«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение





Скачать 211.79 Kb.
Название«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение
Дата публикации18.07.2013
Размер211.79 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > География > Документы


«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря»

Автор:

Гребенщикова Ирина Викторовна,

учитель русского языка ГБОУ СОШ № 31

с углубленным изучением английского языка



Введение

Современный школьник имеет доступ к обширному потоку информации, предоставляемой сетью Интернет. По причине этой открытости предпочтение отдается именно Интернет-источникам, в том числе справочным ресурсам, перед бумажным носителем. Когда речь идет об обращении к толковому словарю, многие школьники не обладают навыком извлечения необходимой информации, так как этап знакомства со словарем как с книгой, а не сразу как с онлайн-ресурсом, был пропущен. Налицо очевидные трудности:

а) сниженная мотивация обращения к словарю в целом (предпочтительнее оказывается вариант спросить значение у учителя, родителей, положиться на свои обрывочные знания и пр.),

б) отсутствие осознания всех потенций толкового словаря,

в) неумение извлекать необходимую информацию из словарей.

Иными словами, школьник не обращается к словарю, потому что не понимает, что в нем можно найти и каким образом осуществлять поиск.
Актуальность проекта

Актуальность проекта состоит в том, что недостаточное, зачастую и вовсе неосвоенное умение современного ученика пользоваться толковым словарем как справочным ресурсом поддерживает проблему агнонимии (агноним – лексическая единица, полностью или частично непонятная автору или адресату сообщения), затрудняющую эффективную коммуникацию. Сформированная лексикографическая компетентность позволяет ученику успешно решать проблему незнакомой лексической единицы (слова или устойчивого словосочетания), прежде всего, при работе с текстом.

Следует сказать, что взгляд на агнонимию как на проблему, скорее, лингвокультурологическую или социолингвистическую среди лингвистов достаточно распространен. Основные аргументы, выдвигаемые при обсуждении проблемы изучения агнонимии, сводятся к утверждению о том, что агнонимия была, есть и будет всегда, как была, есть и будет разница в тезаурусах различных языковых личностей, принадлежащих к различным социальным группам, поэтому ставить ее в качестве сугубо лингвистической не совсем корректно.

В.Д. Черняк считает, что внимание к «лексикону носителя языка представляется чрезвычайно актуальным и в социолингвистическом, и в психолингвистическом аспекте. Объем и характер лексикона являются индивидуально обусловленными и определяются многими параметрами личности (возраст, пол, образование, специальность, круг интересов, чтение, знание иностранных языков, место жительства и др.)». Словарь личности, по мнению В.Д. Черняк, – ключ к ее социальному поведению, к перспективам интеллектуального, духовного и профессионального роста (Черняк 2003: 297 298). Отсюда следует, что освоение агнонимичных единиц не только выполняет задачу пополнения словарного запаса, но и служит адаптации личности в широком смысле. Для школьника важно чувствовать свою принадлежность к определенной группе, что на уровне языка выражается через владение лексическими единицами, эту группу характеризующими.

При этом стоит отдавать себе отчет, что в толковых словарях литературного языка, на которые планируется нацелить школьника, ученик сможет отыскать только общеязыковые единицы. Не стоит отождествлять освоение агнонимов и освоение жаргонизмов, характерного для определенной группы (ведь именно о жаргоне говорят, имея в виду адаптацию в микрогруппе). В данной работе на первый план выходит принадлежность к общекультурному фону, толкование единицам которого успешно дает толковый словарь.

Таким образом, налицо необходимость использования толкового словаря (освоение агнонимов) и проблема, мешающая школьнику успешно это делать. Нулевая диагностика по этому вопросу была проведена с помощью «Карты лексикографической компетенции учащегося» (см. Приложение 1). Обозначенная выше актуальность исследования подтверждается результатами диагностики (см. Приложение 2).

Проанализировано 113 анкет учащихся 5-8 классов (10-15 лет). Анкеты составлены на основании материалов лингвистических и психолингвистических исследований (Базылев, Красильникова 2011, Дмитрюк 2011, Мандрикова 2011а, 2011б) и лексикографических трудов (Козырев, Черняк 2000, Морковкин 1986, Морковкин 1997, Дубичинский 2008).

Диагностические исследования позволили сделать несколько выводов:

  1. Чем старше становится школьник, тем больше словарей ему известно, что, однако, не означает более частого использования. Напротив, ответы на вопрос №1 указывают на тенденцию более редкого обращения к словарю.

  2. Чем старше становится школьник, тем реже он, по его мнению, попадает в ситуацию непонимания. Однако ответы на вопрос №6 говорят о том, что многие учащиеся 8 класса не видят самой проблемы агнонимии, а значит, некоторые не фиксируют неловкие ситуации, так как неловкими их не считают. Это, в свою очередь, подтверждает предположение о невысоком уровне лексикографической и (шире) коммуникативной компетенции современного школьника.

  3. Совершенно очевидно, что предпочтение электронного носителя имеет определенную корреляцию с возрастом учащегося: взрослея, школьник всё чаще выбирает онлайн-ресурс в качестве справочного.


В методической литературе проблема работы с незнакомыми словами, в основном, рассматривается с точки зрения изучения иностранного языка. Тем не менее, отмечены определенные разработки в области агнонимии родного языка (например, Сергеева 2009). Освоение агнонимичной лексики традиционно проводится в рамках уроков развития речи; словарный запас, в частности, пополняется во время уроков подготовки к сочинению-описанию картины. Отметим, что работа с лексическим значением ведется учителями, начиная с начальной школы (Тимченко 1999). Можно заключить, что вопрос работы с агнонимами в рамках школьного урока освещен недостаточно.
Цель – сформировать лексикографическую компетентность через создание собственного словаря. Под собственным словарем понимается словарь, автором которого является сам ученик.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. расширение представления школьников о толковом словаре;

2. мотивирование учащихся к лексикографической работе;

3. создание условий для работы над словарём класса.

Описание проекта

Тематика словаря может варьироваться. Один из потенциальных векторов развития проекта – создание словаря языка класса (отбор окказиональных образований, оговорок и пр.), своеобразной летописи микроколлектива. В таком случае эффект от предлагаемого проекта, помимо повышения лексикографической компетентности, может послужить ещё одной цели – адаптации и гармонизации внутри микросоциума. Вовлечение учеников в процесс создания тезауруса своей микрогруппы поможет им познакомиться со структурой словаря и словарной статьи, что, в свою очередь, послужит повышению мотивации к использованию словаря как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Результат планируется измерить с помощью показателей а) социального (тест «Я – лидер») и б) интеллектуального развития личности (какие ЗУН приобрел). Также создание этого продукта ориентировано на повышение показателей социальной адаптации учащихся и гармонизацию отношений в своей микрогруппе. Стирание грани «свой-чужой» крайне актуально в данный период развития общества, в свете все более частых разговоров о повышенной агрессивности внутри детского социума (например, Щукина 2009). В данной связи уместно говорить и о диалоге «на разных языках», который часто становятся причиной коммуникативной неудачи. При этом речь идет не столько о психологическом наполнении понятия «язык», сколько, прежде всего, об оперировании различными кодовыми системами.

Задача современной школы состоит в воспитании личности как конкурентоспособного представителя информационного общества. В понятие «конкурентоспособный представитель информационного общества» входит и осознание личностью своих целей и своего потенциала, что на школьном уровне может рассматриваться как профессиональная ориентация ребёнка. Таким образом, новизна предлагаемой программы состоит в его одновременной ориентации на формирование УУД и социальную адаптацию личности в рамках лингвистического проекта.
Проект нацелен на учащихся 7-8 классов, однако программа может быть адаптирована и под более старший возраст школьника.

Этапы проекта

1 этап. Проведение нулевой диагностики (см. Приложение 1).

Цель этапа: подтвердить или опровергнуть актуальность проекта, вызванную низким уровнем лексикографической компетенции современного школьника.

Содержание этапа: проведение диагностики уровня проблемы.

Результат: актуализация проблемы
2 этап. Обобщение результатов диагностики (см. Приложение 2).

Цель этапа: выявить коммуникативные затруднения, связанные с проблемой агнонимии, степень осознания учащимися самой необходимости обращения к словарю, определить основные справочные ресурсы, которыми пользуются ученики.

Содержание этапа: подсчет количественных показателей анкетирования, знакомство учащихся с этими результатами.

Результат: выявление общих тенденций с учётом возрастной дифференциации.
3 этап. Реализация программы учебно-практического курса «Словарь в современном мире».

Цель этапа: создать условия для формирования лексикографической компетентности учащегося за счет освоения теоретической и практической части программы «Словарь в современном мире» (см. ниже Программа элективного курса).

Содержание этапа: организация и проведение учебно-практического курса.

Результат: освоение теоретического материала учащимися, создание собственного словаря.

4. Аналитический этап.

Цель этапа: оценить эффективность работы учащихся по предложенной выше программе.

Содержание этапа: повторная диагностика – выявление полученных УУД и достижения поставленной цели (см. Приложение 3).

Результат: выводы об эффективности и успешности работы программы, её возможная корректировка.

Ожидаемый результат и эффективность проекта

Ожидаемый результат проекта – создание программы по формированию лексикографической компетентности учащегося, а также собственного продукта – издание мини-словаря, который может использоваться в процессе обучения и воспитательной деятельности.
Дополнительный эффект – создание условий для продуктивной совместной деятельности способствует социальной адаптации учащегося в коллективе.
Критерии и показатели эффективности проекта.

Уровень эффективности

Осознание учащимися потенциальных возможностей толкового словаря



Степень вовлеченности учащихся в создание собственного проекта

Социальная компетентность учащихся

высокий

90 %

90%

Учащиеся проявляют знание социальных норм, способны соблюдать их в коллективе. В групповой работе комфортно себя чувствуют при самоуправлении.

средний

50%-60%

60-70%

Учащиеся знают о социальных нормах и соблюдают их в коллективе. В групповой работе иногда требуется помощь учителя.

низкий

Менее 50%

Менее 50%

Учащиеся знают о социальных нормах, но их не всегда соблюдают. В групповой работе зачастую требуется помощь организационного характера.


Программа элективного учебно-практического курса

«Словарь в современном мире».

Программа рассчитана на 16 часов (1 полугодие, час в неделю). За это время школьникам предлагается освоить теоретическую и практическую часть курса. Потенциальные слушатели курса – учащиеся 7-8 классов (в случае создания словаря одного класса группа должна быть однородной, а не смешанной). Предлагаемая программа использует развивающий подход, который выражается в следующих возможностях:

  • Образовательная направленность (понятие лексикографии, осознание возможностей различных видов словарей, принцип организации толкового словаря)

  • Развивающая направленность (работа над созданием собственного продукта с использованием УУД)

  • Воспитательная направленность (коллективная работа по отбору словарных единиц, созданию системы помет и пр.)





Тема занятия

Формы работы

Формы контроля

часов

1.

Агнонимы – слова, которые мы не знаем. Проблема агнонимии.

СМ1

Опрос «Я вижу проблему незнакомого слова в том, что…»

1

2.

Лексикография – наука о составлении словаря.

ЛК




1

3.

Виды словарей







5




Энциклопедические и толковые словари. Сопоставление статей. Особенности ресурса «Википедия» (What I know is...).

Комбинированный урок

Сопоставление статей

1




Узкоспециальные словари. Ассоциативный словарь (свободный эксперимент «стимул» → «реакция»).

Групповая работа

Смоделированный ассоциативный эксперимент

1




Языковой портрет личности. Словарь языка писателя (математическая лингвистика). Составление собственных графиков.

Парная работа

Графики частотности партнера

1




Словари по принципу организации (прямой и обратный алфавитный порядок).

СМ

Списки группы, организованные в разной последовательности

1




Дебаты «Бумажный или электронный носитель?»

Дебаты

Список «за» и «против» каждой опции

1

4.

Изучение введения к словарю С.И. Ожегова (структура толкового словаря).

СМ




1

5.

Типология толкований слова по В.В. Морковкину.

Лекция

Примеры на разные типы толкования

1

6.

Структура словарной статьи.

ЛК




1

7.

Составление собственного словаря.







6




Выборка лексического массива для создания собственного словаря.

ПЗ




1




Разработка системы помет (с опорой на словарь Г.Н. Скляревской).

ПЗ




1




Составление собственных толкований.

ПЗ




1




Подбор иллюстративного материала.

ПЗ




2




Презентация продукта.

СМ




1


Программа делится на два этапа: теоретический и практический.

На первом этапе (темы 1-6) роль учащихся сопрягает в себе активное слушание и выполнение заданий по теме. Роль учителя, напротив, более заметна, преподаватель занимает ведущую позицию, ведь на каждом занятии происходит освоение нового теоретического блока (хотя возможна самостоятельная работа с текстом).

На втором этапе (тема 7 – «Составление собственного словаря») учителю достается роль куратора, организатора деятельности, в то время как основной рабочий процесс, связанный с темой занятия, ложится уже на плечи детей.

Заключение

Повышение лексикографической компетентности, несомненно, облегчает коммуникацию и частично решает проблему агнонимии. В рамках предлагаемого учебно-практического элективного курса ученикам предлагается самостоятельно пройти путь лексикографа: от отбора лексических единиц до печати мини-издания. Создание словаря своими руками направлено на актуализацию использования, в целом, справочного ресурса в процессе обучения и повседневной жизни. Кроме того, в ходе совместной деятельности создаются условия для формирования более гармоничных отношений со сверстниками. Особенно эффективной в этой связи представляется работа по созданию языка одного класса.

Список использованной литературы

1. Базылев В.Н., Красильникова В.Г. Измерение компетенции понимания текста. // Вопросы психолингвистики. М., 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inyaz-mil.ru/institute/docs/VPL_14.pdf (С. 42-47).

2. Дмитрюк Н.В. К вопросу о трансформации языкового сознания русских в условиях

диаспорального проживания в инокультурной среде. // Вопросы психолингвистики. М., 2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.inyaz-mil.ru/institute/docs/VPL_14.pdf (С. 52-61).

  1. Дубичинский В.В. Лексикография русского языка. Учебное пособие. Флинта: Наука. М., 2008.

4. Жуковский С.Т. Живой словарь иностранных слов в современном русском языке. М., 2001.

5. Козырев В.А., Черняк В.Д.. Вселенная в алфавитном порядке: Очерки о словарях русского языка. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000.

6. Мандрикова Г.М. Агнонимия как коммуникативная проблема / Вестник Челябинского гос.пед.ун-та. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2011а. – № 4. – С. 246-254.

7. Мандрикова Г.М. Русская лексическая система в теоретическом и прикладном рассмотрении: категории агнонимии и таронимии. Автореф. … канд. филол. наук. М., 2011.

8. Морковкин В.В. О базовом лексикографическом знании // Учебники и словари в системе средств обучения русскому языку как иностранному. М., 1986. С. 102-117.

9. Морковкин В.В., Морковкина А.В. Русские агнонимы (слова, которые мы не знаем). М., 1997.

10. Сергеева Н.М. Работа с заимствованной лексикой на школьных уроках. Методические разработки. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200601302 (2009)

11. Тимченко О.Г. Система работы над лексическим значением слова на уроках чтения как средство развития речи учащихся начальных классов. Автореф. ... канд. пед. наук. Рязань, 1999.

12. Толковый словарь русского языка конца
XX века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. СПб., 2001.

13. Тренинги с подростками: программы, конспекты занятий/ авт.-сост. Голубева Ю. А. и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985 (2008)

14. Черняк В.Д. Агнонимы в лексиконе языковой личности как источник коммуникативных неудач // Русский язык сегодня. Вып. 2. Сб. статей / РАН. М., 2003. С. 295-304.

15. Щукина В. Детская агрессивность. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.shchukina.com.ua/poleznie-stat-i/detskaya-agressivnost (2009-2012)
Приложение 1

Диагностическая карта «Лексикографическая компетентция учащегося»


  1. Если значение какого-либо слова Вам незнакомо, к каким источникам вы обращаетесь, чтобы его узнать?

а) К толковому словарю;

б) К родителям;

в) К друзьям;

г) К поисковым системам в сети Интернет;

д) Не стремлюсь узнать его значение.
2. Случались ли в Вашей жизни ситуации, в которых непонимание значения слова становилось причиной неловкой ситуации?

а) Да, в рамках урока;

б) Да, в разговоре со взрослыми людьми (родителями, родственниками, знакомыми и т. д.);

в) Да, в разговоре со сверстниками;

г) Нет, такого не случалось.
3. Какие слова чаще всего для Вас оказываются непонятными?

а) профессиональная лексика (связанная с определенной специальностью);

б) территориально ограниченная лексика (диалектизмы);

в) сленговые слова и выражения;

г) бранная лексика.
4. Какое толкование незнакомого слова для Вас является более понятным?

а) Через объяснение лексического значения;

б) С помощью синонимов, антонимов;

в) С помощью подбора иностранного аналога;

г) Через анализ внутренний формы слова («подоконник – под окном»);

д) Через возможный контекст употребления (в словосочетании, предложении).
5. Если вы употребили слово, которое непонятно Вашему собеседнику, Вы …

а) пытаетесь пояснить его лексическое значение;

б) перефразируете свое высказывание по-другому;

в) обращаетесь к жестовым формам, если возможно;

г) Со мной таких ситуаций не происходило.
6. Проблема незнакомого для Вас слова исчерпывается, когда …

а) Вы полностью поняли его значение;

б) Вы приблизительно поняли его значение и область употребления;

в) Не вижу проблемы, ведь говорящий может перестроить своё высказывание, избегая непонятных слов, и сделать его понятным для меня.


7. Перечислите толковые словари, которые Вам известны (фамилии авторов).

8. Продолжите высказывание «В толковом словаре можно найти …».

Приложение 2

Сводная таблица результатов нулевой диагностики2




Вопрос

10-11 лет

12-13 лет

14-15 лет

1.

Если значение какого-либо слова Вам незнакомо, к каким источникам вы обращаетесь, чтобы его узнать?


а – 30%

б – 25%

в – 6%

г – 27%

д – 1%


а – 16%

б – 32%

в – 8%

г – 24%

д – 0%


а – 14%

б – 26%

в – 6%

г – 60%

д – 2%


2.

Случались ли в Вашей жизни ситуации, в которых непонимание значения слова становилось причиной неловкой ситуации?


а – 40%

б – 36%

в – 12%

г – 35%

а – 22%

б – 52%

в – 16%

г – 3%

а – 26%

б – 27%

в – 29%

г – 30%

3.

Какие слова чаще всего для Вас оказываются непонятными?


а – 58%

б – 51%

в – 31%

г – 33%

а – 72%

б – 35%

в – 12%

г – 26%

а – 42%

б – 27%

в – 10%

г – 10%

4.

Какое толкование незнакомого слова для Вас является более понятным?


а – 43%

б – 40%

в – 8%

г – 36%

д – 14%

а – 49%

б – 41%

в – 6%

г – 4%

д – 14%

а – 42%

б – 63%

в – 3%

г – 2%

д – 12%

5.

Если вы употребили слово, которое непонятно Вашему собеседнику, Вы …

а – 42%

б – 37%

в – 9%

г – 2%


а – 52%

б – 45%

в – 1%

г – 4%


а – 38%

б – 39%

в – 4%

г – 27%


6.

Проблема незнакомого для Вас слова исчерпывается, когда …

а – 41%

б – 39%

в – 9%

а – 61%

б – 37%

в – 9%

а – 37%

б – 36% в – 32%

7.

Перечислите толковые словари, которые Вам известны (фамилии авторов).

Ожегов (в т.ч. Ожигов) – 45%

Даль – 10%

— – 32%

Львова, Львов (авторы УМК) – 2%

Петров – 0,5%

Словарь терминов – 0,5%

Ожегов (в т.ч. Ожигов, Ожёгов и Ожогов) – 67%

Даль – 52%

— – 14%

Ушаков – 12%

Тихонов – 3%

Эфрон – 0,5%

Ожегов, Шведова – 3%



Ожегов (в т.ч. Ожигов, Ожёгов) – 70%

Даль – 66%

— – 10%

Ушаков – 3%

Википедия – 19%

8.

Продолжите высказывание

«В толковом словаре можно найти …».

(Лексическое) значение слов – 63%

Непонятные, незнакомые слова – 46%

Любое слово, слова, много разных слов – 23%


(Лексическое) значение слов – 83%

Непонятные, нам неизвестные слова – 46%

Объяснения к словам – 2%

Очень много красивых слов, вполне подходящих для ежедневного обогащения речи – 0,6%

Нужную информацию – 2%

Правописание – 9%

Произношение – 6%

Слово в предложении – 3%

Однокоренные слова – 0,6%

БСЭ – 5%

(Лексическое) значение слов, толкование значения – 63%

Правильное употребление слов – 6%

Всё – 20%

Истину – 2%

Незнакомые слова, слова – 13%

Употребление слов – 3%


Приложение 3

Тест «Я – лидер»


Очень интересно и полезно было бы провести среди ребят тест на определение лидерских качеств. Пусть каждый из них сам попробует оценить свои способности, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.
Инструкция к этому тесту будет такова: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем

согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Образец карточки ответов расположен ниже.

Вопросы к тесту «Я – лидер»

1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12. Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18. Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23. Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31. В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступал так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48. Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма определяет развитость лидерских качеств:

А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.


Карточка для ответов теста «Я – лидер»

А Б В Г Д Е Ж З
1 2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31 32
33 34 35 36 37 38 39 40
41 42 43 44 45 46 47 48

1 Здесь и далее: СМ – семинарское занятие, ЛК – лекция, ПЗ – практическое занятие

2 Анкетирование проводилось с возможностью множественного выбора, поэтому процентные показатели при ответе на каждый вопрос в сумме не дают 100%.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconПубличный отчет за 2011-2012 учебный год гбоу сош с углубленным изучением...
Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением английского языка...
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Автор: Петрова Екатерина Николаевна, учитель гбоу сош №263 с углубленным изучением английского языка, г. Санкт-Петербург
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconУрок русского языка и английского языка по теме «Комплексный анализ текста»
Романенко Лариса Владимировна, учитель русского языка и литературы, Лябах Юлия Анатольевна, учитель английского языка моу-сош №28...
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconДоклад о деятельности мбоу «сош №57 с углубленным изучением английского...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №57 с углубленным изучением английского...
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconАнализ работы гбоу сош №1287 с углубленным изучением английского языка за 2013-2014 учебный год

«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconЗакона Российской Федерации «Об образовании»
Гбоу сош №1287 с углубленным изучением английского языка за I полугодие 2013-2014 учебный год
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconРеферат по химии Тема: Ямальская нефть Работу
Гбоу сош №183 с углубленным изучением английского языка Центрального района Санкт-Петербурга
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconОбщая характеристика учреждения, ступени его развития
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением немецкого...
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconУрок английского языка в 4 классе Тема: «be healthy»
Николаева Ирина Владиславовна, педагог-психолог моу сош №14,Осипова Нина Сергеевна, учитель английского языка высшей категории,г....
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconАлеева Нелли Владимировна, учитель китайского языка, фгкоу «Уссурийское...
Александрова Ульяна Викторовна, учитель музыки мбоу сош №32 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Установить следующий режим работы гбоу сош с углублённым изучением английского языка №1246
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение icon«Утверждаю» Директор гбоу сош №311
Формирование ууд через игровые технологии на уроках английского языка в нш с использованием икт
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconСловарный диктант. Повторение
Учитель начальных классов гбоу сош №111 с углублённым изучением немецкого языка г. Санкт Петербурга Козелкова Валентина Юрьевна
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconУчитель английского языка гбоу
Учитель английского языка гбоу цо №1434 Западного окружного управления Департамента образования города Москвы. Образование – высшее,...
«Формирование лексикографической компетентности школьника через создание собственного словаря» Автор: Гребенщикова Ирина Викторовна, учитель русского языка гбоу сош №31 с углубленным изучением английского языка Введение iconУрок с использованием эор
Автор урока: Бахирева Л. О., учитель немецкого языка мбоу сош №12 с углубленным изучением отдельных предметов г о. Балашиха


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск