Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»





НазваниеДоклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
страница1/5
Дата публикации30.10.2014
Размер0.99 Mb.
ТипДоклад
100-bal.ru > География > Доклад
  1   2   3   4   5


ДОКЛАД

ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

«О результатах реализации национальной образовательной инициативы

«Наша новая школа» за 2013 год»
Часть I. Переход на новые образовательные стандарты

  1. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году (приложение 2)


Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – инициатива) остается ведущим направлением модернизации системы образования Хабаровского края в 2013 году.

Реализация мероприятий по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее ФГОС ОО) в крае осуществляется согласно утвержденному плану действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Хабаровском крае, на 2011-2015 годы.

С 01 сентября 2013 г. во всех общеобразовательных организациях края 100% учащихся 1–3-х классов (41267 человек) обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (далее - ФГОС НОО).

В 5-ти пилотных (апробационных) общеобразовательных организациях края - Центрах трансфера технологий (распоряжение министерства образования и науки края от 15 августа 2011 г. № 763) продолжают обучение по ФГОС НОО 410 учащихся 4-х классов (всего 15 классов). Пилотные школы в 2013 году работали в режиме базовых площадок по направлению Федеральной целевой программы развития образования (далее - ФЦПРО «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования».

Реализация ФГОС ООО в 5-6 классах продолжается в 10 пилотных (апробационных) общеобразовательных организациях края: МБОУ «Гимназия № 6», «Математический лицей», СОШ № 12, 49 г. Хабаровска; МОУ СОШ № 18, 34, 37 г. Комсомольска-на-Амуре; МБОУ ООШ № 5 г. Амурска Амурского муниципального района; МБОУ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре; МБОУ СОШ № 2 с. Хурба Комсомольского муниципального района (распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 02.08.2012 № 1785). В 5-х классах введение ФГОС ООО по мере готовности организовано в 28 образовательных организациях 11 территорий края (распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 09.07.2013 № 913). По ФГОС ООО обучаются 2417 учащихся.

Принятие управленческого решения по определению пилотных школ, как части генерирующей подсистемы инновационной инфраструктуры края, дало возможность нарабатывать технологические решения в части управления процессом введения стандартов, в части организации образовательного процесса и внеурочной деятельности, в части разработки и отбора адекватных педагогических технологий, а также адаптировать несколько моделей организации образовательного процесса.

Преподавателями и специалистами КГБОУ ДПО (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования» (далее - ХК ИРО) осуществляется научно-методическая помощь и сопровождение педагогических коллективов школ.

В соответствии с планом действий по модернизации общего образования 28 февраля 2013 г. проведен Координационный совет по вопросам введения и реализации ФГОС ОО, на котором утверждена региональная модель повышения квалификации педагогов. В целях распространения основных положений региональной модели повышения квалификации педагогов по введению ФГОС ООО созданы муниципальные команды. Сотрудниками центра системных инноваций и центра общего образования совместно с доцентами кафедр ХК ИРО разработаны рабочие программы для обучения школьных команд.

20-21 марта 2013 года проведена первая сессия модельного курса для муниципальных и школьных команд по введению ФГОС ОО. На сессии присутствовало 100 человек.

Мониторинг готовности общеобразовательных организаций к введению и реализации ФГОС ООО был проведен в феврале-марте 2013 г. в части оснащенности образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС. Результаты мониторинга показали, что кабинеты начальной школы оснащены на 80-100%; специализированные кабинеты основной школы (физика, химия, биология) – на 60-80%.

В мае 2013 года проведены контрольные работы по русскому языку, математике и комплексная контрольная работа в пилотных пятых классах. Были выявлены проблемы, связанные с недостаточным освоением школьниками универсальных учебных действий по смысловому чтению. Пилотные школы внесли корректировки в учебные планы на 2013/2014 учебный год.

Развитие в крае за последние два года сети организаций, использующих в образовательном процессе развивающие системы обучения позволило в 2013 году 4-м школам, работающим по системам развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровск, МОУ СОШ № 5 г. Николаевск-на-Амуре, МБОУ СОШ № 2 г. Вяземский, МБОУ СОШ № 3 г. Советская Гавань), присвоить статус краевых научно-исследовательских лабораторий (распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 11.02.2013 № 149). Педагоги лабораторий являются тьюторами по развивающим технологиям. За отчетный год на базе школ-лабораторий тьюторами проведено 5 мастер-классов для педагогов общеобразовательных организаций с участием специалистов «Центра Л.В. Занкова». В феврале 2013 года был проведен «День открытых дверей» для желающих сформировать систему развивающего обучения в своих образовательных организациях, в мероприятиях которого участвовали все краевые научно-исследовательские лаборатории края.

