Скачать 48.7 Kb.
|
Экология Предмет экология. Студент должен знать: содержание таких понятий, как "экология", "биосфера", "природа", "охрана окружающей среды"; терминологию, используемую в публикациях по вопросам экологии; основы учения о биосфере и биогеоценозах; закономерности функционирования и развития экосистем и их компонентов; характер экологических процессов в биосфере, их взаимосвязь; существо глобальных экологических проблем и особенности их проявления в различных ситуациях; принципы природоохранной политики нашего государства; основы природоохранного законодательства. принципы экологического мониторинга, концепции его организации в региональном, государственном и международном масштабах.
Цель: Формирование представлений о человеке как части природы, о единстве и самоценности всего живого и невозможности выживания человечества без сохранения биосферы: формирование у студентов экологического мировоззрения и воспитание способности оценки своей профессиональной деятельности с точки зрения охраны биосферы. Содержание: 1. Предмет "Экология" и ее задачи. Структура биосферы. основные характеристики атмосферы, гидросферы, литосферы. Понятие "биосфера". Понятие об экологии. Всеобщая взаимосвязь процессов в биосфере. Потоки вещества и энергии в биосфере. Источники энергии и формы поступления энергии в биосферу. Роль живого в процессах переноса, накопления, превращения и рассеяния энергии в биосфере. Биогеохимические циклы. Физические основы экологии. Законы термодинамики и их проявление в биосферных процессах. Эволюция сложных органических структур. Принципы эволюции. Фундаментальные принципы биоэкологии. Организм в среде обитания. Динамика сообществ во времени. Развитие экосистем: сукцессия. Энтропия и информация в биологии и экологии. 2. Учение В.И. Вернадского о биосфере и его развитие в настоящее время. Особенности превращения энергии в живых системах. Роль живого в геохимических процессах. Изменение литосферы, гидросферы и атмосферы под влиянием жизнедеятельности биологических объектов биосферы. Масштабы переноса и накопления вещества живыми организмами. Экологическая неразрывность процессов в живой и неживой природе. Современное состояние биосферы, сложившееся под влиянием человеческого общества. Глобальные экологические проблемы..
4. Проблемы использования сырьевых ресурсов. Проблемы ограниченности земных источников энергии и запасов металлов в земной коре и связанные с этим экологические и социально-политические проблемы. 5. Проблемы урбанизации. Изменение социального состава общества в промышленно развитых и развивающихся странах. Изменение характера глобальных производственных процессов на Земле. Мегаполисы как социальное и экологическое явление.
8. Организационно-правовые основы природоохранной политики России. Отражение вопросов охраны природы в Конституции. Закон России об охране природы, законодательство по охране объектов окружающей среды. 9. Система контроля окружающей среды в России. Мониторинг как инструмент познания окружающей среды. 10. Рациональное природопользование .Принципы уменьшения вредных сбросов и выбросов. Проблемы утилизации отходов. Воспроизводство сырья и энергии. Потенциальные возможности ресурсосберегающих, малоотходных и безотходных технологий, модернизации транспортной и промышленной энергетики. Координатор: Односумова Л.И., заместитель заведующего кафедрой ИЗОС. Задание – реферат на тему: «Экологические проблемы». Вопросы по курсу «Экология» для заочной формы обучения 1. Понятие экологии. Уровни организации живой материи, область компетенции экологии. Понятия популяция, экосистема, биогеоценоз. Соотношение понятий экосистема и биогеоценоз. Структура биогеоценоза. 2. Классификация экологии. Аутэкология, демэкология, синэкология, экология человека. Цели и задачи экологии. Законы Б.Коммонера. 3. Учение В.И.Вернадского о биосфере. 4. Состав и структура биосферы. Свойства живого вещества. 5. Закон незаменимости биосферы. Ноосфера. Закон ноосферы Вернадского. 6. Состав и структура атмосферы. 7. Источники загрязнения атмосферы. Перенос загрязнений в атмосфере. 8. Экологические эффекты в атмосфере: парниковый эффект, озоновый слой, кислотные осадки. 9. Гидросфера: состав и общая характеристика. 10. Основные источники загрязнения природных вод. Основные виды сточных вод. 11. Загрязнение Мирового океана и основные его источники. 12. Эвтрофикация. 13. Преобразование вод гидросферы. 14. Состав и структура литосферы. 15. Антропогенное воздействие на литосферу. 16. Почвы как природные системы и их состав. 17. Главные источники загрязнения почв. Основные факторы деградации почв. Воздействие удобрений и пестицидов на окружающую среду и здоровье человека. 18. Рекультивация земель. 19. Загрязнение окружающей среды – понятие, классификация. 20. Экологические факторы – понятие, классификация. 21. Абиотические экологические факторы. 22. Биотические экологические факторы. Гомотипические и гетеротипические взаимодействия. 23. Адаптация организмов к экологическим факторам. Типы адаптаций. 24. Закон минимума (закон Либиха). Закон толерантности (закон Шелфорда). 25. Экологическая ниша организма. Экологическая ниша человека. 26. Процесс фотосинтеза. Трофические цепи, сети и уровни. 27. Популяция и стация ее обитания. Преферендум и принцип стациальной верности. Принцип минимальной амплитуды колебаний фактора. 28. Понятие гомеостаза и сукцессии биогеоценоза. Понятие климакса. Закон внутреннего развития экосистем. 29. Большой круговорот вещества в биосфере. 30. Круговорот воды. 31. Биогеохимический круговорот вещества. 32. Круговорот углерода, кислорода, азота, серы и фосфора. 33. Антропогенный круговорот веществ (ресурсный цикл). |
Учебник для вузов / В. П. Чирков, В. С. Фёдоров, Я. И. Швидко, М.... Учебник предназначен для студентов строительных специальностей и может быть полезен аспирантам и специалистам, занимающимся проектированием,... | Человек. Экология. Здоровье Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Учебник для студ высш учеб заведений. М., 2007. 400 с Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Тема: Экология как наука о взаимодействии организмов друг с другом Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Программа курса "глобальная экология" для студентов, обучающихся... Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Законодательство Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Приложение 2 к распоряжению Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | «Оренбургский государственный университет» Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Сибирский федеральный университет Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | V всероссийская научно-практическая конференция Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
«Оренбургский государственный педагогический университет» Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | Рабочая программа учебной дисциплины Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Учебник для вузов. Спб.: Питер, 2008. 583 с: ил. (Серия «Учебник для вузов») ... | О внеклассном экологическом воспитании студентов Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... | ||
Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп и перераб.... Учебник предназначен для студентов и преподавателей факультетов психологии университетов, а также для специалистов, занятых на практике... | Практическое задание в рамках сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод» Данный учебник предназначается для студентов вузов, изучающий современную экологическую ситуацию в рамках дисциплин «экология», «Социальная... |