Скачать 233.61 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П. АСТАФЬЕВА» Кафедра физической географии и геоэкологии Человек и его окружающая среда УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ Специальность: 020804 – геоэкология КРАСНОЯРСК 2012 УМКД составлен старшим преподавателем А.А.Эрли Обсужден на заседании кафедры физической географии и геоэкологии 7 сентября 2012г. Заведующий кафедрой В.П. Чеха д.г.н., профессор, Одобрено научно-методическим советом специальности «География» 7 сентября 2012 г. Председатель НМСС В.В.Виноградов Протокол согласования рабочей программы дисциплины «Человек и его окружающая среда» с другими дисциплинами специальности 020804 «Геоэкология» на 2012/13 учебный год
лист внесения изменений Дополнения и изменения рабочей программы на 2012/2013 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: 1. Изменилось название университета на титульном листе 2. Изменилось название министерства образования и науки на титульном листе 3. Добавились литературные источники в карту литературного обеспечения Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры Физической географии и экологии 07.09.2012г. Внесенные изменения утверждаю: Заведующий кафедрой Декан/Директор "_____"___________ 20__г. Оглавление
2. Рабочая программа дисциплины 2.1. Введение
2.5. Карта литературного обеспечения
5. Примерные вопросы к зачету ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины (УМКД) «Человек и его окружающая среда» для студентов очной формы обучения по специальности 020804 «Геоэкология» состоит из следующих элементов:
Поскольку в учебном плане по данной дисциплине не предусмотрено контрольных и курсовых работ, то они отсутствуют; также не предусмотрены учебным планом рефераты, но перечень тем рефератов даётся в качестве дополнительного учебного материала. Данная дисциплина ведётся у студентов очной формы обучения. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Человек и его окружающая среда Специальность: 020804 – геоэкология 020804 - геоэкология очная форма Введение Содержание дисциплины способствует увеличению географических, экологических и социокультурных знаний студентов в природных и социальных аспектах условий жизни. Главная цель дисциплины: сформировать у студентов системное экологическое мышление, комплексный подход к анализу проблем взаимодействия человека и окружающей среды; воспитывать высоконравственное отношение к сохранению среды обитания человека Основные задачи дисциплины: дать представление о границах экологической пластичности человека, обеспечивающей возможность приспособления к изменениям окружающей среды; об экстремальных природных и антропогенных условиях среды, неблагоприятных для жизни человека; Усвоение материала дисциплины способствует глубокому проникновению проблемам экологического воспитания в сознание студентов, формированию гражданского мышления. В результате изучения дисциплины студенты должны знать:
Студенты должны уметь:
Технология процесса обучения по дисциплине «Человек и его окружающая среда» включает в себя прослушивание студентами курса лекций, работу на практических занятиях, выполнение заданий по самостоятельной работе, итоговую проверку знаний в виде зачета. Данная дисциплина читается на 5 семестре. Общая нагрузка составляет 200 часов, из них аудиторных 40 часов и самостоятельной работы 160 часов. Содержание теоретического курса дисциплины Базовый модуль № 1. Химические элементы в окружающей среде. Антропогенное загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы. Тема 1. Химические элементы в окружающей среде. Органогены. Макроэлементы. Жизненно необходимые элементы. Условно необходимые элементы. Токсичные микроэлементы. Распространение в природе. Пути поступления в организм и выведения. Физиологическая роль Тема 2. Антропогенное загрязнение атмосферы, гидросферы, почвы. Основные загрязнители атмосферного воздуха и их влияние на здоровье человека. Загрязнение пресных и морских вод. Виды загрязнителей. Загрязнения почвы. Пестициды. Стойкие органические загрязняющие вещества СОЗ, «грязная дюжина», диоксины. Химическое и микробное загрязнение Базовый модуль № 2. Социально-психологические аспекты здоровья человека Тема 3. Роль питания в формировании уровня здоровья населения. Жиры. Белки. Углеводы. Витамины. Сбалансированное питание. Загрязнения продуктов питания. Тема 4. Внутренняя среда помещений. Основные типы загрязнителей воздуха и источники этих загрязнителей. Диоксид азота и монооксид углерода. Летучие органические соединения. Агенты, вызывающие инфекционные и аллергические заболевания. Социальные болезни: курение, алкоголизм, наркомания. Тематический план изучения дисциплины «Человек и его окружающая среда» по специальности 020804 «Геоэкология»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РЕЙТИНГА ДИСЦИПЛИНЫ
*Перечень форм работы текущей аттестации определяется кафедрой или ведущим преподавателем ФИО преподавателя: Эрли Алла Александровна Утверждено на заседании кафедры экономической географии «___»_______200__г. Протокол №______ Зав. Кафедрой В.П. Чеха Критерии перевода баллов в отметки: 0-60 баллов – незачтено, 60-100 баллов – зачтено. МетодическиЕ рекомендациИ для студентов Данные методические рекомендации направлены на помощь студентам в написании реферата, что способствует более углубленному изучению отдельных разделов дисциплины. Реферат выполняется на стандартной бумаге формата А4 (210/297). Поля: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее 20 мм и нижнее – 25 мм; интервал полуторный; шрифт в текстовом редакторе Microsoft Word - Times New Roman Cyr; размер шрифта – 14 (не менее 12), выравнивание по ширине. Стандартный титульный лист студент получает на кафедре экономической географии. Содержание начинается со второй страницы, далее должна идти сквозная нумерация. Номер страницы ставится в центре нижней части страницы. Общий объем реферата должен составлять 20-25 страниц (без приложений). Во введении обосновывается актуальность темы, ее практическая значимость. Содержание должно быть представлено в развернутом виде, из нескольких глав, состоящих из ряда параграфов. Против названий глав и параграфов проставляются номера страниц по тексту. Главы и параграфы нумеруются арабскими цифрами. Допускается не более двух уровней нумерации. Заголовки, в соответствии с оглавлением реферата, должны быть выделены в тексте жирным шрифтом (названия глав – заглавными буквами, названия параграфов – строчными буквами), выравнивание по центру. Точки в заголовках не ставятся. Каждая глава должны начинаться с новой страницы. Текст параграфа не должен заканчиваться таблицей или рисунком. Представленные в тексте таблицы желательно размещать на одном листе, без переносов. Таблицы должны иметь сквозную нумерацию. Номер таблицы проставляется вверху слева. Заголовок таблицы помещается с выравниванием по левому краю через тире после ее номера. На каждую таблицу и рисунок необходимы ссылки в тексте "в соответствии с рисунком 5 (таблицей 3)", причем таблица или рисунок должны быть расположены после ссылки. В заключении излагаются краткие выводы по результатам работы, характеризующие степень решения задач, поставленных во введении. Следует уточнить, в какой степени удалось реализовать цель реферирования, обозначить проблемы, которые не удалось решить в ходе написания реферата. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита. Каждое приложение имеет свое обозначение. Подбор литературы осуществляется студентом самостоятельно. Желательно использование материалов, публикуемых в журналах списка ВАК, монографий и других источников. Это обусловлено тем, что в реферате вопросы теории следует увязывать с практикой, анализировать процессы, происходящие как в мировой так и в российской этногеографической науке. Перечень используемой литературы должен содержать минимум 15 наименований. Список литературы оформляется в алфавитном порядке в соответствии с требованиями ГОСТа: сначала указываются источники законодательной базы (федеральные, региональные, местные нормативные правовые акты), затем – научные публикации (книги, статьи, авторефераты диссертаций, диссертации). По каждому источнику, в том числе по научным статьям, указывается фамилия и инициалы автора, название, место издания, название издательства, год издания. При использовании страниц Internet их перечень дается в конце списка литературы. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя Изучение курса осуществляется в основном лекционным методом с использованием литературы, графических материалов, видеофильмов. Для проведения практических занятий целесообразно использовать статистические ежегодники. БАНК КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ ТЕСТЫ: № 1
5. Что такое биофилы? а) Элементы, которые входят в состав растений б) Элементы, которые входят в состав любого живого организма. в) Элементы, которые входят в состав млекопитающих животных. г) Элементы, которые входят в состав морских организмов № 2
№ 3
5. Обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности - а) Природа б) Окружающая среда в) Благоприятная окружающая среда г) Среда обитания № 4
5. Согласно Уставу ВОЗ, здоровье – это а) отсутствие болезней и физических дефектов. б) оптимально развивающихся взаимоотношениях человека со средой обитания в) соответствие медицинских показателей принятым нормам г) состояние полного физического, душевного и социального благополучия № 5 1. Норма трудности - 1 2.Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география» 3. Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута. 4. Механизм оценки заключения на тестовое задание 4 – 1 5. Генетический груз популяции - это а) закодированная в молекулах ДНК генетическая память популяции, б) важнейший природный ресурс, на котором основан трудовой, интеллектуальный и культурный потенциал общества в) мертворождения, врожденные пороки, наследственные болезни. г) сохранение оптимального уровня качественного генетического разнообразия № 6
5. Увеличение объема грудной клетки, теплопродукции, скорости кровотока, кроветворения, более высокая легочная вентиляция, кислородная емкость крови, уровень гемоглобина, большое число и размеры капилляров – относится к какому адаптивному типу людей а) арктический б) континентальный в) высокогорный г) тропический № 7 1. Норма трудности - 1 2.Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география» 3.Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута. 4.Механизм оценки заключения на тестовое задание 4-1 5.Назовите заболевания, передаваемые воздушно-капельной инфекцией а) столбняк, ботулизм, газовая гангрена, грибковые заболевания б) холера, брюшной тиф, дизентерия. в) грипп, коклюш, свинка, дифтерия. г) трахома, сибирская язва, парша. № 8 1. Норма трудности - 1 2.Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география» 3.Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута. 4.Механизм оценки заключения на тестовое задание 4- 1 5. Что такое популяция? а) это закодированная в молекулах ДНК генетическая память популяции, передающаяся из поколения в поколение в процессе естественного воспроизводства населения. б) группа особей, способная к устойчивому самовоспроизводству, имеющих общее происхождение, генетическую основу. в) важнейший природный ресурс, на котором основан трудовой, интеллектуальный и культурный потенциал общества, а также здоровье его членов. г) природные и культурно-исторические комплексы и их элементы, способствующие восстановлению сил человека и его здоровья. № 9 1. Норма трудности - 1 2.Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география» 3.Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута. 4.Механизм оценки заключения на тестовое задание 4– 1 5. Какие заболевания относятся к природно-очаговым? а) чума, сыпной тиф, малярия, сонная болезнь б) СПИД, сифилис, гонорея в) грипп, коклюш, свинка, дифтерия г) столбняк, ботулизм, газовая гангрена № 10 1. Норма трудности - 1 2.Тематическая принадлежность «Экскурсионная деятельность и рекреационная география» 3.Максимально – допустимое время предъявления задания – 1 минута. 4.Механизм оценки заключения на тестовое задание 4 - 1 5. группа низкомолекулярных органических соединений относительно простого строения и разнообразной химической природы, абсолютно необходимые для нормальной жизнедеятельности организмов – это а) биофилы б) микроэлементы в) органогены г) витамины ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Здоровье как универсальный критерий медико-экологического благополучия территории. Характеристики здоровья. 2. Основные показатели, характеризующие здоровье человека, общности людей и состояние среды обитания. 3. Классификация факторов риска окружающей среды для здоровья человека. 4. Адаптация и акклиматизация. Механизмы адаптации человека к условиям окружающей среды. Экологическая дифференциация человечества. 5. Основные загрязнители окружающей среды. Экологически обусловленные заболевания. 6. Радиационное загрязнение среды и его влияние на здоровье человека. 7. Медико-экологические аспекты загрязнения окружающей среды. 8. Классификация болезней и патологических состояний по степени и характеру их зависимости от факторов окружающей среды. 9. Болезни и патологии, связанные с геофизическими факторами. 10. Болезни и патологии, связанные с геохимическими факторами. Микроэлементозы и их распространение по территории России. 11. Экология питания. 12. Основные виды патологий, связанные с нарушением питания. 13. Понятие «генофонд» и основные критерии его оценки. Генетический груз популяции. 14. Основные мутагены и канцерогены окружающей среды. 15. Медико-экологические последствия урбанизации. Основные факторы риска для здоровья городского населения. Болезни цивилизации. 16. Роль социально-экономических факторов в формировании здоровья населения. ТЕМАТИКА РЕФЕРЕТОВ
7. Биологические загрязнения и болезни человека 8. Погода и самочувствие
|
Учебно-методический комплекс дисциплины красноярск 2012 пояснительная... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психодиагностика» для студентов заочной формы обучения (3,5 года обучения) по специальности... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность 100110. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информационная культура» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины специальность: 050706. 65 «Педагогика и психология» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 5-го заочного отделения... | Учебно-методический комплекс дисциплины специальность : 040101. 65... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Информатика» для студентов очной формы обучения по специальности 040101. 65 социальная... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины по выбору направление 050700. 62 «Педагогика» Настоящий учебно-методический комплекс дисциплины по выбору (умкд) «Психолого-педагогическая коррекция» для студентов 4-го курса... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | Пояснительная записка Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд)... Учебно-методический комплекс дисциплины составлен к п н., доцентом Грасс Т. П., д э н., профессором Е. В. Щербенко | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины по направлению подготовки... Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Основы экономических учений» состоит из следующих элементов | ||
Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | Учебно-методический комплекс «дисциплины» Учебно-методический комплекс «дисциплины» физическая культура составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Культура повседневности зарубежных стран Направление/ специальность — 031400. 62, культурология... | Учебно-методический комплекс дисциплины «информатика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Риторика» Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего... | Учебно-методический комплекс дисциплины Учебно-методический комплекс дисциплины Источниковедение истории культуры Направление/ специальность — 031400. 62,культурология Форма... |