№
| Тема
урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| элементы обязательного минимума образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Практические работы
| Формы контроля
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
план
| факт
|
ВВЕДЕНИЕ (4 часа)
|
1
| Что изучает география материков и океанов
| 1
| Урок изучения нового материала
| Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Вдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.
| Знать: предмет изучения географии. Части света. Карты материков.
Уметь: читать и анализировать географические карты.
| Обозначение на контурной карте материков, океанов, частей света и крупных островов.
| Фронтальный опрос, работа с контурными картами.
|
|
|
|
2
| Карта – особый источник географических знаний.
|
|
| Знать: историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения явлений и процессов на картах.
Уметь: называть основные группы карт и их свойства, описывать карту по плану, объяснять построение градусной сетки на картах и измерительные возможности в сравнении с глобусом.
| № 1. Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусах и километрах.
| Выборочный контроль
|
|
|
|
| Как открывали мир.
|
|
|
|
|
|
|
|
3
| Развитие географических знаний человека о Земле. Основные этапы накопления знаний о Земле, ее природе и населении. Выдающиеся географические открытия и путешествия.
|
|
| Знать: основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний, имена путешественников и ученных.
Уметь: показывать маршруты важнейших путешественников и объяснять результаты путешествий и научных открытий.
|
|
|
|
|
|
4
| Современные географические исследования.
|
|
|
| № 2. Обучение простейшим приемам работы с источниками географической информации (картами, дневниками путешествий, справочниками, словарями и другими).
|
|
|
|
|
Раздел I. ГАЛВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ (9 часов)
|
ЛИТОСФЕРА И РЕЛЬЕФ ЗЕМЛИ (2 часа)
|
5
| Состав и строение литосферы. Гипотеза дрейфа материков. Теория литосферных плит
| 1
| Урок изучения нового материала
| Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.
| Знать: строение литосферы и земной коры, материковую и океаническую земную кору; зависимость между рельефом, тектоническим строением и размещением полезных ископаемых.
Уметь: показывать крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма. Объяснять признаки понятий “платформа”, “рельеф”.
| № 3. Определение по карте направлений передвижения литосферных плит и предположение размещения материков через миллионы лет (на основе тектоники плит).
| Работа с картами атласа. Установление закономерностей размещения крупных равнин и горных систем в зависимости от возраста и особенностей строения земной коры.
|
|
|
|
6
| Особенности рельефа Земли
| 1
| Практикум
|
|
|
|
|
|
|
Атмосфера и климаты Земли (3 часа)
|
7
| Климатообразующие факторы
| 1
| Практикум
| Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта. Антропогенное влияние на глобальные и региональные климатические процессы.
| Знать: гипотезу происхождения атмосферы; пояса освещенности и тепловые пояса; климатообразующие факторы; типы климатических поясов.
Уметь: объяснять циркуляцию воздушных масс, определять географическое положение климатических поясов и давать их характеристику.
| Составление таблицы “Характеристика типов воздушных масс” Анализы карты климатических поясов и областей Земли
| Работа с картами атласа
|
|
|
|
8
| Распределение тепла и влаги у поверхности Земли
| 1
| Практикум
| Анализ климатических карт
| Работа с картами атласа
|
|
|
|
9
| Климатические пояса
| 1
| Урок изучения нового материала
| Анализ карты климатических поясов Земли
| Фронтальный опрос, тестирование
|
|
|
|
Гидросфера Земли (1 час)
|
10
| гидросфера
| 1
| Урок изучения нового материала
| Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Метод изучения морских глубин. Температуры и соленость вод Мирового океана. Движение воды в океане. Стихийные явления в океане; правила обеспечения личной безопасности. Обмен теплом и влагой между океаном и сушей. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.
| Знать: Мировой океан, свойства водных масс, различие в природе частей Мирового океана, воды и суши.
Уметь: описывать примеры взаимодействия Мирового океана с атмосферой и сушей, объяснять его роль в жизни Земли, свойства вод, образование течений.
| Обозначение на контурной карте различных богатств Мирового океана.
| Выборочный
|
|
|
|
Биосфера Земли (1 час)
|
11
| Биосфера. Географическая оболочка
| 1
| Урок изучения нового материала
| Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом Океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания.
| Знать: гипотезу возникновения жизни на Земле; расселение по Земле растений, животных и человека; природные комплексы и географическую зональность.
Уметь: анализировать карту природных зон.
| Анализ карты природных зон. Составление прогноза “Изменение природных комплексов под воздействие природных факторов и человеческой деятельности”
| фронтальный
|
|
|
|
Земля – планета людей (1 час)
|
12
| Земля – планета людей
| 1
| Урок путешествие
| Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности
| Ученики должны уметь: показывать крупнейшие народы Земли. Крупные города и их столицы.
|
| Работа с картами атласа
|
|
|
|
Обобщение по разделу 1 час
|
13
| Обобщающий урок раздела “Главные особенности природы Земли”
| 1
| Урок повторения и обобщения
| закрепление знаний и умений по разделу.
|
| Тестирование
|
|
|
|
Раздел II. МАТЕРИКИ И ОКЕАНЫ (51 час)
|
Африка (11 часов)
|
14
| Африка. Географическое положение и история исследования.
| 1
| Урок изучения нового материала.
| Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природные, природно-хозяйственные и историко-культурные регионы.
| Знать: приемы определения географического положения материка, имена исследователей континента и результаты их работы.
Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяженность с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Оценивать влияние географического положения на особенности природы материка.
| Определение географических координат, протяженности материка с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах.
| Фронтальный
|
|
|
|
15
| Особенности форм рельефа Африки
| 1
| Практикум
| Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка.
Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых.
| Обозначение на карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых
| Работа с картами атласа
|
|
|
|
16
| Климат Африки
| 1
| Практикум
| Знать: особенности климата материка.
Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов.
|
|
|
|
|
|
17
| Внутренние воды
| 1
| Практикум
| Знать: основные речные системы, озера материка.
Уметь: показывать внутренние воды на карте.
| Характеристика речной системы с установлением связей: река – рельеф – климат. Обозначение на контурной карте крупных рек и озер.
| Работа с картами атласа, тестирование
|
|
|
|