Скачать 0.99 Mb.
|
ДОКЛАД ХАБАРОВСКОГО КРАЯ «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2013 год» Часть I. Переход на новые образовательные стандарты
Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (далее – инициатива) остается ведущим направлением модернизации системы образования Хабаровского края в 2013 году. Реализация мероприятий по введению федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее ФГОС ОО) в крае осуществляется согласно утвержденному плану действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Хабаровском крае, на 2011-2015 годы. С 01 сентября 2013 г. во всех общеобразовательных организациях края 100% учащихся 1–3-х классов (41267 человек) обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования (далее - ФГОС НОО). В 5-ти пилотных (апробационных) общеобразовательных организациях края - Центрах трансфера технологий (распоряжение министерства образования и науки края от 15 августа 2011 г. № 763) продолжают обучение по ФГОС НОО 410 учащихся 4-х классов (всего 15 классов). Пилотные школы в 2013 году работали в режиме базовых площадок по направлению Федеральной целевой программы развития образования (далее - ФЦПРО «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования». Реализация ФГОС ООО в 5-6 классах продолжается в 10 пилотных (апробационных) общеобразовательных организациях края: МБОУ «Гимназия № 6», «Математический лицей», СОШ № 12, 49 г. Хабаровска; МОУ СОШ № 18, 34, 37 г. Комсомольска-на-Амуре; МБОУ ООШ № 5 г. Амурска Амурского муниципального района; МБОУ СОШ № 4 г. Николаевска-на-Амуре; МБОУ СОШ № 2 с. Хурба Комсомольского муниципального района (распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 02.08.2012 № 1785). В 5-х классах введение ФГОС ООО по мере готовности организовано в 28 образовательных организациях 11 территорий края (распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 09.07.2013 № 913). По ФГОС ООО обучаются 2417 учащихся. Принятие управленческого решения по определению пилотных школ, как части генерирующей подсистемы инновационной инфраструктуры края, дало возможность нарабатывать технологические решения в части управления процессом введения стандартов, в части организации образовательного процесса и внеурочной деятельности, в части разработки и отбора адекватных педагогических технологий, а также адаптировать несколько моделей организации образовательного процесса. Преподавателями и специалистами КГБОУ ДПО (повышения квалификации) «Хабаровский краевой институт развития образования» (далее - ХК ИРО) осуществляется научно-методическая помощь и сопровождение педагогических коллективов школ. В соответствии с планом действий по модернизации общего образования 28 февраля 2013 г. проведен Координационный совет по вопросам введения и реализации ФГОС ОО, на котором утверждена региональная модель повышения квалификации педагогов. В целях распространения основных положений региональной модели повышения квалификации педагогов по введению ФГОС ООО созданы муниципальные команды. Сотрудниками центра системных инноваций и центра общего образования совместно с доцентами кафедр ХК ИРО разработаны рабочие программы для обучения школьных команд. 20-21 марта 2013 года проведена первая сессия модельного курса для муниципальных и школьных команд по введению ФГОС ОО. На сессии присутствовало 100 человек. Мониторинг готовности общеобразовательных организаций к введению и реализации ФГОС ООО был проведен в феврале-марте 2013 г. в части оснащенности образовательных организаций в соответствии с требованиями ФГОС. Результаты мониторинга показали, что кабинеты начальной школы оснащены на 80-100%; специализированные кабинеты основной школы (физика, химия, биология) – на 60-80%. В мае 2013 года проведены контрольные работы по русскому языку, математике и комплексная контрольная работа в пилотных пятых классах. Были выявлены проблемы, связанные с недостаточным освоением школьниками универсальных учебных действий по смысловому чтению. Пилотные школы внесли корректировки в учебные планы на 2013/2014 учебный год. Развитие в крае за последние два года сети организаций, использующих в образовательном процессе развивающие системы обучения позволило в 2013 году 4-м школам, работающим по системам развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова (МБОУ СОШ № 30 г. Хабаровск, МОУ СОШ № 5 г. Николаевск-на-Амуре, МБОУ СОШ № 2 г. Вяземский, МБОУ СОШ № 3 г. Советская Гавань), присвоить статус краевых научно-исследовательских лабораторий (распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 11.02.2013 № 149). Педагоги лабораторий являются тьюторами по развивающим технологиям. За отчетный год на базе школ-лабораторий тьюторами проведено 5 мастер-классов для педагогов общеобразовательных организаций с участием специалистов «Центра Л.В. Занкова». В феврале 2013 года был проведен «День открытых дверей» для желающих сформировать систему развивающего обучения в своих образовательных организациях, в мероприятиях которого участвовали все краевые научно-исследовательские лаборатории края. С 25 по 28 марта 2013 года в г. Казани команда Хабаровского края приняла участие в заключительном туре XI Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев. Специалистами министерства образования и науки края и ХК ИРО ведется работа по проведению систематической диагностики качества общеобразовательного процесса (по предметам и классам), обеспечение накопления, хранения и анализа полученной информации о результатах освоения общеобразовательных программ. По данному направлению разработаны методические рекомендации к началу 2013/2014 учебного года: - итоговое оценивание индивидуальных достижений младших школьников по предметам «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Музыка», «Технология» в начальной школе общеобразовательных организаций в условиях реализации ФГОС НОО; - Сопроводительные материалы по использованию игрового комплекса «PERTRA» в начальной школе. Преподавателями ХК ИРО разработан и проведен модуль курсов повышения квалификации для учителей начальных классов «Обновление содержания контрольно-измерительных материалов по русскому языку, окружающему миру, технологии в начальной школе» (24 часа). Для поддержки интерактивного формата проведения курсов специалистами отдела введения и реализации ФГОС НОО разработана рабочая тетрадь. Для понимания процедуры оценки качества подготовки выпускников, освоивших программы основного общего и среднего образования в марте 2013 года проведен семинар-совещание «Организация и проведение итоговой оценки планируемых результатов образования в условиях реализации ФГОС НОО», на котором присутствовало 60 человек. В целях обучение муниципальных команд по введению ФГОС ООО проведено три семинара для руководителей и специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, представителей методических служб, руководителей и педагогов образовательных организаций: - «Проектирование системных изменений в условиях введения ФГОС ООО» (20-21.03.2013); - «Система оценки образовательных результатов в основной школе» (27-29.10.2013); - «Проектирование содержательного блока основной образовательной программы основного общего образования: технологии и инструменты» (12-14.11.2013).
1. Государственная целевая программа Хабаровского края «Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края» (постановление Правительства Хабаровского края от 05.06.2012 № 177-пр «О государственной целевой программе Хабаровского края «Развитие образования и молодежной политики Хабаровского края»); 2. Постановление Правительства Хабаровского края от 22.11.2013 № 402-пр «О формировании субвенций из краевого бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях»; 3. Постановление Правительства Хабаровского края от 30.04.2013 № 105-пр «О комплексе мер по модернизации региональной системы общего образования Хабаровского края на 2013 год и на период до 2020 года»;
от 25.08.2010 № 1775 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края»; 5. Приказ министерства образования Хабаровского края от 31.12.2010 № 2534 «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Хабаровском крае, на 2011-2015 годы»; 6. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 02.03.2012 № 412 «О реализаций мероприятий федеральной целевой программы развития образования «Распространение на территории Российской Федерации моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество общего образования» в 2012 году»; 7. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 13.03.2013 № 292 «О деятельности краевой стажировочной площадки по направлению «Разработка, реализация и распространение современных моделей доступного и качественного образования в Хабаровском крае» в 2013 году». 8. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 02.08.2012 № 1785 «Об организации введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в пилотных (апробационных) площадках общеобразовательных учреждений Хабаровского края»; 9. Распоряжение министерства образования и науки Хабаровского края от 09.07.2013 № 913 «О введении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края в 2013/2014 учебном году в 5-х классах». 3.Финансовое обеспечение реализации направления Расходы краевого бюджета в 2013 годы по переходу на новые образовательные стандарты составили 297 026,64 тыс. рублей, в том числе: - внеурочная деятельность – 274 520,30 тыс. рублей; - повышение квалификации педагогов, управленческих кадров для реализации ФГОС – 4 397,55 тыс. рублей; - проведение и сопровождение государственной (итоговой) аттестации выпускников в форме единого государственного экзамена, а также на сопровождение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов (по материалам Рособрнадзора) – 18 108,79 тыс. рублей. 4. Информация о выполнении плана/программы Хабаровского края по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году С 01 сентября 2013 года во всех общеобразовательных организациях края свыше 40 тысяч обучающихся 1-3-х классов учатся в соответствии с новым стандартом, 100% обучающихся первых, вторых, третьих классов обеспечены учебниками федерального перечня в соответствии с требованиями ФГОС. В 2013 году продолжается обучение 410 учащихся 4-х классов (всего 15 классов) в 5-ти общеобразовательных организациях края, в которых реализация ФГОС НОО началась с 01 сентября 2010 года. В соответствии с планом графиком по введению ФГОС ООО с 01 сентября 2013 года в 28 образовательных организациях 11 территорий края введено обучения по ФГОС ООО в 5-х классах по мере готовности. В 6-х классах продолжается апробация введения ФГОС ООО в 10-ти пилотных общеобразовательных организациях края с 01 сентября 2012 года. Всего по ФГОС основной школы обучаются 36,3 % учащихся. Во всех пилотных школах разработаны основные образовательные программы начального и основного общего образования. Научно-методическое сопровождение разработки примерных основных образовательных программ начального и основного общего образования обеспечивалось через тематическое виртуальное консультирование, на сайте ХК ИРО, где размещались документы, материалы, наработанные пилотными (апробационными) общеобразовательными организациями, преподавателями ХК ИРО и другими специалистами. Вопросы реализации мероприятий регионального уровня по обеспечению введения ФГОС ООО, координации деятельности