Пояснительная записка Программы:
Примерная программа для общеобразовательных учреждений (6-11кл) М.:Дрофа.2010.
Авторская программа по географии. 6-10 классы / Под редакцией И.В. Душиной. - М.: Дрофа, 2010.
Количество часов: всего - 70часов, в неделю - 2 часа; практических работ - 52, из них оценочных- 13.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану (1998г), рассчитана на 70 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Основные цели и задачи курса:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Планируемые результаты обучения.
Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
- географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
- важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Содержание программы построено с позиции единства географии, интеграции курсов географии 6 класса («Начальный курс географии») и географии материков и океанов 7 класс. Понятия «географическая оболочка», «природная зональности», «природный комплекс» являются интегральными. Они характеризуют определенные связи и сочетания природных, социальных и экономических явлений и процессов не определенной территории Земли.
Программа содержит новые направления географического образования:
-комплексные подходы к характеристике территории материков и акватории океанов;
- изучение материков и океанов как крупных природных комплексов;
- изучение население, особенностей культуры и быта народов мира.
В курсе «География материков и океанов» в первом разделе изучается материал о развитии главных особенностей природы Земли. Во втором разделе курса характеризуются материки и океаны как крупные природные комплексы Земли, наиболее типичные страны разных материков. Далее изучаются характерные взаимодействия природы и общества.
Программа содержит практический компонент (20%) около 1/3 содержания.
В учебной деятельности учащихся широко используются комплексные географические практикумы, конференции, нетрадиционные формы организации уроков, компьютерные технологии, мультимедийные программы, различные источники географической информации.
Структура программы определяет общеобразовательный уровень курса в соответствии обязательному минимуму содержания географического образования, объему и глубине изложенного материала со спецификой учебно-воспитательных задач.
Количество часов, отводимых на изучение курса географии в 7 классе, предусматривается в соответствии с Базисным учебным планом средней общеобразовательной школы.
Оценочные практические работы
1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах, координат различных точек.
Тема «Африка»
Определение географических координат крайних точек, протяженности материка с севера на юг в градусной мере и километрах.
Обучение определению географического положения материка.
Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. Тема «Австралия»
Сравнение географического положения Австралии и Африки. Тема «Южная Америка»
Определение сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки.
Сравнительное описание крупных речных систем Южной Америки и Африки.
8. Составление описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран материка (по выбору).
Тема «Северная Америка»
9. Сравнение климата отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценка климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности населения.
10. Составление описания путешествия по одной из стран континента с определением особенно стей природы населения, его хозяйственной деятельности (по линии следования).
Тема «Евразия»
Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни и хозяйственной деятельности людей.
Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.
Составление по картам и другим источникам описания одной из стран Зарубежной Европы или Зарубежной Азии.
Учебник: Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и океанов. - М.: Дрофа, 2006 УМК:
Географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа, 2010.
Сиротин В. И. Рабочая тетрадь по географии. 7 класс. - М.: Дрофа, 2007. Дополнительная литература:
Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. Наш дом, Земля. - М.: Дрофа, 2007.
За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.
Интернет - ресурсы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ в 7 классе
№
| Тема
урока
| Кол-
во
ча-
сов
| Тип
урока
| Элементы
обязательного
минимума образования
| Требования
к уровню подготовки обучающихся
| Практические работы
| Формы контроля
| До-
маш-
нее
зада-
ние
| Дата проведения
| План
| Факт
| ВВЕДЕНИЕ (4 ЧАСА)
| 1
| Что изуча-ет геогра-фия мате-риков и океанов
| 1
| Урок изу-чения но-вого мате-риала
| Представление о мире. Эпоха Великих геогра-фических открытий. Вы-дающиеся географичес-кие открытия и исследо-вания в России и в ми-ре. Современные науч-ные исследования кос-мического пространства
| Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков. Уметь: читать и анализировать географические карты
| Обозначение на кон-турной карте мате-риков, океанов, час-тей света и крупных островов
| Фрон-тальный опрос, работа с контур-ными картами
| С.4-7,ота.на вопр.,зад.7
|
|
| 2.
| Основные этапы на-копления знаний о Земле.
| 1
| Урок фор-мирования новых зна-ний
| Знать: основные пути по-лучения географической информации в прошлом, основные этапы накопле-ния географических зна-ний, имена путешествен-ников и ученых. Уметь: показывать маршруты важнейших путешествен-ников и объяснять резуль-таты путешествий и науч-ных открытий
| Составление свод-ной таблицы
| Выбо-рочный кон-троль
| Пар.2,,стр.7-10, рас. О великих путешешеств.
|
|
| 3.
| Современные географические исследования
| 1
| Урок формирования новых знаний и умений
|
| Знать: географических знаний основные пути получения современных
Уметь: показывать маршруты путешествий
|
| Выборочный контроль
| Пар.3,отв.на вопросы,нан.на карту маршруты путешествий
|
|
| 4
| История создания карт
| 1
| Урок фор-мирования новых дан-ных
|
| Знать: историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изо-бражения явлений и про-цессов на картах. Уметь: называть основные групп-пы и их свойства, описы-вать карту по плану, объ-яснять построение гра-дусной сетки на картах и измерительные возмож-ности в сравнении с гло-бусом
| Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и километрах. Характеристика карт по плану
| Выбо-рочный, темати-ческий
| Пар.3,с.14-16,отв.на вопр.,пока.маршруты
|
|
| Раздел I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (9 часов)
| Литосфера и рельеф Земли (2 часа)
| 5
| Состав и строение литосфе-ры. Гипо-теза дрей-фа матери-ков. Тео-рия лито-сферных плит
| 1
| Урок изу-чения но-вого мате-риала
| Геологичекая история Земли. Гипотеза проис-хождения материков и впадин океанов. Соот-ношение суши и океана на Земле, их распреде-ление между полушари-ями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоничес-кая карта. Размещение крупнейших форм рель-ефа на материках и в океане
| Знать: строение литосфе-ры и земной коры, мате-риковую и океаническую земную кору; теорию ли-тосферных плит; зависи-мость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
Уметь: показывать круп-ные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканиз-ма. Объяснить признаки понятий «платформа», «рельеф»
| Установление зако-номерностей раз-мещения крупных равнин и горных сис-тем в зависимости от возраста и особен-ностей строения земной коры. Сос-тавление таблицы, отражающей взаи-модействие внут-ренних и внешних рельефообразующих процессов
| Работа с картами атласа
| Пар.4, знать виды карт, отв.на вопросы
|
|
| 6
| Особен-ности рельефа Земли
| 1
| Практикум
| Пар.5,вып.зад.на стр.28,изуч.текст,зад.на к.к.
|
|
| Атмосфера и климаты Земли (3 часа)
| 7
| Климатообразующие факторы
| 1
| Практикум
| Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по се-зонам. Влияние природ-ных особенностей мате-риков и океанов на кли-мат Земли. Территори-альные сочетания кли-матообразующих факто-ров. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и регио-нальные климатические процессы
| Знать: гипотезу происхож-дения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразую-щие факторы, типы кли-матических поясов.
Уметь: объяснять циркуляцию воздушных масс, определять геогра-фическое положение климатических поясов и давать их характеристику
| Составление табли-цы «Характеристика типов воздушных масс». Анализ карты климатических поя-сов и областей Зем-ли
| Работа с картами атласа
| Пар.6,знать осн.формы рел. Нанесим на к.к.
|
|
| 8
| Распределение тепла и влаги у поверхности Земли
| 1
| Практикум
| Анализ климатичес-ких карт
| Работа с картами атласа
| Пар.7,отв.на вопр.,зад. По карте
|
|
| 9
| Климатические пояса
| 1
| Урок изу-чения но-вого мате-риала
| Анализ карты клима-тических поясов Земли
| Фрон-тальный опрос, тестиро-вание
| Пар.7,зн.осн.закон.,ответ.на вопр.
|
|
| Гидросфера Земли (1 час)
| 10
| Гидросфе-ра
| 1
| Урок изу-чения но-вого мате-риала
| Части гидросферы: Ми-ровой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изуче-ния морских глубин. Температуры и соле-ность вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные яв-ления в океане; правила обеспечения личной бе-зопасности. Обмен теп-лом и влагой между океаном и сушей. Миро-вой круговорот воды. Минеральные и органи-ческие ресурсы океана, их значение и хозяй-ственное использова-ние. Морской тран-спорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по со-хранению качества вод и биоресурсов Мирово-го океана
| Знать: Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе час-тей Мирового океана, во-ды и суши.
Уметь: описывать приме-ры взаимодействия Ми-рового океана с атмо-сферой и сушей, объяс-нять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений
| Обозначение на кон-турной карте различ-ных богатств Миро-вого океана
| Выбо-рочный
| Пар.9,10, изуч.матер.,отв. На вопр.
|
|
| Биосфера Земли (1 час)
| 11
| Биосфера. Географи-ческая оболочка
| 1
| Урок изу-чения но-вого мате-риала
| Разнообразие расти-тельного и животного мира Земли. Особеннос-ти распространения жи-вых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компо-нентов природы. При-родно-антропогенное равновесие, пути его со-хранения и восстановле-ния. Приспособления живых организмов к среде обитания
| Знать: гипотезу возникно-вения жизни на Земле; расселение по Земле рас-тений, животных и чело-века; природные ком-плексы и географическую зональность .
Уметь: анализировать карту природных зон
| Анализ карты при-родных зон. Состав-ление прогноза «Из-менения природных комплексов под воз-действием природ-ных факторов и че-ловеческой дея-тельности»
| Фрон-тальный
| Пар.13,14,15,изуч.мат,,отв.на вопрос
|
|
| Земля – планета людей (1 час)
| 12
| Земля – планета людей
| 1
| Урок-путе-шествие
| Численность населения планеты, размещение, народы и религия, ос-новные виды хозяй-ственной деятельности
| Ученики должны уметь: показывать крупнейшие народы Земли. Крупные города и их столицы
|
| Работа с картами
| Пар.16,ПКМ,с.78, вопр.для повтор.
|
|
| Обобщение по разделу 1 час
| 13
| Обобщающий урок раздела «Главные особенности приро-ды Земли»
| 1
| Урок пов-торения и обобще-ния
| Закрепление знаний и умений по разделу
|
| Тести-рование
| Стр.78, отв.на вопр.
|
|
| Раздел II. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (51 час)
| Африка (11 часов)
| 14
| Африка. Географи-ческое по-ложение и история исследова-ния
| 1
| Урок изу-чения но-вого мате-риала
| Особенности географии-ческого положения Аф-рики. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения тер-ритории. Деление Афри-ки на природные, при-родно-хозяйственные и историко-культурные ре-гионы
| Знать: приемы опреде-ления географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы.
Уметь: определять гео-графическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на вос-ток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особен-ности природы материка
| Определение гео-графических коор-динат, протяженнос-ти материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах
| Фрон-тальный
| Пар.24, зад.в к.к.,расск.об исслед.и путеш.
|
|
| 15
| Особен-ности рельефа Африки
| 1
| Практикум
| Знать: особенности рель-ефа, зависимость форм рельефа от тектоничес-кого строения материка.
Уметь: называть и пока-зывать на карте крупные формы рельефа, место-рождение полезных ис-копаемых
| Обозначение на кар-те крупных форм рельефа и место-рождений полезных ископаемых
| Работа с картами атласа, заполнение таб-лицы
| Пар.25,нанести формы рельефа,вып.зад.
|
|
| 16
| Климат Африки
| 1
| Практикум
| Знать: особенности кли-мата материка.
Уметь: показывать кли-матические пояса и ха-рактеризовать типичные для них погоды, выяв-лять зависимость клима-та от основных климато-образующих факторов
| Чтение климатичес-ких диаграмм
| Работа с картами атласа
| Пар.26, описать климат
|
|
| |