Торговля и политика в области охраны окружающей среды





Скачать 366.46 Kb.
НазваниеТорговля и политика в области охраны окружающей среды
страница1/5
Дата публикации05.09.2014
Размер366.46 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5
ГЛАВА 18
ТОРГОВЛЯ И ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Здоровье и экономические возможности людей, живущих в нищете, зависят от многих природных ресурсов: пресной воды для утоления жажды; плодородной почвы и достаточных рыбных ресурсов для пропитания; различных продуктов лесных и морских экосистем; обеспечения санитарии и ведения сельского хозяйства;. Более того, природное разнообразие – c точки зрения эстетических, диетологических и лекарственных аспектов – существенно обогащает духовные и укрепляет физические силы людей. Но при истощении природных ресурсов или при загрязнении воздуха, почвы и воды больше всего страдает бедное и экономически уязвимое население.

Таким образом, окружающая природная среда тесно связана с человеческим развитием. А бережное неистощительное использование ее ресурсов становится критически важным для человеческого развития с позиций соблюдения справедливости между поколениями людей. Необходимо сделать все возможное для того, чтобы проводимая ныне политика не сокращала возможности для развития будущих поколений. Нынешнее поколение не должно развиваться за счет будущих поколений. Таким образом, связь между либерализацией экономики, охраной окружающей среды и человеческим развитием находится в центре дебатов по проблеме устойчивого развития.

Трудно прийти к однозначному заключению относительно положительного или отрицательного воздействия либерализации экономики на состояние окружающей среды той или иной страны. При правильной организации либерализация экономики может способствовать развитию человеческого потенциала. Но она может также привести к росту нагрузки на скудные природные ресурсы, от которых зависят настоящее и будущие поколения. Поэтому государство нередко вмешивается в рыночные отношения, пытаясь регулировать доступ к скудным природным ресурсам и защищать окружающую среду и граждан своей страны от рисков, связанных с определенными товарами и видами деятельности. Когда такие природоохранные меры оказывают прямое или косвенное воздействие на доступ на рынок или конкурентоспособность импортируемых товаров, то они могут вступать в противоречие с правилами международной торговли.

Глобализация усилила взаимозависимость между природоохранными мерами и правилами торговли. По мере роста и расширения торговли государство может оказаться под воздействием рисков, связанных с импортом товаров. Например, многие страны ввели торговые правила, запрещающие или контролирующие импорт опасных отходов или генетически модифицированных организмов. По мере расширения нашего понимания окружающей среды расширяются и меры, разрабатываемые органами охраны окружающей среды, которые направлены не только на защиту окружающей среды своей страны, но и на защиту экологических активов, которыми пользуется все человечество, например озонового слоя, климатической системы, биоразнообразия. Некоторые из этих мер были поддержаны в рамках многосторонних соглашений об охране окружающей среды, другие же были приняты в одностороннем порядке, и это подвергает сомнению их законность и справедливость.

Для достижения своих целей в сфере охраны природы и здоровья человекакак промышленные, так и развивающиеся страны пользуются торговыми мерами (WTO, 2002). Но правительства промышленных стран, в руках которых и находятся ключи к важнейшим рынкам сбыта, применяют указанные меры чаще. К тому же эти меры оказывают более сильное воздействие на международную торговлю. В некоторых случаях природоохранные меры в сфере торговли применялись для протекционистских целей, преграждая доступ на рынки товаров из стран с более низкими или иными экологическими нормами. Довольно часто производители из развивающихся стран просто не в состоянии выполнить такие требования. Экологические нормы, принятые в одностороннем порядке, как правило, основаны на технологиях, восприятиях риска и других культурных факторах. При этом отдается предпочтение, намеренно или нет , продукции производителей промышленных стран. У правительств и производителей развивающихся стран не остается иного выбора, как поднять свои нормы до уровня стандартов промышленных стран... и тут же потерять свое место на рынке. Такая диспропорция между мерами в области охраны окружающей среды и принципами свободной торговли углубилась с принятием Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), а также с учреждением Всемирной торговой организации (WTO, вставка 18.1). Не являясь экологической организацией, ВТО тем не менее обладает юрисдикцией в отношении любых мер, включая природоохранные, которые оказывают воздействие на состояние торговли товарами между членами этой организации. Дебаты внутри и вокруг ВТО редко рассматривали проблемные вопросы с точки зрения человеческого развития, практически не выходя за рамки крайних точек зрения промышленных и развивающихся стран или международной политики. Однако в 2001 г. участники министерской конференции ВТО в Дохе приняли согласованное решение вернуться к обсуждению вопросов окружающей среды в рамках основной повестки дня переговоров по многосторонней торговле. В центре переговоров теперь будут вопросы увязки соглашений ВТО и многосторонних соглашений в области охраны окружающей среды, либерализации торговли товарами и услугами экологического значения, сокращения субсидий в рыболовство.

В этой главе предпринимается попытка заложить основу анализа связей между экологической политикой и принципами свободной торговли с точки зрения развития человеческого потенциала. В этой связи будут рассмотрены следующие вопросы:


  • Почему экологические нормы и меры для их достижения важны для решения задач человеческого развития?

  • Придется ли странам находить компромисс между мерами по поддержанию жестких экологических стандартов и по привлечению торговых и инвестиционных потоков, необходимых для экономического развития?

  • В случае компромиссов между природоохранной и торговой политикой, на каких принципах должны основываться такие компромиссы, чтобы способствовать развитию человеческого потенциала?

  • Какие институты и процедуры должны использоваться для достижения компромиссов между экологической и торговой политикой?




Вставка 18.1. Природоохранная политика и ГАТТ/ВТО: краткая история проведенных обсуждений

Начиная с этапа разработки Генерального соглашения по тарифам и торговле в 1947 г. было понимание, что между развитием торговли и окружающей средой в рамках многостороннего режима торговли существуют определенные связи. Однако ни участники ГАТТ, ни страны–члены ВТО так и не договорились о конкретных принципах и подходах, касающихся их регулирования. В первоначальном тексте ГАТТ среди целей политики, которые конкретная страна могла проводить для обоснования мер, которые бы в противном случае нарушали правила указанного соглашения, были указаны защита жизни или здоровья человека, животных или растений, а также сохранение истощаемых природных ресурсов. В последующие годы растущее осознание проблем, связанных с охраной окружающей среды и здоровья человека, привело в промышленных странах к появлению более жестких стандартов на продукцию, что не замедлило сказаться на ее доступе на рынки товаров и уровне торговли.

Необходимость поиска баланса интересов между развитием торговли и задачами охраны окружающей среды была подчеркнута на Стокгольмской конференции по окружающей человека среде, которая предварила Конференцию ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) и Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге (2002 г.). В результате изучения указанных связей, проведенного секретариатом ГАТТ, в 1971 г. была сформирована Рабочая группа ГАТТ по природоохранным мерам и международной торговле. Однако свою первую встречу данная группа провела лишь в 1991 г., после тогокак ряд европейских стран потребовал созыва группы для рассмотрения природоохранных вопросов в ходе подготовке к Саммиту планеты в Рио-де-Жанейро.

Тем не менее расширяющаяся система международной торговли стала вторгаться и в область природоохранной политики. Озабоченные тем, что экологические нормы и другие технические стандарты могу подорвать успехи в открытии рынков, которые удалось достичь за счет снижения тарифов, участники ГАТТ потребовали формирования новых торговых правил, цель которых – регулирование роста этих технических барьеров. Во время Токийского раунда торговых переговоров в рамках ГАТТ (1973–1979 гг.) был согласован Кодекс о стандартах, в котором помимо прочегоУБР поддерживались принципы недискриминации и прозрачности при подготовке, принятии и применении технических регламентов и стандартов. В Кодексе не затрагивались конкретно вопросы торговли и ее взаимосвязь с природоохранными аспектами.

В ходе Уругвайского раунда (1986–1994 гг.), итогом которого стало учреждение ВТО, произошло существенное расширение сферы действия правил международной торговли, включая те сферы, которые вызывают озабоченность органов охраны окружающей среды. В настоящее время правила глобальной торговли ВТО, безусловно, регулируют разработку мер, направленных на защиту жизни или здоровья людей, животных или растений (Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных норм), технических стандартов в области охраны окружающей среды (Соглашение по техническим барьерам в торговле), субсидий сельскому хозяйству и на охрану окружающей среды (Соглашение по сельскому хозяйству), ограничений на патентоспособность изобретений, необходимых для защиты окружающей среды (Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности). Помимо этого в Уставе ВТО в целом признается, что правила международной торговли должны обеспечивать «оптимальное использование ресурсов планеты в соответствии с задачами устойчивого развития». Однако в ходе Уругвайского раунда не были разработаны какие-либо конкретные рекомендации о согласовании находящихся в конфликте задач развития торговли и охраны окружающей среды.

В период после Уругвайского раунда участники торговых переговоров, несмотря на предпринимаемые усилия, так и не смогли выработать каких-либо приемлемых для всех решений. В 1995 г. для изучения взаимосвязи между торговой и природоохранной политикой в ВТО был учрежден Комитет по торговле и окружающей среде. В результате многочисленных встреч Комитетом были выработаны рекомендации общего характера, призывающие членов ВТО УБР разрабатывать торговую и природоохранную политику на основе взаимоподдерживающих подходов. Вместе с тем органы по разрешению споров ГАТТ и ВТО рассмотрели ряд исков, в которых оспариваются меры в области охраны окружающей среды и здоровья, направленные на защиту биологических видов, находящихся под угрозой исчезновения, снижение загрязнения окружающей среды, ограничение импорта продуктов питания, несущих риск для здоровья человека, запрет на торговлю асбестом. В результате принятых решений сформировалась мозаика принципов и толкований, имеющих непосредственное отношение к взаимосвязи между торговлей и окружающей средой, но часто не позволяющих легко прийти к общим выводам.
Источник: UNDP, 1998; UNDP, 2002.



  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconО проведении Года охраны окружающей среды в 2013 году на территории...
На основании Указа Президента РФ от 10. 08. 2012 №1157 «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» 2013 год...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconДоклад на заседании областной коллегии органов исполнительной власти...
«О состоянии окружающей среды Тамбовской области, повышении эффективности деятельности органов власти области по обеспечению экологической...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconI. Реализация государственной политики в области природных ресурсов,...
О результатах деятельности министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды республики бурятия в 2006 году и основных направлениях...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconИ охраны окружающей среды администрации города ижевска доклад об экологической обстановке
Администрация города/Структурные подразделения Администрации города Ижевска/Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconДоклад о состоянии окружающей среды и природных ресурсов самарской...
Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования самарской области
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconДоклад «О состоянии окружающей среды Брянской области в 2011 году»
Ответственный за выпуск: Комитет природопользования и охраны окружающей среды, лицензирования отдельных видов деятельности Брянской...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconОтчет о проведении мероприятий Года охраны окружающей среды в 2013 году
План мероприятий по проведению в 2013 году в Кемеровской области Года охраны окружающей среды утвержден распоряжением Коллегии Администрации...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды icon2015 год Раздел 1 Основная задача деятельности Министерства экологии Челябинской области
Челябинской области государственной политики в области охраны окружающей среды, охраны, контроля и регулирования использования объектов...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconГосударственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского...
Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа при участии территориальных специально...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconГосударственный комитет по охране окружающей среды ханты-мансийского...
Государственным Комитетом по охране окружающей среды Ханты-Мансийского автономного округа (Хантымансийскгоскомэкологией) при участии...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconКонкурс фотографий «Природа глазами детей»
«О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» распоряжением Правительства Республики Марий Эл от 6 ноября 2012...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Годом охраны окружающей среды (Указ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» от 10 авг г. №1157), в целях...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconДоклад об осуществлении муниципального контроля за соблюдением требований,...
Курска в области охраны окружающей среды на территории муниципального образования «Город Курск», и об эффективности данного контроля...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconОсновная образовательная программа по специальности 280201. 65 –...
Цель ооп – обеспечение углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки в области охраны окружающей среды, которая обеспечит...
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconПлан года охраны окружающей среды план основных мероприятий по проведению...
Общие организационные мероприятия по проведению Года охраны окружающей среды в Республике Башкортостан
Торговля и политика в области охраны окружающей среды iconДоклад департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской
Руководитель департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Новосибирской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск