Скачать 251.4 Kb.
|
Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №256 от 23.04.2009 г. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан №256 от 23.04.2009 г. г.Казань Об утверждении Правил охраны жизни людей на водных объектах, расположенных на территории Республики Татарстан В целях охраны жизни людей на реках, водохранилищах, озерах, прудах, обводненных карьерах и иных водных объектах, расположенных на территории Республики Татарстан, Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Премьер-министр Республики Татарстан Р.Н.Минниханов. Утверждены постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 23.04.09 №256 ПРАВИЛА ОХРАНЫ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ НА ВОДНЫХ ОБЪЕКТАХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН 1. Общие положения
1.3. Использование водных объектов для рекреационных целей (отдых, туризм, спорт) осуществляется на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование (за исключением случаев использования водных объектов для личных и бытовых нужд в порядке, установленном статьей 6 Водного кодекса Российской Федерации), с учетом правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд, устанавливаемых органами местного самоуправления. На водных объектах общего пользования могут быть запрещены купание, использование маломерных судов, в том числе гидроциклов и других технических средств, предназначенных для отдыха на водных объектах, а также установлены другие запреты в случаях, предусмотренных законодательствами Российской Федерации и Республики Татарстан, с обязательным оповещением населения органами местного самоуправления через средства массовой информации посредством выставления вдоль берега специальных информационных знаков, а также иными способами.
Проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация зданий, строений, сооружений для рекреационных целей, в том числе для обустройства пляжей, осуществляются в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
1.9. Водопользователи и организации при проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых и других массовых мероприятий на водных объектах документально оформляют назначение лиц, ответственных за безопасность людей на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды. 1.10. Соревнования, праздники и другие массовые мероприятия на водных объектах Республики Татарстан проводятся по согласованию с органом, специально уполномоченным на решение задач по осуществлению государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, их пользованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации и обеспечению в пределах своей компетенции осуществляют ГИМС или соответствующий орган технического надзора и классификации судов. Надзор и контроль за пляжами, базами (сооружениями) для стоянок маломерных судов, переправами и наплавными мостами в пределах своей компетенции осуществляют ГИМС или соответствующий орган технического надзора и классификации судов. 1.12. Контроль за санитарным состоянием пляжей и пригодностью водного объекта для купания осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка по Республике Татарстан. 1.13. Водопользователь обязан осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг (обеспечить проведение лабораторных исследований качества воды водоемов и почвы (песка) на пляже по программе производственного контроля, разработанной и согласованной с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка по Республике Татарстан).
2. Организация проведения технического освидетельствования пляжей и других мест массового отдыха на водных объектах 2.1. Все пляжи и другие места массового отдыха на водных объектах (далее - пляжи) подлежат учету в ГИМС. 2.2. Для определения готовности пляжа к эксплуатации проводятся его ежегодные и внеочередные технические освидетельствования представителем ГИМС.
2.5. При проведении технического освидетельствования пляжа проверяются: соответствие площади объекта количеству отдыхающих; наличие спасательных постов (станций), помещений для оказания первой медицинской помощи, их укомплектованность в соответствии с установленными требованиями; наличие спасательного и противопожарного имущества и инвентаря в соответствии с установленными нормами; техническое состояние мостков, плотов, вышек и других сооружений, используемых для схода и прыжков в воду, детских купален; соответствие установленным требованиям обозначения границы участка акватории водного объекта, отведенного для купания; наличие заключения на использование объекта в целях купания, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка по Республике Татарстан; наличие акта водолазного обследования дна участка акватории водного объекта, отведенного для купания, выданного Поисково-спасательной службой Республики Татарстан при Министерстве по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан или иной организацией, имеющей лицензию на право проведения подводно-технических работ; отсутствие на территории пляжа пунктов проката маломерных судов, в том числе гидроциклов, а также других плавательных средств; наличие профилактических стендов с материалами по предупреждению несчастных случаев с людьми на воде, правилами поведения и купания на пляже, данными о температуре воздуха и воды, схемой пляжа и участка акватории водного объекта, отведенного для купания, с указанием глубин и опасных мест; наличие связи и должного взаимодействия с медицинскими, спасательными, надзорными, правоохранительными органами и иными учреждениями, организациями, осуществляющими мероприятия по обеспечению безопасности людей на воде, охране их жизни и здоровья. 2.6. На основании результатов технического освидетельствования пляжа (ежегодного, внеочередного) государственным инспектором по маломерным судам составляется акт. При соответствии технического состояния пляжа установленным требованиям дается разрешение на пользование вышеуказанным объектом, о чем делается запись в акте. 3. Требования к пляжам 3.1. Береговая территория пляжа должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам и правилам. 3.2. На пляже для предупреждения несчастных случаев и оказания помощи терпящим бедствие на воде в период купального сезона водопользователями выставляются спасательные посты и организуется дежурство спасателей. Спасатели должны иметь допуск к спасательным работам на пляжах, выданный органами местного самоуправления муниципального района или городского округа в установленном ими порядке по результатам сдачи нормативов по оказанию помощи людям, терпящим бедствие на воде во время купания. Расписание работы спасательного поста (дежурства спасателей) устанавливается владельцем пляжа по согласованию с органом местного самоуправления. Спасательный пост должен быть укомплектован и оборудован в соответствии с разделом 11 настоящих Правил. 3.3. Контроль за работой спасательных постов возлагается на водопользователей. 3.4. Пляжи располагаются на расстоянии не менее 500 метров выше по течению от мест спуска сточных вод, не менее 250 метров выше и 1000 метров ниже портовых, гидротехнических сооружений, пристаней, причалов, пирсов, дебаркадеров, нефтеналивных приспособлений, а также вне охранных зон гидрометеорологических станций, ограниченных замкнутой линией, отстоящей от границ водного пространства на 200 метров во все стороны. На пляжах и выше их по течению до 500 метров запрещается стирка белья и купание животных.
на проточном водном объекте не менее 5 кв.метров на одного купающегося; на непроточном водном объекте не менее 15 кв.метров на одного купающегося. На каждого человека должно приходиться не менее 2 кв.метров площади пляжа, в купальнях - не менее 3 кв.метров. 3.7. На участке акватории водного объекта, отведенном для купания, не должно быть выхода грунтовых вод, водоворотов, воронок и течения, скорость которого превышает 0,5 метра в секунду. Купальни должны соединяться с берегом надежно закрепленными мостками или трапами, входы в воду должны иметь перила. 3.8. Границы участка акватории водного объекта, отведенного для купания, обозначаются буйками оранжевого цвета, расположенными на расстоянии 25-30 метров один от другого и до 25 метров от места глубиной 1,3 метра. Границы участка акватории водного объекта, отведенного для купания, не должны выходить в зону судового хода. 3.9. Для купания детей и лиц, не умеющих плавать, отводятся участки акватории водного объекта глубиной не более 1,2 метра. Эти участки обозначаются линией поплавков или ограждаются штакетным забором. 3.10. Оборудованные на пляжах места для прыжков в воду, как правило, должны находиться в естественных участках акватории с приглубленными берегами. При отсутствии таких участков устанавливаются деревянные мостики до мест с глубиной, обеспечивающей безопасность при выполнении прыжков.
На пляже устанавливается мачта голубого цвета высотой 8-10 метров для подъема желтого флага размером 70x100 сантиметров (или 50x70 сантиметров) в случаях, когда купание разрешено, и черного шара диаметром 1 метр, когда купание запрещено. 3.15. На пляже в период купального сезона организуется дежурство медицинского персонала для оказания медицинской помощи пострадавшим на воде. 3.16. Пляжи должны быть радиофицированы, иметь телефонную связь и помещение для оказания пострадавшим первой медицинской помощи. Водопользователи на пляжах, протяженность береговой линии которых составляет более 200 метров, должны обеспечить установку технических средств для экстренного вызова спасателей к месту происшествия. 3.17. На пляжах категорически запрещается реализация продуктов домашнего приготовления, скоропортящейся продукции без средств охлаждения и алкогольных напитков. 4. Меры обеспечения безопасности населении при пользовании пляжами
4.3. На пляжах запрещается: купаться в местах, где выставлены щиты (аншлаги) с предупреждающими и запрещающими знаками и надписями; заплывать за буйки, обозначающие границы участка акватории водного объекта, отведенного для купания; подплывать к моторным, парусным, весельным лодкам и другим плавсредствам; прыгать в воду с катеров, лодок, причалов, а также с сооружений, не приспособленных для этих целей; загрязнять и засорять водные объекты и берега; распивать спиртные напитки, купаться в состоянии алкогольного или наркотического опьянения; приводить с собой собак и других животных; оставлять на берегу, в гардеробах и местах для переодевания бумагу, стекло и другой мусор; подавать крики ложной тревоги; играть с мячом и в спортивные игры в не отведенных для этих целей местах, а также допускать в воде действия, связанные с нырянием и захватом купающихся; плавать на досках, бревнах, лежаках, автомобильных камерах, надувных матрацах и иных, специально не приспособленных для этого средствах; ловить рыбу; заезжать на территорию пляжа на всех видах автотранспорта. 4.4. Использовать маломерные суда (в том числе водные мотоциклы) в границах участка акватории водного объекта, отведенного для купания, строго запрещается. 4.5. Обучение людей плаванию должно производиться в специально отведенных местах. Ответственность за безопасность людей, обучаемых плаванию, несет преподаватель (инструктор, тренер, воспитатель), проводящий обучение или тренировку.
5. Меры обеспечения безопасности детей на воде
5.5. Пляж детского учреждения должен отвечать установленным санитарным требованиям, быть благоустроен, огражден штакетным забором со стороны суши.
5.10. Ответственность за безопасность детей во время купания возлагается на инструктора по плаванию. Эксплуатация пляжей детских учреждений разрешается только при наличии в их штатах инструкторов по плаванию.
границы участка, отведенного для купания отряда (группы), обозначаются вдоль береговой линии флажками; спасательная лодка со спасателем выходит на внешнюю сторону границы участка акватории водного объекта, отведенного для купания, и удерживается в двух метрах от нее. 5.13. По окончании подготовки пляжа дети группами выводятся на свои участки купания, инструктируются по правилам поведения на воде, выстраиваются в линейку и складывают перед собой одежду. За купающимися детьми должно вестись непрерывное наблюдение дежурными воспитателями. 5.14. Купающимся детям запрещается нырять с перил, мостков, нарушать границу заплыва. 5.15. Во время купания детей на участке запрещаются: купание и нахождение посторонних лиц; катание на лодках и катерах; игры и спортивные мероприятия. 5.16. Для проведения уроков по плаванию ограждается и соответствующим образом оборудуется на берегу площадка, примыкающая к месту купания. На площадке должны быть: плавательные доски по числу детей; резиновые круги по числу детей; 2-3 шеста, применяемые для поддержки детей, не умеющих плавать, плавательные поддерживающие пояса; 2-3 электромегафона; доска с расписанием занятий по плаванию и учебными плакатами по методике обучения и технике плавания. 5.17. Для купания детей во время походов, прогулок, экскурсий выбирается неглубокое место с пологим и чистым от свай, коряг, острых камней, водорослей и ила дном. Обследование места купания проводится взрослыми, умеющими хорошо плавать и нырять. Купание детей проводится под контролем взрослых. 6. Требования безопасности при пользовании переправами и наплавными мостами 6.1. Переправы и наплавные мосты должны иметь установленные нормативными правовыми актами разрешения на их создание и эксплуатацию, утвержденные правила пользования (эксплуатации) ими, находиться в исправном рабочем состоянии, обеспечивать безопасность людей и предотвращение загрязнения окружающей среды.
6.4. Режим работы паромных переправ и наплавных мостов определяется эксплуатирующими их организациями по согласованию с органами местного самоуправления, а на судоходных и лесосплавных путях водных объектов - также с органами, регулирующими судоходство и лесосплав. 6.5. Техническое состояние береговых сооружений, помещений, павильонов для пассажиров, водоотводов, причальных и швартовых устройств, леерных ограждений, аппарелей, разводных устройств, наплавных мостов, переходных пролетов и трапов должно соответствовать предъявляемым к ним требованиям.
6.8. Переправы должны иметь спасательные и противопожарные средства в соответствии с установленными нормами, а наплавные мосты - спасательные круги по обеим сторонам из расчета один круг на каждые 5 метров длины моста. 7. Требования к безопасности при пользовании ледовыми переправами 7.1. Организации, эксплуатирующие ледовые переправы (владельцы переправ), должны иметь разрешение на их оборудование и эксплуатацию. Изыскание, проектирование, строительство и эксплуатация ледовых переправ проводятся в соответствии с требованиями Отраслевых дорожных норм (ОДН 218.010-98). 7.2. ГИМС производит техническое освидетельствование ледовых переправ в части, касающейся безопасности людей, и дает разрешение на их эксплуатацию. 7.3. Режим работы ледовых переправ определяется эксплуатирующими их организациями по согласованию с органами местного самоуправления, ГИМС, Управлением Государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан. Порядок движения транспорта и нормы перевозки груза и пассажиров устанавливаются администрацией ледовой переправы с учетом ледового прогноза и таблицы максимальной нагрузки на лед. 7.4. Места, отведенные для переправ, должны удовлетворять следующим условиям: дороги и спуски, ведущие к переправам, должны быть благоустроены; в районе переправы должны отсутствовать (слева и справа от нее на расстоянии не менее 100 метров) сброс теплых вод и выход грунтовых вод, а также промоины, майны и площадки для выколки льда; ширина трассы автогужевых переправ должна быть не менее 20 метров; трассы автогужевых переправ должны иметь одностороннее движение; для встречного движения прокладывается самостоятельная трасса параллельно первой, удаленная от нее на расстояние не менее 150 метров.
В период интенсивного движения автотранспорта на переправах должны быть развернуты передвижные пункты обогрева людей и дежурить тягачи с такелажем для возможной эвакуации с рабочей полосы неисправных транспортных средств. 7.7. Для обеспечения безопасности людей на переправе выставляется спасательный пост, укомплектованный спасателями, владеющими приемами оказания помощи людям, терпящим бедствие на льду, оснащенный спасательными средствами, средствами связи, электромегафонами. Сотрудники Управления Государственной инспекции по безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан ежемесячно проводят обследование ледовых переправ. 7.8. У подъезда к переправе устанавливается специальный щит, на котором помещается информация о том, какому виду транспорта и с каким максимальным грузом разрешается проезд по данной переправе, какой интервал движения и какую скорость необходимо соблюдать, а также требования, обеспечивающие безопасность на переправе. 7.9. Ежедневно утром и вечером, а в оттепель и днем производится замер толщины льда и определяется его структура. Замер льда производится по всей трассе и особенно в местах, где больше скорость течения и глубина водного объекта. Во избежание утепления льда и уменьшения его грузоподъемности регулярно производится расчистка проезжей части переправы от снега. 7.10. На переправах запрещается пробивать лунки для рыбной ловли и других целей. 8. Меры безопасности на льду 8.1. При переходе по льду необходимо пользоваться оборудованными ледовыми переправами или проложенными тропами, а при их отсутствии, прежде чем двигаться по льду, следует наметить маршрут и убедиться в прочности льда с помощью палки. Если лед непрочен, необходимо прекратить движение и возвращаться по своим следам, делая первые шаги без отрыва ног от поверхности льда. Категорически запрещается проверять прочность льда ударами ноги. 8.2. Выезд автотранспорта на лед в местах, где нет оборудованных ледовых переправ, в том числе для осуществления подледного лова рыбы, запрещен. 8.3. Для предотвращения выезда автотранспорта на лед в неустановленных местах органы местного самоуправления обязаны произвести обваловку берегов, где этот выезд возможен, вывесить соответствующие предупреждающие знаки согласно требованиям к знакам безопасности. 8.4. Во время движения по льду следует обходить опасные места и участки, покрытые толстым слоем снега. Особую осторожность необходимо соблюдать в местах, где существует быстрое течение, бьют родники, выступают на поверхность кусты, трава, впадают в водный объект ручьи и вливаются теплые сточные воды промышленных предприятий, ведется заготовка льда и т.п. Безопасным для перехода является лед с зеленоватым оттенком и толщиной не менее 7 сантиметров. 8.5. При переходе по льду группами необходимо следовать друг за другом на расстоянии 5-6 метров и быть готовым оказать немедленную помощь впереди идущему. Перевозка грузов производится на санях или других приспособлениях с возможно большей площадью опоры на поверхность льда.
Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 метров. Во время движения лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда и следит за его состоянием. 8.8. Во время рыбной ловли нельзя пробивать много лунок на ограниченной площади, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами. Каждому рыболову рекомендуется иметь с собой спасательное средство в виде шнура длиной 12-15 метров, на одном конце которого закреплен груз весом 400-500 граммов, а на другом изготовлена петля. 8.9. В местах с большим количеством рыболовов в период интенсивного подледного лова рыбы органы местного самоуправления обязаны выставлять спасательные посты, укомплектованные спасателями, оснащенными спасательными средствами, средствами связи, электромегафонами, умеющими оказывать помощь людям, терпящим бедствие на льду, и постоянно владеющими информацией о гидрометеорологической обстановке в этом районе. При угрозе отрыва льда от берега спасатели немедленно информируют об этом рыболовов и принимают меры по эвакуации людей со льда. 9. Требования безопасности при производстве работ по выемке грунта и выколке льда 9.1. Организации независимо от форм собственности при производстве работ по выемке грунта и торфа, углублению дна водных объектов в местах массового отдыха людей на воде обязаны ограждать опасные участки, а после окончания работ - выравнивать дно. 9.2. Ответственность за обеспечение безопасности жизни людей в котлованах, карьерах, затопленных водой, до окончания работ возлагается на организацию, проводящую выемку грунта. 9.3. По окончании выемки грунта в котлованах, карьерах, затопленных водой, производится выравнивание дна от береговой линии до глубины 1,7 метра. Организации, проводившие земляные работы в местах массового отдыха населения, обязаны засыпать котлованы. 9.4. Организации при производстве работ по выколке льда обязаны ограждать участки, на которых осуществляются работы. 10. Требования к знакам безопасности 10.1. Знаки безопасности на воде устанавливаются водопользователями (владельцами пляжей, переправ, наплавных мостов, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов) и организациями, проводящими дноуглубительные, строительные или другие работы, с целью обеспечения безопасности людей на воде. На участках водных объектов, не предоставленных кому-либо в пользование, знаки безопасности на воде устанавливаются органами местного самоуправления, по территории которых проходит береговая линия вышеуказанного участка водного объекта. 10.2. Знаки имеют форму прямоугольника с размерами сторон не менее 50-60 сантиметров и изготавливаются из досок, толстой фанеры, металлических листов или другого прочного материала. 10.3.Знаки устанавливаются на видных местах и укрепляются на столбах (деревянных, металлических, железобетонных и т.п.), врытых в землю. Высота столбов над землей должна быть не менее 2,5 метра. 10.4. Надписи на знаках делаются черной или белой краской. Характеристика знаков безопасности на воде
11. Правила устройства и оборудования спасательного поста 11.1. Спасательный пост выставляется водопользователем. 11.2. Спасательный пост работает в соответствии с графиком, утвержденным водопользователем. 11.3. Спасательный пост включает в себя следующие силы и средства: спасатели - 3 человека; гребная лодка типа «Кефаль», «Казанка-6» с надписью на борту «Спасательная» - 1 штука; круг спасательный - 5 штук; спасательный нагрудник - 5 штук; «конец Александрова» - 2 штуки; средство усиления речи (электромегафон) - 1 штука; трал с «кошками» - 1 штука; флаг белый с красным крестом - 2 штуки; багор - 2 штуки; санитарная сумка или аптечка с набором медикаментов для оказания доврачебной помощи при несчастном случае на воде - 1 комплект; противопожарный щит - 1 комплект; легководолазное снаряжение (ласты, маска, трубка) - 2 комплекта. Примечание: спасательный пост выставляется на удалении не более 200 метров от береговой линии. Газета «Республика Татарстан» №82-83 (26459-26460) от 1 мая 2009 года |
О внесении изменений в Государст-венный реестр особо охраняемых природных... Министров Респуб-лики Татарстан от 24. 07. 2009 №520 «Об утверждении Государственного реестра особо охраняемых природ-ных территорий... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Во исполнение Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 30. 06. 2009 n 445 "О стандартах качества государственных... | ||
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 28 августа... Республики Татарстан по реализации молодежной политики, формированию здорового образа жизни и содействию подготовке XXVII всемирной... | Внести в распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от... Внести в распоряжение Кабинета Министров Республики Татарстан от 18. 03. 2013 №436-р следующие изменения | ||
Постановление Кабинета министров чувашской республики о региональной... «О мерах по созданию межотраслевой комплексной геоинформационной системы Чувашской Республики», в целях формирования инфраструктуры... | «Одаренные дети» Программа по реализации Закона «О языках народа... Кадетская школа-интернат открылась 1 сентября 2005 года наПостановлению Кабинета Министров Республики Татарстан №720 от 19. 12. 2000... | ||
Положение об организации в Республике Татарстан опережающего профессионального... Кабинета Министров Республики Татарстан от 08. 04. 2013 №237 «Об утверждении Региональной программы дополнительных мероприятий, направленных... | 1. в соответствии с распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики... В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 30 октября 2009 г. №355-р утвердить прилагаемый план мероприятий,... | ||
Конкурс проводится Республике Татарстан на 2011-2014 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10. 11. 2010 г. №890,... | Пояснительная записка Настоящая программа разработана в соответствии... Республики Татарстан на 2002-2006 годы, соответствии с приказом Минобразования России, от 23 сентября 2002 г. №3352 "Об утверждении... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Татарстан №1174 от 30. 12. 2010 г. «Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы «Килэчэк»... | Утверждена Приказом Начальника Главного управления ветеринарии Кабинета... Ведомственная целевая программа «Мероприятия по ветеринарно-санитарному оздоровлению в 2013-2015 годах» | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Список организаций-участников, подавших заявки на участие в Республиканском конкурсе на получение грантов Кабинета Министров Республики... | Постановление "О премии имени Каюма Насыйри" Каюма Насыри, а также усиления стимулирующей роли материального и морального поощрения работников образования Кабинет Министров Республики... | ||
«Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан... На сайте Минэкономики Татарстана начался опрос населения об эффективности работы чиновников | «Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан... «Рустам Минниханов 38-й в рейтинге медиа-эффективности глав субъектов РФ по итогам 2012 года» |