Скачать 56.82 Kb.
|
Людикайнен Марина Николаевна учитель английского языка Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей «Многоуровневый образовательный комплекс №2» г. Воронеж ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕНИКОВ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА «Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский. Каждый учитель сталкивался с проблемой, когда один ребёнок учиться с радостью, а другой - с безразличием. Как сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал? Что делать, чтобы обучение для каждого было увлекательным и успешным? Ответом на этот вопрос является решение проблемы мотивации учения школьника. Формирование мотивации в школьном возрасте, без преувеличения, можно назвать одной из центральных и фундаментальных проблем современной школы. Особую важность имеет вопрос о мотивации на начальной ступени обучения, так как основы для того, чтобы дети умели и имели желание учиться, закладываются в младшем школьном возрасте. Именно мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Можно выделить пять типов мотивации: 1. Целевая мотивация - хорошо усваивается то, что нужно для этой деятельности, на что она направлена и с помощью чего осуществляется. 2. Мотивация успеха - если предмет удается, то его изучают с удвоенным интересом. 3. Страноведческая мотивация - язык быстро реагирует на все социальные изменения в жизни той или иной страны. В нем находят отражения нравы и обычаи страны. Все это имеет огромную ценность для понимания социальной природы языка. 4. Эстетическая мотивация помогает превращать изучение языка в удовольствие. 5. Инструментальная мотивация учитывает темперамент обучающихся и дает возможность каждому ученику выразить себя в любимом виде работ. [ Искрин С.А. 2004, № 2; – с.95] Каждый из нас старается сделать свое занятие интересным и увлекательным, добиться того, чтобы развивался познавательный интерес школьников, их творческая мыслительная активность. Готовясь к урокам, я думаю не только о том, чтобы ученики запомнили новые слова или выучили ту или иную структуру, но и стараюсь создать все возможности для развития индивидуальности каждого ребёнка. Чтобы поддержать интерес детей к своему предмету, стараюсь понять, какие приёмы работы могут увлечь ребят. Ощутимую помощь в решении данных вопросов оказывают игры. Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения. Об обучающих возможностях игры известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применения речевой игры в обучении иностранному языку широко освещается в отечественной и зарубежной методической литературе. Игра - это особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил, на уроке она выступает в качестве приема закрепления знаний и способа тренировки, предполагает принятие решения - как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. А если ученик при этом говорит на иностранном языке, это открывает богатые обучающие возможности. Дети над этим не задумываются. Для них это, прежде всего - увлекательное занятие. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения - «оказывается, я уже могу говорить наравне со всеми». [Выготский Л.С. 1991; - с.400] Понять природу игры, её поразительный воспитательный потенциал - это понять природу счастливого детства, понять своего ребёнка. Она помогают детям стать творческими личностями, учит креативно относиться к любому делу, а это значит – выполнять его качественно, на более высоком уровне. В качестве примера мне бы хотелось привести несколько дидактических игр, которые можно применять на уроках для решения следующих задач: 1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической зарядки или с речевой разминки. Но, учитывая особенности расписания и нагрузки детей, почему бы не превратить начало урока в маленькую радость для учащихся? Игра « Hangman »: Ребята угадывают слово по буквам. Если данной буквы нет в слове, то учитель рисует один из элементов. Дети выигрывают, если угадывают слово до того, как учитель завершит свой рисунок. Ребята и не заметят, как в такой занимательной форме быстро проходит повторение изученных лексических единиц. 2. Формировать у учеников определенные навыки. Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил! 3. Развивать у ребят определенные речевые умения. Например: После изучения темы "Квартира" можно провести такую игру: - Три поросенка решили обставить свой домик мебелью. Давайте поможем им это сделать! 4. Учить общению на иностранном языке. - Конкурс на самого вежливого собеседника. - Конкурс на лучший комплимент и пожелание к дню Св. Валентина. 5. Развивать необходимые способности и психологические функции. – « Внимательный ли ты? » Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что лишнее он взял? - « Снежный ком ». У1. - Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку. У2. -Я собираюсь в путешествие и кладу в чемодан зубную щетку и мыло: и т.д. Прием « Опиши и изобрази » является одним из способов вовлечения учащихся в процесс общения с использованием собственного словарного запаса на иностранном языке. Этот прием универсальный, его можно использовать для закрепления лексики и грамматики. Для развития коммуникативных способностей используются песни. Их использование способствует:
Более того, песня вносит в процесс изучения языка элемент праздничности, нетрадиционности, что оказывает существенное влияние на эмоциональную сферу учеников. Замечено, что иноязычная деятельность на фоне музыки способствует не только запоминанию материала, но и снимает усталость в процессе обучения. Использование стихов и рифмовок позволяет прочно запомнить основные грамматические модели и использовать их в повседневной практике. Кроме того, процесс обучения превращается в увлекательную игру, что поддерживает интерес к данному предмету. Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает, сам учитель. Самое главное - помнить, что изучение языка должно быть удовольствием. Литература:
|
Игра в жизни дошкольника. Игра зеркало души «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Без игры нет и не может, быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка... | ||
Урок как средство повышения мотивации изучения иностранного языка Москва | Сценарий педсовета на тему: Развитие мотивации у учащихся как средство повышения Уважаемые гости! Уважаемые коллеги! Сегодня мы с вами собрались на педсовет, тема которого «Развитие мотивации у учащихся как средство... | ||
3. Кафедра иностранного языка Развитие творческого мышления учащихся как средство мотивации к изучению иностранных языков | И. Ю. Усатова Электронная почта Игра как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка | ||
Урок путешествие это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных... Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации учащихся удельного веса внутренней мотивации учения | Делимся опытом Конева О. И. Игра как способ повышения учебной мотивации на уроках английского языка | ||
«Нестандартные формы проведения уроков иностранного языка как средство... | Обучение аудированию на уроке иностранного языка Аудирование как средство обучения иностранному языку и как один из способов реализации воспитательной, образовательной и развивающей... | ||
Мурашева Т. В. Учитель английского языка В статье определены пути повышения мотивации школьников к изучению иностранного языка, обозначены различные методы наблюдения для... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Внеурочная деятельность как средство повышения мотивация к уроку иностранного языка» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Организация исследовательской деятельности как средство повышения мотивации школьников к изучению английского языка | Тема опыта: «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на... Автор опыта: Морокко Ирина Николаевна, учитель английского языка муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... И., Сергеева Т. М. На первом заседании в сентябре уточнили план работы на год, определили тему, над которой будет работать методическое... | Для аттестации -1- песня как один из приёмов повышения мотивации в изучении иностранного языка «погружение» в иноязычную среду. Песня является бесспорным элементом в достижении цели овладения данными компетенциями. Она способствует... |