№
у
р
о
к
а
| Тема урока
| Дата
| Тип урока
| Элементы обязательного минимума образования
| Формы контроля
| Практические работы
| Домашнее задание
|
план
| факт
|
ВВЕДЕНИЕ (1 час)
|
1.
| Что изучает география России
|
|
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны называть:
-предмет изучения географии России,
-основные средства и методы получения географической информации
Объяснять: - роль географических знаний в решении социально-экономических, экологических проблем страны.
| Фронтальный опрос
|
| С. 3-8
|
Часть I. РОССИЯ НА КАРТЕ МИРА (12 часов)
|
Географическое положение России (4 часа)
|
2
| Географическое положение как зеркало России. Виды и уровни географического положения России.
|
|
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны называть:
- пограничные государства,
- особенности географического положения, размеры территории, протяженность морских и сухопутных границ России,
Определять: географическое положение объектов,
Описывать: географическое положение страны(экономико-географическое, геополитическое и др.)
Объяснять: влияние географического положения на особенности природы, хозяйства 4и жизни населения России.
| Фронтальный опрос
| Характеристика географического положения России. Сравнение географического положения России и других стран
| $ 1
|
3
| Сравнение географического положения России и положения других государств.
Практическая работа №1
|
|
| Практикум
| Индивидуальный, фронтальный опрос
| $ 2
|
4
| Экономико - и транспортно-географическое положение России. Соседи Росси, их политическая и экономическая оценка, роль во внешней торговле России. Выгоды и недостатки транспортно-географического положения страны
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 3
|
5
| Геополитическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос
| $ 4
|
Границы и административно-территориальное устройство России (8 часов)
|
6
| Государственная территория России. Формирование и освоение государственной территории России. Основные направления русской колонизации.
|
|
| Изучение нового материала
| Называть и показывать:- субъекты Российской Федерации,
- границы часовых поясов.
Определять: разницу в поясном времени территории
| Фронтальный опрос
| Определение поясного времени для разных пунктов России
| $ 5
|
7
| Обширные российские пространства: вопросы и проблемы. Экономически эффективная территория.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 6
|
8
| Государственные границы России. Типы и виды российских границ
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 7
|
9
| Сухопутные и морские границы. России.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 8
|
10
| Россия на карте часовых поясов.
Практическая работа №2
|
|
| Практикум
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 9
|
11
| Этапы и методы географического изучения территории.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 10
|
12
| Особенности административно-территориального устройства России.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 11
|
13.
| Обобщающее повторение по разделу «Россия на карте мира».
|
|
| Урок обобщающего повторения
| Тестирование
|
|
Часть II. ПРИРОДА РОССИИ 35 часов
|
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (7 часов)
|
14
| Геологическая история и геологическое строение территории России
|
|
| Изучение нового материала
| Называть и показывать: основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории,
Объяснять: образование и размещение форм рельефа, закономерности размещения наиболее крупных месторождений полезных ископаемых
| Фронтальный опрос, заполнение таблицы
| Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий
| $ 12
|
15
| Рельеф России
|
|
| Комбинированный
| Работа с контурными картами
| $ 13
|
16
| Как и почему изменяется рельеф России
|
|
| Урок исследование
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 14
|
17
| Стихийные природные явления в литосфере
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 15
|
18
| Человек и литосфера
|
|
| Урок актуализации знаний и умений
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 16
|
19
| Проявление закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона.
Практическая работа №3
|
|
| Практикум
| Фронтальная письменная работа
| Конспект;
повторить
12-16
|
20
| Обобщение по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые».
|
|
| Урок обобщающего повторения
| Работа с контурными картами, тестирование
|
|
Климат и климатические ресурсы (7 часов)
|
21
| Факторы, определяющие климат России. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны.
|
|
| Изучение нового материала
| Называть: климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах,
Определять: погоду по синоптическим картам,
Объяснять: - образование атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов, их влияние на состояние погоды, образование смога,
- влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека,
- как составляют прогноз погоды,
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории страны.
Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
| $ 17
|
22
| Закономерности распределения тепла и влаги на территории России.
Практическая работа №4
|
|
| Практикум
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 18
|
23
| Сезонность климата
|
|
| Комбинированный
| Работа с картами, тестирование
| $ 19
|
24
| Типы климатов России.
Практическая работа №5
|
|
| Практикум
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 20
|
25
| Комфортность (дискомфортность) климатических условий.
|
|
| Комбинированный
| Работа с картами
| $ 21
|
26
| Климат и человек
Практическая работа №6
|
|
| Практикум
| Работа с картами
| $ 22
|
27
| Обобщающее повторение по теме Климат и климатообразующие ресурсы».
|
|
| Урок обобщающего повторен.
| Тестирование, работа с картами атласа
|
|
Внутренние воды и водные ресурсы (5 часов)
|
28
| Разнообразие внутренних вод России. Реки
|
|
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны называть:
- Распределение рек страны по бассейнам океанов,
- основные области современного оледенения и крупные ледники
Объяснять:
- распространение многолетней мерзлоты, ее влияние на состояние природных комплексов и освоение
территории человеком
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей её хозяйственного использования.
Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных
природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
| $ 23
|
29
| Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 24
|
30
| Водные ресурсы и человек.
Практическая работа №7
|
|
| Практикум
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 25
|
31
| Внутренние воды и водные ресурсы вашего региона
|
|
| Практикум
| Работа с картами
| В к/к отметить внутренние воды
|
32
| Обобщающее повторение по теме «Внутренние воды».
|
|
| Урок обобщающего повторения
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами, тестирование
|
|
Почвы и почвенные ресурсы (4 часа)
|
33
| Образование почв и их разнообразие.
|
|
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны называть:
- зональные типы почв, их главные свойства, примеры мелиорации земель в разных зонах и регионах.
Объяснять: почвообразовательные процессы,
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Выявление условий почвообразования основных типов почв (количества тепла и влаги, рельеф, характер растительности) и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
| $ 26
|
34
| Закономерности распространения почв.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 27
|
35
| Почвенные ресурсы России
|
|
| практикум
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами, тестирование
| $ 28
|
36
| Обобщение по теме «Почвы и почвенные ресурсы».
|
|
| Урок обобщающего повторения
| Работа с контурными картами; тестирование
|
|
Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)
|
37
| Растительный и животный мир России.
|
|
| Комбинированный
| Учащиеся должны называть: основные виды растительности растительного и животного мира
Объяснять: особенности растительного и животного мира природных зон
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
| $ 29
|
38
| Биологические ресурсы. Меры по охране растительного и животного мира.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 30
|
39
| Итоговый урок
|
|
| Урок обобщаю-щего повторен.
| Тестирование
|
|
Природное районирование (9 часов)
|
40
| Разнообразие природных комплексов. Формирование природно-территориальных комплексов (ПТК) – результат длительного развития географической оболочки Земли. Моря как крупные ПК.
|
|
| Изучение нового материала
| Объяснять: разнообразие природных комплексов на территории страны,
Оценивать: изменение природных объектов под воздействием природных и антропогенных факторов
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Сравнительная характеристика двух природных зон России.
Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.
| $ 31
|
41
| Природно-хозяйственные зоны России.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 32
|
42
| Арктические пустыни, тундра и лесотундра.
|
|
|
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 33
|
43
| Леса.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 34
|
44
| Лесостепи, степи и полупустыни.
|
|
| Комбинированный
| Работа с картами атласа, беседа
| $ 35
|
45
| Высотная поясность
Практическая работа №8
|
|
| практикум
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 36
|
46
| Особо охраняемые природные территории
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 37
|
47
| Природные зоны вашей области. Экологические проблемы этих зон.
|
|
| Практикум
| Беседа по результатам анализа карт.
| Итоговое задание стр.179-180
|
48
| Обобщение по теме «Природное районирование».
|
|
| Урок обобщаю-щего повторен.
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами, тестирование
|
|
Раздел III. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ 8 часов
|
49
| Численность населения России. Особенности воспроизводства населения. Причины демографического кризиса.
|
|
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны называть: народы, наиболее распространенные языки, религии.
Описывать: особенности быта и религий отдельных народов
Объяснять: различия в естественном приросте населения, темпах его роста и уровня урбанизации отдельных территорий, направления миграций, образование и развитие разных форм городского и сельского населения, роль географического фактора в развитии человеческого общества на примере РФ.
Оценивать: изменение в численности населения, изменения соотношения городского и сельского населения, развитие системы городских поселений
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| Выделение районов проживания крупных народов по карте «Народы России», оценка географии размещения народов и особенностей географии религий России.
Анализ графиков численности населения и половозрастных пирамид, анализ графика «Динамика экономически активного населения» и динамики миграционных потоков.
Выявление роли ЭГП в развитии городов.
Оценка привлекательности места своего проживания.
Сравнение наиболее и наименее урбанизированных территорий России.
| $ 38
|
50
| Мужчины и женщины. Продолжительность жизни.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 39
|
51
| Этнический, языковый и религиозный состав населения.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 40
|
52
| Городское и сельское население. Особенности урбанизации.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 41
|
53
| Размещение населения России
Практическая работа №9
|
|
| Практикум
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 42
|
54
| Миграция населения России.
|
|
| Комбинированный
| Индивид, фронтальн опрос, работа с картами
| $ 43
|
55
| Люди и труд.
Практическая работа №10
|
|
| практикум
| работа с картами
| $ 44
|
56
| Обобщение по теме «Население».
|
|
| Урок обобщаю-щего повторен
| Индивидуальный, опрос, работа с картами, тест
|
|
Раздел IV. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ 11 часов
|
57
| Что такое хозяйство страны?
|
|
| Изучение нового материала
| Учащиеся должны называть: важнейшие природно-хозяйственные объекты страны,
Объяснять: изменение пропорций между сферами, секторами, межотраслевыми комплексами и отраслями в структуре хозяйства,
| Фронтальная беседа
|
| $ 45
|
58
| Как география изучает хозяйство
|
|
| Комбинированный
| Фронтальный опрос
|
| $ 46
|
Первичный сектор экономики – отрасли, эксплуатирующие природу (10часов)
|
59
| Состав первичного сектора экономики, особенности входящих в него отраслей.
|
|
| Изуч. нового мат.
| Учащиеся должны называть: основные виды природных ресурсов и примеры рационального и нерационального использования.
Оценивать: природно-ресурсный потенциал страны, региона
| Фронтальный устный опрос
| Изучение особенностей, производственных связей и принципов размещения отраслей хозяйства. Составление типовой схемы агропромышленного комплекса
| $ 47
|
60
| Природно-ресурсный потенциал России.
|
|
| Практикум
| Индивидуал, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 49
|
61
| Сельское хозяйство.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальн, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 50
|
62
| Земледелие.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальн, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 51
|
63
| Животноводство
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 52
|
64
| Лесное хозяйство. Охота.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 53
|
65
| Рыбное хозяйство.
|
|
| Комбинированный
| Индивидуальный, фронтальный опрос, работа с картами
| $ 54
|