Департамент образования города Москвы
Юго-Восточное окружное управление образования
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №895
Согласовано: Утверждаю::
протокол заседания МО школы Директор ГБОУ СКОШ №895
№________ _____________С.А. Гурина
от _________________ 2013 Приказ № ___________ Руководитель МО _________Г.В. Плешакова от «____»__________ 2013г.. Рабочая программа
по учебному предмету «Развитие речи»
для 4 класса
Составитель:
Е.С. Здержикова
учитель - дефектолог
второй квалификационной категории
Москва 2013
Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи на основе изучения предметов и явлений
окружающей действительности в 4 классе составлена на основе учебной программы по развитию речи (В.В.Воронкова) из сборника «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Подготовительный, 1-4 классы», под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой, Москва «Просвещение» 2012 г. Программа рассчитана на 68 часов
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как
коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать
элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления. В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель— ствол, трава— куст— дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации
беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе
ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая
предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной
обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий.
Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь: называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
активно участвовать в беседе; связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений; выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая; соблюдать правила личной гигиены; соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся должны знать:
названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
На уроках развития речи в 4 классе используется следующий учебно-методический
комплект:
1. «Знакомство с окружающим миром», учебник для специальных (коррекционных)
школ 8 вида 4 класс, Е.Д.Худенко, И.А Терехова, «Аркти» Москва, 2004 г.
2. «Планирование уроков развития речи» в 4 классе специальных (коррекционных)
школ 8 вида.
Методическое пособие для учителя, Е.Д.Худенко, Д.И.Барышникова, «Аркти»
Москва, 2003 г.
На развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей
действительности отведѐно21 часа в неделю, 68 часов в год. В течении учебного года учитель имеет право объединить темы в связи с праздничными, актированными днями.
Тематическое планирование
№
| Тема
| 1
| Как ты провел летние каникулы?
| 2
| Начало осени. Сбор урожая
| 3
| Сбор урожая. Овощи. Фрукты
| 4
| Овощи. Фрукты. Ягоды
| 5
| Грибы: съедобные, несъедобные
| 6
| Сентябрь. Осенние изменения. Экскурсия в природу. Подведение итогов календаря за сентябрь.
| 7
| Полевые растения: рожь, кукуруза, овес
| 8
| Полевые растения. Их использование
| 9
| Город. Достопримечательности города
| 10
| Поведение в городе
| 11
| Экскурсия в природу. Середина осени
| 12
| Село, деревня. Полевые осенние работы
| 13
| Правила дорожного движения. Дорога в школу и домой
| 14
| Деревья, кустарники, травы
| 15
| Семена цветковых растений. Экскурсия на пришкольный участок
| 16
| Орехи. Их польза.
| 17
| Перелетные птицы.
| 18
| Подведение итогов календаря природы.
| 19
| Признаки поздней осени - ноябрь
| 20
| Разнообразие животных леса
| 21
| Распорядок дня школьника
| 22
| Экскурсия. Ноябрь - последний месяц осени.
| 23
| Квартира. Комната.
| 24
| Мебель
| 25
| Уход за мебелью
| 26
| Посуда
| 27
| Уход за посудой
| 28
| Птицы зимой в городе
| 29
| Экскурсия. Сезонные изменения в декабре
| 30
| Зимняя одежда, обувь
| 31
| Уход за зимней одеждой и обувью
| 32
| Охрана здоровья и отдых зимой.
| 33
| «Как я провел зимние каникулы».
| 34
| Январь - первый месяц года, второй месяц зимы. Экскурсия.
| 35
| Зимние забавы детей.
| 36
| Обувь.
| 37
| Уход за обувью.
| 38
| Одежда и обувь.
| 39
| Деревья. Ель. Сосна. Распознавание.
| 40
| Части дерева.
| 41
| Домашнее животное: лошадь. Уход. Польза.
| 42
| Домашнее животное: корова. Уход. Польза.
| 43
| Домашнее животное: свинья. Уход. Польза.
| 44
| Февраль - месяц метелей и вьюг, последний месяц зимы. Экскурсия.
| 45
| Дикое животное: олень.
| 45
| Дикие животные: лось.
| 46
| Март - первый весенний месяц.
| 47
| Домашняя птица: индюк.
| 48
| Домашняя птица: гусь.
| 49
| Дикая птица: лебедь.
| 50
| Дикая птица: утка.
| 51
| Обобщение по теме: "Дикие и домашние птицы".
| 52
| Составление рассказа на тему: "Как я провел весенние каникулы"
| 53
| Зимующие птицы
| 54
| Перелетные птицы
| 55
| Составление связного рассказа о птицах в русских народных сказках
| 56
| Насекомые. Бабочка, муха.
| 57
| Насекомые. Пчела, муравей.
| 58
| Экскурсия "Весна в апреле"
| 59
| Обогащение словаря по теме: "Уход за рыбами в аквариуме"
| 60
| Рыбы рек и озер
| 61
| Земноводные: лягушка, черепаха, крокодил, ящерица
| 62
| Здоровье человека. Вредные привычки
| 66
| Режим дня школьника.
| 67
| Правильное питание. Витамины.
| 68
| Правила общения между людьми. Вежливые слова.
| |