муниципальных методических служб края в методическом сопровождении введения федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, подготовки педагогических кадров к работе в условиях введения ФГОС были рассмотрены на координационном совете 28 февраля 2013 года. В соответствии с поэтапным введением стандарта начального общего образования организованы мероприятия по методическому сопровождению общеобразовательных организаций, направленному на совершенствование образовательного процесса. В феврале 2013 года проведены методические семинары-совещания с представителями издательства «Академкнига/Учебник» «Организация методической работы в условиях стандарта второго поколения»; «Проектирование современного урока в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО»; «Особенности проектирования урока географии в 5 классе с использованием образовательных технологий программы «Школа 2100» в условиях реализации ФГОС ООО». Разработка и внедрение высокоэффективных методик обучения осуществляется на обучающих мероприятиях для педагогов края, проводимых на базе ХК ИРО, на мастер-классах и стажировочных площадках по введению и реализации ФГОС ООО, через эпистемотеку методических разработок, расположенную на сайте института. В течение 2013 года проведены: модуль курсов повышения квалификации для учителей начальных классов «Надпредметный курс «Мир деятельности» как ключевое звено при формировании универсальных учебных действий в контексте реализации ФГОС ОО» (24 часа); семинар «Перспективы развития системы Л.В. Занкова в свете модернизации российского образования» (16 часов). С целью выявления проблем и рисков по вопросам введения ФГОС НОО в формате «вопрос – ответ» на площадке сайта ХК ИРО опубликована мини-книга «Практика введения ФГОС НОО в Хабаровском крае или 80 кликов по системной папке «ФГОС в начальной школе». Разработаны и составлены технические задания для 10 школ по реализации ФГОС в 6-х классах. Обучено 75 человек по вопросам введения ФГОС основного общего образования. Анализ контрольных работ учащихся 5-х классов в пилотных школах определил типовые решения по внесению изменений в учебные планы для 6-х классов, направленные на углубление работы над смысловым чтением. В рамках краевой августовской конференции «Федеральный государственный образовательный стандарт как процесс генерации инновационных идей» в 2013 году работала экспертная секция «Инструменты ФГОС ОО: технологии достижения новых образовательных результатов», на которой обсуждались проблемы реализации ФГОС, была проведена общественная профессиональная экспертиза типовых решений по реализации стандартов в основной и старшей школах. Материалы размещены на сайте ХК ИРО в Дорожной карте событий http://www.ippk.ru/index.php/fgos/276-2011-10-18-04-37-07. Практические материалы базовых стажировочных площадок опубликованы в методических рекомендациях к началу учебного года: «Практики организации внеурочной деятельности в пилотных школах Хабаровского края», «Модель образовательной системы, основанной на технологии диалога культур: Из опыта работы пилотной (апробационной) площадки по введению ФГОС ООО при ХК ИРО МОУ СОШ № 34 г. Комсомольска-на-Амуре», «Программа корпоративного обучения МОУ СОШ № 18 г Комсомольска-на Амуре по теме «ФГОС нового поколения – основа повышения качества общего образования». Методические рекомендации включают практические решения для организации учебной и внеурочной деятельности школьников в 6-х классах. Предлагаются новые учебные, исследовательские и социальные проекты для учащихся как для всей основной школы, так и для 6-х классов отдельно. В электронном журнале «Образование на Дальнем Востоке: теория и практика» читателям систематически предлагается материал текстового и видеоформата по проблемам ФГОС. В 2013 году в журнале изданы 3 статьи: «Комплексные проекты патриотического воспитания подрастающего поколения», «Воспитываем и учим в музее», «Как организовали внеурочною деятельность основного общего образования в пилотной школе МОУ СОШ № 37 г. Комсомольска-на-Амуре», свидетельствующие о совершенствование внеурочной деятельности в образовательных организациях края. 19 марта 2013 года состоялась межрегиональная научно-практическая конференция, организованная совместно с представителями ОАО «Издательство «Просвещение» (г. Москва) «Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в контексте модернизации российского образования». На конференции присутствовали 160 человек, в том числе представители из Еврейской автономной области, Сахалинской области, Приморского края. Специалистами ХК ИРО разработан новый детско-взрослый курс для пилотных школ по проектированию моделей введения ФГОС в старшей школе. Накопленный опыт образовательных организаций Хабаровского края по введению федеральных стандартов неоднократно был представлен на мероприятиях различного уровня: 30 ноября 2013 года пилотные школы МОУ СОШ №№ 3, 18, 37 г. Комсомольска-на-Амуре в рамках краевой научно-практической конференции краевой стажировочной площадки представляли свой опыт; проекты моделей основной и старшей школы, ориентированной на решение задач ФГОС ОО. Для принятия опыта на конференцию приехали представители из 6 регионов Дальневосточного федерального округа. Специалисты центра системных инноваций в образовании приняли участие в федеральной экспертизе на экспертные заключения к примерным основным образовательным программам начального, основного, среднего общего уровней образования. Продолжается работа по повышению квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Во все программы дополнительного профессионального образования педагогических кадров включены (разработаны) модули по проектированию системных изменений дошкольного, общего образования. В крае сформировалось несколько организационных вариантов повышения квалификации: Первая модель - командно-сетевая (муниципальные команды). Муниципальные команды учатся на модельных семинарах, которые являются методической основой командно-сетевого каскада. Муниципальная команда состоит из специалистов органов управлений образования и муниципальной методической службы, директоров и заместителей директоров школ. Модельные семинары разрабатывают специалисты Центра системных инноваций и кросс-функциональная команда (специалисты других центров и кафедр, а также педагоги пилотных школ). Вторая модель - синергетическая (школьные команды пилотных школ). Команды могут обучаться дистанционно и очно-дистанционно. В состав школьной команды входят директор, заместитель по учебно-воспитательной работе, руководитель методического объединения учителей гуманитарного цикла, руководитель учителей естественно математического цикла. Третья модель - так называемая трехтактная (школьные команды): 1 такт - обучение школьной команды; 2 такт - корпоративное обучение с участием представителей кроссфункциональной команды; 3 такт - еженедельные скайп-чаты, консультирование. Четвертая - индивидуально-дистанционная модель. Эта модель обучения педагогов-предметников. Принципиальная разница в содержании заключается в отходе от предметоцентризма и переход к метапредметному содержанию. Педагоги обучаются в двух форматах: - дистанционной - для учителей по предмету в виртуальном университете «Просвещение»; - очно-дистанционной - для предметников в полипредметных группах. Таким образом, обучение по нескольким моделям позволяет не только охватить большее количество учителей повышением квалификации, но и добиться на каждом уровне управления (школьном, муниципальном, региональном) единого понимания происходящих изменений. Для педагогов всех предметных областей второй ступени основного общего образования разработаны курсы повышения квалификации в новом формате: слушатели курсов совместно с преподавателями проектируют работу с детьми с применением интерактивных техник и технологий в очном, дистанционном и on-line-режиме (http://www.ippk.ru/index.php/2010-06-02-15-25-53/379-action/proekty/doshkolnoe-obrazovanie/2744-okonchen-kurs-luchshie-raboty-opredeleny). В апреле 2013 года состоялись первые сессии курсов переподготовки по программе «Менеджмент в сфере образования», организованные в соответствии с ФГОС ОО (90 человек). В июле 2013 года проведена курсовая подготовка школьных команд из 24 школ Хабаровского края, которые приступают к реализации ФГОС ООО в 2013/2014 учебном году. Материалы курсов расположены на сайте ХК ИРО. Печатные и электронные версии рабочих тетрадей размещены на открытой площадке: http://kuznetsovajb.blogspot.ru/ . В рамках работы Летней школы «Педагог 21 века» разработаны сетевые проекты и модули курсов для учителей, направленные на формирование профессиональных компетенций по ИКТ-грамотности. Для научно-практического модельного семинара по теме «Система оценки образовательных результатов в основной школе» для муниципальных команд разработаны рабочие тетради в бумажном и электронных форматах. Материалы работы секции и рабочие тетради размещены на сайте ХК ИРО в Дорожной карте событий http://zhanna46535.blogspot.ru/p/blog-page_9753.html. Разработан и проведен модуль курсов повышения квалификации по теме «Проектирование содержательного блока основной образовательной программы основного общего образования: технологии и инструменты». Материалы размещены на сайте ХК ИРО в Дорожной карте событий http://www.ippk.ru/index.php/fgos/276-2011-10-18-04-37-07. Таким образом, в 2012/2013 учебном году 100% учителей начальных классов, работающих в 1-3-х классах, учителей-предметников, работающих в 6-х классах пилотных школ и в 5-х классах школ, реализующих ФГОС ООО по мере готовности, прошли повышение квалификации, обучены и готовы к реализации ФГОС ООО. 5. Эффекты реализации направления в 2013 году Анализ опыта деятельности пилотных (апробационных) школ и первых результатов работы по реализации ФГОС ОО в штатном режиме позволил выявить ряд эффектов: - Существенно изменилась инновационная инфраструктура в крае по введению ФГОС. Стратегическое управление этим процессом осуществляет координационный совет при министерстве образования и науки края, а оперативное - Центр системных инноваций Хабаровского краевого института развития образования. На новом этапе Центра системных инноваций является командой, в которую входят руководители других Центров и кафедр, а также пилотных школ (Центра общего образования, Центра развития образования, Центров трансфера технологий (бывшие пилотные школы по введению ФГОС НОО), заведующие кафедрами экономики и управления, дидактики, отдел введения ФГОС НОО). Задача Центра системных инноваций: прогнозирование, построение маршрутов движения пилотных школ, создание идей и разработка их реализации, разработка механизмов введения ФГОС на следующем этапе, постоянная экспертиза и переоценка решений. - Активно продолжается программа оснащения образовательных учреждений современным оборудованием, необходимым для выполнения требований ФГОС ОО. В настоящее время в каждой школе имеется комплект мультимедийного оборудования для проведения обучения с использованием электронных образовательных ресурсов. В связи с этим организована подготовка ИКТ-тьюторов. Программа тьюторской подготовки соответствует современным трендам в образовании: педагогический дизайн, модель виртуального класса, обучение вне стен классной комнаты, проектирование электронных тетрадей и др. Все учащиеся обеспечены учебниками для реализации ФГОС НОО за счет средств краевого бюджета. - Развивается общественная и профессиональная экспертиза полученных в ходе апробации результатов. В 2012 года состоялась экспертиза идей реализации ФГОС ООО, где все пилотные школы представили и обосновали актуальность и реалистичность своих идей, сформулировали вместе с экспертами технические задания для себя. В 2013 года руководители пилотных школ представили на профессиональную экспертизу найденные типовые решения, обеспечивающие реализацию моделей. Лучшие модели опубликованы в краевых методических рекомендациях, пособиях для дальнейшего тиражирования. Пилотные школы, получившие эффективные технологические решения, получили статус Центров трансфера технологий и на их базе идут стажировки педагогов края. Для сбора и тиражирования нового опыта разработана система сетевых ресурсов, которые позволяют не только делиться опытом, но и проводить общественную экспертизу, получать консультации по использованию. - Создание новой модели повышения квалификации, использования эффективных технологий подготовки кадров. По направлению «Повышение квалификации педагогов» в условиях введения ФГОС ООО разработана и реализуется каскадная модель подготовки кадров, которая позволяет осуществлять горизонтальное распространение информации по введению ФГОС. Обозначена система взаимодействия команд всех муниципалитетов Хабаровского края на местах и специалистов, ведущих подготовку к введению ФГОС ОО (взаимодействие осуществляется как в режиме on-line, так и на семинарах, очных сессиях, конференциях, совещаниях). Модель признана одной из лучших практик среди практик в Российской Федерации. - Наблюдается постепенное распространение понимания особенностей и сущности ФГОС ОО, что выражается в готовности педагогических коллективов школ приступить к реализации стандартов в 5 классах (количество изменяется от существующих 10 пилотных школ до 38, выразивших свою готовность) и указывает на перестройку сознания педагогов на инновационный принцип мышления и деятельности. 6. Проблемные вопросы реализации направления - Преобладание традиционных форм оценивания затрудняет организацию планирования деятельности по развитию регулятивных и личностных способностей школьников. - Отсутствие всероссийского реестра примерных образовательных программ вызывает затруднение в разработке основных образовательных программ в образовательных организациях (ООП). - Недостаточность ресурсов для использования динамического нелинейного расписания для организации целостного образовательного процесса. - Использование не в полной мере возможностей интеграции дополнительного и основного общего образования. - Неразвитость механизмов взаимосвязи нормативного подушевого финансирования и выполнения муниципального задания с ориентацией на результат реализации стандарта. - Организация внеурочной деятельности школьников в малокомплектных сельских школах при отсутствии учреждений дополнительного образования, культуры. 7. Задачи и планируемые показатели на 2014 год по реализации направления В 2014 году по реализации перехода на новые федеральные государственные образовательные стандарты министерством образования и науки Хабаровского края определены следующие задачи: - продолжить введение ФГОС основного общего образования в образовательных организациях по мере готовности; - продолжить укрепление материальной базы школ современным учебным оборудованием в рамках Комплекса мер по модернизации региональной системы общего образования в Хабаровском крае; - продолжить подготовку к введению ФГОС основного общего образования; - организовать подготовку к введению ФГОС среднего общего образования; - продолжить практику повышения квалификации педагогических кадров в рамках каскадной модели, инновационной инфраструктуры на базе стажировочных площадок, сетевого взаимодействия учителей начальных классов, педагогов основной и средней школы; - совершенствовать организацию внеурочной деятельности учащихся в части содержания и форм организации, а также использования кадровых ресурсов социума; - продолжить деятельность по разработке системы оценивания достижений учащихся общеобразовательных учреждений. 8. Анализ количественных показателей мониторинга реализации инициативы по направлению Результаты мониторинга подтверждают положительную динамику ряда показателей по направлению. В 2013/2014 учебном году в крае увеличилась на 12,0% доля школьников, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам (от общей численности учащихся). Доля учащихся начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО (от общей численности учащихся начальной школы) увеличилась, по сравнению с предыдущим учебным годом на 24,15%. В крае увеличилась доля педагогических и управленческих кадров общеобразовательных организаций, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС (в общей численности педагогических и управленческих кадров) составляет 95%. Доля общеобразовательных организаций, в которых используются современные оценочные процедуры для оценки достижений обучающихся по ФГОС в начальных классах в виде проектных, творческих исследовательских работ возросла на 2%. Увеличивается доля обучающихся по ФГОС, которым обеспечена возможность пользоваться учебным оборудованием для практических работ и интерактивными учебными пособиями в соответствии с ФГОС (интерактивная доска, мультимедийные установки и др.), в общей численности обучающихся по ФГОС. Свыше 20% общеобразовательных организаций края для обучения по ФГОС в начальных классах, имеют постоянно действующие площадки для наблюдения, исследований, моделирования, конструирования. Развитие общероссийской системы оценки качества общего образования. В целях реализации поставленной задачи «создание инструментария реализации модели общероссийской системы оценки качества общего образования и обеспечение комплексного электронного мониторинга качества образования» утверждены План-график реализации мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования Хабаровского края на 2013 – 2015 годы, Комплекс ключевых индикаторов качества образования на 2013 – 2014 годы, Положение о региональном мониторинге качества образования в Хабаровском крае, методика построения рейтинга деятельности муниципальных образовательных систем (образовательных организаций) Хабаровского края. В крае разработаны контрольные измерительные материалы для проведения в общеобразовательных организациях региональных мониторинговых исследований: - оценки соответствия уровня учебных достижений требованиям ФГОС для обучающихся 2-3 классов (математика, русский язык, комплексная работа); - в 5-х и 10-х классах с целью определения уровня общеобразовательной подготовки обучающихся по отдельным предметам инвариантной части учебного плана (русский язык, математика, английский язык – в 5-х, истории, химия, физика, информатика и ИКТ, математика, русский язык – в 10-х классах); - сформированности метапредметных образовательных результатов для стартовой диагностики учащихся при переходе школьников из начальной в основную школу и диагностических работ в XI (XII) классах по русскому языку и математике по темам, вызвавших наибольшие затруднения при сдаче ЕГЭ текущего года. В крае идет разработка информационной системы для проведения мониторинга оценки учебных достижений учащихся. С принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для реализация комплексной задачи «разработка и формирование механизмов общественной аккредитации образовательных учреждений и привлечения потребителей, общественных институтов и объединений педагогов к процедурам оценки качества общего образования» был сделан акцент на создание в крае независимой системы оценки качества работы образовательных организаций. Министерством разработаны и направлены в органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, План мероприятий по формированию независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги в сфере образования, на 2013 – 2015 годы; формы мониторинга реализации Плана; рекомендации по организации работы по формированию независимой системы оценки качества образования, размещению информации на сайтах управлений и образовательных организаций. Новым направлением деятельности Министерства явилось участие образовательных организаций городских округов гг. Хабаровск и Комсомольск-на-Амуре в проекте «Социальный навигатор» РИА Новости «Всероссийский рейтинг школ повышенного уровня - 2013». Министерством утверждено Положение о системе общественного наблюдения при проведении мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования в Хабаровском крае. Продолжена работа по развитию привлечения общественных институтов к внешней оценке качества образования в рамках единого государственного экзамена и государственной итоговой аттестации выпускников 9-х классов в новой форме. В крае создана система общественного наблюдения, предусматривающая обеспечение аккредитованными общественными наблюдателями всех пунктов проведения экзаменов. В 2013 году крае было аккредитовано более 700 человек в качестве общественных наблюдателей. В их числе представители Законодательной Думы Хабаровского края, Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае, некоммерческого партнерства «Союз деловых женщин», Союза женщин Хабаровского края, Всероссийской политической Партии «Единая Россия», Советов ветеранов, родительских комитетов, средств массовой информации. 2. Нормативная правовая база - Распоряжение министерства образования и науки края от 20 мая 2013 № 641 «Об утверждении Положения о региональной системе оценки качества образования Хабаровского края и Плана – графика реализации мероприятий по развитию региональной системы оценки качества образования Хабаровского края на 2013 - 2015 годы»; - Распоряжение министерства образования и науки края от 05 апреля 2013 г. № 448 «Об утверждении Комплекса ключевых индикаторов качества образования»; - Распоряжение министерства образования и науки края от 01.02.2013 № 114 «Об утверждении перечня региональных мониторинговых исследований качества образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края на 2013 год»; - Распоряжение министерства образования и науки края от 30.09.2013 № 1310 «Об утверждении перечня региональных мониторинговых исследований качества образования в общеобразовательных организациях Хабаровского края в 2014 году»; - Распоряжение министерства образования и науки края от 29.04.2013 № 563 «О проведении мониторингового исследования качества образования обучающихся 2 классов в 2013 г.»; - Распоряжение министерства образования и науки края от 06.05.2013 № 605 «О проведении мониторингового исследования качества образования обучающихся 3 классов в 2013 году»; - Распоряжение министерства образования и науки края от 21.02.2013 № 207 «О проведении проверочных работ учащихся четвертого и пятого классов общеобразовательных учреждений Хабаровского края в 2013 году»; - Распоряжение министерства образования и науки края от 25.04.2013 № 446 «О проведении мониторингового исследования оценки индивидуальных достижений учащихся и качества начального общего образования»; - Распоряжение министерства образования и науки края от 10.10.2013 № 1374 «О проведении тренировочных экзаменов по английскому языку с компонентом в устной форме, информатике и информационно-коммуникационным технологиям». 3.Финансовое обеспечение реализации направления Расходы краевого бюджета на направление «развитие общероссийской системы оценки качества образования» составили 23838,2 тыс. руб., в том числе: - организация и проведение единого государственного экзамена в 11 классах – 9181,6 тыс. руб; - организация и проведение государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классах – 5983,4 тыс. руб; - организация и проведение процедур оценки качества образования – 8673,2 тыс. руб. 4. Информация о выполнении плана/программы Хабаровского края по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году В Программе Хабаровского края с целью реализации мероприятия «разработка новой модели общероссийской системы оценки качества общего образования» планировалось 5 подмероприятий:
В соответствии с решением коллегии Министерства образования и науки края от 27 февраля 2013 г. в крае принята организационно-правовая основа формирования региональной системы оценки качества образования (далее – РСОКО). Разработаны Положение, План-график реализации мероприятий по развитию РСОКО на 2013- 2015 годы, Комплекс ключевых индикаторов качества образования на 2013- 2014 годы. Проведен опрос потребителей РСОКО в образовательных организациях общего образования, профессионального образования (2445 чел.), результаты которого опубликованы на сайте КГБУ «Региональный центр оценки качества образования» rcoko.khb.ru Завершено участие в апробации федеральных проектов: - «Доработка, апробация и внедрение инструментария и процедур оценки качества начального общего образования в соответствие с федеральными государственными образовательными стандартами» в рамках соглашения о сотрудничестве на 2012 – 2013 гг., подписанного Министерством образования и науки Российской Федерации и Федеральным государственным научным учреждением «Институт стратегических исследований в образовании» Российской Академии образования; - «Апробация модели проведения процедур оценки качества дошкольного образования» с участием 28 дошкольных организаций из одиннадцати муниципальных образований края; - проведение государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования, в новой форме. Введена бланковая технология проведения экзаменов по всем предметам - основным и по выбору. В 2013 г. в крае апробирован разработанный на федеральном уровне инструментарий для оценки метапредметных результатов в 6 классе (комплексная работа), стартовой диагностики при переходе в основную школу в 5-х классах по оценочным процедурам (АНОДПО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»). Продолжено обучение учителей по дополнительной образовательной программе «Тестолог (специалист в области педагогических измерений)». Учителя (50 чел.), прошедшие переподготовку, участвовали в разработке контрольных измерительных материалов и спецификации работ для региональных мониторингов учебных достижений учащихся 2-4, 5, 10-11 классов по основным предметам учебных планов общеобразовательных учреждений. Из перспективных направлений совершенствования ЕГЭ, как одной из форм внешней оценки качества образования, край продолжил участие в апробации экзаменов по информатике и информационно-коммуникационным технологиям в компьютерной форме (163 обучающихся 11 классов общеобразовательных учреждений края из 16 муниципальных образованиях края); английскому языку с реализацией процедуры устной части (154 обучающихся из 13 муниципальных образований края). В целях развития системы оценки качества образования Хабаровского края министерством образования и науки края совместно с Институтом управления образования Российской академии образования проведены: вебинар по теме «Актуальные вопросы развития региональной системы оценки качества образования в Хабаровском крае» и краевой семинар по вопросам: «Проектирование способов информирования целевых групп при проведении процедур оценки качества образования в Хабаровском крае», «Практические аспекты информационного сопровождения программ оценки образовательных достижений школьников». Вопросы оценки качества образования рассматривались в течение года на краевых совещаниях, в т.ч. на секции «Система оценки качества образования» и круглом столе «О формировании независимой системы оценки качества образования» в рамках краевой августовской конференции, совещании с главами муниципальных образований и городских округов по вопросу «О реализации механизма внешней оценки качества образования в Хабаровском крае». 2. Проведение в труднодоступных и отдаленных местностях (далее – ТОМ) контрольно-оценочных процедур с использованием электронных технологий. Все процедуры по оценке качества образования, мероприятия по совершенствованию ЕГЭ обязательно проводятся и в ТОМах. 3. Разработка, апробация и внедрение системы представления информации (формы, форматы, шаблоны, периодичность, программная среда и регламентация доступа к данным) о результатах лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации образовательных организаций, государственной (итоговой) аттестации выпускников. Специалистами Краевого государственного бюджетного учреждения «Региональный центр оценки качества образования» (далее - РЦОКО) для проведения региональных мониторинговых исследований разрабатываются методические рекомендации по представлению информации (форматы, шаблоны). 4. Расширение сети пунктов проведения контрольно-оценочных процедур по технологии ТОМ. За отчетный период приобретение компьютерной техники позволило расширить количество пунктов по технологии ТОМ с 21 до 35. 5. Проведение систематической диагностики качества общеобразовательного процесса (по предметам и классам), обеспечение накопления, хранения и анализа полученной информации о результатах освоения общеобразовательных программ. В соответствии с утвержденным перечнем региональных мониторинговых исследований качества образования в общеобразовательных учреждениях Хабаровского края на 2013 год проведены мониторинговые исследования качества начального, основного, среднего общего образования федерального и регионального уровней. Они позволяют: - в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» организовать в образовательных организациях индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ с сохранением в архивах информации об этих результатах, развивать систему оценки качества образования на уровне образовательного учреждения, ориентированную на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса обучающихся, включающий как их учебные, так и внеучебные достижения; - определять состояние и тенденции развития краевой системы образования, на основе которых принимаются решения по совершенствованию управления качеством образования. 5. Эффекты реализации направления в 2013 году Анализ реализации мероприятий по развитию общероссийской системы оценки качества образования выявил ряд эффектов: - участие в федеральных проектах позволило апробировать модели оценки качества образования на уровне дошкольного и начального общего образования с целью их дальнейшего внедрения; - проведенная работа по подготовке квалифицированных экспертов в области педагогических измерений способствовала созданию контрольных измерительных материалов для проведения региональных мониторинговых исследований; - сотрудничество с Институтом управления образования Российской академии образования позволяет сформировать региональную команду специалистов, занимающихся проблемами оценки качества образования в крае; - результаты экзаменов выпускников основной школы по бланковой технологии служат основой для формирования профильных классов в старшей школе; - формируется одновременно с ведомственной оценкой качества образования независимая общественная система оценки качества деятельности образовательных организаций. 6. Проблемные вопросы реализации направления: - создание на уровне края контрольных измерительных материалов для проведения мониторинговых исследований; - нехватка квалифицированных кадров в области педагогических измерений, технологий их организации и проведения; - сложность в интерпретации результатов оценки учебных и внеучебных достижений учащихся; - открытость и прозрачность проведения мониторинга по оценке качества образования на региональном уровне. 7. Задачи и планируемые показатели на 2014 год по реализации направления: - обеспечение формирования независимой системы оценки качества работы образовательных организаций, включая определение критериев эффективности работы организаций и введение публичных рейтингов их деятельности; - оказание поддержки развития систем оценки качества образования на муниципальном уровне и уровне общеобразовательных организаций, ориентированных на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса обучающихся и воспитанников; - организация работы по подготовке специалистов в области оценки качества образования и разработке контрольно-измерительных материалов; - формирование региональных информационных систем оценки качества образования. |
Доклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2012 год на территории городского округа... | Доклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год на територии Кунгурского муниципального... | ||
Доклад Тарского муниципального района Омской области «О результатах... «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 г.» | Доклад Санкт-Петербурга о результатах реализации национальной образовательной... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | ||
Доклад Кемеровской области «О результатах реализации Национальной... «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2010 год | Доклад Республики Карелия «О результатах реализации Национальной... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | ||
Доклад Республики Татарстан «О результатах реализации Национальной... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | Доклад Республики Татарстан «О результатах реализации Национальной... Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в... | ||
Доклад «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» «О результатах реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2013-й год» | Доклад г. Азова о реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» I. Информация о выполнении плана первоочередных действий по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»... | ||
Доклад седельниковского муниципального района Омской области о результатах... Информация о выполнении данного направления по реализации национальной образовательной инициативы | Доклад «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» Муниципальное общеобразовательное учреждение «1-Федоровская средняя общеобразовательная школа» | ||
Отчет городскому округу иваново о реализации национальной образовательной... О реализации национальной образовательной инициативы «наша новая школа» в 2013 году | Доклад мобу «сош №69» «О результатах реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» за 2013/2014 учебный год в моау «сош №69» г.... | ||
Доклад правительства Российской Федерации о реализации национальной... Анализ эффектов реализации инициативы по направлению «Общие показатели региональной системы образования» | О реализации президентской инициативы «Наша новая школа» в 2012 году в Ялуторовском районе Мку ялуторовского района «Отдел образования» представляет информацию о выполненных мероприятиях в рамках мониторинга показателей... |