Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята»





Скачать 71.62 Kb.
НазваниеТема. М. М. Пришвин «Ребята и утята»
Дата публикации21.09.2014
Размер71.62 Kb.
ТипКнига
100-bal.ru > География > Книга








Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята»

Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .

Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор

Ход урока

I. Орг. момент

-Ребята, отгадайте загадку.

Не дерево, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не растение, а с корешком

Не человек, а с разумом. (Книга)

-Правильно. Скажите, ребята, а зачем человеку книги?

Книга действительно наш лучший друг, т.к. знакомит нас с окружающим миром, учит и воспитывает в нас добро, уважение, любовь к природе и многое другое.

II.Проверка домашнего задания.

1.А теперь давайте обратимся к нашей книге, и проверим как вы подготовили д/з.

- Какую тему мы начали с вами изучать?

- Кого называют братьями нашими меньшими?

2.Выразительное чтение стихотворений.

- Кто знает историю, когда животные воспитывали не своих детёнышей? («Гадкий утёнок», «Маугли»)

III.Изучение нового материала

1. Вводное слово учителя.

-Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь. Самое удивительное явление на Земле и самое уязвимое.

2.Сообщение темы и целей урока.

Умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем.

3. Знакомство с биографией писателя

М.М.Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Родился в Елецком уезде Орловской губернии. С детства любил много читать и путешествовать. Так в 12 лет, начитавшись книг о путешествиях, Пришвин с тремя друзьями совершает свое первое путешествие-побег в Азию. Конечно же, беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось. И после каждого путешествия появлялась книга или какие-то заметки .За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником, учителем ,библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе.

4. Актуализация знаний.

-Отгадайте, о ком будет произведение?

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница

Впереди корабль идет

За собою всех ведет.

( Утка с утятами)
- Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята».

5. Словарная работа.

-Ребята, нам в тексте встретятся слова, над значением которых нужно поработать.

Чирок-свистунок

Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно- охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с рыжими пестринками. Чирок-свистунок -одна из самых обычных уток, широко распространенных по всей России. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам. Встречается и у нас.

- Узнаете эту уточку, если встретите?

-Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе.

ХОЛМ – небольшой бугорок

ВЕРСТА – русская мера длины, равная 1, 06 км

КУЗНИЦА – место, где работает кузнец.

ПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле.

ВОДА СПАЛА – стало меньше воды.

6. Прослушивание рассказа

-Сейчас мы с вами прослушаем рассказ Пришвина в исполнении известного артиста.

Послушав рассказ, вы ответите мне на вопросы:

- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит?

7. Подготовка к чтению рассказа

- Прочитайте слова на доске. Сначала по слогам, затем целыми словами:

раз-ли-ва-лось – разливалось

заш-вы-ря-ли – зашвыряли

пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала

ве-ли-чай-шем – величайшем

дейст-ви-тель-но – действительно

об-ра-до-ва-лись – обрадовались

про-дол-жа-ла – продолжала

пу-те-шест-ви-е – путешествие

за-пы-лён-ны-е – запылённые

радостно – непроизносимая буква Т

-Ребята, как вы думаете, как автор разговаривал с мальчиками? (Строго, очень сердито)

-С какой интонацией будем читать его слова?

-С какой интонацией будем читать заключительные слова мальчиков, когда они прощаются с утятами? (Радостно, весело)

8. Первичное чтение детьми

9. Работа по содержанию.

-Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса?

-Каким был этот путь?

-Как Пришвин по-другому называет уточку?

- Кого уточка считала опасным для своих детей?

- Как она оберегала птенцов, прочитайте.

- Какой она была матерью?

- Как вела себя уточка, когда ловили её утят, прочитайте?

Вам её жалко?

- А какое чувство пережили утята?
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
Мама!
А ваша мама переживает за вас?

– Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

-А зачем ребята стали ловить утят?

-Смогли ли они объяснить свой поступок?

-Какое приказание им дал взрослый?

-Как они его выполнили?

-Что делали бы вы, оказавшись рядом?

-Что можно сказать о ребятах?

-Как их назвал рассказчик? (Глупышами, автор не ругал их, а строго приказал отпустить утят и объяснил им, как труден путь к озеру.) Эта забава могла закончиться трагедией для утят.

-Можно ли сказать, что на самом деле ребята были жестокими? (они даже обрадовались приказанию рассказчика возвратить утят)

– Как шла уточка-мать в начале рассказа?

- А почему сейчас она побежала впереди?
Хотела быстрее увести детей от врагов.
– Как Пришвин попрощался с утятами?
– Что он сделал при этом?
– Докажите строчками из произведения.
– Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу?
Знак уважения.
Перед кем этот знак уважения?
-Вызывают ли сочувствие действующие лица рассказа? Кто именно? А кто нет? Почему?

Физминутка

10. Работа в парах с пословицами.

-У вас на партах лежат пословицы, вы должны их продолжить. Работать будем в парах. И вы должны будете посоветоваться и ответить к кому из героев рассказа подходит каждая пословица. И почему?

Умел ошибиться – умей и поправиться.
-За правое дело стой смело!

IV. Закрепление.( работа с пультами)

Тест.

1.Сколько утят было у утки?

а) 3;

б) 5;

с)4.
2. Где сидела и волновалась уточка?

а)за холмиком;

б) за горой;

с)за деревом.
3. По какому полю продолжала своё путешествие семья уточки?

а) по пшеничному;

б) по ржаному;

с)по овсяному.
IV.Подведение итогов урока.

Итоговая беседа учителя с классом.

Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами рассказа, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, и как сказал Н. Сладков, нас связывает с меньшими братьями общее – жизнь)

- Чему научил М. Пришвин ребят и нас всех своим рассказом?( Не совершать бездумных поступков. Любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь)

8) Заключительное слово.

– Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: Мои молодые друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес,степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину".

- Сейчас мы с вами прослушаем детскую песенку Шаинского “ Не дразните собак”.
( Прослушивание произведения.)

- Как вы думаете, почему я предложила именно это произведение вам прослушать?
-Наш урок я предлагаю закончить вот таким наказом:

Мы, дети, будущее Дона

Земли любимой сохраним дары.

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они.

На планете мы останемся одни.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда!

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconТема: М. М. Пришвин «Ребята и утята» Цель: познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина
Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным...
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс)
Методическая разработка урока составлена по программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Н. В. Головановой. Урок из разделов «О братьях...
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок литературного чтения по теме М. Пришвин "Ребята и утята"
Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М. М. Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения;...
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconОлимпиадные задания по русскому языку в 11 классе. Задание 1
Укажите, какие языковые средства использует М. М. Пришвин для описания камня (Пришвин «Камень – сердце»)
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconТема: М. М. Пришвин «Изобретатель»
Как вы думаете, почему я начала урок с викторины о животных? (будем читать произведение о животных)
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок №2 тема: лес и его обитатели задачи
Ребята, сегодня продолжаем тему «Лес и его обитатели». Посмотрите видеофильм и назовите птиц, которых вы узнали. Ребята, которые...
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок начинается со вступительной беседы. Учитель: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока восстание декабристов. Эпиграфом к уроку...
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок : Окружающий мир. Тема урока : Свойства снега и льда
Краткое описание: с использованием цифрового микроскопа, у учащихся появляется интерес к исследованию,с помощью которого ребята самостоятельно...
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconКонспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема...
Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1)
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок Литературное чтение. "М. Пришвин "
М. М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными...
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» icon«Любить природу – это значит любить Родину» М. Пришвин
Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие бережного отношения к окружающей среде
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconТема №9. Философия истории. Цивилизация. Глобальные проблемы человечества
Тема проекта «История календарей» выбрана учащимися 3 класса не случайно. Ребята заинтересовались историей календарей, их разнообразием,...
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок по русскому языку тема: «Словарное богатство русского языка»
Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о лексическом богатстве русского языка. Такова тема...
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconУрок русского языка, 6 класс. Тема урока: «употребление наклонений»
Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучать наклонения глаголов. Тема сегодняшнего урока «Употребление наклонений»
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconPeople speak English all over the world
Ребята, это прозвучал не только ответ на мой вопрос, но и тема нашего урока! Как вы думаете как будет звучать тема нашего урока?
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» iconТема занятия
Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас при­ветствовать на игре «Счастливый случай»!


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск