая программа «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе фк гос (2004), фбуп, авторской программы Л. Ф. Климановой,...
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа «Литературное чтение» 2 класс умк «Школа России»
Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010)
Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год iconРабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2013-2014...
Л. А. Ефросинина. Литературное чтение 4класс, учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений; Л. А. Ефросинина,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск