Конспект урока по окружающему миру Грибы





Скачать 151.85 Kb.
НазваниеКонспект урока по окружающему миру Грибы
Дата публикации26.09.2014
Размер151.85 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > География > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Москакасинская средняя общеобразовательная школа»

Моргаушского района Чувашской Республики

Конспект урока по окружающему миру

Грибы.

Выполнила: учитель

начальных классов

Бирюкова Екатерина Александров

2013 г.


Предмет: окружающий мир.

Класс: 3

Тема урока: Грибы

Цель: расширить и систематизировать знания детей о грибах.

Задачи: Учить работать с информацией, формировать учебную деятельность.

Развивать мышление, внимание, творческие способности.

Развивать коммуникативную культуру учащихся.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Технология критического мышления.

Оборудование: мультимедийная презентация, тексты о грибах, тесты, правила работы в группах, рисунки грибов, ромашка Блума, строки стихотворения «Сыроежка», цветовые вееры.
Ход урока.

Организационный момент.
Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре,

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

- А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу слева, а он как только его примет правой рукой, быстро передаст пожатие левой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились.

(Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)

До меня сигнал дошел,

Начинаем разговор.
II. Повторение пройденного материала.

- Мы сегодня с вами совершим воображаемое путешествие в лес. А для этого мы должны четко представлять, куда мы идем.

- Ребята, а что такое лес? (Это место, где много деревьев).

- Совершенно верно, это природное сообщество, где растут не только деревья и кустарники, но и травянистые растения, живут разнообразные животные.(1 слайд)

- Какое значение имеет лес в природе? (Дом для растений и животных, он дарит кислород для дыхания, сохраняет водоемы и почву, имеет лекарственные растения, источник воды и пищи).

- А для нас, человека, какое значение имеет лес? (Место отдыха, источник топлива, древесины, источник воды, пищи, лекарственных растений и свежего воздуха).(2 слайд)

- Итак, мы отправляемся в лес на природу.

(Звучит фонограмма «Голоса леса»).

- Кстати, почему я вам не предлагаю спеть песню или включить магнитофон, чтобы было веселее идти? (В лесу нельзя шуметь, иначе птицы и звери разбегутся).

- Молодцы!

- А давайте вспомним, что такое природа? (Природа – это то, что нас окружает и не создано руками человека).

- Правильно.

- Какая бывает природа? (Живая и неживая).

На интерактивной доске появляется схема

(3 слайд)
Природа

живая

неживая

- Чем отличается живая природа от неживой? (Дышит, питается, растет, размножается и умирает).

- Сейчас я проверю, как вы хорошо различаете живую и неживую природу. Поиграем в игру «Кто внимательный?» Я называю явления живой или неживой природы, а вы будете хлопать в ладоши, если речь пойдет о живой природе, а если, неживая природа, будете сидеть молча. Готовы?

(Проводится игра: радуга, дерево, трава, камни, птицы, звезды, звери…).

- Молодцы. Какие вы внимательные!

- Ребята, а на какие два мира можно разделить живую природу? (На мир

животных и растений).
Схема пополняется (4 слайд)

неживая

живая

Природа
растения

животные
III. Сообщение темы и задач урока.

- Во время нашей лесной прогулки мы обратим особое внимание на то, о чём говорится в загадке: (5 слайд)

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой.

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

- Что это? (это гриб). Верно. Речь пойдет о грибах.(6 слайд)

- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в лес. (7 слайд) Мы должны выяснить с вами где, когда и как надо собирать грибы, какие из них съедобные и несъедобные и что дальше делать, если отравился грибами. Будьте очень внимательны.

- Существует даже целая наука, посвященная её изучению. Она называется «микология».(8 слайд)

На доске: микология

«микос» - гриб, «логос» - наука.

- Как можно перевести «микология» с латыни? (Наука о грибах).

- Кто из вас когда-нибудь собирал грибы? (Да).

- Раз вы такие опытные грибники, скажите, какие грибы вам известны?

(Опята, белый гриб, мухомор и т.д.) (9слайд)

- Я вижу, что вы вполне готовы, тогда давайте возьмем воображаемые лукошки и отправимся на «тихую охоту».

