Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа





Скачать 150.7 Kb.
НазваниеПрограмма предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа
Дата публикации12.07.2013
Размер150.7 Kb.
ТипПояснительная записка
100-bal.ru > География > Пояснительная записка
Пояснительная записка
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа.

Экология - это биологическая дисциплина, как естествознание, ботаника, зоология, анатомия. Но она помогает объединить их в единое целое. Познакомившись с экологией, становится ясно, что монолит единства на Земле имеет тесную связь с неживой природой.

Предлагаемая программа рассчитана на то, чтобы повысить интерес школьников к решению экологических проблем, усилить желание принимать участие в активной деятельности по защите окружающей среды, что иногда невозможно осуществить в рамках урока, внимательнее относиться к своему здоровью.

Каждый из нас, не выходя из собственного дома, может охранять природу. Для этого совсем не обязательно сажать деревья, делать скворечники и кормушки. Охрана природы, не выходя из дома – это экономия воды, уменьшение ее загрязнения, использование аэрозолей без озоноразрушающих веществ, уменьшение расхода энергии.

Нужно знать эти и другие проблемы, а также научиться бороться с негативными проявлениями экологии в быту. Для этого необходимо многократно увеличить экологическую информацию, пропаганду и образование.

Цель:
Способствовать формированию у учащихся экологической культуры, базовых компетенций, экологически оправданному поведению, создание ситуации успеха на уроке для каждого учащегося.
Задачи:
-рассмотреть вопросы многообразия живой и неживой природы, и влияния человека на неё;

-формирование первоначальных экологических представлений;

-формирование теоретических знаний в области экологии, ряда основополагающих экологических понятий, соответствующих возрастным особенностям школьников среднего звена;

-углубить знания детей по предметам естественного цикла;

-развитие компетенций у учащихся;

-выработать умение анализировать собранный материал с целью использования в последующих действиях (поддержания, сбережения среды, улучшения ее качества, если необходимо).

Формы деятельности:

Традиционные: беседы, конкурсы рисунков, плакатов, экскурсии, внеклассные чтения, выпуск стенгазет, практикумы, фенологические наблюдения, акции, операции, опыты.

Нетрадиционные: турнир знатоков природы, заочное путешествие по заповедным местам, фестиваль, экология и фольклор, рейды в природу, экологический мониторинг, викторины, решение кроссвордов, ребусов.

Метапредметные задачи:
     1. Овладение знаниями в взаимосвязи природы, общества и человека, формирование практических изменений по разрешению экологических проблем.
     2. Ценностные ориентации, мотивы потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды.
     3. Способность анализировать экологические ситуации, оценивать эстетическое состояние природы.
Актуальность изучения курса:
Современному человеку нужны: новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей, а этому может способствовать экологическая грамотность и условия, благоприятствующие развитию активной творческой личности, а также создание вариативных программ.

Школьное экологическое образование   как важное звено в общей системе образования призвано обеспечить достижение целей обучения, направленных, в частности, на:

формирование экологически грамотных людей, понимающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия;

Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.

Человеческое общество неотделимо от природы. Оно непрерывно взаимосвязано с ней в самых разнообразных направлениях. Без природной среды общество не может существовать, потому, она имеет многогранное значение для жизни человека: производственное, научное, оздоровительное, воспитательное, духовное и т. д.
Методы занятий:
Словесные: рассказ, беседа.

Наглядные: используются различные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, модели, графические средства (схемы, таблицы, географические карты).

Использование наглядных методов (показ, демонстрация, компьютер) позволяет установить ассоциацию между словами и зрительными образами, поэтому используются вместе со словесными методами.

Практические: эксперимент (иллюстративный; включает изучение теоретического материала и подтверждение теории в ходе подготовки опыта);
Виды занятий:

Лекция - используется на занятиях, тематика которых связана с изучением основных положений экологии, общими сведениями, касающимися биологических особенностей организмов.

Экскурсии – по экологическим зонам поселка.

Семинар - с целью отслеживания обратной связи между учениками и педагогами и выяснения уровня усвоения знаний школьниками.

Практические занятия - используется при изготовлении кормушек для птиц, агитационного материала.

Игровая форма проведения занятий с целью обобщения полученной информации на предыдущих занятиях, а также для формирования устойчивого интереса к изучению предмета способом переключения с одного вида деятельности на другой.


Ожидаемые результаты работы по программе:
Получить первоначальные знания по предмету

Учащиеся должны научиться излагать свои знания в письменной и устной форме

Уметь применять на практике полученные знания и умения

Появление потребности в саморазвитии и самостоятельности в обучении

Участие в школьных неделях биологии, географии и экологическом двухмесячнике.

Выступления на уроках с дополнительным материалом

Развитие креативности учащихся

Развитие разнообразных компетенций :

Предметные - получение учащимися знаний по предмету

Коммуникационные - умение общаться, работать в группах

Информационные - умение работать с информацией (находить, анализировать, сравнивать).
Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:
Основные среды жизни и их характеристики;

Оперировать основными экологическими понятиями;

Краснакнижных представителей флоры и фауны;

Приспособленность живых организмов к сезонным изменениям природы;
Учащиеся должны уметь:
Делать описание наблюдений, правильно оформлять рисунки, таблицы.

Проводить наблюдения за отдельными живыми организмами, делать описание наблюдений;

Выявлять и описывать сезонные явления у растений и животных.

Применение знаний на практике

Участие в дебатах, конференциях

Развитие коммуникативных и креативных компетенций

Ожидаемые результаты работы по программе и методика его оценки.
В результате работы по программе у школьников будут, развиваются коммуникативные навыки, средства эмоционального самовыражения и проблемность мышления. Учащиеся должны стать неравнодушными к природной среде, к будущему мира, должны научиться излагать свои мысли в устной и письменной форме, уметь выслушивать других и отстаивать свою точку зрения, уметь применять на практике приобретенные знания, в том числе разрабатывать алгоритмы решения конкретных экологических ситуаций, уметь работать в коллективе и самое главное - стремиться к саморазвитию, уметь применять полученные знания и навыки из других учебных предметов. А также в качестве планируемого результата может быть успешное выступление учащихся на олимпиадах и других мероприятиях естественнонаучного цикла.

Существует система контроля знаний полученных детьми на занятиях: тестовый контроль, решение нестандартных экологических заданий и ситуаций, семинары, игра - "интеллектуальное казино". Кроме того, как форма контроля могут быть использованы районные и школьные олимпиады, творческие работы детей.

Форма контроля:
Семинары

доклады

тесты

мониторинги

викторины
Оценка результативности программы:
Показателями результативности программы могут служить:

Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ

Участие школьников в экологических конкурсах

Динамика участия школьников в экологических конкурсах

Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы

Результаты мониторинга и анкетирования детей

Оценка результативности:

Обратная связь

Самооценка и рефлексия

Тестирование и анкетирование (Проводятся на протяжении всего курса)

Защита проектов
Учебно-наглядный комплекс:

  • Рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя, учебные пособия, книги, журналы, схемы, видеофильмы, муляжи, CD диски.

Методическое обеспечение:

  • Видеофильмы: "Экологический альманах", "Биосферный заповедник", "Дороги жизни", "Большая охота", "Продолжение рода" и т.д.;

  • Аудиокассеты: "Времена года", "Голоса птиц и редких животных", "Шумы моря", "Альпийская вьюга" и т.д.;

  • Энциклопедии "Птицы", "Кирилла и Мефодия", "Взаимное влияние живых организмов", "Влияние человека на природу"

  • Диски «Красная книга Ставропольского края»

  • Раздаточный материал;

  • Определители;

  • Методические пособия;

  • Учебники;

  • "Жалобная книга природы";

  • Правила поведения в природе.


Учебно-тематический план




Название темы

Количество часов

Практическая деятельность

Выход темы

Тема № 1. Введение в экологию (3 часа)


1

Наука – экология


1







2

Что изучает экология?


1







3

Основы экологии


1







Тема № 2. Жизнь в сообществах ( 4 часа)


4

Жизнь в сообществах. Знакомство с царством Бактерий

1







5

Жизнь в сообществах. Знакомство с царством Грибов

1




Грибы и лишайники как особые группы живых существ; разнообразие грибов и

лишайников

6

Жизнь в сообществах. Знакомство с царством Растений

1




Многообразие растений: знакомство с интересными представителями изученных на уроках природоведения групп растений

7


Жизнь в сообществах. Знакомство с царством Животных

1




Многообразие животных: черви, моллюски, ракообразные (речной рак, краб, мокрица), паукообразные (пауки, сенокосцы, скорпионы)

Тема № 3. Основные экологические факторы (4 часа)


8

9

Экологические

факторы

2







10

Классификация экологических факторов


1







11

Влияние экологических факторов на организмы. Адаптации.


1







Тема № 4. Биотические факторы ( 3 часа)


12

Взаимоотношения между живыми организмами

1




Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы

13

Взаимополезные отношения между животными


1







14

Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам.


1







Тема № 5 Красная книга Ставропольского края (3 часа)


15

16

Красная книга Ставропольского края. Растения

2




Подготовка к районному краеведческому конкурсу «Отечество»

17

18

Красная книга Ставропольского края. Животные

2




Вызвать интерес к углубленному изучению предмета, вовлечь одаренных детей в поисковую работу.

19

«Экологический светофор» - викторина


1







Тема № 6. Факторы среды организмов и приспособленность к ним (5 часов)


20

21

Сезонные изменения в окружающей среде. Влияние этих изменений на живые организмы.

2







22

Акция «Каждой птице, своя столовая»

1

Изготовление кормушек для птиц

Работа по изготовлению искусственных гнездовий для птиц

23

24

Книга рекордов природы.

2




Составление книги, используя дополнительные источники информации.

25

26

Экологические знаки

(в мире этикеток)

2

Сбор этикеток от различных товаров для исследования




Тема № 7. Экология жилища (5 часов)


27

Экология в нашем доме.


1

Удаление пятен в домашних условиях

Уметь обращаться с препаратами бытовой химии, использовать простейшие способы домашней химчистки

28

Основные загрязнители домашней среды








Влияние загрязнения домашней среды на здоровье человека Пути попадания вредных веществ в организм человека. Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье

29

Живые кондиционеры. Домашние питомцы.


1

Дизайн интерьера, умение ухаживать за домашними животными.




30

Мой дом - моя крепость (викторина)


1







31

Решение экологических задач. Викторина «Если бы да кабы…»

1

Работа с дополнительными источниками информации

Расширение экологических знаний

Тема № 8. Антропогенный фактор (4 часа)


32

Место человека среди живых организмов. Значение в жизни человека экологических факторов.

1







33

Влияние человека на окружающую среду воду, воздух, почву.

1




Изучение опыта освоения своего края, выявление положительных и отрицательных факторов воздействия человека на природу

34

35

"Спасти себя можно, лишь спасая природу!"

2

Изготовление стенгазет, памяток






Содержание программы:
Тема № 1. Введение в экологию
Введение. История развития науки. Природа живая и неживая. Азбука экологии. Предмет и задачи экологии. Определение понятия экология. Экологические знания как основа взаимодействия человека с окружающей средой, рационального использования природных ресурсов.
Тема № 2. Жизнь в сообществах
Царства живой природы. Полезные бактерии. Съедобные и ядовитые грибы. Царство растений и животных. Сообщества.
Тема № 3. Основные экологические факторы
Понятие экологического фактора. Разнообразие воздействий, которым подвергается организм. Классификация факторов: абиотические, биотические, антропогенные. Влияние экологических факторов на живые организмы. Понятие адаптации. Действие среды на организм.

Тема № 4. Биотические факторы
Основные типы взаимоотношений живых организмов. Взаимовыгодные отношения между организмами. Отношения, выгодные одним и безразличные другим организмам. Взаимоотношения живых организмов типа "хищник-жертва", "паразит-хозяин". Отношения живых организмов, при которых одни вытесняются другими (конкуренция). Сложность отношений живых организмов и их использование человеком.
Тема № 5. Красная книга Ставропольского края
Охраняемые растения: молочай, ковыль волосатик, ландыш майский, подснежник Воронова, рябчик русский, тюльпан Биберштейна и др. Особенности их внешнего строения и распространения, легенды и сказания, связанные с некоторыми из этих растений. Лекарственные растения (например, валериана, плаун, пижма, подорожник, тысячелистник, пастушья сумка, птичья гречишка ), их важнейшие свойства, правила их сбора. Охрана лекарственных растений.

Охраняемые животные: белый аист, гигантский слепыш, орлан белохвост, малый лебедь и др. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности данных животных и меры их охраны. (Перечень рассматриваемых видов может быть изменён учителем по его усмотрению.) Примеры активных действий человека по охране животного мира. Мысленное путешествие по ботаническим садам и зоопаркам (знакомство с 3-4 конкретными ботаническими садами и зоопарками нашей страны и мира по выбору учителя и учащихся).

Правовые документы. Животные и растения, занесенные в красную книгу, произрастающие и обитающие на территории поселка Ага-Батыр.
Тема № 6. Факторы среды организмов и приспособленность к ним
Температура как абиотический фактор. Влияние температуры на жизнедеятельность организмов. Перелеты птиц. Приспособления растений и животных к зимнему периоду.

Животные рекордсмены (самые, самые…)

Экологическая маркировка. Основные группы знаков на упаковках.

Практическая работа:

Закрепление знаний с помощью викторины

рассматривание упаковок от различных продуктов
Тема № 7. Экология жилища
Экология как наука. Понятие среды обитания. Среда жизни современного человека (материальная, социальная и их элементы). Факторы жилой среды. Воздействие на человека каждого из этих факторов.

Санитарно – гигиеническая роль растений. Озеленение – как способ повышения комфортности визуальной среды. Аквариум мечты.

Какие заболевания могут быть вызваны домашними животными?

Цвет вашего дома. Влияние цвета на самочувствие и здоровье человека.

Практическая работа:

подбор комнатных растений

подбор цветовой гаммы квартиры
Тема № 8. Антропогенный фактор
Место человека среди живых организмов. Значение в жизни человека экологических факторов. Влияние человека на окружающую среду воду, воздух, почву. "Спасти себя можно, лишь спасая природу!" Изготовление школьниками условных знаков к правилам поведения в природе и экологических памяток для своих младших товарищей и для взрослых.

Подготовка и проведение школьниками бесед, утренников, КВН экологического содержания, адресованных учащимся других классов или дошкольникам. Подготовка и проведение школьниками экскурсий в природу с учащимися других классов или дошкольниками.

Практическая работа:

изготовление памяток;

выпуск стенгазеты, буклетов.

Литература:

для учащихся

  1. Горелов А.А.Экология, М, 1998.

  2. Государственный доклад «О состоянии окружающей природной  среды Ставропольского края в 2001 году. Ставрополь, 2002.

  3. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента РФ от 1 апреля 1996 г № 440 «О концепции перехода Российской Федерации у устойчивому развитию».

  4. Одум Ю. Экология, М.: Мир, 1975.

  5. Физическая география Ставропольского края. Учебник для 6,8 кл.-Ставрополь,2003.

  6. Экология Ставропольского края. Учебник для 9-10 кл. Ставрополь, 2001.

для учителя

  1. Беликов Г.А. Занимательное путешествие. Ставрополь: Кн. изд-во, 1973

  2. Гниловской В.Г. Занимательное краеведение. Ставрополь: Кн. изд-во, 1974.

  3. Воронцов В. Каналы в степи. М.: "Колос", 1968. День моего города. Ставрополь. -М.: "Планета", 1976.

  4. По родному Ставрополью. /В.Гниловской, П.Резник, В.Скрипчинский; Ставрополь: Крайиздат, 1950.

  5. Природа Ставрополья. Ставрополь: Кн. изд-во, 1977.

  6. Программа действий. Повестка дня на XXI век и другие документы конференции в Рио-де-Жанейро в популярном изложении. Женева, Центр,»За наше общее будущее», 1993.

  7. Овдиенко Н.И. Новые взгляды на экологическое краеведение //Новые направления в непрерывном эколого-биологическом дополнительном образовании Ставрополь: ИРО, 1997.

  8.  Сухарев Г.М., Тарануха Ю.К. Полезные ископаемые Кавказа. М.: "Недра", 1979.

  9. Фауна Ставрополья: Межвузовский сборник научных трудов. -Вып.6. Ставрополь, СГПУ, 1995.

  10. Хохлов А.Н. Животный мир Ставрополья. (Состав и распределение наземных позвоночных). Учебное пособие к спецкурсу для инновационных учебных заведений).Ставрополь, 1993.

  11. Экономическая география Ставропольского края. Учебник для 9 кл. Ставрополь: Кипро, 1995.

  12. Экскурсии по Ставрополью. Ставрополь: Крайиздат, 1951.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconРабочая программа по истории для 7 класса соответствует примерной...
Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Основные содержательные линии учебной рабочей программы...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconРабочая программа по технологии представляет собой целостный документ,...
Работана для обучения школьников 5 – 8 классов и рассчитана на 68 час в 5 – 8 классах. Для 8 – го класса программа составлена из...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для общей школы и рассчитана на один год обучения в IX класс (34 часа). Данная рабочая программа разработана...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconРабочая программа по обществознанию для 8 класса составлена на основе...
Н. И., Иванова Л. Ф., Матвеева А. И. Л. Ф. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. «Просвещение»....
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconРабочая программа учебного курса по биологии для 9 класса Учителя архиповой анны николаевны
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconРабочая программа по биологии для 9 класса учителя биологии
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа элективного курса «Геометрия на плоскости» предназначена для учащихся 10А класса (информационно – технологического профиля)...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года (таблицы №1 -4). Программа рассчитана на 34 часа в год...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconПрограмма кружка по страноведению на английском языке для 8 класса...
Программа кружка по страноведению «Путешествуем по Великобритании» предназначена для учащихся 8 класса и рассчитана на 64 часа (2часа...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по физической культуре для 6а класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Программа по физической культуре для 5 класса рассчитана на 102 часа (3 часа в неделю)
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рабочая программа предназначена для реализации процесса обучения школьников на этапе полного (среднего) образования в условиях общеобразовательного...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данная программа рассчитана на 3 года (2 часа в неделю, 72 часа в год) и предназначена для учащихся 8-10 классов. Направленность...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconРабочая программа по истории для 8 класса составлена в соответствии...
Рабочая программа предназначена для обучающихся 8-х классов основной общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 70 часов...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconРабочая программа по предмету география Для 6 класса (индивидуальное обучение 4 часа в год)
Образовательной программе школы. В заочной школе программа 6 класса рассчитана на 35 часов (1 раз в неделю). Индивидуальное обучение...
Программа предназначена для организации экологического образования школьников 6 класса. Рассчитана на 34 часа iconРабочая программа по английскому языку для 8 класса на 2013-2014 учебный год
Настоящая рабочая программа для 8 класса разработана на основе учебного курса под ред. Афанасьевой «Новый курс английского языка...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск