Скачать 28.14 Kb.
|
ВОСЕМЬ СМЕРТНЫХ ГРЕХОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ О книге: Лоренц К. Так называемое зло. М.: Культурная революция, 2008. 616 с.) Наметившееся в начале нового тысячелетия массовое разочарование в науке имеет своей причиной чрезмерные требования к ученым, желание с помощью одной науки решить все фундаментальные вопросы человеческого Бытия (что в принципе неверно), а своим следствием – повальное стремление видеть чудесную панацею в иррациональных культах и методиках, колдовстве, магии, спиритизме. Отказ от рациональных методов познания ведет человека обратно в пещеры, открывает путь дочеловеческим инстинктам и темным влечениям. Лучшие научные умы прошлого хорошо понимали ограниченность человеческого разума в постижении тайн Мироздания. Но вместе с тем они видели в нем венец творения, выше которого может быть только божественная Сущность. И разум – единственное средство, позволяющее если не постичь, то приблизиться к ней. Находясь во власти инстинктов, человек целиком подпадает под законы кармы, только разумная деятельность выводит его в царство Свободы. К подобным исследователям, хорошо понимавшим, что научная деятельность преследует не узкоутилитарные цели, а служит духовному освобождению человека, принадлежит австрийский биолог Конрад Лоренц (1903-1989). Будучи свидетелем «помрачения разума» в нацистской Германии и в сталинской России, Лоренц задумался над естественно-исторической природой зла. Результатом многолетних научных поисков стала книга «Так называемое зло. К естественной истории агрессии». Автор убедительно продемонстрировал, как зыбко отличие «цивилизованного» человека от его животных предков, как мало мы еще продвинулись по пути разумного понимания наших «сугубо человеческих» качеств. В частности, непримиримая межпартийная борьба иллюстрируется жестоким противоборством крысиных кланов, чему соответствует наблюдение И.В. Гёте: Где дьявол праздник свой справляет, Он ярость партий распаляет – И ужас потрясает мир. В рассматриваемом издании помещен и второй фундаментальный труд Конрада Лоренца – «Оборотная сторона зеркала». В нем ученый-естесвоиспытатель вступает в спор с представителями многих философских течений, идеалистически объясняющих природу человеческого познания. На примере многообразных классов животных (от низших к высшим) австрийский натуралист убедительно показывает, каким образом Природа шла к формированию человеческого Разума. Эти два труда Лоренца, безусловно, привлекут внимание исследователей природы и общества, философов и научных работников. Но австрийский ученый был не только выдающимся деятелем науки, но и человеком, глубоко взволнованным состоянием современного общества. Следствием его раздумий о судьбе цивилизации является третья работа, опубликованная в рецензируемой книге. Она составлена из прочитанных по радио коротких лекций, которые сам Лоренц назвал проповедью. Соответствующим стало и название: «Восемь смертных грехов человечества». Эти лекции вызвали громадный резонанс среди радиослушателей, к автору поступили тысячи писем. Выступления Лоренца во многом способствовали превращению разрозненных экологических движений в мощную политическую силу, привели к принятию в Западной Европе целого ряда законов об охране окружающей среды, поставили перед политиками вопросы, на которые они раньше не только не отвечали, но даже не знали об их существовании. Но Лоренц взывал не столько к политикам, сколько к каждому представителю рода homo sapiens. Он требовал от людей большей чуткости, большего внимания к окружающему миру, большей ответственности за свои поступки и даже за свои мысли. Только ответственные, активные граждане могут добиться изменений к лучшему. Слепо полагаться на общественное мнение не стоит. «Общественное мнение, - утверждает ученый, - инертно, оно реагирует на новые влияния лишь после длительной «задержки»; кроме того, оно любит грубые упрощения и большей частью преувеличивает подлинное положение вещей». Поэтому главная задача всякого мыслящего человека – постоянно «бить в колокол», вскрывать негативные явления задолго до того, когда они смогут превратиться в неконтролируемые стихийные бедствия. Юрий ЕПАНЧИН |
Конрад Лоренц Восемь смертных грехов цивилизованного человечества Соглашение вступило в силу 30 января 1945 г для Нидерландов и Норвегии, а затем к нему присоединились еще 39 государств. Обычно известно... | Нижегородская Городская Педагогическая Гимназия Иллюстрации (Сад Наслаждений, Блудный сын, Страшный суд, Воз сена, Семь смертных грехов, Операция по извлечению камня глупости, Корабль... | ||
Урок №5 «Добро и зло» Тема «Добро и зло». Понятны ли вам слова «добро», «зло» (Ответы детей, опирающиеся на жизненный опыт). Прочитайте вопросы из рубрики «Вы узнаете». Можете... | Реферат Использование технологий Дистанционного обучения в высшем образовании Коснулось это и образования. В получении хорошего образования заинтересован каждый, но многие не могут, например, совмещать работу... | ||
Заблуждение цивилизации деятели мировой культуры и интеллектуалы... Так воспринимаются сегодня потесненные на обочину виртуальные судьбы наипервейшего художественного достояния мира вечного культа... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Пояснительная записка на 39 листах Студентка группы ит-71 Старкова С. С Но компьютер сам по себе не способен даже на простые операции, поэтому для того чтобы человек мог использовать компьютер необходимо... | Тема Народы восточной Европы в древности Изучая древние цивилизации (особенно цивилизации Древнего Востока и Древней Греции) мы видели, что природные условия, климат оказывает... | ||
Классный час на тему «Добро и зло» (4 класс) Тема: «Добро и зло» Гареева Римма Кутдусовна, учительница начальных классов мобу сош села Суккулово Ермекеевского района рб | Чудо крови святого Януария Сосуды с кровью Святого Януария в неаполе,... Игра викторина "Самый умный" проводилась среди учащихся 8 классов в рамках декады естественных наук | ||
Конрад Лоренц Заместитель директора по воспитательной работе Захарова Т. А.; классные руководители 1-11 классов | Рефератов по философии Философия цивилизации Сумбатян Ю. Г. Проблемы современной цивилизации // Социально-гуманитарные знания. – 2003. №4 | ||
Сюжетно-ролевая игра «диагностический центр «Здоровье» Провести цикл занятий по книге «Уроки Мойдодыра» и по книге «В гостях у Айболита» | Книга про все нам расскажет Цели: Привить любовь к книге, формировать интерес к чтению, учить бережному отношению к книге | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель урока: Углубление знаний о книге, знакомство читателя с иллюстрациями в книге | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Присутствовали: Арекаева Н. Н., Вихров А. А., Грехов Г. Б., Скоблов В. М., Соловьёва Е. В., Голубцов Н. Н., Егорова П. А., Романова... |