- Ребята, а кто знает, что означает «тихая охота»? Послушайте, что об этой охоте сказал писатель Сергей Аксаков .Я читаю отрывок.

-В числе разнообразных охот человеческих имеет своё место и смиренная охота ходить по грибы. Хотя она не может равняться с другими охотами, более оживлёнными, но может соперничать со многими. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскивать, следовательно, можно и не находить, тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить».

IV. Изучение материала.

- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).

- Почему? (Они растут на земле).

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

- Есть ли они у грибов? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так «не умеют».

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

- А к миру животных? (Тоже нет).
- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

IV. Физкультминутка. (звучит музыка)

Кăмпара.

1.Тупрăм эпĕ вăрманта, вăрманта

Ăвăс кăмпи, сар кăмпа, сар кăмпа.

Тупрăм хыр кăмпи, шурри, уплюнкка

Туп –тулли ман карçинкка, карçинкка.

2. Тупрăм эпĕ вăрманта, вăрманта

Хурăн кăмпи, ут тутти, ут тутти.

Тупрăм кăрăç, яка кăмпа, шур кăмпа

Шур кăмпа вăл – чи тутли, чи тутли.

V. Стадия вызова

Ребята, у вас на партах лежат таблицы. Заполните таблицу, проставьте + или – в первый столбик (индивидуальная самостоятельная работа)

«Верите ли вы, что…»

Вспомните, что известно о грибах, сделайте предположения.

VI. Осмысление (работа с новой информацией, активное чтение)

1. - А теперь вам нужно прочитать текст «Грибы» (тексты у каждого на столе)

Самостоятельная работа с текстом.

2. Работа со словарем по строению гриба:

грибница или мицелий

плодовое тело

пластинки СЛАЙД (строение гриба)

- А теперь вернитесь к тесту «Верите ли вы…», поставьте + или – во втором столбике. Сравните с тем, что было у вас в первом столбике.

Что вы узнали нового из текста?

- Грибы считали растениями. Это не так. Ученые по грибам предложили выделить их в особое царство. Это царство Грибов!

- Чем грибы отличаются от растений?

1.Грибы не имеют зелёной окраски.

2.Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества.
- Каково строение гриба?

- Что называют грибницей? Грибница – это и есть сам гриб. То, что на поверхности, - только его плод. Мы собираем его плодовое тело. Грибница растет более 100 лет, а гриб появляется лишь на 3 – 7 дни. Плодовые тела у разных грибов могут быть очень разнообразными.

-Как грибы размножаются?

На шляпке гриба образуется много – много (миллионы) спор, они прорастают и образуют грибницу – похожее на паутину сплетение нитей. Чтобы грибница росла, необходимы: тепло, воздух и влага.

- А есть грибы, плодовые тела которых похожи на зонтик, цветы, мячики, бокальчики, камни. Посмотрите на такие необычные грибы – дождевик, строчок, трюфели на стр. учебника.

-Есть грибы- карлики. Они очень – очень маленькие, которые вам хорошо известны, очень нужные человеку Дрожжи – грибы(различимы только под микроскопом). Из них делают тесто для хлеба.

Плесень – это гриб. Из плесневых грибков добывают пенициллин- лекарство, антибиотик.

-Есть ли взаимосвязь между грибами и деревьями, кустарниками?

-Что грибница всасывает из почвы? (Влагу с солями (питательные вещества), которую отдает деревьям.)

Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар.

Корни их срастаются и питают друг друга. Эта дружба полезна грибам и деревьям.

Если же грибы растут на живых деревьях, то они очень вредны. Зараженные грибом деревья могут погибнуть.

- Какие бывают грибы?

Презентация грибов.
-Шляпочные, которые состоят из шляпки и ножки.

Шляпочные грибы - это небольшая часть царства грибов. - А догадаетесь ли вы, с какими грибами часто встречаетесь дома и видели их много раз, но не догадывались или не знали, что они – грибы.

Всходит ли тесто на дрожжах, появляется ли на хлебе пятно плесени, пьём ли прохладный квас, получаем ли укол антибиотиков - нигде не обошлось без встречи с грибами. Это самые знакомые и самые таинственные существа.

К этому уроку мы с группой ребят провели наблюдения - расскажите о них.

1 ученик – Я выращивал на хлебе белую плесень. Для этого взял кусочек белого хлеба, положил в тарелку на чуть влажную ткань, и закрыл другой тарелкой, поставил в тёплое место. Через несколько дней на хлебе появился белый пушок, а затем он стал чернеть, и даже появились чёрные шарики. Из энциклопедии я узнал, что это плесневый гриб. Называется – мукор, а белый пушок - это его грибница. (17-18 слайды)

Дать рассмотреть каждой группе.
Практическая работа с микроскопами.

Рассмотрите плесень под микроскопом и докажите, что я права. (Под микроскопом видно, что она имеет такое же строение, как и шляпочный гриб). - Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы).

- Можно назвать ее грибом? (Да).

- Можно ли назвать плесень шляпочным грибом? (Нет).

- Почему? (У нее нет шляпки).

природа

- Совершенно верно. Этот вид грибов называется «плесневые» Знали ли вы об этом?плесневые

шляпочные

грибы

животные

растения

живая

неживая

Дополняется схема(19 слайд)
2 ученик - Я выращивал зелёную плесень на мандарине. Для этого взял мандарин, и положили в тёплое, влажное место. Через несколько дней на нём стала появляться зелёная плесень. Из справочной литературы я узнал, что это пеницилл. Этот плесневый гриб разводят специально, чтобы получать лекарство- пенициллин.(20 слайд)

Это лекарство как раз изготавливают из плесневых грибов.

Демонстрирую упаковку таблеток.

Существуют различные грибы паразиты. Это трутовики.(слайд21).Фитофтора (слайд22),головня. (слайд23).

- А люди используют грибы в пищу? (Да).

- Что они с ними делают? (Жарят, варят, сушат, солят, тушат, маринуют).

- Правильно. Молодцы.

- Я пришла к вам с непустыми руками,

Я пришла с грибами. (показ банки с маринованными грибами).

- Как вы думаете, где и когда я их собирала? (Осенью, в лесу).

- Совершенно верно. Люди и животные делают заготовки на зиму

Шляпочные грибы можно разделить на группы в зависимости от строения шляпки: Трубчатые и Пластинчатые.

-Какие грибы называют трубчатыми, а какие пластинчатыми?

– Трубчатыми их называют, потому что споры, с помощью которых они размножаются, находятся внутри мелких трубочек. (Белый гриб, подберезовик, подосиновик)

- Пластинчатыми их называют, потому что у них на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры. (Опята, рыжики, лисички, волнушки)

-Какой гриб считается царем грибов? Белый гриб – царь грибов.

- Каково значение грибов в природе?

1) Их любит собирать и есть человек;

2) Грибницей всасывают из почвы влагу с солями и отдают её деревьям;

3) разлагают листву, стволы погибших деревьев, образуя перегной;

4) Служат пищей животным, причем животные могут есть некоторые ядовитые грибы.

(кто может питаться грибами: мыши, птицы, белки, глухари, кабаны, ежи, лоси, улитки, человек.)

- Как нужно правильно собирать грибы?

1) Никогда не пробуй гриб на вкус! (Можно отравиться.) Что же делать при отравлении?

При отравлении грибами: 1) немедленно вызвать врача; 2) промыть желудок; 3) выпить активированный уголь.

2) Не знаешь гриб – не бери его! (Можно ошибиться и сорвать ядовитый гриб.)

3) Не собирай грибы у дорог и предприятий! (Гриб вбирает в себя ядовитые вещества.)

4)Не собирай старые, перезрелые грибы! (В них скапливаются продукты разложения, заводятся черви.)

5) Не собирай грибы с клубневидным утолщением, ножкой, окруженной оболочкой. (Как правило, это ядовитый гриб.)

6) Срезай гриб ножиком. (Чтобы не повредить грибницу.)

3.Составление кластера.

Закрепим полученную информацию. Составим кластер. СЛАЙД
Чем отличаются грибы от растений? Какие бывают грибы?

ГРИБЫ

Как размножаются грибы? Как надо собирать? Чем полезны?
- Какие вопросы вы могли бы задать классу по прочитанному тексту?

VII. Применение полученных знаний. Работа в группах.

Вспомним правила работы в группах.

Задания для групп:

1.Распределить грибы на 2 группы, используя полученную информацию (картинки грибов).

2.Составить стихотворение из цветных полосок, озаглавить его СЛАЙД

Ах, какие мы заметные,

Грибники для нас - гроза!

Шляпки наши разноцветные

Всем бросаются в глаза,

Как увидят нас, не мешкая,

Собирают всех подряд,

Называют сыроежками,

А сырыми не едят.

3.Составить вопросы о грибах, используя начало вопросов на ромашке (вопросы не должны повторять кластер)

-Как…? Почему…? Чем отличаются…? На что похожи…?

Правильно ли мы поняли…? СЛАЙД

4.Составить правила сбора грибов (правила тихой охоты), используя народную мудрость

Народная мудрость СЛАЙД

-Иди в лес с хорошим грибознатцем – с ним лукошко будет полным.

-Не выдирай грибочки – носи нож на цепочке.

-Выдранный с землей гриб – навек погиб.

Срезанный под корешок – даст приплода мешок.

Самостоятельная работа групп.

VIII. Рефлексия

1.Выступление представителей групп у доски.

(3 группа из всех составленных вопросов задает классу 1 вопрос по своему выбору, вместе с 4 группой подводим итог урока по составленному синквейну).
Мы возвращаемся с прогулки из леса. (Звучит музыка) СЛАЙД

Количество грибов с каждым годом уменьшается. Чтобы это предотвратить, не разрушайте грибницы, мох, который образуется в течении многих лет. Берегите природу!

VII. Подведение итогов урока.
- Давайте подведем итоги.
Вопросы: 1 группе: Грибы – это растения или животные? (Особое царство
природы). Назовите самый ядовитый гриб. (Бледная поганка).

2 группе: Какая часть грибов является самой важной? (Грибница). Можно ли палками и ногами сбивать ядовитые грибы? Почему?

(Ими лечатся животные).

3 группе: Какие бывают грибы? (Шляпочные и плесневые. Съедобные и

ядовитые). Что нужно делать при отравлении грибами?

- Посмотрите, как оказывается много можно сказать о самых, казалось бы, обыкновенных грибах!

- Сегодня мы так много узнали на уроке.

- Наше путешествие в царство грибов подходит к концу.

А теперь всем отдыхать!

- Все спасибо за хорошую работу!

VIII.Домашнее задание

- Прочитайте статью «В царстве грибов» (учебник, с. 118-122)
- Задание №4 в рабочей тетради. Поищите в дополнительной литературе материал о грибах и подготовьте маленькое сообщение о каком-нибудь грибе, желательно с рисунком или фотографией

3.Самооценка.

-Я предлагаю вам оценить свою работу.

-Если все поняли, на заготовленных желтых кружочках нарисуйте улыбающееся лицо, если было что-то непонятное, грустное.
Урок окончен. Всем спасибо.

- Сывă пулăр, ачасем!

- Сывă пулăр, Надежда Романовна!

- Сывă пулăр, хăнасем!

Приложение: 1

ГРИБЫ

Долгое время грибы считали растениями. Но это не так. В настоящее время их относят к царству Грибы. Верно ли это высказывание?

Давай вспомним, какого цвета грибы. Сколько не вспоминай, не найдешь зеленого гриба. Встречаются сыроежки зеленоватого оттенка, но и про них не скажешь «зеленые».

Теперь можно назвать первое отличие грибов от растений: грибы не имеют зеленой окраски.

Другое важное отличие: грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества. Они, как животные, поглощают готовые питательные вещества.

Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поляне и что мы собираем в корзины. Зеленоватый пушок плесени на забытом в шкафу куске хлеба - гриб. И всем известные дрожжи – грибы.

Значение грибного царства в природе велико. Почвенные грибы разлагают остатки растений, повышают плодородие почвы, образуют перегной и снабжают растения пищей. Их любит собирать и есть человек. Грибы служат пищей животным, причем животные могут, есть некоторые ядовитые грибы.

Если же грибы растут на живых деревьях, то они очень вредны. Зараженные грибом деревья могут погибнуть. В музеях грибы портят старые картины и рукописи.

Многие грибы очень «дружат» с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб – царь грибов, мы чаще находим в ельниках и березовых лесах. Рыжики – под соснами и елями. Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.

Белый гриб, подберезовик, подосиновик – шляпочные грибы. Их называют еще трубчатыми, потому что споры, с помощью которых они размножаются. Находятся внутри мелких трубочек. Опенки называют пластинчатыми грибами. У них на нижней стороне шляпки находятся пластинки, на которых образуются споры.

На шляпке гриба образуется много – много (миллионы) спор, они прорастают и образуют грибницу – похожее на паутину сплетение нитей. Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух и влага. Шляпочный гриб имеет ножку со шляпкой (плодовое тело) и грибницу.

Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов.

Знают настоящие грибники и грибные приметы. Хорошо собирать грибы в чистом лесу, далеком от вредных веществ, выхлопных газов. Никогда не пробовать гриб на вкус. Но лучше всего ими любоваться, не рвать их, пусть они украшают лес.



Верите ли вы, что…









  • Грибы - это растения.

  • Плесень – это грибы.

  • Гриб может дерево съесть.

  • У грибов есть царь.

  • Нет шляпочных грибов.

  • Опята – это пластинчатые грибы.

  • Грибы – это растительное мясо.

  • Грибы лечат.











Верите ли вы, что…









  • Грибы - это растения.

  • Плесень – это грибы.

  • Гриб может дерево съесть.

  • У грибов есть царь.

  • Нет шляпочных грибов.

  • Опята – это пластинчатые грибы.

  • Грибы – это растительное мясо.

  • Грибы лечат.










1. Самый ядовитый гриб в мире.

2. Подземная часть гриба в виде тонких нитей.

3. Этот гриб назван так за сходство с животным.

4. Гриб, который любит расти под берёзами.

5. А эти грибы бывают и красными, и желтыми, и фиолетовыми, и даже зелёными.

- Если вы отгадали все слова, у вас должно получиться ключевое слово. Это – грибы, тема нашего урока.

подосиновик.jpg image0030подосиновик

боровик.jpg Белый гриб – боровик
image0030 image0030


image0030 image0030

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему...
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект открытого урока по окружающему миру
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconИ. В. Кузьмин «29» августа 2013 года
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования...
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект урока по окружающему миру
Цели урока: изучить правила безопасности, которые необходимо соблюдать при общении с природой
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе
Цели и задачи изучения темы
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconРаботу
План-конспект урока с использованием групповых форм работы по окружающему миру в 3 классе
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе Тема урока Золотое кольцо России
Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект урока по окружающему миру в 3 классе по теме
План конспект урока биологии в 7 классе по теме «Сфагновый мох. Образование торфа»
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект урока по окружающему миру, 2 класс Тема урока: «Какие бывают растения?»
Задачи урока: развитие наблюдательности, устной речи и творческого воображения; воспитание любви к Родине и русской поэзии, к русскому...
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект открытого урока по окружающему миру в 4 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»
Цель урока дать общее представление о величайшей трагедии в истории России 20 века – Гражданской войне
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconПробный конспект урока в соответствии с требованиями фгос (Егорова...
Цель урока: развитие эстетического отношения к окружающему миру и к родному языку
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект открытого урока по окружающему миру Учитель
Оборудование: глобус, компьютер, проектор, экран, карточки с индивидуальными заданиями
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект урока по окружающему миру 4 класс «Куликовская битва»
Классный час – как одна из форм воспитательной работы в общеобразовательных учреждениях
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект урока по окружающему миру
С91 Природа. Введение в биологию и экологию. 5 класс: Методика для учителя.—М.: Вентана-Граф, 2005.—72 с
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект урока-открытия по окружающему миру 4 класс Тема: Зона арктических пустынь
Этот урок мы посвятим учёному и гражданину Н. И. Вавилову
Конспект урока по окружающему миру Грибы iconКонспект урока по окружающему миру для 1 класса
Задача: продолжить знакомство с творчеством Г. Х. Андерсена и со сказкой как жанром литературного произведения


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск