Доклад по теме:
« Использование ИКТ на уроках географии».
Выполнила : учитель географии Коржуева Т.В.
Декабрь,2013уч.год.
В последнее десятилетие XX века в нашей стране началась разработка психолого-педагогического подхода к целенаправленному, поэтапному внедрению компьютерной техники в качестве нового средства обучения детей школьного возраста с особыми образовательными потребностями.
Многие отечественные исследователи в области общей и специальной педагогики и психологии считают, что более интенсивное внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья будет способствовать его совершенствованию (А.В. Аграновский, И.В. Больших, Г.В. Васенков, Н.Н. Глазкова, В.И. Голод, Е.Л. Гончарова, Ю.Б. Зеленская, А.П. Ершов, Е.Е. Китик, В.В. Клыпу-тенко, З.М. Кордун, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, О.Н. Лизунов, Л.Р. Лизунова, Н.А. Лукина, Н.Н. Малофеев, И.А. Никольская, Т.В. Пелымская, И.В. Роберт, Е.Г. Речицкая, И.В. Речицкий, В.Д. Труш, И.Ф. Федосова и др.).
Серьезное научное исследование, показывающее ряд преимуществ компьютера как инструмента обучения школьников с нарушениями в развитии, проведено О.И. Кукушкиной. Ею экспериментально доказано, что использование компьютерных технологий повышает мотивацию детей к учебной деятельности, позволяет моделировать сложные объекты познания в различных знаковых формах, способствует развитию продуктивных видов деятельности детей (классификация, конструирование, экспериментирование, прогнози- рование и др.), расширяет возможности качественной индивидуализации специальной обучения.
Обучающий и коррекционный эффект уроков с использованием компьютеров в спе- циальных (коррекционных) учреждениях, по мнению И.А. Никольской, достигается за счёт естественной индивидуализации основных параметров учебного процесса: доступности скорости, объема и степени дозирования материала, меры, вида помощи и пр.
Диагностические и коррекционные аспекты использования компьютеров в работе с детьми, имеющими нарушения познавательной деятельности (умственно отсталые, дети с задержкой психического развития, неуспевающие учащиеся массовых школ), рассматривались Б.И. Айзенбергом, О.П. Белоножко, А.Я. Юделевичем.
Единственным научным исследованием, посвященным проблеме применения технических средств обучения географии детей с умственной отсталостью, явилась диссертация Т.И. Пороцкой, написанная, ею в 70-ые годы прошлого века. В то время в нашей стране компьютеры ещё не использовались.
Таким образом, в настоящее время отсутствуют исследования, посвященные изучению проблемы применения современных технических средств в процессе обучения географии детей с интеллектуальными нарушениями.
Общеизвестно, что преподавание географии невозможно без наглядных средств обучения, так как большинство объектов и природных явлений, изучаемых в школьном курсе, в силу их разнообразия, удаленности, больших или малых размеров, редкости не может наблюдаться учащимися в своей местности в естественных условиях. Это диктует необходимость разработки несложных ППС(программные педагогические средства), которые позволят учителю с помощью средств мультимедиа продемонстрировать учащимся различные процессы (сход горных лавин, землетрясение, наводнение и др.), происходящие в природе, их динамику, объяснить причины возникновения, сформировать у детей правильные представления о взаимосвязях живой и неживой природы, окружающего мира и человека.
География, несмотря на привлекательность учебной информации, вызывает определенные трудности у школьников с интеллектуальной недостаточностью по причине большой доли абстракции изучаемого материала, значительного количества специальных терминов, отсутствием адаптированных стенных географических карт, ограниченности информации об окружающем мире у учащихся и т.п. Данные, полученные рядом авторов в ходе научно-исследовательской работы (И.М. Бгажнокова, Р.Б. Каффеманас, Т.М. Лифанова, Н.Б. Матвеева, В.Н. Синев, Е.Н. Соломина и др.), говорят о том, что в большинстве случаев элементарные географические представления у умственно отсталых детей до начала обучения географии либо вовсе не формируются, либо слишком ограничены, а иногда искаженно отражают действительность.
Мультимедийная аппаратура и ППС благодаря их высокому техническому потенциалу и разнообразным дидактическим свойствам могут существенно оптимизировать процесс обучения географии. Продуктивное использование современных ТСО позволит повысить эффективность учебного процесса и, как следствие, положительно повлияет на качество географических знаний учащихся с интеллектуальным недоразвитием.
Существующие мультимедийные учебные комплексы по географии, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых учащихся. Современный рынок электронных продуктов не располагает созданными для специальных (коррекционных) школ VIII вида компьютерными программами по географии. У учителей возникает необходимость в разработке относительно несложных электронных пособий (мультимедийных презентаций) и методических рекомендаций по их применению с учетом особенностей познавательной деятельности школьников с нарушением интеллекта.
На своих уроках я активно использую ИКТ, а именно адаптированные для умственно отсталых учащихся мультимедийные презентации, что является неотъемлемым требованием к современному уроку и инновацией в образовательном процессе. Именно презентации позволяют учителю географии представить изучаемый материал наиболее ярко и доступно для понимания учащихся. Сейчас, когда компьютер является незаменимым помощником учителю в процессе обучения, работать становится легче и интереснее.
Главной задачей в своей работе я считаю:
заинтересовать учащихся;
привить любовь к предмету;
показать многообразие и красоту нашей планеты, страны.
усилить мотивацию;
Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения географии на качественно новый уровень.
Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать географическую информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает мотивацию и эффективность усвоения материала.
Уже сейчас можно видеть много положительного при проведении таких уроков. Обучение географии на основе компьютерных технологий создает условия для эффективного проявления закономерностей мышления, оптимизирует процесс познания.
Использование современных информационных технологий, позволяет повысить эффективность усвоения новых знаний.
Компьютерные технологии, в частности презентации и электронные учебники можно использовать как наглядные пособия.
Активность учеников в процессе обучения повышается за счет элемента новизны, увлекающего своей необычностью, красочностью.
Использование ИКТ на уроках географии позволяет решить как общедидактические требования к уроку, так и специальные:
урок оснащен техническими средствами обучения;
внедряются инновационные процессы;
организация процесса обучения в соответствии с психоэмоциональными и физиологическими особенностями детей (сокращение фазы пониженной работоспособности и увеличение повышенной);
реальная возможность технологизировать процесс индивидуализации и дифференциации обучения;
осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока;
принцип работы «от сохранного к нарушенному», выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. А также при обучении в коррекционной школе большое значение имеют наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании информационно-коммуникативных технологий.
Мультимедийная презентация может использоваться на различных этапах урока: в процессе рассказа учителя и обучающихся, при обобщении и закреплении материала, при контроле знаний и умений. Но я в своей работе активно использую презентации на уроке по объяснению нового материала. Хорошо зарекомендовали себя презентации на этапе закрепления пройденного материала.
А сейчас вашему вниманию представляется практическая часть моего выступления, подготовленная и проведенная в классах. Показ презентаций.
С использованием электронных презентаций формирование географического образа происходит быстрее, красочнее, доступнее даже для школьника с интеллектуальной недостаточностью. В дальнейшем я планирую продолжить работу по использованию мультимедийных презентаций на уроках и программ по географии ,которые уже апробированы на практике другими педагогами(Практика показала, что для контингента наших учеников подходят программы, составленные для дошкольников, для детей от 4 до 8 лет. Например, «Моя страна Россия», «География для малышей» студии «Баюн». Образовательная коллекция «1С» «География России – 8 класс», «Начальный курс географии – 6 класс». Для учащихся старших классов увлекательным является игровой курс «География для умников» общества «Бествей». Некоторые задания уместно давать индивидуально на компьютере, некоторые фронтально на интерактивной доске, в каждом случае нужно опираться на тему и цели конкретного урока.) Спасибо за внимание!!!(использованы ресурсы интернета). |