С 25 по 28 марта 2013 года в г. Казани команда Хабаровского края приняла участие в заключительном туре XI Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев.

Специалистами министерства образования и науки края и ХК ИРО ведется работа по проведению систематической диагностики качества общеобразовательного процесса (по предметам и классам), обеспечение накопления, хранения и анализа полученной информации о результатах освоения общеобразовательных программ. По данному направлению разработаны методические рекомендации к началу 2013/2014 учебного года:

- итоговое оценивание индивидуальных достижений младших школьников по предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Музыка», «Технология» в начальной школе общеобразовательных организаций в условиях реализации ФГОС НОО;

- Сопроводительные материалы по использованию игрового комплекса «PERTRA» в начальной школе.

Преподавателями ХК ИРО разработан и проведен модуль курсов повышения квалификации для учителей начальных классов «Обновление содержания контрольно-измерительных материалов по русскому языку, окружающему миру, технологии в начальной школе» (24 часа). Для поддержки интерактивного формата проведения курсов специалистами отдела введения и реализации ФГОС НОО разработана рабочая тетрадь.

Для понимания процедуры оценки качества подготовки выпускников, освоивших программы основного общего и среднего образования в марте 2013 года проведен семинар-совещание «Организация и проведение итоговой оценки планируемых результатов образования в условиях реализации ФГОС НОО», на котором присутствовало 60 человек.

В целях обучение муниципальных команд по введению ФГОС ООО проведено три семинара для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, представителей методических служб, руководителей и педагогов образовательных организаций:

- «Проектирование системных изменений в условиях введения ФГОС ООО» (20-21.03.2013);

- «Система оценки образовательных результатов в основной школе» (27-29.10.2013);

- «Проектирование содержательного блока основной образовательной программы основного общего образования: технологии и инструменты» (12-14.11.2013).


  1. Нормативная правовая база


1. Государственная целевая программа Хабаровского края «Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края» (постановление Правительства Хабаровского края от 05.06.2012 № 177-пр «О государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края»);

2. Постановление Правительства Хабаровского края от 22.11.2013

№ 402-пр «О формировании субвенций из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях»;

3. Постановление Правительства Хабаровского края от 30.04.2013

№ 105-пр «О комплексе мер по модернизации региональной системы общего образования Хабаровского края на 2013 год и на период до 2020 года»;

  1. Приказ министерства образования и науки Хабаровского края

от 25.08.2010 № 1775 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края»;

5. Приказ министерства образования Хабаровского края от 31.12.2010 № 2534 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Хабаровском крае, на 2011-2015 годы»;

6.  Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 02.03.2012 № 412 «О реализаций мероприятий федеральной целевой программы развития образования «Распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» в 2012 году»;

7. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 13.03.2013 № 292 «О деятельности краевой стажировочной площадки по направлению «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» в 2013 году».

8. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 02.08.2012 № 1785 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в пилотных (апробационных) площадках общеобразовательных учреждений Хабаровского края»;

9. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 09.07.2013 № 913 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2013/2014 учебном году в 5-х классах».
3.Финансовое обеспечение реализации направления
Расходы краевого бюджета в 2013 годы по переходу на новые образовательные стандарты составили 297 026,64 тыс. рублей, в том числе:

- внеурочная деятельность – 274 520,30 тыс. рублей;

- повышение квалификации педагогов, управленческих кадров для реализации ФГОС – 4 397,55 тыс. рублей;

- проведение и сопровождение государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена, а также на сопровождение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов (по материалам Рособрнадзора) – 18 108,79 тыс. рублей.
4. Информация о выполнении плана/программы Хабаровского края по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году
С 01 сентября 2013 года во всех общеобразовательных организациях края свыше 40 тысяч обучающихся 1-3-х классов учатся в соответствии с новым стандартом, 100% обучающихся первых, вторых, третьих классов обеспечены учебниками федерального перечня в соответствии с требованиями ФГОС.

В 2013 году продолжается обучение 410 учащихся 4-х классов (всего 15 классов) в 5-ти общеобразовательных организациях края, в которых реализация ФГОС НОО началась с 01 сентября 2010 года. В соответствии с планом графиком по введению ФГОС ООО с 01 сентября 2013 года в 28 образовательных организациях 11 территорий края введено обучения по ФГОС ООО в 5-х классах по мере готовности. В 6-х классах продолжается апробация введения ФГОС ООО в 10-ти пилотных общеобразовательных организациях края с 01 сентября 2012 года. Всего по ФГОС основной школы обучаются 36,3 % учащихся. Во всех пилотных школах разработаны основные образовательные программы начального и основного общего образования. Научно-методическое сопровождение разработки примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования обеспечивалось через тематическое виртуальное консультирование, на сайте ХК ИРО, где размещались документы, материалы, наработанные пилотными (апробационными) общеобразовательными организациями, преподавателями ХК ИРО и другими специалистами. Вопросы реализации мероприятий регионального уровня по обеспечению введения ФГОС ООО, координации деятельности муниципальных методических служб края в методическом сопровождении введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, подготовки педагогических кадров к работе в условиях введения ФГОС были рассмотрены на координационном совете 28 февраля 2013 года.

В соответствии с поэтапным введением стандарта начального общего образования организованы мероприятия по методическому сопровождению общеобразовательных организаций, направленному на совершенствование образовательного процесса. В феврале 2013 года проведены методические семинары-совещания с представителями издательства «Академкнига/Учебник» «Организация методической работы в условиях стандарта второго поколения»; «Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»; «Особенности проектирования урока географии в 5 классе с использованием образовательных технологий программы «Школа 2100» в условиях реализации ФГОС ООО».

Разработка и внедрение высокоэффективных методик обучения осуществляется на обучающих мероприятиях для педагогов края, проводимых на базе ХК ИРО, на мастер-классах и стажировочных площадках по введению и реализации ФГОС ООО, через эпистемотеку методических разработок, расположенную на сайте института. В течение 2013 года проведены: модуль курсов повышения квалификации для учителей начальных классов «Надпредметный курс «Мир деятельности» как ключевое звено при формировании универсальных учебных действий в контексте реализации ФГОС ОО» (24 часа); семинар «Перспективы развития системы Л.В. Занкова в свете модернизации российского образования» (16 часов).

С целью выявления проблем и рисков по вопросам введения ФГОС НОО в формате «вопрос – ответ» на площадке сайта ХК ИРО опубликована мини-книга «Практика введения ФГОС НОО в Хабаровском крае или 80 кликов по системной папке «ФГОС в начальной школе».

Разработаны и составлены технические задания для 10 школ по реализации ФГОС в 6-х классах. Обучено 75 человек по вопросам введения ФГОС основного общего образования. Анализ контрольных работ учащихся 5-х классов в пилотных школах определил типовые решения по внесению изменений в учебные планы для 6-х классов, направленные на углубление работы над смысловым чтением.

В рамках краевой августовской конференции «Федеральный государственный образовательный стандарт как процесс генерации инновационных идей» в 2013 году работала экспертная секция «Инструменты ФГОС ОО: технологии достижения новых образовательных результатов», на которой обсуждались проблемы реализации ФГОС, была проведена общественная профессиональная экспертиза типовых решений по реализации стандартов в основной и старшей школах. Материалы размещены на сайте ХК ИРО в Дорожной карте событий http://www.ippk.ru/index.php/fgos/276-2011-10-18-04-37-07.

Практические материалы базовых стажировочных площадок опубликованы в методических рекомендациях к началу учебного года: «Практики организации внеурочной деятельности в пилотных школах Хабаровского края», «Модель образовательной системы, основанной на технологии диалога культур: Из опыта работы пилотной (апробационной) площадки по введению ФГОС ООО при ХК ИРО МОУ СОШ № 34

г. Комсомольска-на-Амуре», «Программа корпоративного обучения МОУ СОШ № 18 г Комсомольска-на Амуре по теме «ФГОС нового поколения – основа повышения качества общего образования».

Методические рекомендации включают практические решения для организации учебной и внеурочной деятельности школьников в 6-х классах. Предлагаются новые учебные, исследовательские и социальные проекты для учащихся как для всей основной школы, так и для 6-х классов отдельно.

В электронном журнале «Образование на Дальнем Востоке: теория и практика» читателям систематически предлагается материал текстового и видеоформата по проблемам ФГОС. В 2013 году в журнале изданы 3 статьи: «Комплексные проекты патриотического воспитания подрастающего поколения», «Воспитываем и учим в музее», «Как организовали внеурочною деятельность основного общего образования в пилотной школе МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре», свидетельствующие о совершенствование внеурочной деятельности в образовательных организациях края.

19 марта 2013 года состоялась межрегиональная научно-практическая конференция, организованная совместно с представителями ОАО «Издательство «Просвещение» (г. Москва) «Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в контексте модернизации российского образования». На конференции присутствовали 160 человек, в том числе представители из Еврейской автономной области, Сахалинской области, Приморского края.

Специалистами ХК ИРО разработан новый детско-взрослый курс для пилотных школ по проектированию моделей введения ФГОС в старшей школе.

Накопленный опыт образовательных организаций Хабаровского края по введению федеральных стандартов неоднократно был представлен на мероприятиях различного уровня: 30 ноября 2013 года пилотные школы МОУ СОШ №№ 3, 18, 37 г. Комсомольска-на-Амуре в рамках краевой научно-практической конференции краевой стажировочной площадки представляли свой опыт; проекты моделей основной и старшей школы, ориентированной на решение задач ФГОС ОО. Для принятия опыта на конференцию приехали представители из 6 регионов Дальневосточного федерального округа.

Специалисты центра системных инноваций в образовании приняли участие в федеральной экспертизе на экспертные заключения к примерным основным образовательным программам начального, основного, среднего общего уровней образования.

Продолжается работа по повышению квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Во все программы дополнительного профессионального образования педагогических кадров включены (разработаны) модули по проектированию системных изменений дошкольного, общего образования.

В крае сформировалось несколько организационных вариантов повышения квалификации:

Первая модель - командно-сетевая (муниципальные команды).

Муниципальные команды учатся на модельных семинарах, которые являются методической основой командно-сетевого каскада. Муниципальная команда состоит из специалистов органов управлений образования и муниципальной методической службы, директоров и заместителей директоров школ. Модельные семинары разрабатывают специалисты Центра системных инноваций и кросс-функциональная команда (специалисты других центров и кафедр, а также педагоги пилотных школ).

Вторая модель - синергетическая (школьные команды пилотных школ). Команды могут обучаться дистанционно и очно-дистанционно. В состав школьной команды входят директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла, руководитель учителей естественно математического цикла.

Третья модель - так называемая трехтактная (школьные команды):
1 такт - обучение школьной команды; 2 такт - корпоративное обучение с участием представителей кроссфункциональной команды; 3 такт - еженедельные скайп-чаты, консультирование.

Четвертая - индивидуально-дистанционная модель. Эта модель обучения педагогов-предметников. Принципиальная разница в содержании заключается в отходе от предметоцентризма и переход к метапредметному содержанию.

Педагоги обучаются в двух форматах:

- дистанционной - для учителей по предмету в виртуальном университете «Просвещение»;

- очно-дистанционной - для предметников в полипредметных группах.

Таким образом, обучение по нескольким моделям позволяет не только охватить большее количество учителей повышением квалификации, но и добиться на каждом уровне управления (школьном, муниципальном, региональном) единого понимания происходящих изменений.

Для педагогов всех предметных областей второй ступени основного общего образования разработаны курсы повышения квалификации в новом формате: слушатели курсов совместно с преподавателями проектируют работу с детьми с применением интерактивных техник и технологий в очном, дистанционном и on-line-режиме (http://www.ippk.ru/index.php/2010-06-02-15-25-53/379-action/proekty/doshkolnoe-obrazovanie/2744-okonchen-kurs-luchshie-raboty-opredeleny).

В апреле 2013 года состоялись первые сессии курсов переподготовки по программе «Менеджмент в сфере образования», организованные в соответствии с ФГОС ОО (90 человек).

В июле 2013 года проведена курсовая подготовка школьных команд из 24 школ Хабаровского края, которые приступают к реализации ФГОС ООО в 2013/2014 учебном году. Материалы курсов расположены на сайте ХК ИРО. Печатные и электронные версии рабочих тетрадей размещены на открытой площадке: http://kuznetsovajb.blogspot.ru/ . В рамках работы Летней школы «Педагог 21 века» разработаны сетевые проекты и модули курсов для учителей, направленные на формирование профессиональных компетенций по ИКТ-грамотности.

Для научно-практического модельного семинара по теме «Система оценки образовательных результатов в основной школе» для муниципальных команд разработаны рабочие тетради в бумажном и электронных форматах. Материалы работы секции и рабочие тетради размещены на сайте ХК ИРО

в Дорожной карте событий http://zhanna46535.blogspot.ru/p/blog-page_9753.html.

Разработан и проведен модуль курсов повышения квалификации по теме «Проектирование содержательного блока основной образовательной программы основного общего образования: технологии и инструменты». Материалы размещены на сайте ХК ИРО в Дорожной карте событий http://www.ippk.ru/index.php/fgos/276-2011-10-18-04-37-07.

Таким образом, в 2012/2013 учебном году 100% учителей начальных классов, работающих в 1-3-х классах, учителей-предметников, работающих в 6-х классах пилотных школ и в 5-х классах школ, реализующих ФГОС ООО по мере готовности, прошли повышение квалификации, обучены и готовы к реализации ФГОС ООО.



5. Эффекты реализации направления в 2013 году
Анализ опыта деятельности пилотных (апробационных) школ и первых результатов работы по реализации ФГОС ОО в штатном режиме позволил выявить ряд эффектов:

- Существенно изменилась инновационная инфраструктура в крае по введению ФГОС.

Стратегическое управление этим процессом осуществляет координационный совет при министерстве образования и науки края, а оперативное - Центр системных инноваций Хабаровского краевого института развития образования. На новом этапе Центра системных инноваций является командой, в которую входят руководители других Центров и кафедр, а также пилотных школ (Центра общего образования, Центра развития образования, Центров трансфера технологий (бывшие пилотные школы по введению ФГОС НОО), заведующие кафедрами экономики и управления, дидактики, отдел введения ФГОС НОО).

Задача Центра системных инноваций: прогнозирование, построение маршрутов движения пилотных школ, создание идей и разработка их реализации, разработка механизмов введения ФГОС на следующем этапе, постоянная экспертиза и переоценка решений.

- Активно продолжается программа оснащения образовательных учреждений современным оборудованием, необходимым для выполнения требований ФГОС ОО. В настоящее время в каждой школе имеется комплект мультимедийного оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов. В связи с этим организована подготовка ИКТ-тьюторов. Программа тьюторской подготовки соответствует современным трендам в образовании: педагогический дизайн, модель виртуального класса, обучение вне стен классной комнаты, проектирование электронных тетрадей и др. Все учащиеся обеспечены учебниками для реализации ФГОС НОО за счет средств краевого бюджета.

- Развивается общественная и профессиональная экспертиза полученных в ходе апробации результатов.

В 2012 года состоялась экспертиза идей реализации ФГОС ООО, где все пилотные школы представили и обосновали актуальность и реалистичность своих идей, сформулировали вместе с экспертами технические задания для себя. В 2013 года руководители пилотных школ представили на профессиональную экспертизу найденные типовые решения, обеспечивающие реализацию моделей.

Лучшие модели опубликованы в краевых методических рекомендациях, пособиях для дальнейшего тиражирования. Пилотные школы, получившие эффективные технологические решения, получили статус Центров трансфера технологий и на их базе идут стажировки педагогов края. Для сбора и тиражирования нового опыта разработана система сетевых ресурсов, которые позволяют не только делиться опытом, но и проводить общественную экспертизу, получать консультации по использованию.

- Создание новой модели повышения квалификации, использования эффективных технологий подготовки кадров.

По направлению «Повышение квалификации педагогов» в условиях введения ФГОС ООО разработана и реализуется каскадная модель подготовки кадров, которая позволяет осуществлять горизонтальное распространение информации по введению ФГОС. Обозначена система взаимодействия команд всех муниципалитетов Хабаровского края на местах и специалистов, ведущих подготовку к введению ФГОС ОО (взаимодействие осуществляется как в режиме on-line, так и на семинарах, очных сессиях, конференциях, совещаниях). Модель признана одной из лучших практик среди практик в Российской Федерации.

- Наблюдается постепенное распространение понимания особенностей и сущности ФГОС ОО, что выражается в готовности педагогических коллективов школ приступить к реализации стандартов в 5 классах (количество изменяется от существующих 10 пилотных школ до 38, выразивших свою готовность) и указывает на перестройку сознания педагогов на инновационный принцип мышления и деятельности.
6. Проблемные вопросы реализации направления
- Преобладание традиционных форм оценивания затрудняет организацию планирования деятельности по развитию регулятивных и личностных способностей школьников.

- Отсутствие всероссийского реестра примерных образовательных программ вызывает затруднение в разработке основных образовательных программ в образовательных организациях (ООП).

- Недостаточность ресурсов для использования динамического нелинейного расписания для организации целостного образовательного процесса.

- Использование не в полной мере возможностей интеграции дополнительного и основного общего образования.

- Неразвитость механизмов взаимосвязи нормативного подушевого финансирования и выполнения муниципального задания с ориентацией на результат реализации стандарта.

- Организация внеурочной деятельности школьников в малокомплектных сельских школах при отсутствии учреждений дополнительного образования, культуры.

7. Задачи и планируемые показатели на 2014 год по реализации направления
В 2014 году по реализации перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты министерством образования и науки Хабаровского края определены следующие задачи:

- продолжить введение ФГОС основного общего образования в образовательных организациях по мере готовности;

- продолжить укрепление материальной базы школ современным учебным оборудованием в рамках Комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в Хабаровском крае;

- продолжить подготовку к введению ФГОС основного общего образования;

- организовать подготовку к введению ФГОС среднего общего образования;

- продолжить практику повышения квалификации педагогических кадров в рамках каскадной модели, инновационной инфраструктуры на базе стажировочных площадок, сетевого взаимодействия учителей начальных классов, педагогов основной и средней школы;

- совершенствовать организацию внеурочной деятельности учащихся в части содержания и форм организации, а также использования кадровых ресурсов социума;

- продолжить деятельность по разработке системы оценивания достижений учащихся общеобразовательных учреждений.

8. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению

Результаты мониторинга подтверждают положительную динамику ряда показателей по направлению.

В 2013/2014 учебном году в крае увеличилась на 12,0% доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам (от общей численности учащихся). Доля учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО (от общей численности учащихся начальной школы) увеличилась, по сравнению с предыдущим учебным годом на 24,15%.

В крае увеличилась доля педагогических и управленческих кадров общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС (в общей численности педагогических и управленческих кадров) составляет 95%.

Доля общеобразовательных организаций, в которых используются современные оценочные процедуры для оценки достижений обучающихся по ФГОС в начальных классах в виде проектных, творческих исследовательских работ возросла на 2%.

Увеличивается доля обучающихся по ФГОС, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в соответствии с ФГОС (интерактивная доска, мультимедийные установки и др.), в общей численности обучающихся по ФГОС.

Свыше 20% общеобразовательных организаций края для обучения по ФГОС в начальных классах, имеют постоянно действующие площадки для наблюдения, исследований, моделирования, конструирования.
Развитие общероссийской системы оценки качества общего образования.
В целях реализации поставленной задачи «создание инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования»  утверждены План-график реализации мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования Хабаровского края на 2013 – 2015 годы, Комплекс ключевых индикаторов качества образования на 2013 – 2014 годы, Положение о региональном мониторинге качества образования в Хабаровском крае, методика построения рейтинга деятельности муниципальных образовательных систем (образовательных организаций) Хабаровского края.

В крае разработаны контрольные измерительные материалы для проведения в общеобразовательных организациях региональных мониторинговых исследований:

- оценки соответствия уровня учебных достижений требованиям ФГОС для обучающихся 2-3 классов (математика, русский язык, комплексная работа);

- в 5-х и 10-х классах с целью определения уровня общеобразовательной подготовки обучающихся по отдельным предметам инвариантной части учебного плана (русский язык, математика, английский язык – в 5-х, истории, химия, физика, информатика и ИКТ, математика, русский язык – в 10-х классах);

- сформированности метапредметных образовательных результатов для стартовой диагностики учащихся при переходе школьников из начальной в основную школу и диагностических работ в XI (XII) классах по русскому языку и математике по темам, вызвавших наибольшие затруднения при сдаче ЕГЭ текущего года.

В крае идет разработка информационной системы для проведения мониторинга оценки учебных достижений учащихся.

С принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для реализация комплексной задачи «разработка и формирование механизмов общественной аккредитации образовательных учреждений и привлечения потребителей, общественных институтов и объединений педагогов к процедурам оценки качества общего образования» был сделан акцент на создание в крае независимой системы оценки качества работы образовательных организаций.

Министерством разработаны и направлены в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования, на 2013 – 2015 годы; формы мониторинга реализации Плана; рекомендации по организации работы по формированию независимой системы оценки качества образования, размещению информации на сайтах управлений и образовательных организаций.

Новым направлением деятельности Министерства явилось участие образовательных организаций городских округов гг. Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре в проекте «Социальный навигатор» РИА Новости «Всероссийский рейтинг школ повышенного уровня - 2013».

Министерством утверждено Положение о системе общественного наблюдения при проведении мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования в Хабаровском крае.

Продолжена работа по развитию привлечения общественных институтов к внешней оценке качества образования в рамках единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в новой форме. В крае создана система общественного наблюдения, предусматривающая обеспечение аккредитованными общественными наблюдателями всех пунктов проведения экзаменов.

В 2013 году крае было аккредитовано более 700 человек в качестве общественных наблюдателей. В их числе представители Законодательной Думы Хабаровского края, Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае, некоммерческого партнерства «Союз деловых женщин», Союза женщин Хабаровского края, Всероссийской политической Партии «Единая Россия», Советов ветеранов, родительских комитетов, средств массовой информации.

2. Нормативная правовая база
- Распоряжение министерства образования и науки края от 20 мая 2013 № 641 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Хабаровского края и Плана – графика реализации мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования Хабаровского края на 2013 - 2015 годы»;

- Распоряжение министерства образования и науки края от 05 апреля 2013 г. № 448 «Об утверждении Комплекса ключевых индикаторов качества образования»;

- Распоряжение министерства образования и науки края от 01.02.2013 № 114 «Об утверждении перечня региональных мониторинговых исследований качества образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края на 2013 год»;

- Распоряжение министерства образования и науки края от 30.09.2013 № 1310 «Об утверждении перечня региональных мониторинговых исследований качества образования в общеобразовательных организациях Хабаровского края в 2014 году»;

- Распоряжение министерства образования и науки края от 29.04.2013 № 563 «О проведении мониторингового исследования качества образования обучающихся 2 классов в 2013 г.»;

- Распоряжение министерства образования и науки края от 06.05.2013 № 605 «О проведении мониторингового исследования качества образования обучающихся 3 классов в 2013 году»;

- Распоряжение министерства образования и науки края от 21.02.2013 № 207 «О проведении проверочных работ учащихся четвертого и пятого классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края в 2013 году»;

- Распоряжение министерства образования и науки края от 25.04.2013 № 446 «О проведении мониторингового исследования оценки индивидуальных достижений учащихся и качества начального общего образования»;

- Распоряжение министерства образования и науки края от 10.10.2013 № 1374 «О проведении тренировочных экзаменов по английскому языку с компонентом в устной форме, информатике и информационно-коммуникационным технологиям».
3.Финансовое обеспечение реализации направления

Расходы краевого бюджета на направление «развитие общероссийской системы оценки качества образования» составили 23838,2 тыс. руб., в том числе:

- организация и проведение единого государственного экзамена в 11 классах – 9181,6 тыс. руб;

- организация и проведение государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классах – 5983,4 тыс. руб;

- организация и проведение процедур оценки качества образования – 8673,2 тыс. руб.
4. Информация о выполнении плана/программы Хабаровского края по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году

В Программе Хабаровского края с целью реализации мероприятия «разработка новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования» планировалось 5 подмероприятий:

  1. Создание системы оценки качества образования, обеспечивающей получение достоверной информации о результатах и условиях обучения на всех ступенях общего образования (начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее)

В соответствии с решением коллегии Министерства образования и науки края от 27 февраля 2013 г. в крае принята организационно-правовая основа формирования региональной системы оценки качества образования (далее – РСОКО). Разработаны Положение, План-график реализации мероприятий по развитию РСОКО на 2013- 2015 годы, Комплекс ключевых индикаторов качества образования на 2013- 2014 годы. Проведен опрос потребителей РСОКО в образовательных организациях общего образования, профессионального образования (2445 чел.), результаты которого опубликованы на сайте КГБУ «Региональный центр оценки качества образования» rcoko.khb.ru

Завершено участие в апробации федеральных проектов:

- «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами» в рамках соглашения о сотрудничестве на 2012 – 2013  гг., подписанного Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным государственным научным учреждением «Институт стратегических исследований в образовании» Российской Академии образования;

- «Апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования» с участием 28 дошкольных организаций из одиннадцати муниципальных образований края;

- проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования, в новой форме. Введена бланковая технология проведения экзаменов по всем предметам - основным и по выбору.

В 2013 г. в крае апробирован разработанный на федеральном уровне инструментарий для оценки метапредметных результатов в 6 классе (комплексная работа), стартовой диагностики при переходе в основную школу в 5-х классах по оценочным процедурам (АНОДПО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»). Продолжено обучение учителей по дополнительной образовательной программе «Тестолог (специалист в области педагогических измерений)». Учителя (50 чел.), прошедшие переподготовку, участвовали в разработке контрольных измерительных материалов и спецификации работ для региональных мониторингов учебных достижений учащихся 2-4, 5, 10-11 классов по основным предметам учебных планов общеобразовательных учреждений.

Из перспективных направлений совершенствования ЕГЭ, как одной из форм внешней оценки качества образования, край продолжил участие в апробации экзаменов по информатике и информационно-коммуникационным технологиям в компьютерной форме (163 обучающихся 11 классов общеобразовательных учреждений края из 16 муниципальных образованиях края); английскому языку с реализацией процедуры устной части (154 обучающихся из 13 муниципальных образований края).

В целях развития системы оценки качества образования Хабаровского края министерством образования и науки края совместно с Институтом управления образования Российской академии образования проведены: вебинар по теме «Актуальные вопросы развития региональной системы оценки качества образования в Хабаровском крае» и краевой семинар по вопросам: «Проектирование способов информирования целевых групп при проведении процедур оценки качества образования в Хабаровском крае», «Практические аспекты информационного сопровождения программ оценки образовательных достижений школьников».

Вопросы оценки качества образования рассматривались в течение года на краевых совещаниях, в т.ч. на секции «Система оценки качества образования» и круглом столе «О формировании независимой системы оценки качества образования» в рамках краевой августовской конференции, совещании с главами муниципальных образований и городских округов по вопросу «О реализации механизма внешней оценки качества образования в Хабаровском крае».

2. Проведение в труднодоступных и отдаленных местностях (далее – ТОМ) контрольно-оценочных процедур с использованием электронных технологий.

Все процедуры по оценке качества образования, мероприятия по совершенствованию ЕГЭ обязательно проводятся и в ТОМах.

3. Разработка, апробация и внедрение системы представления информации (формы, форматы, шаблоны, периодичность, программная среда и регламентация доступа к данным) о результатах лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных организаций, государственной (итоговой) аттестации выпускников.

Специалистами Краевого государственного бюджетного учреждения «Региональный центр оценки качества образования» (далее - РЦОКО) для проведения региональных мониторинговых исследований разрабатываются методические рекомендации по представлению информации (форматы, шаблоны).

4. Расширение сети пунктов проведения контрольно-оценочных процедур по технологии ТОМ.

За отчетный период приобретение компьютерной техники позволило расширить количество пунктов по технологии ТОМ с 21 до 35.

5. Проведение систематической диагностики качества общеобразовательного процесса (по предметам и классам), обеспечение накопления, хранения и анализа полученной информации о результатах освоения общеобразовательных программ.

В соответствии с утвержденным перечнем региональных мониторинговых исследований качества образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края на 2013 год проведены мониторинговые исследования качества начального, основного, среднего общего образования федерального и регионального уровней. Они позволяют:

- в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» организовать в образовательных организациях индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ с сохранением в архивах информации об этих результатах, развивать систему оценки качества образования на уровне образовательного учреждения, ориентированную на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса обучающихся, включающий как их учебные, так и внеучебные достижения;

- определять состояние и тенденции развития краевой системы образования, на основе которых принимаются решения по совершенствованию управления качеством образования.

5. Эффекты реализации
направления в 2013 году
Анализ реализации мероприятий по развитию общероссийской системы оценки качества образования выявил ряд эффектов:

- участие в федеральных проектах позволило апробировать модели оценки качества образования на уровне дошкольного и начального общего образования с целью их дальнейшего внедрения;

- проведенная работа по подготовке квалифицированных экспертов в области педагогических измерений способствовала созданию контрольных измерительных материалов для проведения региональных мониторинговых исследований;

- сотрудничество с Институтом управления образования Российской академии образования позволяет сформировать региональную команду специалистов, занимающихся проблемами оценки качества образования в крае;

- результаты экзаменов выпускников основной школы по бланковой технологии служат основой для формирования профильных классов в старшей школе;

- формируется одновременно с ведомственной оценкой качества образования независимая общественная система оценки качества деятельности образовательных организаций.
6. Проблемные вопросы реализации направления:

- создание на уровне края контрольных измерительных материалов для проведения мониторинговых исследований;

- нехватка квалифицированных кадров в области педагогических измерений, технологий их организации и проведения;

- сложность в интерпретации результатов оценки учебных и внеучебных достижений учащихся;

- открытость и  прозрачность проведения мониторинга по оценке качества образования на региональном уровне.
7. Задачи и планируемые показатели на 2014 год по реализации направления:

- обеспечение формирования независимой системы оценки качества работы образовательных организаций, включая определение критериев эффективности работы организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;

- оказание поддержки развития систем оценки качества образования на муниципальном уровне и уровне общеобразовательных организаций, ориентированных на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса обучающихся и воспитанников;

- организация работы по подготовке специалистов в области оценки качества образования и разработке контрольно-измерительных материалов;

- формирование региональных информационных систем оценки качества образования.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
«О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2012 год на территории городского округа...
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
«О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год на територии Кунгурского муниципального...
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад Тарского муниципального района Омской области «О результатах...
«О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 г.»
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад Санкт-Петербурга о результатах реализации национальной образовательной...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад Кемеровской области «О результатах реализации Национальной...
«О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад Республики Карелия «О результатах реализации Национальной...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад Республики Татарстан «О результатах реализации Национальной...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад Республики Татарстан «О результатах реализации Национальной...
Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в...
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
«О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2013-й год»
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад г. Азова о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
I. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»...
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад седельниковского муниципального района Омской области о результатах...
Информация о выполнении данного направления по реализации национальной образовательной инициативы
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «1-Федоровская средняя общеобразовательная школа»
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconОтчет городскому округу иваново о реализации национальной образовательной...
О реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в 2013 году
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад мобу «сош №69»
«О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2013/2014 учебный год в моау «сош №69» г....
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconДоклад правительства Российской Федерации о реализации национальной...
Анализ эффектов реализации инициативы по направлению «Общие показатели региональной системы образования»
Доклад хабаровского края «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» iconО реализации президентской инициативы «Наша новая школа» в 2012 году в Ялуторовском районе
Мку ялуторовского района «Отдел образования» представляет информацию о выполненных мероприятиях в рамках мониторинга показателей...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск