ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программы:
География Земли (VI-VII классы): Примерная программа основного общего образования по географии.
Авторская программа по географии. 6-10 кл. / Под ред. И. В. Душиной. - М.: Дрофа, 2006.
Рабочие программы по географии.6-9 классы.-М.: издательство «Глобус», 2010 г.
Количество часов: всего - 34 часа, в неделю -1 час; практических работ -10, из них оценочных - 7.
Оценочные практические работы:
Организация и обучение приемам учебной работы: измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу.
Топографический диктант.
Ориентирование на местности.
Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними,
Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе на своей местности).
Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа
Определение географического положения объектов: океаны, моря, заливы, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору).
Изучение географии в 6 классе школы направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи, решаемые в начальном курсе физической географии можно сформулировать следующим образом:
Показать школьникам географию как предмет изучения и убедить учащихся в необходимости и полезности ее изучения;
Приобщить к терминологическому языку географии и сформировать первые пространственные представления об объектах и явлениях, происходящих в окружающем ребенка мире; Познакомить с географической картой как уникальным и наглядным источником знаний и средством обучения;
Научить работать с разными средствами обучения как в природе, на местности, так и в классе;
А самое главное - показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ (РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ) В результате изучения географии ученик должен знать/понимать:
основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах,
взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
уметь:
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем; приводить примеры, использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления; определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания; учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности; проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «География», из расчета 1 учебного часа в неделю. Резервное время, при этом, составляет 4 часа и предусматривает возможность некоторого расширения объема и глубины изучения отдельных разделов или использования разнообразных форм организации учебного процесса, новых педагогических технологий, практических работ.
Учебник: Климанова О. А. География. Землеведение / О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2009.
УМК:
Географический атлас. 6 кл. - М.: АСТ-пресс, 2010.
Климанова О. А. Рабочая тетрадь для 6 класса Г еография. Землеведение / О. А. Климанова. - М.: Дрофа, 2009.
Дополнительная литература:
Герасимова Т. П. География. Начальный курс/Т. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова. - М.: Дрофа
2007.
За страницами учебника географии. - М.: Дрофа, 2005.
Дронов В. П. География. Землеведение / В. П. Дронов, JI Е. Савельева - М.: Дрофа, 2007.
4., Крылова О. В. Физическая география. Начальный курс. 6 кл. / О. В. Крылова. - М.: Просвещение,2006.
Рабочая тетрадь по географии. 6 кл. / Под ред. В. И. Сиротина. - М.: Дрофа, 2006.
Интернет-ресурсы.
№
| Тема
| Кол - во часов
| Тип
урока
| Элементы
обязательного
минимума
образования
| Требования к уровню подготовки обучающихся
| Дополни
тельный
материал
| Формы
контроля
| Практические
работы
| до
машнее
зада
ние
| Дата проведения
| План
| Факт
| ВВЕДЕНИЕ (1 час)
| 1.
| Что изучает география
| 1
| Урок изучения нового материала
| Развитие географических знаний человека о Земле. Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические открытия и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства
| Знать/понимать основные географические понятия и термины;
уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; находить в разных источниках и анализировать информацию
| •
| Вводная
беседа
|
|
| 01
сент.
|
| Раздел 1. 3ЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (3 часа)
| Тема 1. Земля - планета Солнечной системы (1 час)
| 2.
| Как устроен наш мир? Вращение Земли и его следствия
| 1
| Урок изучения нового материала
| Солнце - источник жизни на Земле. Земля - одна из девяти планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна - спутник Земли, их взаимодействие. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей
| Знать/понимать основные географические понятия и термины; уметь сопоставлять географические следствия движения Земли; выявлять взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека
| Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы
| Вводная
беседа
|
|
| 03 -08
сент.
|
| Тема 2. Изображение Земли на глобусе (2 часа)
| 3.
| Глобус - модель Земли. Параллели и меридианы. Градусная сеть
| 1
| Урок изучения нового материала
| Изображение поверхности Земли на глобусе
| Знать/понимать основные географические понятия; уметь определять координаты по глобусу; использовать
|
| Практи
ческая
работа
|
|
| 10-15
сент.
|
| |