Губернатором Воронежской области





НазваниеГубернатором Воронежской области
страница1/8
Дата публикации31.10.2014
Размер1.16 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
УТВЕРЖДЕН

Губернатором Воронежской области –

председателем антинаркотической комиссии А.В. Гордеевым 30 марта 2012 года

(проект доклада принят за основу и утвержден на заседании антинаркотической комиссии 26 марта 2012 г.)


Д О К Л А Д
о наркоситуации в Воронежской области

за 2011 год

Воронеж 2012 г.

СОДЕРЖАНИЕ:
О правовых основах, целях, задачах и участниках мониторинга наркоситуации в Воронежской области ………………………………………….. c. 3

1. Характеристика Воронежской области …………………………………. с. 6

2. Анализ и оценка уровня и структуры наркотизации населения ………. с. 9

3. Анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на наркотизацию населения Воронежской области ……………………………….. с. 17

4. Оценка состояния и доступности наркологической медицинской помощи, медико-социальной реабилитации лиц, злоупотребляющих наркотиками. Анализ численности прошедших лечение наркозависимых лиц, получивших социальные услуги в системе учреждений социального обслуживания населения ……….. с. 24

5. Степень доступности психоактивных веществ в Воронежской области в динамике основных показателей, отражающих развитие наркоситуации по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет ………………………... с. 27

6. Анализ и оценка результатов деятельности в сфере профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ ……………………….. с. 28

7. Анализ и оценка ситуации в сфере противодействия незаконному обороту наркотиков ………………………………………………………………………… с. 41

8. Анализ и оценка факторов, причин и условий, оказывающих влияние на ситуацию в сфере незаконного оборота наркотиков в Воронежской области .. с. 60

9. Анализ основных мероприятий в области противодействия распространению немедицинского потребления и незаконного оборота наркотиков, проведенных участниками мониторинга наркоситуации ……….. с. 63

10. Оценка реализации целевых антинаркотических программ ……...… с. 69

11. Краткосрочное прогнозирование динамики дальнейшего развития наркоситуации …………………………………………………………………….. с. 71

12. Оценка состояния наркоситуации в Воронежской области в соответствии с Критериями оценки развития наркоситуации ………………… с. 73

13. Управленческие решения и предложения по изменению наркоситуации в Воронежской области …………………………………………………………….. с. 73

Настоящий доклад, отражающий основные результаты мониторинга наркоситуации в Воронежской области в 2011 г., подготовлен аппаратом антинаркотической комиссии Воронежской области (далее аппарат Комиссии). При подготовке доклада использовались материалы, предоставленные в аппарат Комиссии участниками мониторинга наркоситуации в регионе, а также результаты социологических исследований, проведенных в 2011 году по заказу департамента здравоохранения Воронежской области маркетинговой компанией «ДИСКУРС» для ГУЗ «Воронежский областной наркологический диспансер».
Правовыми основами проведения мониторинга наркоситуации в Воронежской области являются:

  • Конституция Российской Федерации;

  • федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;

  • Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690;

  • Указ Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров» и утвержденные им Положение о Государственном антинаркотическом комитете и Положение об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации;

  • Положение о государственной системе мониторинга наркоситуации в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. № 485;

  • постановление Правительства Российской Федерации от 23 января 2006 г. № 31 «О создании, ведении и использовании единого банка данных по вопросам, касающимся оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также противодействия их незаконному обороту»;

  • государственные программы Российской Федерации;

  • нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;

  • иные нормативные правовые акты Российской Федерации и Воронежской области, регулирующие отношения в сфере антинаркотической деятельности;

  • региональная и муниципальные долгосрочные целевые антинаркотические программы;

  • межведомственные приказы и иные локальные правовые акты центральных органов исполнительной власти, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и муниципальных образований Воронежской области.

Целями осуществления мониторинга наркоситуации являются:

  • определение состояния наркоситуации на территории Воронежской области и масштабов незаконного распространения и потребления наркотиков;

  • выявление, прогнозирование и оценка угроз региональной безопасности, связанных с незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров;

  • оценка эффективности проводимой на территории Воронежской области антинаркотической политики и формирование предложений по ее оптимизации.

Основными задачами мониторинга наркоситуации являются:

  • получение и анализ информации о состоянии процессов и явлений в сфере оборота наркотиков и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту, профилактики немедицинского потребления наркотиков, лечения и медико-социальной реабилитации и ресоциализации больных наркоманией;

  • своевременное выявление негативных тенденций развития наркоситуации, возникающих вследствие незаконного оборота наркотиков, а также вызывающих их факторов;

  • прогнозирование развития наркоситуации и выработка предложений по ее улучшению.

Мониторинг наркоситуации осуществлен на основе официальной статистической информации, информационно-аналитических справок, представленных территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Воронежской области, данных научных и социологических исследований в сфере профилактики немедицинского потребления наркотиков. В рамках мониторинга наркоситуации проведены исследования различных аспектов незаконного оборота наркотиков (социального, медицинского, правоохранительного, экономического и других аспектов).

В соответствии с п. 10 Положения об антинаркотической комиссии в субъекте Российской Федерации организационное обеспечение мониторинга наркоситуации проводилось аппаратом антинаркотической комиссии Воронежской области совместно с управлением Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области и межведомственной рабочей группой по осуществлению мониторинга наркоситуации, сформированной при антинаркотической комиссии Воронежской области под руководством председателя антинаркотической комиссии – губернатора Воронежской области А.В. Гордеева.

Участниками мониторинга наркоситуации в Воронежской области в 2011 году являются:

  • управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Воронежской области (далее УФСКН);

  • главное управление Министерства внутренних дел России по Воронежской области (далее ГУ МВД);

  • управление Федеральной службы безопасности России по Воронежской области (далее УФСБ);

  • управление Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области (далее УФСИН);

  • управление Федеральной миграционной службы по Воронежской области (далее УФМС);

  • Воронежская таможня;

  • управление Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области;

  • управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Воронежской области;

  • управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Воронежской и Волгоградской областям;

  • управление территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по Воронежской области;

  • управление Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации по Воронежской области;

  • департамент здравоохранения Воронежской области;

  • департамент образования, науки и молодежной политики Воронежской области;

  • департамент труда и социального развития Воронежской области;

  • управление физической культуры и спорта Воронежской области;

  • департамент культуры Воронежской области;

  • департамент аграрной политики Воронежской области;

  • управление занятости населения Воронежской области;

  • управление по делам печати и средств массовых коммуникаций Воронежской области;

  • военный комиссариат Воронежской области;

  • ВУЗы Воронежской области;

  • органы местного самоуправления Воронежской области;

  • общественные объединения, проводившие социологические исследования в рамках мониторинга наркоситуации;

  • научно-исследовательские учреждения региона.


С 2012 года к проведению мониторинга наркоситуации на территории Воронежской области привлекаются государственные, негосударственные объединения, научно-исследовательские учреждения, общественные организации, рекомендованные членами антинаркотической комиссии Воронежской области.

1. Характеристика Воронежской области.
Воронежская область расположена на Среднерусской возвышенности и части Окско-Донской низменности (в поймах рек: Дон, Воронеж, Битюг и Хопёр) и захватывает лесо-степную и степную зоны с умеренно-континентальным климатом.

Территория Воронежской области простирается с севера на юг с 52°06' до 49°36' с.ш. (на 2°30' - 277,5 км) и с запада на восток с 38°06' до 42°06' в.д. (на 4°00' - 352 км) и составляет 52,4 тыс. км2, что превышает территории таких европейских стран, как Бельгия, Дания, Нидерланды, Швейцария.

По численности населения и по площади территории Воронежская область является наиболее крупной областью Центрального Черноземья. В её состав (по состоянию на 1 января 2012 года) входят: 31 муниципальный район, 32 городских поселения, в том числе 3 городских округа. В состав городских поселений входят: 15 городов, 4 посёлка городского типа и 13 рабочих поселков. В состав сельских – 463 поселения.

Воронежская область расположена в центральной полосе европейской части России и граничит с Белгородской, Курской, Липецкой, Тамбовской, Саратовской, Волгоградской и Ростовской областями, а также Луганской областью Украины (протяженность российско-украинской границы составляет 97,74 км). Изменений объектов пограничного контроля не производилось.

На территории Воронежской области находится 3 пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации:

  • «Бугаевка» (Кантемировский район, с. Бугаевка);

  • «Новобелая» (Кантемировский район, с. Новобелая);

  • «Воронеж» (аэропорт г. Воронежа, расположенный в с. Чертовицы Рамонского района).

На участке госграницы с Украиной на территории Кантемировского района Воронежской области постоянно действуют два пограничных КПП и таможенных автомобильно-пешеходных перехода: «Новобелая» и «Бугаевка». Пункт пропуска «Воронеж» расположен в пределах аэропорта г. Воронежа «Чертовицкое».

В структуру Воронежской таможни входят 7 таможенных постов: «Правобережный», «Левобережный», «Воронежский северо-восточный», «Аэропорт-Воронеж», «Кантемировский», «Россошанский», «Лискинский».

Жители приграничных районов России и Украины могут пересекать государственную границу в местах пересечения границы (местных пунктах пропуска) на условиях Соглашения между Правительставом Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины «О порядке пересечения российско-украинской Государственной границы жителями приграничных районов Российской Федерации и Украины» от 21 апреля 2006 года и в соответствии с режимом их функционирования – по частным решениям начальника пограничного управления и начальника Луганского пограничного отряда Государственной пограничной службы Украины.

Вероятные направления противоправной деятельности через государственную границу прикрыты инженерными заграждениями. Демаркация государственной границы не проведена

На 1 января 2011 года численность постоянного населения области составила 2335,2 тыс. человек, из которых 1530,3 тыс. человек (65,5%) – горожане и 804,9 тыс. человек (34,5%) – сельские жители. В результате проведенной Общероссийской переписи населения в октябре 2010 года, показатель численности населения области, на начало 2011 года, увеличился на 73,6 тыс. человек, или на 3,25 %. Плотность населения составила 44-45 человек на 1 км2. В то же время в Воронежской области по-прежнему наблюдается естественная убыль населения, которая по итогам 2011 года составила 11 412 человек. При этом, число прибывших в область в 2011 г. оказалось больше числа убывших, поэтому миграционный прирост составил 8782 человека.


Среднемесячные денежные доходы населения за 2011 г. увеличились на 12,5% к соответствующему уровню 2010 г. (13679,7 руб. на душу населения). По имеющимся данным, реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) за 2011 г. относительно 2010 года увеличились на 3,6 % (по России - на 0,2 %), что обусловлено ростом реального повышения заработной платы, а также повышением доходов от собственности и предпринимательской деятельности. В реальном выражении к уровню 2010 года рост заработной платы оценивается в 105,8% (по РФ – 103,3%). Стоимость минимального набора продуктов питания в декабре 2011 года по области составила 2212,3 рубля.

По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, проводимым Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по методологии Международной организации труда, в среднем за IV квартал 2011 года численность безработных граждан на полном рынке труда Воронежской области составила 67,7 тыс. чел. (ниже значения 2010 года на 14,3 тыс. чел.), уровень общей безработицы составил 6,0%, что на 1,5 п.п. ниже значения в 2010 году. Численность занятых в экономике граждан составила 1068,6 тыс. чел., уровень занятости составил 60,6%. Численность экономически активного населения составила 1136,3 тыс. чел.

В регистрируемом секторе рынка труда также наблюдается положительная динамика: по состоянию на 01.01.2012 года уровень безработицы составил 1,6% от экономически активного населения (на 01.01.2011 г. – 1,7%, на 01.01.2010 г. -2,5%). Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости на начало 2012 года составила 18,0 тыс. чел., что на 2,1 тыс. человек меньше, чем на начало 2011 года, и на 10,2 тыс. человек меньше чем на начало 2010 года.

Данные центрального банка данных по учету иностранных граждан ГИСМ УФМС России в 2011 году свидетельствуют о повышении интенсивности миграционных перемещений через пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, действующие на территории области. В 2011 году сохранялось превышение числа въехавших над выехавшими (за отчетный период разница составила 5043 человек, что примерно соответствует уровню предшествующего года). По итогам 2011 года на миграционный учет поставлен 83191 иностранный гражданин и лиц без гражданства (+13,4%). По месту временного пребывания поставлено на учет 77895 иностранных граждан и лиц без гражданства, что на 11,7% выше уровня 2010 года. Имеющиеся в УФМС данные свидетельствует о дальнейшем снижении (на 1,3%) доли граждан Украины, поставленных на миграционный учет (с 17,3% до 16%), что связано с изменением политической ситуации в этой стране. При этом отмечается значительное увеличение доли мигрантов из Узбекистана (на 11%), которые в 2011 году составили уже 35% от всех иностранных граждан, поставленных на миграционный учет в Воронежской области. Кроме того, на 29% возросло число выходцев из Таджикистана (с 4422 до 5744), на 13,6% – из Киргизии (с 3729 до 4239). В Воронежской области продолжает углубляться тенденция снижения доли прибывающих лиц из славянских государств и роста из стран Средней Азии. Из стран визового режима въезда наибольшее количество иностранных граждан прибыло из Германии – 2688 (2010 г. – 2340), Туркменистана – 1002 (2010 г. – 523). Продолжающийся рост постановки на миграционный учет граждан Германии обусловлен дальнейшим усилением внешнеэкономических и культурных связей Воронежской области с этой страной. Значительное число приезжающих из Китая, Ирака и Вьетнама связано с обучением иностранных студентов в ВУЗах г. Воронежа.

В 2011 году оформлено 7071 (+8,5%) разрешение на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, из них 6268 (+16,9 %) – прибывшим в безвизовом порядке. Аннулировано 638 разрешений на работу (2010 г. – 953).

На конец 2011 года в Воронежской области зарегистрировано 38 национальных общественных объединений, в том числе 7 местных национально-культурных автономий. Наиболее влиятельными из них являются: ВООО «Азербайджанская община «Хазар», ВРО ООО «Всероссийский азербайджанский конгресс», Воронежская областная армянская культурно-христианская общественная организация «Ани», «Автономия татар г. Воронежа «Рухият», ВРОО «Татарская община «Рефах», ВГОО «Грузинская община «Багратиони», ВООО «Осетинская община «ФАРН», ВРОО «Координационный Совет Народов Кавказа», Узбекский культурный центр «Ватан», ВООО «Таджикский культурный центр «Навруз», ВРОО «Ассамблея народов Воронежской области», ВРОО «Благотворительный Еврейский Центр» (ХЕСЕД-НЕХАМА), ОО «Местная национально-культурная автономия цыган г. Воронежа» и «Местная национально-культурная автономия украинцев г. Воронежа».

Важнейшей частью производственной инфраструктуры области и фактором, влияющим на оперативную обстановку, является разветвленная транспортная система, включающая железнодорожный, автомобильный, авиационный и внутренний водный транспорт. Доминирующее положение занимает железнодорожный транспорт, на долю которого приходится три четверти от общего объема перевозок грузов и пассажиров.

Территорию области пересекает Юго-Восточная железная дорога филиала РАО РЖД с шестью крупными узловыми станциями: «Воронеж-1», «Воронеж-Курский», «Отрожка», «Лиски», «Поворино», «Россошь». Условно можно выделить три направления грузовых и пассажирских перевозок: Север – Юг, Западная Сибирь – Центр, Средняя Азия – Центр.

В настоящее время функционируют четыре пассажирских поезда международного сообщения: «Воронеж-Киев», «Воронеж-Львов», «Воронеж-Симферополь», «Воронеж-Мариуполь». Транзитом через область проходят 15 поездов, следующих на Украину и в страны Средней Азии (в т.ч.: из Новосибирска в Одессу, из Адлера в Брест, из Киева в Астану, из Адлера в Гомель, из Львова в Челябинск, из Душанбе в Москву и др.).

Автомобильный транспорт также занимает важное место в единой транспортной системе Воронежской области. Общая протяженность автомобильных дорог достигла 9 414,7 километров, 9 % из них составляют федеральные дороги. Через территорию области проходят автомобильные магистрали федерального значения, связывающие ее с европейским, северо-кавказским и средне-азиатским направлениями, в частности М-4 Дон «Москва-Новороссийск», М-6 Каспий «Москва–Астрахань», А-144 «Курск-Саратов», 1Р-119 «Воронеж-Тамбов».

2. Анализ и оценка уровня и структуры наркотизации населения Воронежской области на основании статистических данных, аналитических справок и социологических исследований основных показателей, отражающих развитие наркоситуации по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет.
В соответствии с Положением и Порядком проведения мониторинга наркоситуации в Воронежской области аппаратом Комиссии собрана и проанализирована информация наркологической службы, бюро судебно-медицинской экспертизы, центра СПИД и инфекционной службы. В результате анализа информации, мониторируемой по линии департамента здравоохранения, установлено:

1. Наркоситуация в Воронежской области, несмотря на проведение широкого круга межведомственных антинаркотических мероприятий, остается напряженной.

2. Основными факторами, обеспечивающими незаконное наркопотребление в 2011 году являлись:

  • широкое использование наркотиков, изготавливаемых из лекарственных препаратов, таких как «дезоморфин»;

  • доступность для молодежи наркотических средств амфетаминовой группы и каннабиноидов.

3. Воздействие вышеуказанных факторов на наркоситуацию привело к росту:

  • количества случаев смертности от отравлений опиатами с 46 в 2010 году до 74 в 2011 году (приложение № 26);

  • количества несовершеннолетних, больных наркоманией, с 3 в 2010 году до 9 в 2011 году (приложение № 29);

  • количества больных наркоманией старше 18 лет с 4979 в 2010 году до 5469 в 2011 году (приложение № 29);

  • количества выявленных больных наркоманией с 285 человек в 2010 году до 464 человек в 2011 году (приложение № 30);

  • числа зарегистрированных больных с диагнозом «Употребление наркотических веществ с вредными последствиями для здоровья» (приложение № 31):

а) несовершеннолетних со 111 в 2010 году до 184 в 2011 году;

б) взрослых с 7073 в 2010 году до 8270 в 2011 году.


С диагнозом «наркомания» на учетах в Воронежской области состоит 5 469 больных (+ 8,5 % в сравнении с показателем на 01.01.2011). С диагнозом «употребление наркотических средств с вредными для здоровья последствиями» на профилактическом учете состоит 8 270 человек (+ 12 % в сравнении с показателем на 01.01.2011 г.). Из общего числа лиц, находящихся под наблюдением врачей психиатров-наркологов с диагнозами «наркомания» и «употребление наркотических веществ с вредными для здоровья последствиями», 70 % употребляют наркотики внутривенно.

Болезненность наркоманией женщин имеет тенденцию к увеличению. В течение 2011 года зарегистрировано 834 женщины, больных наркоманией (в 2010 на учете состояло – 763).

Число детей, зарегистрированных с диагнозом наркомания, имеет тенденцию к снижению (2005 г. – 24 несовершеннолетних, 2011 г. - 1), уровень незаконного наркопотребления среди детей и подростков в области также имеет тенденцию к снижению (2005 г. – 201 несовершеннолетний, 2011 г. - 102). Число зарегистрированных лиц, больных наркоманией, на территории области составляет 220,1 на 100 тыс. населения. Данный показатель является одним из самых высоких в Центральном Федеральном округе (средний по ЦФО 175,9). Это объясняется активным взаимодействием органов здравоохранения региона с правоохранительными структурами по выявлению и постановке на учет незаконных наркопотребителей.

По населенным пунктам с населением выше 30 тыс. человек количество наркопотребителей выглядит следующим образом:


Наименование территории

Кол-во лиц с диагнозом «наркомания»

Кол-во потребителей НС с вредными последствиями

г.Воронеж

3477

6622

г.Борисоглебск

132

0

г.Нововоронеж

144

230

г.Лиски

130

87

г.Острогожск

152

31

г.Россошь

279

369
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Губернатором Воронежской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Общественная палата Воронежской области осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом Воронежской области от 2 июля 2008...
Губернатором Воронежской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Бурденко. Конкурс проводится при поддержке Администрации городского округа город Воронеж, Департамента здравоохранения Воронежской...
Губернатором Воронежской области iconИнформационный бюллетень воронежской области №9 Июнь 2011 года
А. Б. Березкин – заместитель руководителя департамента труда и социального развития Воронежской области
Губернатором Воронежской области iconПояснительная записка программа составлена на основе Программы курса...
Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. «Об утверждении регионального базисного...
Губернатором Воронежской области iconПояснительная записка Приказом Департамента образования, науки и...
«Географическое краеведение», содержащий сведения о рельефе местности, почве, геологическом строении, водных путях, флоре, фауне,...
Губернатором Воронежской области iconВоронежской области
Состояние и развитие системы образования Воронежской области : публичный доклад. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр Воронежского...
Губернатором Воронежской области iconКонкурс социально значимых проектов и программ, реализуемых в муниципальных...
...
Губернатором Воронежской области iconО порядке проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы
Федерации», Законом Воронежской области от 28. 12. 2007 №175-оз «О муниципальной службе в Воронежской области», решением Воронежской...
Губернатором Воронежской области iconРешение Об утверждении Положения о бюджетном процессе в Петропавловском...
В соответствии со статьями 9, 152, 153 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 1 статьи 9, статьей 62 Устава Петропавловского...
Губернатором Воронежской области iconРабочая программа по Основам православной культуры для 5класс составлена...
Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской...
Губернатором Воронежской области iconДоклад о защите прав потребителей в Воронежской области в 2013 году Воронеж  2014
Доклад о защите прав потребителей в Воронежской области в 2013 году – Воронеж: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты...
Губернатором Воронежской области iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности управления...
Основные результаты деятельности уфмс россии по Воронежской области в отчетном финансовом году 14
Губернатором Воронежской области iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Новохоперский муниципальный район образован в 1928 году, расположен на юго-востоке Воронежской области, граничит с Аннинским, Борисоглебским,...
Губернатором Воронежской области iconРешение Об утверждении Положения о порядке проведения квалификационного...
В соответствии с Федеральным законом от 02. 03. 2007г. №25-фз «О муниципальной службе в Российской Федерации», статьей 7 Закона Воронежской...
Губернатором Воронежской области iconПоложение о проведении областного конкурса методических разработок...
«Имею право знать!» (далее Конкурс) являются Управление Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Воронежской...
Губернатором Воронежской области iconПрограммы повышения квалификации педагогических и руководящих работников...
Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск