-
Утверждено:
Директор школы
Ойношева Л.Ф.
от «___» __________ 2013г.
| Согласовано:
замдиректора по ВР
Трышпакова А.П.
от «___» __________ 2013г.
| Рассмотрено:
от «___» __________ 2013г.
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии 10-11 класс
Подготовил: Тыдыков Г.Н.
учитель географии
Беш-Озёк
2013
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена с использованием Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии «География мира» (10 – 11 классы). Базовый уровень Автор: В. П. Максаковский. Программа для общеобразовательных
учреждений«География 6-11 класс» 2004
Курс «Экономическая и социальная география мира» завершает географическое образование школьников
Курс сочетает экономико – географическое страноведение с общей экономической географией. Содержание учебного материала охватывает все аспекты содержания школьной географии основной школы и предлагает их на новом качественном уровне в условиях среднего (полного) общего образования.
В процессе изучения нового курса больше внимания рекомендуется уделять практическим методам обучения, самостоятельной работе учащихся с различными источниками географической информации.
При этом предполагается более широкое использование таких форм обучения, как лекционно – семинарские занятия, практикумы, групповая работа по заранее выбранной проблеме, защита научных проектов, электронных презентаций, подготовка рефератов. Содержание курса «Экономическая и социальная география мира» дает возможность подготовить учащихся к правильному восприятию окружающей действительности, к пониманию тех процессов, которые происходят в мировой политике и экономике. Другими словами предполагается формирование теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.
Цель курса:
Продолжить и для большинства учащихся завершить формирование знаний о географической картине мира, которые опираются на понимание теории взаимодействия общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, экономического районирования, на раскрытие глобальных и региональных явлений и процессов, происходящих как в мире в целом, так и в отдельных субрегионах, странах и их районах.
Задачи:
Овладение системой знаний о глобальных проблемах современности, что исключительно важно для целостного осмысления планетарного сообщества людей, единства природы и общества;
Формирование глобального мышления учащихся в противовес узкопонимаемым национальным и классовым интересам;
развитие познавательного интереса учащихся к приобретающим все большее звучание проблемам социального характера – межнациональных отношений, культуры и нравственности, дефицита демократии;
Вооружение учащихся специальными и общеучебными знаниями, позволяющими им самостоятельно добывать информацию географического характера по данному курсу.
Основные функции программы:
Развивающая.
Просветительская (информационная).
Профилактическая (предупреждение возможных трудностей в учебе, общении).
Коррекционная (помощь в преодолении трудностей).
Основные принципы программы:
Принцип деятельности.
Принцип активности.
Принцип соответствия возрастной категории.
Важнейшие направления программы:
Интеграция.
Экологизация.
Гуманизация.
Политизация.
Экономизация.
Регионолизация.
Практическая направленность.
Используемые технологии:
Интеграция традиционной, алгоритмической, модульной, игровой, компьютерной, развивающего обучения.
Основные методы, используемые в различных сочетаниях:
1. Объяснительно – иллюстративный,сочетающий словесные методы (рассказ, объяснение, работа с литературными источниками) с иллюстрацией различных по содержанию источников (справочники, картины, схемы, диаграммы, натуральные объекты, др.).
2. Частично – поисковый, основанный на использовании географических знаний, жизненного и познавательного опыта учащихся. Конкретным проявлением этого метода является беседа, которая в зависимости от дидактических целей урока может быть проверочной, эвристической, повторительно – обобщающей.
Исследовательский метод как один из ведущих способов организации поисковой деятельности учащихся в учебной работе, привития им умений и навыков самостоятельной работы.
Исследовательский метод используется:
При составление графиков, диаграмм, схем, сводок и т.д.;
При составлении экономико – географической характеристики территории;
При работе с различными источниками географического содержания;
При работе над творческими заданиями
Формы организации работы учащихся:
1.Индивидуальная.
2.Коллективная:
- фронтальная;
- парная;
- групповая.
Формы учебных занятий:
Игры: на конкурсной основе, ролевые;
Мини – лекции;
Диалоги и беседы;
Практические работы;
Семинары;
Дискуссии;
Круглые столы;
Проектные работы
Виды деятельности учащихся:
Устные сообщения;
Обсуждения;
Мини – сочинения;
Работа с источниками;
Доклады;
Защита презентаций, проектов;
Рефлексия.
Содержание образования рабочей программы соответствует нормативно – правовой базе:
Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
2. Базисный учебный план.
3. Требования к уровню подготовки учащихся с учетом регионального компонента.
4. Программа по географии для основной школы.
5. Закон Российской Федерации «Об образовании».
Учебно-методические материалы по дисциплине:
1. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.: Просвещение, 2009.
Атлас Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.: Дрофа, издательство ДИК, 2009
Рабочая тетрадь Экономическая и социальная география мира. 10 класс – М.: Дрофа, издательство ДИК, 2009
Жижина Е.А, Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии.10 класс-М: ВАКО,2011
Баранчиков Е.В. Тесты по географии // К учебнику В.П. Максаковского «География, экономическая и социальная география мира». 10 класс – М.: Изд. «Экзамен», 2007
Рекомендованная литература 1. Баринова И.И. География России. Природа. Учебник для 8 класса. - М.: Дрофа , 2009 Дронов В.П., Ром В.Я. Население и хозяйство России. Учебник для 9 класса. - М.: Дрофа. 2009
2.Плисецкий Е.Л. Коммерческая география России и мировой рынок. Учебник для 11 класса. - М. : АСТ-пресс школа, 2002. Гл. 5, 6
3.Экономическая и социальная география/ М. М. Голубчик, Э.Л.Файбусович, А.М. Носов, С.В. Макар. Учебник для вузов. - М.: ВЛАДОС, 2003. Гл. I. – С. 30 – 34; Гл. 2, С". 40 - 58.
4.А.Б.Эртель. География. Подготовка к ЕГЭ-2010. Ростов н/Дону: Легион, 2010
5.В.Н.Холина, А.С.Наумов, И.А.Родионова Социально-экономическая география мира. Справочное пособие – М: Дрофа, издательство ДИК, 2008
6.Фромберг А.Э. ”Практические и проверочные работы по географии. 10 класс”, М., ”Просвещение”, 2003.
Сводная таблица по видам контроля по географии в 10 классе
Виды контроля
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4
четверть
| Год
| Административный контроль ЗУНов
| 1
|
| 1
|
| 2
| Практических работ
| 5
| 1
| -
| 1
| 7
| Зачеты
|
| 1
| 2
| 1
| 4
|
Планирование контроля.
Зачеты: 5
Административные контрольные работы: 4.10, 14.02
Ведущая технология - развивающее обучение. Цель ее применения: развитие интеллектуальных способностей и индивидуально-личностных качеств учащихся, развитие дифференцированного отношения к себе и своим способностям.
Сводная таблица по видам контроля по географии в 11 классе
Виды контроля
| 1 четверть
| 2 четверть
| 3 четверть
| 4
Четверть
| Год
| Административный контроль ЗУНов
| 1
|
| 1
|
| 2
| Количество плановых контрольных работ
|
|
|
| 1
| 1
| практических работ
| 4
|
|
| 1
| 5
| Зачетов
|
|
|
| 1
| 1
| Тесты
|
| 1
| 1
|
| 2
|
Планирование контроля.
Зачеты: 1
Административные контрольные работы:___________________
Ведущая технология - развивающее обучение. Цель ее применения: развитие интеллектуальных способностей и индивидуально-личностных качеств учащихся, развитие дифференцированного отношения к себе и своим способностям.
Распределение материала по содержательным линиям.
№ п/п
| Содержательная линия
| Обязательный минимум
| Требования к уровню подготовки учащихся
| Возможность углубления
| знать
| уметь
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 1
| Научные основы содержания, включающие основные учения, теории, методы географических исследований.
- Предмет экономической и социальной географии мира.
Современная политическая карта мира:
Основные этапы формирования политической карты мира;
Типы стран современного мира;
Виды государственного устройства стран;
Политико – географическое положение отдельных стран.
- Географическая среда и географическая оболочка, виды природных ресурсов. Размещение важнейших полезных ископаемых мира. Размещение важнейших неминеральных ресурсов мира. Обеспеченность отдельных стран важнейшими видами природных ресурсов.
- Численность и размещение населения мира. Крупнейшие по населению страны. Типы воспроизводства. Половой, возрастной и национальный и религиозный состав населения мира. Особенности городского и сельского расселения мира. Характерные черты трудовых ресурсов и виды миграций населения мира.
- НТР, ее характерные черты и составные части. Мировое хозяйство, МГРТ, международная экономическая интеграция. Влияние НТР на отраслевую и территориальную структуру мирового хозяйства, основные модели и факторы размещения мирового хозяйства.
- Основные черты размещения топливной и горнорудной промышленности мира. Размещение энергетики, металлургии, машиностроения, химической, легкой и пищевой, лесной промышленности. Характерные черты размещения основных отраслей растениеводства мира, «зеленая революция»; рыболовства и основных отраслей животноводства мира. Характерные черты географии мирового сухопутного, водного и воздушного транспорта мира.
- Экономическое районирование мира.
Главные экономические районы мира и принципы их выделения. Основные черты политической географии. Общая характеристика населения и природных ресурсов. Характерные черты и особенности размещения хозяйства. ЭГХ Северной, Средней, Южной и Восточной Европы. История формирования политической карты. Особенности размещения природных ресурсов и характерные черты населения. Особенности хозяйства стран Азии. Субрегионы: ЭГХ Ю – З, Ю, Ю- В, и В Азии.
История формирования политической карты. Экономико – географическая специфика Африки. Субрегионы: ЭГХ Северной, Тропической Африки. История формирования политической карты. Особенности ЭГП, природных ресурсов и населения. Общая характеристика хозяйства. ЭГХ главных экономических районов. История формирования политической карты. ЭГХ Латинской Америки. ЭГХ главных экономических районов. ЭГХ Австралии.
- Глобальные проблемы человечества.
Характерные черты и виды глобальных проблем человечества.
|
- Политическая карта мира. Изменения на политической карте мира в новейшее время. Многообразие стран современного мира и их основные группы. Государст-венный строй, формы правления и административно – территориального устройства стран мира. Геополитика и политическая география. Между-народные органи-зации. Роль и место России в современ-ном мире.
- Основные виды природных ресурсов. Размещение природ-ных ресурсов и масштабы их испо-льзования. Обеспе-ченность природ-ными ресурсами. Особенности испо-льзования разных видов природных ресурсов.
- Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этни-ческий состав насе-ления. География мировых религий. Этнополитические и религиозные кон-фликты. Размещение и плотность населе-ния. Миграция, ее виды, география международных миграций. Раселение населения. Городское и сельское население.
- Мировое хозяйство и этапы его развития. МГРТ. Экономическая интеграция. Интеграционные группировки. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. География основных отраслей промышленности и сельского хозяйства мира, основные промышленные и сельскохозяйственные районы. География мирового транспорта. Усиление роли непроизводственной сферы в мировой экономике.
- Комплексная географическая характеристика природных ресурсов, населения и хозяйства Зарубежной Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки, Австралии и Океании. Региональные различия.
- Глобальные проб-лемы, их сущность и взаимодействие. Экологическая, энергетическая, сырьевая, демогра-фическая и продово-льственная проблемы и пути их решения. Проблема сохранения мира на Земле. Прео-доление отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечеств.
|
- Основные средства и методы получения географической информации;
- Основные этапы формирования ПКМ; новейшие изменения ПКМ за последние десятилетия; типологию стран на ПКМ.
- Понятии: географиче-ская среда, ресурсообеспеченность; особенности современ-ного экономического взаимодействия общества и природы; сущность глобальных экологических проблем и возможные пути их решения.
- Понятие «естественный при-рост»;численность населения мира и при-чины ее определяющие, характерные черты разных типов воспроиз-водства населения; особенности полового, возрастного, нацио-нального состава населения; основные черты размещения населения мира.
- Понятия: НТР, мировое хозяйство, МГРТ; предпосылки и основные этапы форми-рования мирового хозяйства; сущность и основные направления современной НТР, ее влияние на отраслевую и территориальную структуру хозяйства; особенности развития и современное состояние главных отраслей мировой экономики.
- Особенности разме-щения основных отраслей хозяйства; специализацию хозяй-ства отдельных стран и регионов мира, особен-ности состава и струк-туры их хозяйства, участие в географи-ческом разделении труда; существенные признаки понятия «зеленая революция».
- Главные особенности географического положения, ресурсной базы, населения, структуры и географии хозяйства крупных регионов мира.
- Причины возникновения глобальных проблем человечества. Существенные признаки понятия «глобальные проблемы».
|
- Пользоваться различными источниками географической информации.
- По дополнительным источникам опреде-лять особенности стран (размеры, численность населения, форма правления, админи-стративно – террито-рииальное устрой-ство); называть и показывать крупней-шие по населению и площади страны мира и их столицы.
- По картам и дополнительным источникам инфор-мации составлять характеристики глав-ных видов ресурсоа Земли.
- По картам и справо-чным материалам определять особен-ности населения (тип воспроизводства, половой и возрастной состав, размещение отдельных терри-торий).
- Определять уровень и особенности размещения отраслей мирового хозяйства в крупных регионах земного шара по различным источни-кам информации
- Описывать одну из отраслей мирового хозяйства; один из районов старого или нового промышлен-ного, с/х, городского, транспортного или рекреационного строительства.
- Использовать источники географической информации для решения учебных задач.
- Объяснять глобальные прогнозы (пессимистический и оптимистический подходы); глобальные гипотезы (парнико-вого эффекта, стаби-лизация численности населения); глобальные проекты.
|
- Геополитические интересы. Региональные конфликтов. Международные организации, их роль в поддержании стабильности в мире. Роль Росси в между-народных организациях.
- Антропогенные и культурные ландша-фты; освоение необжитых террито-рий; рациональное использование природных ресурсов.
- Региональные различия в демогра-фической ситуации. Демография. Взаимо-действие и взаимо-проникновение различных циви-лизаций. Этнологи-ческие и религиозные конфликты.
- Главные центры мирового хозяйства; Международная специализация; международная монополия. Региональная политика.
- Аграрные отношения в странах разного типа.
- Региональные различия.
Страны – рекордсмены.
- Взаимосвязь глобальных проблем с решением научных, технических, экономических и других вопросов.
| 2
| Объекты природные и социально – экономические.
- Мировые природные ресурсы: минеральные, земельные, водные, биологические, Мирового океана, климатические им космические, рекреационные.
- Крупные мировые промышленные и сельскохозяйственные центры.
- ЭГХ стран Зарубежной Европы:
Германии, Франции, Великобритании и Италии.
ЭГХ стран Зарубежной Азии:
Китай, Япония, Индия. ЮАР.
ЭГХ стран Северной Америки:
США, Канада.
ЭГХ стран Латинской Америки:
Бразилия.
|
- Рациональное и нерациональное природопользование. Причины и послед-ствия загрязнения окружающей среды. Пути решения экологических проблем в мире и его крупных регионах, включая Россию. Геоэкология.
- Основные центры мирового хозяйства
- Особенности географического положения, природно – ресурсного потен-циала, населения, хозяйства, культуры, современные проб-лемы развития наиболее крупных стран мира. Внутрен-ние географические различия стран. Россия и страны Ближнего Зарубежья.
|
- Называть мировые центры и районы: месторождений полезных ископаемых; промышленные, сельскохозяйственные; транспортные; научно – информационные; финансовые; торговые; рекреационные.
- Крупнейшие экспортеры и импортеры важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной промышленности.
- Особенности ЭГП; общие тенденции развития, изменение отдельных показателей во времени. Уникальность и общечеловеческую ценность объектов, занесенных в международные реестры памятников природы и культуры.
|
- Определять принадлежность объектов природы к определенным видам природных ресурсов; рациональность или нерациональность использования минеральных, почвен-ных, водных, биоло-гических ресурсов; условия возникно-вения и развития наиболее крупных зон и рекреаций.
- Наносить на контур-ную карту мировые центры промышлен-ного и сельскохозяй-ственного произ-водства.
- Описывать географическую специфику страны.
|
- География, масштабы и особенности использование различных видов природных ресурсов.
- Главные города, их характерные особенности.
| 3
| Процессы и явления на планете, как природные, так и социально – экономические, в том числе антропогенные факторы как позитивного, так и негативного характера.
- Загрязнение окружающей среды.
- Урбанизация: уровни и темпы.
Стадии городской агломерации. Мегалополисы.
|
- Последствия загрязнения окружающей среды.
- Урбанизация и ее формы, темпы и уровни. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России.
|
- Меры по охране вод Океана и суши.
- Существенные признаки понятия «урбанизация»; раз-витие разных форм городского расселения (агломераций, мега-лополисов).
|
- Оценивать результаты борьбы с опустыниванием, обе-злесением; послед-ствия антропогенного загрязнения геосфер и в целом всей окружа-ющей среды.
- Прогнозировать и оценивать темпы урбанизации и ее влияние на окружающую среду.
|
- Экологическая политика.
- Регулирование уровней и темпов урбанизации.
| 4
| Материальные и духовные ценности.
- Этнические, лингвистические, культурные и религиозные особенности населения земного шара.
- Основные виды всемирных экономических отношений и их географические аспекты.
|
- Крупные народы и языковые семьи. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.
- География внешней торговли. Виды международных экономических отношений. Россия в мировой экономике.
|
- Причины наибольшего распространения китайского, английского, испанского, русского, арабского языков и языка хинди; причины демогра-фического взрыва в ряде стран и регионов мира и роста народонаселения; распространение мировых религий на Земле.
- Страны с открытой экономикой: СЭЗ; международная торговля (торговый оборот, товар-ная структура, географи-ческое распределение мировой торговли); кредитно – финансовые отношения; производ-ственное сотрудничество; предоставление междуна-родных услуг; междуна-родный туризм.
|
- Называть и показывать крупней-шие народы, наиболее распространенные языки, мировые религии, ареалы их распространения, культурно – исторические центры.
- Называть и показывать примеры свободных экономических зон.
|
- Влияние природно – исторических факто-ров на характер и традиции народов. Уровень и качество жизни в крупнейших странах и регионах мира.
- Роль ООН во включении развивающихся стран в международные экономические отношения.
| 5
| Типовая структура географической характеристики территории.
План описания:
Политико географического положения страны;
Описания населения;
Описания религии;
Экономико – географической характеристики отрасли мирового хозяйства;
Экономико – географической характеристики страны;
Описания города.
|
|
- Алгоритмы типовых планов
географической характеристики.
|
- Использовать карты различного содержа-ния и другие источники для извлечения географической информации.
|
|
|