Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы)





Скачать 306.3 Kb.
НазваниеПримерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы)
страница1/2
Дата публикации28.05.2015
Размер306.3 Kb.
ТипПримерная программа
100-bal.ru > География > Примерная программа
  1   2
Экономическая и социальная география мира 10-11класс
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа, 2007.В соответствии с методическими рекомендациями Максаковского В.П.

Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Цели:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подгото­вить учащихся к правильному восприятию окружающей действитель­ности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами, предполагается формиро­вание теоретических знаний, практических умений и навыков, необ­ходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.
Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. На базовом уровне назовем следующие:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Общая характеристика мира

Что изучает экономическая и социальная география мира; структура учебника.

Политическая карта мира.

Государственный строй стран мира, влияние международных отношений на политическую карту мира.

Международные отношения. Политическая геогра­фия и геополитика. Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

География мировых природных ресурсов

Взаимодействие природы и общества.

Оценка природных ресурсов. Минеральные, земельные, водные ресурсы стран мира.

Биологические, климатические, космические, рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана.

Загрязнение окружающей среды. Рациональное природопользование.

Население мира

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

География мирового хозяйства

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда. НТР, ее характерные черты и составные части. Воздействие НТР на территориальную структуру мирового хозяйства. Факторы размещения.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

География отраслей мирового хозяйства

Промышленность - ведущая отрасль материального производства. Топливно-энергетическая промышленность. Металлургия Машиностроение. Химическая, лесная, легкая промышленность. Сельское хозяйство - вторая ведущая отрасль материального производства. Растениеводство. Животноводство.

Транспорт.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Региональная география

Зарубежная Европа Общая характеристика Зарубежной Европы Промышленность. Сельское хозяйство, транспорт и туризм региона. Субрегионы Европы. Европа как центр мирового хозяйства.

Зарубежная Азия Хозяйство: уровень развития международная специализация, основные районы сельского хозяйства, проблемы. Страны Юго-Западной Азии. Страны Южной и Юго-Восточной Азии. Страны Восточной и Централь ной Азии. Китай. Япония. Индия. Австралия и Океания.

Зарубежная Африка

Общая характеристика Африки. Субрегионы - Северная и тропическая Африка.

Латинская Америка

Общая характеристика Латинской Америки. Бразилия.

Северная Америка Общая характеристика США. Роль США в мировой экономике. География промышленности, транспорта, туризма. Макрорайоны США. Канада

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.


Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, дискуссия, диспут, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  • методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся;

  • методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр, деловых игр;

  • методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения, исследовательского методов обучения.

Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), интерактивные карты и электронные учебники.

Используемые формы и способы проверки и оценки результатов деятельности: устные ответы учащихся (фронтальный или индивидуальный опрос), контрольные, самостоятельные, практические работы; выполнение тестовых заданий, географических диктантов. Результаты обучения оцениваются по 5-бальной системе. При оценке учитываются глубина, осознанность, полнота ответа, число и характер ошибок.

Структура курса следует логике учебного предмета, все разделы преемственны, каждый раздел выстроен с учетом закономерностей при познании географических объектов, с постепенным введением обобщений и на их основе – теоретических знаний и приемов самостоятельной работы.
Используемый УМК:

  1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2009 г.

  2. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2008 г.

  3. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2009 г.

  4. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 7

  5. В.П.Максаковский «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М., «Просвещение» 2013.

  6. Мультимедийная обучающая программа: География 10 класс. Экономическая и социальная география мира


Практические работы

1.Характеристика политико-географического положения страны

2.Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран

3.Оценка трудовых ресурсов стран

4.Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности мира.
5.Работа в контур. картах «Обозначение субрегионов и стран Зар.Европы»

6.Составление сравнительной экономико-географической характеристики двух стран Зар.Европы

7.Сравнительная характеристика двух развивающихся стран

8.Обозначение в контур. картах макрорегионов США
Контрольные работы

1.Контрольная работы по теме «ПКМ»

2.Контрольная работа по теме «Население мира»

3.Контрольная работа по курсу 10 класса

4.Контрольная работа по теме «Зарубежная Европа»

5.Тестовая работа по теме «Зарубежная Азия. Австралия»

6.Проверочная работа работа по теме Северная Америка

7.Тест по теме Латин. Америка

Учебно-тематическое планирование

Темы,

разделы

Кол-во

часов

сроки

№ п\р

№ к\р

10 кл

Раздел 1. Общая характеристика мира. 34ч

Тема 1. Политическая карта мира.



5


1четверть

сентябрь



№1



№1

Тема 2. География природных ресурсов

5

Октябрь- ноябрь

№2




Тема 3. География населения мира.


7

2 четверть

ноябрь-дек.

№3

№2

Тема 4. Научно – техническая революция.


6

3 четверть-январь,

февраль







География промышленности.


6

март-апрель

№4




Обобщение знаний

3

май




№3

Резерв


2

Всего 34 ч










11 класс

Зарубежная Европа



10 часов





№5,6


№4

Зарубежная Азия. Австралия







№7




Африка










№5

Северная Америка







№8

№6

Латинская Америка










№7

Обобщение знаний «Глобальные проблемы человечества»



Всего 34ч









  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconДанная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. «География мира» (10 – 11 классы). Базовый уровень Автор:...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconМаксаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. 10 кл. / В. П.
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии. 10-11 классы. Базовый уровень / В. И. Сиротин, И. И. Душина,...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconРабочая учебная программа курса «Экономическая и социальная география...
Данная рабочая программа составлена на основании стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconРабочая программа Предмет: География
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основании...
Были использованы также авторские методические рекомендации к учебнику В. П. Максаковского «Экономическая и социальная география...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconРабочая программа по географии класс 7
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г., примерной...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconРабочая программа по географии класс 8
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2010 г., примерной...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconРабочая программа по географии базовый уровень
Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconРабочая программа по географии базовый уровень
Данная рабочая программа составлена на основании: стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы)
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Примерных стандартов по географии. Стандарта среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) 2004 г., примерной...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Примерной программы среднего ( полного) общего образования по географии, базовый уровень. Программы «География мира»(X-XI кл.) (...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconРабочая программа по географии 10-11 класс Подготовил: Тыдыков Г. Н
Данная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии «География...
Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X xi классы) iconРабочая программа (на основе авторской программы Е. М. Домогацких)...
Рабочая программа разработана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Базовый уровень:...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск