Скачать 366.46 Kb.
|
ГЛАВА 18 ТОРГОВЛЯ И ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Здоровье и экономические возможности людей, живущих в нищете, зависят от многих природных ресурсов: пресной воды для утоления жажды; плодородной почвы и достаточных рыбных ресурсов для пропитания; различных продуктов лесных и морских экосистем; обеспечения санитарии и ведения сельского хозяйства;. Более того, природное разнообразие – c точки зрения эстетических, диетологических и лекарственных аспектов – существенно обогащает духовные и укрепляет физические силы людей. Но при истощении природных ресурсов или при загрязнении воздуха, почвы и воды больше всего страдает бедное и экономически уязвимое население. Таким образом, окружающая природная среда тесно связана с человеческим развитием. А бережное неистощительное использование ее ресурсов становится критически важным для человеческого развития с позиций соблюдения справедливости между поколениями людей. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы проводимая ныне политика не сокращала возможности для развития будущих поколений. Нынешнее поколение не должно развиваться за счет будущих поколений. Таким образом, связь между либерализацией экономики, охраной окружающей среды и человеческим развитием находится в центре дебатов по проблеме устойчивого развития. Трудно прийти к однозначному заключению относительно положительного или отрицательного воздействия либерализации экономики на состояние окружающей среды той или иной страны. При правильной организации либерализация экономики может способствовать развитию человеческого потенциала. Но она может также привести к росту нагрузки на скудные природные ресурсы, от которых зависят настоящее и будущие поколения. Поэтому государство нередко вмешивается в рыночные отношения, пытаясь регулировать доступ к скудным природным ресурсам и защищать окружающую среду и граждан своей страны от рисков, связанных с определенными товарами и видами деятельности. Когда такие природоохранные меры оказывают прямое или косвенное воздействие на доступ на рынок или конкурентоспособность импортируемых товаров, то они могут вступать в противоречие с правилами международной торговли. Глобализация усилила взаимозависимость между природоохранными мерами и правилами торговли. По мере роста и расширения торговли государство может оказаться под воздействием рисков, связанных с импортом товаров. Например, многие страны ввели торговые правила, запрещающие или контролирующие импорт опасных отходов или генетически модифицированных организмов. По мере расширения нашего понимания окружающей среды расширяются и меры, разрабатываемые органами охраны окружающей среды, которые направлены не только на защиту окружающей среды своей страны, но и на защиту экологических активов, которыми пользуется все человечество, например озонового слоя, климатической системы, биоразнообразия. Некоторые из этих мер были поддержаны в рамках многосторонних соглашений об охране окружающей среды, другие же были приняты в одностороннем порядке, и это подвергает сомнению их законность и справедливость. Для достижения своих целей в сфере охраны природы и здоровья человекакак промышленные, так и развивающиеся страны пользуются торговыми мерами (WTO, 2002). Но правительства промышленных стран, в руках которых и находятся ключи к важнейшим рынкам сбыта, применяют указанные меры чаще. К тому же эти меры оказывают более сильное воздействие на международную торговлю. В некоторых случаях природоохранные меры в сфере торговли применялись для протекционистских целей, преграждая доступ на рынки товаров из стран с более низкими или иными экологическими нормами. Довольно часто производители из развивающихся стран просто не в состоянии выполнить такие требования. Экологические нормы, принятые в одностороннем порядке, как правило, основаны на технологиях, восприятиях риска и других культурных факторах. При этом отдается предпочтение, намеренно или нет , продукции производителей промышленных стран. У правительств и производителей развивающихся стран не остается иного выбора, как поднять свои нормы до уровня стандартов промышленных стран... и тут же потерять свое место на рынке. Такая диспропорция между мерами в области охраны окружающей среды и принципами свободной торговли углубилась с принятием Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а также с учреждением Всемирной торговой организации (WTO, вставка 18.1). Не являясь экологической организацией, ВТО тем не менее обладает юрисдикцией в отношении любых мер, включая природоохранные, которые оказывают воздействие на состояние торговли товарами между членами этой организации. Дебаты внутри и вокруг ВТО редко рассматривали проблемные вопросы с точки зрения человеческого развития, практически не выходя за рамки крайних точек зрения промышленных и развивающихся стран или международной политики. Однако в 2001 г. участники министерской конференции ВТО в Дохе приняли согласованное решение вернуться к обсуждению вопросов окружающей среды в рамках основной повестки дня переговоров по многосторонней торговле. В центре переговоров теперь будут вопросы увязки соглашений ВТО и многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды, либерализации торговли товарами и услугами экологического значения, сокращения субсидий в рыболовство. В этой главе предпринимается попытка заложить основу анализа связей между экологической политикой и принципами свободной торговли с точки зрения развития человеческого потенциала. В этой связи будут рассмотрены следующие вопросы:
|
О проведении Года охраны окружающей среды в 2013 году на территории... На основании Указа Президента РФ от 10. 08. 2012 №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» 2013 год... | Доклад на заседании областной коллегии органов исполнительной власти... «О состоянии окружающей среды Тамбовской области, повышении эффективности деятельности органов власти области по обеспечению экологической... | ||
I. Реализация государственной политики в области природных ресурсов,... О результатах деятельности министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды республики бурятия в 2006 году и основных направлениях... | И охраны окружающей среды администрации города ижевска доклад об экологической обстановке Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды... | ||
Доклад о состоянии окружающей среды и природных ресурсов самарской... Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования самарской области | Доклад «О состоянии окружающей среды Брянской области в 2011 году» Ответственный за выпуск: Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской... | ||
Отчет о проведении мероприятий Года охраны окружающей среды в 2013 году План мероприятий по проведению в 2013 году в Кемеровской области Года охраны окружающей среды утвержден распоряжением Коллегии Администрации... | 2015 год Раздел 1 Основная задача деятельности Министерства экологии Челябинской области Челябинской области государственной политики в области охраны окружающей среды, охраны, контроля и регулирования использования объектов... | ||
Государственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского... Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа при участии территориальных специально... | Государственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского... Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (Хантымансийскгоскомэкологией) при участии... | ||
Конкурс фотографий «Природа глазами детей» «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 6 ноября 2012... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Годом охраны окружающей среды (Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» от 10 авг г. №1157), в целях... | ||
Доклад об осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований,... Курска в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования «Город Курск», и об эффективности данного контроля... | Основная образовательная программа по специальности 280201. 65 –... Цель ооп – обеспечение углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды, которая обеспечит... | ||
План года охраны окружающей среды план основных мероприятий по проведению... Общие организационные мероприятия по проведению Года охраны окружающей среды в Республике Башкортостан | Доклад департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области |