Скачать 187.27 Kb.
|
"Использование ИКТ на уроках географии при подготовке к ГИА" Горячева Ирина Анатольевна ГБОУ школа№334 Невского района Руководитель: Кузнецова Т.С. кандидат педагогических наук структурным подразделением» Институт общего образования доцент кафедры естественно-научного направления образования СПб АППО Санкт-Петербург 2014 Учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных идей, технологий, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Г.К.Селевко Введение Настоятельной потребностью современного образования является поиск новых, более действенных педагогических технологий обучения. В современной практике обучения инновации рассматриваются как необходимое условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся. Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. А вместе с ними и цели географического образования. Наступивший XXI век требует от преподавателя географии не столько “наполнения” головы школьника разнообразной информацией, сколько обучения умениям самостоятельно получать нужные географические материалы, анализировать их. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы, которому предстоит жить и трудиться в постиндустриальном обществе, должен обладать определенными качествами личности: - гибко адаптироваться к изменяющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умение применять их на практике для решения поставленных задач; - самостоятельно критически мыслить, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно и рационально подобрать необходимое решение; - уметь творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи; - грамотно работать с информацией; - быть коммуникабельным, уметь работать в команде; Таким образом, главное стратегическое направление развития системы школьного образования лежит на пути решения проблемы личностно-ориентированного образования – такого образования, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога, в котором ведущей была бы познавательная деятельность, а не преподавание. Именно так построена система образования в лидирующих странах мира. В условиях личностно-ориентированного обучения учитель приобретает иную роль и функцию в учебном процессе, нисколько не менее значимую, чем при традиционной системе обучения, но иную. Теперь учитель выступает не только в роли носителя знания и контролирующей инстанции, но и в роли организатора самостоятельной познавательной деятельности ученика. В таких условиях педагогу необходимо владеть методами и формами построения образовательного процесса, которые бы стимулировали самостоятельную познавательную деятельность ученика. Этим и объясняется актуальность данной работы. Необходимостью систематизировать инновационные педагогические модели и технологии, определить их роль в процессе развития личности ребенка, показать варианты и способы применения инновационных технологий и образовательных моделей в процессе обучения географии. Технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология – 1. Это содержательная техника реализации учебного процесса (В.Беспалько); 2. Это научно обоснованная система методов, способов, приёмов и технических средств, обеспечивающая обучение с заданными показателями определённой категории учащихся данному предмету (В.Сюпанов). Технология обучения – это системный метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путём учёта человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования. Обучение – социально организованный и заданный норматив восприятия картины мира в научных понятиях, а вот учение – это принятие норматива (имеющего значимость для общества, но обязательно «пропущенного» через субъективный опыт). И не все понятия будут усвоены, а только те, которые входят в состав личного опыта ученика. Обучение должно с этим согласовываться, развивая личность ученика, оно представляет часть сознательной деятельности ученика, является выражением его личности. На сегодняшний день предлагается много различных технологий преподавания, в том числе и географии: = Технология коллективного взаимопонимания; = Технология адаптивной системы обучения; = Технология разноуровневого обучения (дифференцированное обучение). = Технология исследовательского обучения. = Технология развивающего обучения = Технология игрового обучения = Технология модульного обучения = Технология коммуникативно-диалоговой деятельности = Технология формирования приемов учебной работы = Технология проектной деятельности школьников. = Технология развития критического мышления. = Технология перспективно-опережающего обучения Лысенковой С.Н. – одна из развивающих, которую можно применять в средней и старшей школе. Уровень знаний повышает критерий стандарта и программы, позволяет учителю более полно учитывать особенности учащихся (уровневую дифференциацию), а учащимся возможность заниматься на более высоком уровне сложности, если им это интересно. = Компьютерные технологии – те, без которых немыслим современный процесс обучения. При всех плюсах и минусах этой технологии, компьютер – величайшее достижение современности – должен стать помощником учителя. Однако не следует думать, что он сможет заменить учителя. Одним из важнейших направлений модернизации российского образования является информатизации. Поскольку XXI век многие называют эрой Информации и компьютеризации, то возникла необходимость более серьезного подхода к использованию ИКТ в образовании, тем более что эти технологии позволяют, если и не полностью, но все же решить достаточно важную для современного образования проблему: создание условий для раскрытия творческой личности ребенка. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Организация учебной деятельности учащихся с использованием Интернета способствует формированию критического восприятия информации, развивает умения оценить себя и других. Использование Интернета позволило создать интересный вариант контрольно-измерительного материала по географии: интерактивные карты. Такой вариант КИМа моментально привлекает внимание детей, а значит, способствует формированию картографических знаний и навыков. При работе с картой обучающиеся уже не испытываю «страх» и растерянность, преодолевают психологический барьер перед картой. Возможности программы позволяют: - приблизить отдельные участки карты для более подробного их изучения; - отобразить только ту информацию, которая необходима на конкретном уроке; - рисовать на карте и наносить на неё надписи; - добавлять собственные тексты и иллюстрации. Благодаря данному пособию уроки становятся более эффективными, а работа с картой превращается в увлекательное путешествие. В процессе практической работы мною создано контрольно-измерительное программное средство обобщающего характера «Своя игра» по темам «Географическое положение России», «Климат России», «Африка», «Евразия», «Межотраслевые комплексы России», «Оболочки Земли». В урок включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика. В прошлом при постановке цели и задач урока мы исходили из основных функций педагогического процесса: = образовательной (формирование учебно-познавательной и практической деятельности) = воспитательной ( формирование определенных качеств ученика) = развивающей (формирование и развитие психических процессов) Однако такой подход не является современным. Словарь Ожегова С.И.: «Цель – предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить». Таксономия- это система целей. Её используют для планирования обучения и оценки его результатов. Цель обучения формируется через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся, причем таких, которые учитель и любой другой экперт могут надежно опознать. Практическая значимость использования иерархической классификации целей. Концентрация усилий на главном. Пользуясь таксономией учитель не только выделяет и конкретизирует цель, но определяет первоочередные задачи, порядок и перспективы дальнейшей работы. Ясность и гласность в совместной работе учителя и учеников. Конкретные учебные цели дают возможность учителю разъяснить учащимся ориентиры в их общей учебной работе, обсудить их, сделать ясными для понимания любых заинтересованных лиц. Создание эталонов оценки результатов обучения. Обращение к четким формулировкам целей, которые выражены через результаты деятельности поддается более надежной и объективной оценке. Таксономия – такая классификация, которая построена по нарастающей сложности. Такую систему целей разработал американский ученый (педагог и психолог), профессор Чикагского университета Бенджамин Блум. Цели должны быть построены по нарастающей сложности, а это значит они должны быть выстроены по уровням познавательной деятельности. Цели были спроецированы на две области: а) когнетивную(познавательную) б)аффективную(эмоциональную) Педагогическая техника
Основная часть Единый государственный экзамен ГИА – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. В 2009 году единый экзамен стал полностью обязательным. Актуальным сегодня оказывается высказывание А.М.Пешковского о том, что обучение на основе правил не состоит только из внедрения правил в сознание учащихся, «что надо учить и процессу применения правил к практике». По словам В.В.Воронова ( «Педагогика школы в двух словах») , общая дидактика отвечает на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам и на всех уровнях. Если на первый и второй вопросы мы можем дать точный ответ (применительно к географии), то на вопрос – как обучать учащихся, чтобы хорошо подготовить к сдаче ГИА – ответить достаточно сложно. Для того чтобы удачно сдать ГИА, во-первых, необходимо владеть достаточно полными знаниями по предмету, во-вторых, иметь опыт написания ГИА и, в-третьих, быть психологически подготовленным к сдаче экзамена. Только комплексный подход к деятельности по подготовке учащихся к ГИА способствует повышению эффективности и качества результатов экзамена в тестовой форме. Таким образом, применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе: - повышает уровень использования наглядности на уроке; - повышает производительность урока; - раскрывает творческий потенциал обучающихся; - формирует высокий уровень навыков и умений ориентироваться в бурном потоке информации. ГИА – это один из основных моментов модернизации образования. Материалы экзамена предусматривают возможность появления иных, по сравнению с традиционными, технологий обучения. В соответствии с теорией П.Я.Гальперина результатом обучения является формирование познавательной деятельности или ее отдельных элементов, в том числе различных действий. Как известно, процесс преобразования знаний и умений в навыки проходит в три этапа: обучение, тренировка и автоматизация. Особую роль в подготовке успешной сдачи ГИА по географии могут сыграть современные информационные технологии, основой которых являются компьютеры и компьютерные системы, различные электронные средства, аудио- и видеотехника и системы коммуникации. Для эффективного использования учебных компьютерных технологий в подготовке к ГИА необходим ряд требований. Основным требованием, предъявляемым к техническим средствам и компьютерным программам и системам, является возможность быстро предъявлять, собирать, обрабатывать, анализировать и интерпретировать учебно-тренировочную информацию, предлагаемую и комплектами пособий для учителей и выпускников школ и демонстрационной версией ГИА. Групповая работа учащихся в среде информационных технологий создает реальную основу для дифференциации и индивидуализации в обучении, так как каждый ученик работает над учебной задачей в индивидуальном ритме, решая посильные задачи. Все это способствует у детей развитию нормальной самооценки. Использование даже отдельных элементов информационных технологий значительно облегчает диагностическую работу педагога, позволяет организовать эффективную коррекцию собственных воздействий и действий учащихся. Следует помнить, что ГИА – это одна из форм аттестации и готовиться к экзамену нужно в ходе обычного процесса обучения. Задания, отвечающие типам заданий, включенных в ГИА, должны предлагаться в течение всего учебного года для контроля знаний и обучения учащихся. Новые информационные технологии, в том числе компьютерная коммуникация, позволяют совершенствовать учебный процесс в целом и подготовку к сдаче Единого экзамена в частности. Следует отметить эффективность использования компьютерных средств обучения в процессе контрольно-оценочной деятельности школьника. Использование компьютерных средств обучения поможет и учителю, и выпускнику при решении экзаменационных задач в интерактивном режиме. Специальные интерактивные тренажеры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Программа комментирует действия ученика, выдает подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. Электронная обучающая система позволяет: • самостоятельно работать с учебным материалом; |
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
Ответ | 1 | 3 | 2 | 3 | 2 | 4 | 2 | 3 | 2 | 1 | 4 | 2 | 3 |
Новые линии учебников географии, использование икт на уроках географии Переход преподавания географии в 6, 10 и 11 классах на 35 часов, наличие соответствующих учебников | Использование икт на уроках географии Номинация: «Лучшая методика использования современных информационных технологий и продуктов компании Microsoft» при изучении предметов... | ||
Доклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания» Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания | «Теорема Виета» Материал широко используется в 8-11 классах на уроках повторения, в устной работе с учащимися, при подготовке к гиа и егэ | ||
Программа подготовки к егэ, гиа-9, выпускным экзаменам в традиционной... Использование данной разработки рекомендуется на этапе текущего контроля знаний обучающихся и усвоения ими пройденного материала,... | Доклад «Использование икт на уроках русского языка и литературы»... С представленным докладом Ефимова Ирина Борисовна выступила на заседании районного методического объединения учителей русского языка... | ||
«Инновационные технологии преподавания на уроках музыки» Применение... Использование на уроках икт способствует повышению интереса, внимания; формированию мыслей, их высказыванию, формированию впечатлений;... | Методические рекомендации по созданию и использованию электронных... Мастер-класс «Повышение эффективности образовательного процесса через использование интерактивных информационных технологий на интегрированных... | ||
«Использование метода проектов на уроках в курсе «География России.... Обобщение опыта работы Веремеевой Любови Гавриловны, учителя географии моу сош №8 г. Оренбурга по теме «Использование метода проектов... | Использование возможностей дистанционных уроков при подготовке учащихся... МС(К)оу для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья С(К)ош «Гармония» | ||
«Использование межпредметных связей на уроках географии» Необходимость интеграции курса школьной географии с другими предметами школьного цикла | Тема: Использование икт на уроках русского языка и литературы Цель работы: внедрение икт в образовательный процесс с целью повышения качества знаний учащихся | ||
Использование икт в обучении географии Моу«Средняя общеобразовательная школа им. М. М. Рудченко села Перелюб Перелюбского района Саратовской области», учитель географии... | Использование информационных технологий при подготовке к егэ Целесообразность применения новых информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла, безусловно, не вызывает... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Использование мультимедийных продуктов и интернет-ресурсов для совершенствования языковых умений и навыков учащихся при подготовке... | Доклад по теме: «Использование икт на уроках географии» В последнее десятилетие XX века в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному, поэтапному... |