Скачать 71.62 Kb.
|
Тема. М. М. Пришвин «Ребята и утята» Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней; познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование, коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка . Оборудование: презентация к уроку, компьютер, проектор Ход урока I. Орг. момент -Ребята, отгадайте загадку. Не дерево, а с листочками, Не рубашка, а сшита. Не растение, а с корешком Не человек, а с разумом. (Книга) -Правильно. Скажите, ребята, а зачем человеку книги? Книга действительно наш лучший друг, т.к. знакомит нас с окружающим миром, учит и воспитывает в нас добро, уважение, любовь к природе и многое другое. II.Проверка домашнего задания. 1.А теперь давайте обратимся к нашей книге, и проверим как вы подготовили д/з. - Какую тему мы начали с вами изучать? - Кого называют братьями нашими меньшими? 2.Выразительное чтение стихотворений. - Кто знает историю, когда животные воспитывали не своих детёнышей? («Гадкий утёнок», «Маугли») III.Изучение нового материала 1. Вводное слово учителя. -Мы живем на нашей планете и порой не замечаем, что нас окружает удивительный неповторимый мир природы. Мы живем в нем, и часто не видим очень многого. А рядом с нами живут братья наши меньшие. Они наши соседи и земляки. И нас связывает с ними общее-жизнь. Самое удивительное явление на Земле и самое уязвимое. 2.Сообщение темы и целей урока. Умению видеть прекрасное, любоваться красотой природы мы будем у замечательного писателя, удивительного человека, М.М.Пришвина, познакомимся с его произведением, будем читать, наблюдать, вспоминать, думать. Познакомимся поближе с писателем. 3. Знакомство с биографией писателя М.М.Пришвин прожил долгую, насыщенную событиями, жизнь. Родился в Елецком уезде Орловской губернии. С детства любил много читать и путешествовать. Так в 12 лет, начитавшись книг о путешествиях, Пришвин с тремя друзьями совершает свое первое путешествие-побег в Азию. Конечно же, беглецов быстро вернули назад, но страсть к путешествием осталось. И после каждого путешествия появлялась книга или какие-то заметки .За годы своей жизни сменил много видов деятельности. Был агрономом, охотником, учителем ,библиотекарем. Писать начал в 30 лет. Пришвин был влюблен в свою Родину, в её красоту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. 4. Актуализация знаний. -Отгадайте, о ком будет произведение? Вдоль по речке, по водице Плывет лодок вереница Впереди корабль идет За собою всех ведет. ( Утка с утятами) - Итак, главными персонажами нашего рассказа будет утка с утятами, а произведение называется « Ребята и утята». 5. Словарная работа. -Ребята, нам в тексте встретятся слова, над значением которых нужно поработать. Чирок-свистунок Оказывается, существует очень много различных пород уток. Одна из них- чирок-свистунок. Это самая маленькая из речных уток, вес её всего 200-500гр. Самец весной имеет коричнево- рыжую голову с черно-зеленой полоской и белой полоской по бокам. Зоб бледно- охристый с черными пятнышками. Бока серые с темным струйчатым рисунком. Самка темно- бурая с рыжими пестринками. Чирок-свистунок -одна из самых обычных уток, широко распространенных по всей России. Утка гнездится по заросшим озерам, берегам рек, прудам и болотам. Встречается и у нас. - Узнаете эту уточку, если встретите? -Именно с такой уточкой мы сегодня встретимся в рассказе. ХОЛМ – небольшой бугорок ВЕРСТА – русская мера длины, равная 1, 06 км КУЗНИЦА – место, где работает кузнец. ПАРОВОЕ ПОЛЕ – отдохнувшее поле. ВОДА СПАЛА – стало меньше воды. 6. Прослушивание рассказа -Сейчас мы с вами прослушаем рассказ Пришвина в исполнении известного артиста. Послушав рассказ, вы ответите мне на вопросы: - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему вы так считаете? Чему он учит? 7. Подготовка к чтению рассказа - Прочитайте слова на доске. Сначала по слогам, затем целыми словами: раз-ли-ва-лось – разливалось заш-вы-ря-ли – зашвыряли пе-ре-лё-ты-ва-ла – перелётывала ве-ли-чай-шем – величайшем дейст-ви-тель-но – действительно об-ра-до-ва-лись – обрадовались про-дол-жа-ла – продолжала пу-те-шест-ви-е – путешествие за-пы-лён-ны-е – запылённые радостно – непроизносимая буква Т -Ребята, как вы думаете, как автор разговаривал с мальчиками? (Строго, очень сердито) -С какой интонацией будем читать его слова? -С какой интонацией будем читать заключительные слова мальчиков, когда они прощаются с утятами? (Радостно, весело) 8. Первичное чтение детьми 9. Работа по содержанию. -Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? -Каким был этот путь? -Как Пришвин по-другому называет уточку? - Кого уточка считала опасным для своих детей? - Как она оберегала птенцов, прочитайте. - Какой она была матерью? - Как вела себя уточка, когда ловили её утят, прочитайте? Вам её жалко? - А какое чувство пережили утята? – Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали? – А какое слово вы кричите, когда боитесь? – Мама! – А ваша мама переживает за вас? – Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает. -А зачем ребята стали ловить утят? -Смогли ли они объяснить свой поступок? -Какое приказание им дал взрослый? -Как они его выполнили? -Что делали бы вы, оказавшись рядом? -Что можно сказать о ребятах? -Как их назвал рассказчик? (Глупышами, автор не ругал их, а строго приказал отпустить утят и объяснил им, как труден путь к озеру.) Эта забава могла закончиться трагедией для утят. -Можно ли сказать, что на самом деле ребята были жестокими? (они даже обрадовались приказанию рассказчика возвратить утят) – Как шла уточка-мать в начале рассказа? - А почему сейчас она побежала впереди? – Хотела быстрее увести детей от врагов. – Как Пришвин попрощался с утятами? – Что он сделал при этом? – Докажите строчками из произведения. – Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? – Знак уважения. – Перед кем этот знак уважения? -Вызывают ли сочувствие действующие лица рассказа? Кто именно? А кто нет? Почему? Физминутка 10. Работа в парах с пословицами. -У вас на партах лежат пословицы, вы должны их продолжить. Работать будем в парах. И вы должны будете посоветоваться и ответить к кому из героев рассказа подходит каждая пословица. И почему? – Умел ошибиться – умей и поправиться. -За правое дело стой смело! IV. Закрепление.( работа с пультами) Тест. 1.Сколько утят было у утки? а) 3; б) 5; с)4. 2. Где сидела и волновалась уточка? а)за холмиком; б) за горой; с)за деревом. 3. По какому полю продолжала своё путешествие семья уточки? а) по пшеничному; б) по ржаному; с)по овсяному. IV.Подведение итогов урока. Итоговая беседа учителя с классом. Почему автор назвал рассказ «Ребята и утята»? (Автор делает ребят и утят главными действующими лицами рассказа, подчеркивая, что мы живем все вместе, рядом, и как сказал Н. Сладков, нас связывает с меньшими братьями общее – жизнь) - Чему научил М. Пришвин ребят и нас всех своим рассказом?( Не совершать бездумных поступков. Любить природу, уметь охранять и беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитывать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь) 8) Заключительное слово. – Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание: Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес,степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину". - Сейчас мы с вами прослушаем детскую песенку Шаинского “ Не дразните собак”. ( Прослушивание произведения.) - Как вы думаете, почему я предложила именно это произведение вам прослушать? -Наш урок я предлагаю закончить вот таким наказом: Мы, дети, будущее Дона Земли любимой сохраним дары. Дерево, цветок, трава и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они. На планете мы останемся одни. Нор звериных, птичьего гнезда Разорять не будем никогда! Пусть птенцам и маленьким зверятам Хорошо живётся с нами рядом. |
Тема: М. М. Пришвин «Ребята и утята» Цель: познакомить детей с творчеством М. М. Пришвина Писать он начал в 30 лет, этому предшествовал длительный период накопления впечатлений, когда писатель путешествовал по северным... | Урока литературного чтения по темам: М. М. Пришвин «Ребята и утята» (2 класс) Методическая разработка урока составлена по программе Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, Н. В. Головановой. Урок из разделов «О братьях... | ||
Урок литературного чтения по теме М. Пришвин "Ребята и утята" Цель: организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М. М. Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения;... | Олимпиадные задания по русскому языку в 11 классе. Задание 1 Укажите, какие языковые средства использует М. М. Пришвин для описания камня (Пришвин «Камень – сердце») | ||
Тема: М. М. Пришвин «Изобретатель» Как вы думаете, почему я начала урок с викторины о животных? (будем читать произведение о животных) | Урок №2 тема: лес и его обитатели задачи Ребята, сегодня продолжаем тему «Лес и его обитатели». Посмотрите видеофильм и назовите птиц, которых вы узнали. Ребята, которые... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Урок начинается со вступительной беседы. Учитель: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока восстание декабристов. Эпиграфом к уроку... | Урок : Окружающий мир. Тема урока : Свойства снега и льда Краткое описание: с использованием цифрового микроскопа, у учащихся появляется интерес к исследованию,с помощью которого ребята самостоятельно... | ||
Конспект урока по русскому языку в 6 классе. Учитель: Ребята, тема... Учитель: Ребята, тема сегодняшнего урока «Обобщение по теме «Имя прилагательное». ( Слайд №1) | Урок Литературное чтение. "М. Пришвин " М. М. Пришвина; организовать эмоционально-эстетическое восприятие; учить формировать идею произведения; познакомить с художественными... | ||
«Любить природу – это значит любить Родину» М. Пришвин Цель: формирование ответственного отношения к природе, развитие бережного отношения к окружающей среде | Тема №9. Философия истории. Цивилизация. Глобальные проблемы человечества Тема проекта «История календарей» выбрана учащимися 3 класса не случайно. Ребята заинтересовались историей календарей, их разнообразием,... | ||
Урок по русскому языку тема: «Словарное богатство русского языка» Вступительное слово учителя: «Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о лексическом богатстве русского языка. Такова тема... | Урок русского языка, 6 класс. Тема урока: «употребление наклонений» Здравствуйте, ребята! Мы с вами продолжаем изучать наклонения глаголов. Тема сегодняшнего урока «Употребление наклонений» | ||
People speak English all over the world Ребята, это прозвучал не только ответ на мой вопрос, но и тема нашего урока! Как вы думаете как будет звучать тема нашего урока? | Тема занятия Учитель. Дорогие ребята ! Я рада вас приветствовать на игре «Счастливый случай»! |