Скачать 195.53 Kb.
|
Содержание рабочей программы Паспорт рабочей программы 3 Пояснительная записка 4 Содержание программы по предмету 6 Требования к уровню подготовки учащихся 12 Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки 14 Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся 15 Материально – техническое обеспечение образовательного процесса 16 Лист изменений и дополнений 18 Приложение Календарно-тематическое планирование 2а класса Календарно-тематическое планирование 2б класса Паспорт рабочей программы Тип программы: программа начального общего образования. Статус программы: рабочая программа учебного курса. Назначение программы: – для обучающихся 2-х классов образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг; – для педагогических работников МБОУ «СОШ № 41» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования; – для администрации МБОУ «СОШ № 41» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования. Категория обучающихся: учащиеся 2 класса МБОУ «СОШ № 41». Сроки освоения программы: 1 год. Объём учебного времени: 34 часа. Форма обучения: очная. Режим занятий: 1 час в неделю. Формы контроля: текущий контроль. Пояснительная записка Рабочая программа по технологии составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: 1.Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования утвержденного приказом Минобразования России от 17.12.2010. № 1897 2.Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32). 3. Учебного плана МБОУ « СОШ № 41 » на 2013 -2014 учебный год. 4. Авторской программы общеобразовательных учреждений по технологииН.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой. Москва: «Просвещение», 2011 г. Программа и материал УМК рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю. Трудовое обучение в начальных классах – органическая составная часть единой системы обучения, воспитания и развития учащихся. Цели изучения технологии в начальной школе: – приобретение личного опыта как основы обучения и познания; – приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью; – формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда. Основными задачами курса: – духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями; – формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других; – формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности; – развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей, ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях; – формирование на основе овладения культурной проектной деятельности: внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание; умение переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания; коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности; первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений; первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках; творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов. Особенность данной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки. Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира. Технологические операции, которые осваивают учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы). Содержание программы по предмету Во 2 классе лейтмотивом содержания курса становится знакомство с видами профессиональной деятельности человека начиная с древних времен и осмысление их значения для общества. В учебнике представлена информация об основных профессиях и ремеслах, овладение которыми необходимо для жизнеобеспечения человека. Они возникли в прошлых веках и остались актуальными в наше время. Данный материал, по мнению авторов учебника «Технология. Человек, природа, техника», осуществляет предметную связь курса с историей России и изобразительным искусством, а также отражает один из культурологических аспектов обучения технологии во 2 классе. А главное — знакомство это происходит через призму практической деятельности. Таким образом, в процессе изучения предмета «Технология» ребенок познает природу, общество, мир во всем его единстве и многообразии. Еще одной важной особенностью курса «Технология» для 2 класса является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности. Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, анализ готового изделия, построение плана работы или использование плана, предложенного в учебнике, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т. е. приемов работы от замысла до презентации поделки. Использование в процессе обучения проектной деятельности создает условия для формирования общих учебных навыков (алгоритма учебных действий), навыков самоконтроля и самооценки, способствует формированию личностных качеств (аккуратность, внимательность, взаимопомощь и т. д.), позволяет научить детей общаться, развивать универсальные учебные действия. Логика подачи материала в УМК опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость: 1) постепенный переход от простой поделки до проекта через освоение технологии процесса; 2) обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное– КАК (последовательность и технология выполнения) делать; 3) обучение планированию всех видов деятельности — от самообслуживания до работы над проектом; 4) знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в сферах: – человек и земля; – человек и воздух; – человек и вода; – человек и информация; 5) рассмотрение взаимодействия компонентов в триединстве «человек – природа– техника». Таким образом, особенностью построения учебного курса «Технология» во 2 классе является то, что основные понятия предмета: наука технология, технологический процесс, инструменты, материалы, виды ресурсов, проект, результат труда, профессии, правила безопасности при работе и т. д.– представлены в комплекте не изолированно, а в целостной системе. И ребенок усваивает содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности: играя, конструируя, проектируя один, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Ученик не получает готовое задание, а сам вырабатывает его путем поиска информации, проведения опытов, наблюдений, обсуждая с товарищами, обучаясь вести диалог, делать выводы, проверять себя, демонстрировать итоги своей работы, результат своего труда– поделку, изделие, защищать проект на выставке, в классе, школе. В курсе «Технология» для 2 класса предлагаются задания с использованием бумаги, тонкого картона, пластилина или глины, природных материалов, ткани и ниток, упаковочного материала, фольги. Содержание этого предмета имеет практико-ориентированную направленность. Однако практическая деятельность является лишь средством развития социально значимых личностных качеств школьников, формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. При подборе материала для практической работы авторы исходили из следующих положений: – как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской; – использование общей конструкции для создания нескольких вариантов изделий с использованием творческих заданий; – знакомство с природой и возможностями использования ее богатств человеком; – ознакомление со свойствами материалов, инструментами и машинами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира; – первичное знакомство с законами природы, на которые опирается человек при работе; – преимущественно объемные изделия, работа над которыми способствует развитию пространственного видения, восприятия ребенка; – предлагаемые для изготовления изделия– объекты предметного мира, а не объекты природы (то, что создается человеком; природа же дает сырье и диктует законы); – в процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов; – в ходе практической работы ознакомление с условными линиями чертежа, с технологическими операциями:
лепка (шара и других форм). Все эти положения наиболее ярко могут быть отражены в работе над проектом. Учебник-практикум «Технология. Человек, природа, техника» разделен на четыре основные части, которые выделены цветом: – «Земля»– земное пространство; – «Вода»– водное пространство; – «Воздух»– воздушное пространство; – «Информация»– информационное пространство. В каждой части материал разделен на темы, которые отражены в колонтитулах. Тема разбита на рубрики: – название темы и постановка задачи; – краткое введение «Путешествуем во времени»; – основное содержание «Учимся новому» (упражнения, технологические задания, формы и компоненты обучения); – практическая работа «Делаем сами» или «Проводим эксперимент»; – информация к размышлению «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы); – выводы и обобщения «Подведем итоги»; –итоговый контроль «Проверим себя» (вопросы на закрепление материала). Изучение практически каждой темы урока в учебнике завершается работой над проектом. В учебнике дано название проекта, определена форма работы (индивидуальная, парная, групповая), кратко описан ход реализации проекта. Проектная деятельность– это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Приступая к работе над проектом, ученик должен, прежде всего, определить цель всей работы: зачем нужно создавать это изделие, почему мы делаем его как проект. Замысел проекта возникает внутри учебной деятельности как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата. В процессе работы параллельно решается задача речевого развития детей, выработки навыков анализа и планирования работы, поэтому следует обсудить с ними все этапы работы, обратив внимание на те из них, выполнение которых требует от учеников наибольших усилий. После завершения работы следует проанализировать и оценить выполненное изделие. Все это поможет ребенку осознать важность своего труда, осмыслить процесс выполнения работы, допущенные ошибки и достижения. Это послужит мотивацией к работе, будет способствовать развитию трудовых навыков учащихся, речи, познавательных способностей и умения учиться. С этой же целью полезно предлагать ребенку рассказать кому-то (брату, сестре, бабушке и др.), как он работал над изделием, что было особенно трудно, что получилось хорошо, а что не удалось. Под проектом традиционно понимается единство замысла и реализации. После определения цели требуется составить четкий, конкретный план работы. В учебнике планы всех изделий представлены в краткой форме под заголовком «План работы», приведен алгоритм его выполнения в фотографиях или рисунках. Это помогает ученику контролировать последовательность действий и распределять деятельность при групповой работе. Обязательно надо определить форму работы. Чаще всего это работа в группе, так как в данном случае она является наиболее продуктивной. Учитель должен не только распределить роли, обозначить, кто и что будет делать при выполнении плана, но и научить детей делать это самостоятельно. Разобрав план работы, можно приступать к его реализации, предварительно выбирая материалы, инструменты, повторить правила и приемы работы с материалами и инструментами. После реализации плана целесообразно оформить работу и провести ее презентацию. Такая работа способствует развитию речевых навыков учащихся, умений самоанализа и самоконтроля. Это может быть выставка поделок, демонстрация работ учителем или учащимися, оформление работы для папки достижений, но с одним обязательным условием – обсуждением и оценкой результатов работы. Презентация результатов проекта и его оценка являются обязательными компонентами проектной деятельности. При этом надо учитывать, что оценка является относительным понятием в этом возрасте и должна носить позитивный характер, т. е. указания на ошибки могут быть только в форме предложений по их исправлению. Работа над проектом включает в себя несколько этапов: – подготовительный (определение цели, постановка задач, анализ готового изделия, определение ресурсов, планирование работы); – реализация (самостоятельное выполнение работы по плану, промежуточное обсуждение результатов, оформление работы); – презентация результатов проекта (значимость работы, где и как ее можно использовать); – оценка результатов проекта (четкость выполнения плана и последовательность операций, использование материалов и инструментов, эстетичность работы, активность каждого участника, характер общения и взаимопомощи при выполнении работы, презентация работы). В процессе презентации изделия школьник учится строить монологическое высказывание, рассказывая о цели изготовления изделия и вариантах его использования. В ходе оценки проекта учащиеся должны научиться отвечать на вопросы: «Что нового вы узнали? Чему научились? Как вы это сделали?», т. е. научиться анализировать и оценивать свою работу. В данном методическом пособии в рамках отдельных уроков будут представлены конкретные примеры реализации проекта на уроке по такой схеме. Обучение работе над проектом позволяет развить различные способности ребенка: личностные, коммуникативные, технологические, социальные, художественные и др. Проектируя, ребенок учится формулировать цель, соотносить поставленную цель с условиями ее достижения, выстраивать программу действий в соответствии с собственными возможностями, добиваться реализации цели, безусловного завершения работы, различать виды ответственности внутри своей учебной деятельности. Обучение ребенка происходит в ходе практической работы. Учитывая это, необходимо предоставлять ребенку максимум самостоятельности, помогая ему при изготовлении некоторых изделий, а не выполнять вместо него ту часть работы, которая ему по силам. Здесь важен сам процесс изготовления, когда развитие произвольных движений руки действительно оказывает положительное влияние на развитие внимания, воли, аккуратности и мышления детей. При этом нужно позаботиться о том, чтобы работа вызывала положительные эмоции у детей (хвалить за каждую удачу, за выдержку и внимание, воздерживаться от нелестных замечаний и т. д.). Выполнение заданий потребует от ребенка определенных умений работы с пластилином, бумагой, тканями, красками, природными материалами и др. Описание уже изученных, а также осваиваемых во 2 классе приемов и правил работы инструментами учитель или родители найдут в приложении к данному пособию в виде памяток. Для облегчения выполнения заданий в рабочей тетради даны развертки деталей, шаблоны, необходимые для создания поделок, которые ребенок должен вырезать и использовать для изготовления поделки. Рабочая тетрадь составлена в соответствии с темами учебника. В ней представлены материалы для практических работ, экспериментов, описания проектов, которые помогут сделать работу на уроке интереснее и продуктивнее, значительно разнообразив ее. В ходе занятий по изготовлению доступных ребенку изделий развивается его глазомер, мелкие мышцы руки, речь и необходимые практические умения и навыки. Кроме того, ребёнок учится подготавливать рабочее место, настраиваться на продолжительную работу, слушать объяснение, выполнять в соответствии с инструкцией необходимые действия, доводить начатое до конца. Все это поможет в решении главной задачи начального обучения– научить ребенка учиться, а это позволит в дальнейшем использовать полученные знания и умения в реальной повседневной жизни. Для занятий на уроках по предмету «Технология» во 2 классе необходимы: материалы: – тонкая цветная бумага; – тонкий и толстый (гофрированный) картон; – пластилин, глина; – масса для моделирования; – цветные нитки (мулине); – тальк или крахмал; – бисер; – фольга; – краски акварельные; – клей ПВА; – клейкая лента; инструменты: – ножницы с закругленными концами лезвий; – линейка 30 см (деревянная или пластмассовая); – выдвижной резачок (острый перочинный нож); – карандаш (М или ТМ); – кисточки; – стека (заостренная деревянная или пластмассовая палочка); – прочная нитка для разрезания пластилина; – клеенка (или плотная бумага); – циркуль; – шило. Общим материально выраженным итогом обучения во 2 классе станет презентация на последнем уроке папки достижений, которую учащиеся собирают на протяжении всего учебного года и где помещают созданные ими изделия или фотографии изделий, а также дополнительный материал, который находят самостоятельно. Требования к уровню подготовки учащихся К концу второго класса учащиеся должны знать: – виды материалов, обозначенных в программе, их свойства и названия; – неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный – клейстер (клей) и нитки, подвижный – проволока, нитки, тонкая веревочка); – о чертеже и линиях чертежа, указанных в программе. – новые термины, встречающиеся на уроках (коллаж). – свойства новых материалов (тесто). – новые свойства уже встречавшихся материалов. – новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет. – новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги. – новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения. – приемы комбинирования в одном изделии различных материалов. – область применения и назначения, таких технических устройств, как компьютер, основные источники информации, назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. К концу второго класса учащиеся должны уметь: – самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нем во время работы, экономно и рационально размечать несколько деталей; – с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертеж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток (№ 10), тонкой веревочки. – лепить способом вытягивания из целого куска. – вырезать из бумаги детали криволинейного контура. – вырезать из бумаги полоски на глаз. – обрывать бумажные детали по намеченному контуру. – плести разными способами из различных материалов. – вышивать приемом "вперед иголку" по криволинейному контуру. – самостоятельно ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка. – самостоятельно ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания. – самостоятельно планировать последовательность выполнения действий по образцу. – контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения. – создавать художественные и технические образы по собственному замыслу при использовании различных материалов, в том числе "бросовых", и разных способов соединения. – владеть простейшими видами народных ремесел; – получать необходимую информацию, используя такие технические устройства, как компьютер. Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки Оценка «5»– выставляется за безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил безопасности работы с инструментами. Оценка «4»– выставляется с учётом тех же требований, но допускается исправление без нарушения конструкции изделия Оценка «3»– выставляется, если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушений в конструкции изделия. Если изделие имеет нарушение конструкции, не отвечающее его назначению, оно не оценивается, подлежит исправлению, переделке. Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся Для учителя: 1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс.М., «Просвещение», 2012 год. 2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.Технология.Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2013 год. Для учащихся: 1.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс. М., «Просвещение», 2012 год. 2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.Технология.Рабочая тетрадь. М., «Просвещение», 2013 год. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса 1.Книгопечатная продукция Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы. 1—4 классы. 2.Учебники Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник. 2 класс. 3.Рабочие тетради Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология. Рабочая тетрадь. 2 класс. Уроки технологии. 2 класс.Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. 4.Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения «Технология. Технологические карты» для 1 и 2 классов — сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/ 5.Печатные пособия Комплекты тематических таблиц Технология обработки ткани Технология. Обработка бумаги и картона — 1 Технология. Обработка бумаги и картона — 2 Технология. Организация рабочего места (для работы с разными материалами) 6.Демонстрационный и раздаточный материал Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть» 7.Комплекты тематических таблиц Технология обработки ткани Технология. Обработка бумаги и картона — 1 Технология. Обработка бумаги и картона — 2 Технология. Организация рабочего места (для работы с разными материалами) 8.Демонстрационный и раздаточный материал Коллекции «Бумага и картон», «Лён», «Хлопок», «Шерсть» 9.Экранно-звуковые пособия CDТехнология. 2 класс. Электронное приложение к учебнику РоговцевойН.И. и др. Видеофильмы DVD«Маски, шляпы, карнавальные костюмы своими руками», «Театр кукол своими руками», «Оригами». Слайды (диапозитивы) по основным темам курса Слайд-комплект с методическим пособием: «Плодовые культуры и цветы сада», «Огород и поле» 10.Технические средства обучения Оборудование рабочего места учителя. Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Персональный компьютер. Проектор для демонстрации слайдов. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран размером не менее 150x150 см 11.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Набор инструментов для работы с различными материалами в соответствии с программой обучения. Объёмные модели геометрических фигур. Наборы цветной бумаги, картона, в том числе гофрированного, кальки, картографической, миллиметровой, бархатной, крепированной, крафт-бумаги и др. Заготовки природного материала Лист изменений и дополнений
|
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Программы курса «Человек» для 8-го класса автора М. Р. Сапина, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.: Дрофа,... | Аннотация рабочей программы по учебному предмету И. Б. Агафоновой, В. И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138с.),... | ||
Оглавление Рабочей программы по литературе 5 9 классы Пояснительная записка Требования к уровню подготовки обучающихся к концу обучения | Оглавление рабочей программы Пояснительная записка. Содержание учебного... В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели | ||
Оглавление рабочей программы Пояснительная записка. Содержание учебного... В. А. Лазаревой в контексте системы Л. В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных... | Рабочей программы учебного курса (предмета, дисциплины) Предмет Наличие структурных элементов программы ( титульный лист, пояснительная записка, цели, задачи, содержание, требования к уровню выпускников,... | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по изучению биологии в 9 классе М.: Дрофа, 2007. Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений и лицеев и гимназий. Биология. 6 – 11 классы М.,... | Оглавление рабочей программы. Пояснительная записка. Содержание учебного... России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного... | ||
Рабочая программа по природоведению 5 класс Программы курса «природоведение» для 5-го класса автора В. Б. Плешаков, Н. И. Сонин // Биология в основной школе: Программы. – М.:... | Содержание программы Пояснительная записка. Содержание курса музыки.... Рабочая программа по искусству (музыке и изобразительному искусству) для 8-9 класса составлена на основе | ||
Оглавление рабочей программы Пояснительная записка. Содержание учебного... России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного... | Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | ||
Пояснительная записка к рабочей программе по биологии для 7 класса... Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся | Содержание рабочей программы Пояснительная записка 2 Содержание учебного предмета, курса 20 В соответствии с Положением моу гимназия «О механизме создания рабочей программы» утверждённым 14. 09. 2009 г., составлена рабочая... | ||
Паспорт программы 2 3 Пояснительная записка 3 9 Содержание курса... Программы Министерства образования рф: Начальное общее образование; планируемых результатов начального общего образования; авторской... | Содержание рабочей программы: Пояснительная записка к рабочей программе... Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы |