Скачать 117.83 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Мучкапская средняя общеобразовательная школа Рассмотрено и рекомендовано Утверждено приказом К утверждению методическим советом МОУ Мучкапской СОШ Протокол № 1 от 30.08.2010 г. № 126 от 30.08.2010 г. Рабочая программа по учебному предмету литературное чтение для 4 класса на 2010 -2011 год с. Троицкое 2010 Литературное чтение Пояснительная записка Данная программа разработана по программе Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой, рассчитана на 102 часа в 4 классе. Учебник: Родная речь 1,2, 3,4 класс. (2 ч.) В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов Москва «Просвещение» 2007г. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. . Литературное чтение- это один из важных и ответственных этапов большого пути ребенка в литературу. От качества обучения в этот период во многом зависит полноценное приобщение ребенка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, свойственную дошкольникам, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы. Художественное литературное произведение своим духовным, нравственно- эстетическим содержанием способна активно влиять на всю личность читателя, его чувства, сознание, волю. Оно по совей природе оказывает большое воспитательное воздействие на школьника, формирует его личность. Художественно- эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства. Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на 1 план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно- художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Литературоведческий принцип идет на смену лингвистическому анализу текста, имевшему место в начале обучения, когда предметом рассмотрения становились лишь отдельные средства художественной выразительности, «выпадавшие» из образной ткани произведения. (например: «Лес принакрылся шапкой и заснул». Скажите по – другому).. Слово должно рассматриваться не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к разбору отдельных эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств должен помочь почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою. Коммуникативно - речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане. Развитие навыка чтения предполагает: на 4 году обучения- наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по развитию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведение, они обучаются переносу приемов выразительного устно- речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно - речевой принцип нацелен на проведение уроков- диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений. При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе- писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства ( о «Живописании словом, о метафоре, сравнении речи). Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально- чувственного отношения к деятельности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей. Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом. Учебно-методический комплект, реализующий программу «Литературное чтение» 4классе включает: - учебник «Родная речь» (авторы Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова). -книгу для учителя «Уроки литературного чтения» по учебникам «Родная речь» для 2-4 классов. Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач: - развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; - учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление уч-ся; - формировать умение воссоздать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение уч-ся и особенно, ассоциативное мышление; - развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; - формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; - формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая к классике художественной литературы; - обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; - расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно- эстетический и познавательный опыт ребенка; - обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; - работать с различными типами текстов; - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность». Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы. 4 класс. (102 часа). Продолжается работа с произведениями детского фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений. Былины. Летописи. Жития (8 часов). О былинах. «Ильины три поездочки», Летописи, Жития, «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда…», «И вспомнил Олег коня своего», «Житие Сергия Радонежского». В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: -знать понятие «летопись» -уметь читать былины, находить устаревшие слова Из русской классической литературы (15 часов). П.Ершов. «Конек- горбунок» (отрывок); А.Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает…», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Лермонтов. «Дары Терека», «Ашик-Кериб»; А.Чехов. «Мальчики». В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: -знать наизусть стихи -уметь анализировать поступки и характер героев, работать с иллюстрацией, прогнозировать текст. Поэтическая тетрадь ( 8 часов). Ф.Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…»; А.Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е.Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист…», «Где сладкий шепот моих лесов…»; А.Плещеев. «Дети и птичка»; И.Никитин. «В синем небе плывут над полями…»; Н.Некрасов. «»Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки…»; И.Бунин. «Листопад». В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: -познакомить со стихотворениями, образно описывающими явления природы -уметь находить в тексте образные средства- метафоры, олицетворения, сравнения, создавать словесный портрет Сказки русских писателей (19 часов). В.Одоевский. «Городок в табакерке»; П.Бажов. «Серебряное копытце»; С.Аксаков. «Аленький цветочек»; В.Гаршин. «сказка о Жабе и Розе». Делу время- потехе час. Е.Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; В.Голявкин. «Никакой горчицы я не ел». В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: -творчество писателей - уметь анализировать рассказ, делить текст на части, выборочно пересказывать, читать, выразительно читать. Страна далекого детства (6 часов). Б.Житков. «Как я ловил человечков»; К.Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»; М Зощенко. «Елка». В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: - отрабатывать навык правильного выразительного чтения, анализировать поступки героев, с целью выявления мотивов поступков. Поэтическая тетрадь (3 часа). В.Брюсов. «Опять сон», «Детская»; С.Есенин. «Бабушкины сказки»; М.Цветаева. «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства». В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: - познакомить со стихотворениями, знать понятия рифма, ритм, метафора. -уметь читать выразительно, развивать чёткую дикцию, уметь переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму. Природа и мы (11 часов). Д.Мамин- Сибиряк. «Приемыш»; А.Куприн.»Барбос и Жулька»; М.Пришвин. «Выскочка»; К.Паустовский. «Скрипучие половицы»; Е.Чарушин. «Кабан»; В.Астафьев. «Стрижонок Скрип». В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: -познакомить с произведениями писателей и их творчеством -уметь делить текст на части, составлять план, самостоятельно читать, работать с иллюстрацией, находить главную мысль в произведении. Поэтическая тетрадь (11 часов).. Б.Пастернак. «Золотая осень»; С.Клычков. «Весна в лесу»; Д.Кедрин. «Бабье лето»; Н.Рубцов. «Сентябрь»; С.Есенин. «Лебедушка». Родина. И.Никитин. «Русь»; С.Дрожжин. «Родине»; А.Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске…»; Б.Слуцкий. «Лошади в океане». В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: - познакомить со стихотворениями, знать понятия рифма, ритм, метафора. -уметь читать выразительно, развивать чёткую дикцию, уметь переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму. Страна «Фантазия» (5 часов). Е.Велтистов. «Приключения Электроника»; К.Булычев. «Путешествия Алисы». В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: -познакомить с жанром литературы «фантазия» -уметь прогнозировать содержание, составлять характеристику персонажа, переводить словесную информацию в зрительную и наоборот, Зарубежная литература. (16 часов). Дж.Свифт. «Путешествия Гулливера»; Г.Х.Андерсен. «Русалочка»; М.Твен. «Приключения Тома Сойера»; С.Легерлёф. «Святая ночь», «В Назарете». В результате изучения этого раздела, обучающиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями: -познакомить с произведениями зарубежных авторов, их творчеством. -уметь пересказывать текст от первого лица, работать с иллюстрацией, иллюстрировать прочитанный текст, анализировать поступки героев, делить текст на части, озаглавливать, составлять картинный план. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в 4 классе начальной школы. Обучающиеся должны: - владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми слова при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту; - понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами; - передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени 1 из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования и его возможное продолжение и завершение; - вводить в пересказы- повествования элементы описания, рассуждения и цитирования; - выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания; - самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения; - знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей- классиков; - знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы; - знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать; - знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них; - уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассниками произведения, устного ответа товарища, т.е. быстро схватывать, о чем идет речь, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ; - давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания. Учебно-тематическое планирование
Литература: 1. Родная речь 1,2, 3,4 класс. (2 ч.) В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько, В.Д.Берестов Москва «Просвещение» 2007г. 2. О.И.Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку. 1, 2, 3, 4 классы» Москва «ВАКО» 2008г. 3. И.О.Михмель, М.В.Василенко, Е.В.Лагутина «Тесты по русскому языку и математике» Москва «ВАКО» 2008г. |
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 1-4 класс Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» включает в себя следующие разделы | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 2 «В» класса (далее Рабочая программа) разработана на основе авторской... | ||
Рабочая программа По предмету «Литературное чтение» для 3 класса На 2012 2013 учебный год «Литературное чтение. 3 класс» реализована концепция развивающего обучения младших школьников литературному чтению (автор — кандидат... | Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса на 2012 20132... В основу рабочей программы по литературному чтению для 2 класса моу «сош п. Белоярский» положена авторская разработанная Л. А. Ефросининой... | ||
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» на 2011 2015... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В.... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» (4 класс) составлена на основе авторской программы «Литературное чтение» Л. Ф.... | ||
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса... Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 1 класса составлена на основании следующих документов | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса общеобразовательной... Примерной программы по предмету «Литературное чтение» для начального общего образования авторов Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого,... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 2 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования... | Рабочая программа по предмету «литературное чтение» ... | ||
Рабочая программа курса «Литературное чтение» Ефросинина, Л. А., Оморокова, М. И., Литературное чтение: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.... | Рабочая программа по предмету литературное чтение, икт для 3 класса... Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа №185 | ||
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» для 2 класса на 2013-2014 учебный года Умк: учебником Литературное чтение 2 класс «Маленькая дверь в большой мир» в 2-х частях, Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М.: Баласс,... | Пояснительная записка рабочая программа «Литературное чтение» Рабочая программа «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе фк гос (2004), фбуп, авторской программы Л. Ф. Климановой,... | ||
Рабочая программа «Литературное чтение» 2 класс умк «Школа России» Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецким, М. В. Головановой «Литературное чтение. 1 – 4 классы» (2010) | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса на 2013-2014... Л. А. Ефросинина. Литературное чтение 4класс, учебная хрестоматия для учащихся общеобразовательных учреждений; Л. А. Ефросинина,... |